Научная статья на тему 'О порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в Российской Федерации'

О порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5216
1143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.Ю. Сухачев

В статье анализируются нормы Федерального закона «О полиции», регламентирующие порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — И.Ю. Сухачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of physical force, special means and firearms by police officers in the Russian Federation

The article analyzes the rules of the Federal Law "On Police" governing the use by police of physical force, special means and firearms.

Текст научной работы на тему «О порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в Российской Федерации»

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.Ю. Сухачев,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России

В статье анализируются нормы Федерального закона «О полиции», регламентирующие порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

The article analyzes the rules of the Federal Law "On Police " governing the use by police ofphysical force, special means andfirearms1.

Вопросы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия являются весьма актуальными и злободневными. Поскольку применение физической силы, специальных средств либо огнестрельного оружия так или иначе влечет ущемление прав граждан, то обязательно должно базироваться на законных основаниях. Каждый факт необоснованного применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия негативно отражается на отношении населения к деятельности органов внутренних дел. В условиях реформирования нормативной основы применения обозначенных мер принуждения они заслуживают особого внимания. Рассмотрим некоторые новеллы, связанные с общим порядком применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в соответствии с законом Российской Федерации «О полиции».

Закон «О полиции» в отличие от ранее действовавшего закона «О милиции» более расширено определяет правовую основу применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Часть 1 ст. 18 закона гласит: «Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»1. Дополнительно в ч. 3 этой же статьи содержится норма, позволяющая применять физическую силу, специальные средства и

1 Sukhachev I.Y. On the basis of physical force, special means and firearms by police officers in the Russian Federation.

огнестрельное оружие при задержании лица, совершившего преступление. В соответствии с законом «О милиции» допускалось применение указанных мер по дополнительным основаниям только в состоянии необходимой обороны и в случае крайней необходимости.

Непосредственно порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия закреплен теперь в ст. 19 закона «О полиции». Как и в ранее действовавших нормах закона «О милиции», этот порядок включает в себя совокупность действий, возлагаемых на сотрудника, обязательных к выполнению. Условно все эти действия можно разделить на три хронологических периода. Первый - действия, выполняемые до момента применения. Второй период - действия, выполняемые непосредственно в момент применения. Третий - те действия, которые необходимо выполнить уже после применения вышеупомянутых мер принуждения. Рассмотрим поэтапно особенности обозначенных действий и проведем анализ действий сотрудника полиции в рамках первого временного периода.

В соответствии со ст. 19 закона «О полиции» сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан: сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Определенным нововведением можно считать обязанность сотрудника сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции. Следует заметить, что подобная обязанность законом «О милиции» не предусматривалась, хотя, безусловно, предполагалась, поскольку сотрудник милиции по общему правилу был обязан предупредить о своем намерении применить меры принуждения понятным способом. Иными словами, предупреждение как действие, возлагаемое на сотрудника милиции, подразумевало уяснение лицом, в отношении которого будут применяться меры принуждения, того факта, что перед ним находится сотрудник милиции. Конечно, нормативное закрепление обязанности об информировании правонарушителя о том, что перед ним сотрудник полиции, является гарантией защиты прав и свобод граждан от незаконных действий. Однако, на наш взгляд, данная норма содержит обстоятельства, заслуживающие определенного внимания. Речь идет о правовой оценке действий сотрудника в тех случаях, когда необходимо действовать без предупреждения. В ч. 2 ст. 19 содержатся обстоятельства, позволяющие сотруднику полиции задействовать меры принуждения без предупреждения об этом: «Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия»2. Как видно из сказанного, сотруднику полиции в исключительных случаях предоставляется право не предупреждать о своем намерении применения мер принуждения, однако при этом права не сообщать лицам, в отношении которых предполагается

применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что сотрудник полиции является таковым, не предусмотрено. Руководствуясь существующими нормами закона «О полиции», сотрудник в любом случае должен сообщать о том, что он является представителем полиции. Даже в тех случаях, когда промедление может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан или наступлению иных тяжких последствий. Думается, что если в подобных ситуациях у сотрудника полиции отсутствует время для производства предупреждения, то оно может отсутствовать и для выполнения действий, связанных с информированием о своем статусе. В итоге получается, что сотрудник, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие и не сообщивший о том, что он является сотрудником полиции, во всех случаях поступает неправомерно (в нарушение закона «О полиции»).

Необходимо обозначить, что новый закон сократил количество обстоятельств, позволяющих сотруднику полиции применять физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие без предупреждения с четырех до двух. Как уже было отмечено, такое возможно, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия. В то время как закон «О милиции» предусматривал еще два обстоятельства, позволявшие действовать без предупреждения: «когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным»3. Следует заметить, что содержание понятий «неуместность» и «невозможность» в ранее действовавшем законе не раскрывались. Существующие комментарии закона сводились к тому, что под неуместностью понималась нецелесообразность предупреждения, а под невозможностью - отсутствие у сотрудника по независящим от него причинам возможности предупредить. Одни из разработчиков закона «О милиции» Ю.П. Соловей и В.В. Черников, комментируя данную ситуацию, высказывались за то, что «обстановка, в которой предупреждение считается неуместным или невозможным, имеет место в случаях установления специальных окрашивающих средств в организации для выявления лиц, совершивших преступления; при применении светозвуковых средств отвлекающего воздействия и т.д.»4. Конечно, подобная нормативная «неясность» не всегда позволяла однозначно определять случаи неуместности и невозможности и как следствие этого возникали сложности в правоприменительной практике. Однако дополнительные случаи, когда применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия требовалось без предупреждения, все же были регламентированы нормами права. Сегодня же закон «О полиции» кроме двух вышеперечисленных обстоятельств, позволяющих сотруднику полиции применять физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие без предупреждения, не предусматривает. Весьма интересным в этой связи является вопрос о применении специальных окрашивающих и маркирующих средств, например при выявлении лиц, совершающих преступления. По общему правилу о применении таких специальных средств необходимо предупредить и предоставить время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Действовать без предупреждения возможно только, если промедление повлечет последствия в виде непосредственной угрозы для жизни и здоровья гражданина

или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия. Очевидно, что ни первое, ни второе из указанных обстоятельств к данному случаю не применимы, а значит, необходимо будет предупреждать о намерении применения специальных окрашивающих или маркирующих средств. В таком случае, какой смысл их применения?

В рамках второго временного периода (в момент непосредственного применения) сотрудник полиции должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба. Содержание данной нормы осталось в неизменном виде.

В рамках третьего временного периода (после применения) сотрудник полиции обязан:

- оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

- о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина;

- о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов;

- по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть;

- о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Новый закон «О полиции» определяет временные границы уведомления родственников или близких лиц гражданина, в отношении которого осуществлялось применение мер принуждения, а также уведомления прокурора. В обоих случаях такое уведомление должно производиться в срок, не превышающий 24 часа с момента применения.

Дополнительно на сотрудника возлагается обязанность принимать меры по сохранению без изменения места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину

причинено ранение либо наступила его смерть. Нормативное закрепление такой обязанности, несомненно, имеет важное значение. Во-первых, это является определенной гарантией защищенности самого сотрудника полиции, во-вторых, способствует объективной оценке действий сотрудника полиции на предмет законности применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия при проведении проверок.

Также дополнительно закон «О полиции» возлагает на сотрудника обязанность оформить и представить рапорт по факту применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Закон «О милиции» же предусматривал обязательное оформление и представление рапорта начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения только в случаях применения огнестрельного оружия.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 закона «О полиции» сотрудник полиции обязан представить рапорт, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации. О применении специальных средств или огнестрельного оружия рапорт сотрудник полиции обязан оформить и представить в любом случае независимо от наступления последствий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О полиции: Федеральный закон РФ 07.02.2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Там же.

3 О милиции: Закон РФ 18.04.1991 № 1026-1 (в ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

4 Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М.: Проспект, 2000. Ст. 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.