Научная статья на тему 'О попытке введения следственного судьив ткань современного уголовно-процессуального законодательства: подведение итогов дискуссии'

О попытке введения следственного судьив ткань современного уголовно-процессуального законодательства: подведение итогов дискуссии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / СУДЬЯ / СЛЕДСТВЕННЫЙ СУДЬЯ / CRIMINAL PROCEDURE / PRE-TRIAL PROCEEDINGS / JUDICIAL SUPERVISION / PARTY TO CRIMINAL PROCEEDINGS / JUDGE / INVESTIGATIVE JUDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Юрий Георгиевич

В статье рассматривается дискуссия о введении в уголовно-процессуальное законодательство фигуры следственного судьи в целях осуществления активного судебного контроля в досудебном производстве, но без принятия на себя функций уголовного преследования. Автор приходит к выводу, что большинство предложений, особенно касающихся стадии предварительного расследования, труднореализуемы. В итоге следственный судья так и не получил законодательного отражения в уголовнопроцессуальном законе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ATTEMPT OF INTRODUCTION OF THE INVESTIGATIVE JUDGE OFFICE INTO THE MODERN CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION: SUMMING UP THE DISCUSSION

The article deals with the problem of introduction of the investigative judge office into the criminal procedure legislation, in order to exercise active judicial control in pre-trial proceedings, but without assuming the prosecution functions. The author comes to the conclusion that most proposals, especially those relating to the preliminary investigation stage, are hard to implement. As a result, the investigating judge has not received its legislative reflection in the criminal procedure law.

Текст научной работы на тему «О попытке введения следственного судьив ткань современного уголовно-процессуального законодательства: подведение итогов дискуссии»

УДК 343.17

Взгляд, размышления, точка зрения

Юрий Георгиевич ОВЧИННИКОВ,

профессор кафедры уголовного процесса Владивостокского филиала

Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент yur147@yandex.ru

О ПОПЫТКЕ ВВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО СУДЬИ В ТКАНЬ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИСКУССИИ

ON THE ATTEMPT OF INTRODUCTION OF THE INVESTIGATIVE JUDGE OFFICE INTO THE MODERN CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION: SUMMING UP THE DISCUSSION

В статье рассматривается дискуссия о введении в уголовно-процессуальное законодательство фигуры следственного судьи в целях осуществления активного судебного контроля в досудебном производстве, но без принятия на себя функций уголовного преследования. Автор приходит к выводу, что большинство предложений, особенно касающихся стадии предварительного расследования, труднореализуемы. В итоге следственный судья так и не получил законодательного отражения в уголовно-процессуальном законе

The article deals with the problem of introduction of the investigative judge office into the criminal procedure legislation, in order to exercise active judicial control in pre-trial proceedings, but without assuming the prosecution functions. The author comes to the conclusion that most proposals, especially those relating to the preliminary investigation stage, are hard to implement. As a result, the investigating judge has not received its legislative reflection in the criminal procedure law.

Ключевые слова: уголовный процесс, досудебное производство, судебный контроль, участник уголовного процесса, судья, следственный судья.

Keywords: criminal procedure, pre-trial proceedings, judicial supervision, party to criminal proceedings, judge, investigative judge.

Уголовно-процессуальная деятельность, и особенно стадия предварительного расследования, обуславливается возможностью государственных органов и должностных лиц при наличии оснований, предусмотренных в законе, ограничивать конституционные права и законные интересы личности, проводя следственные действия и осуществляя меры процессуального принуждения. Не исключены случаи, что при принятии ряда решений, лицами ведущими производство по уголовному делу, ограничения могут выходить за рамки допустимости. В целях недопущения указанных действий, а также их минимизации теория уголовно-процессуального права выделяет процессуальный

контроль и надзор как усиленные гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. [10, с. 57]

Особое место в системе механизмов, гарантирующих соблюдение прав участников уголовного судопроизводства в досудебных стадиях, занимает судебный контроль, введенный Законом РФ от 23 мая 1992 г. № 2825-1, предусматривающий механизм обжалования в суд и судебную проверку законности и обоснованности меры пресечения в виде содержания под стражей и срока его продления (ст. 2201, 2202 УПК РСФСР 1960 г.). Данный вид контроля представляет собой форму реализации судебной власти, цель которой - гарантировать участникам

1КЯ1 Вестник Сибирского юридического «1Ё5'* института МВД России

процесса эффективную защиту их прав и свобод путем незамедлительного доступа к правосудию.

Исследователи выделяют признаки судебного контроля как формы реализации судебной власти в уголовном судопроизводстве:

1) строгая регламентация уголовно-процессуальным законом соответствующих полномочий суда, которые в своей совокупности образуют самостоятельное направление уголовно-процессуальной деятельности;

2) форма осуществления судебного контроля, которая является элементом правосудия в широком понимании данного термина - как совокупности приемов и способов осуществления судебной деятельности;

3) цель судебного контроля - защита конституционных прав, свобод и законных интересов участников уголовного процесса в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования;

4) механизм судебного контроля, приводимый в действие не по инициативе суда, а по инициативе заинтересованных субъектов уголовного судопроизводства и иных лиц, вовлеченных в его орбиту;

5) результат судебного контроля - вынесение судом общеобязательного решения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. [7 с. 10]

В отличие от иных форм контроля и надзора судебный контроль имеет ряд преимуществ. Во-первых, суд позволяет устранить субъективизм при принятии соответствующих процессуальных решений, поскольку не связан с ведомственными интересами, не несет ответственности за раскрытие преступлений, не отвечает ни за количественные, ни за качественные показатели досудебного производства. Судебная власть заинтересована в устранении каждого нарушения, ведь законность и обоснованность стадии предварительного расследования есть основа правосудия по уголовным делам.

Во-вторых, это единственный орган, где осуществляется судебная процедура, особенностями которой не обладает ни одна форма государственной деятельности (она наиболее детально регламентирована законом, в ней главным образом реализуются принципы уго-

ловного судопроизводства, которые создают благоприятные условия для выяснения обстоятельств дела и установления истины). Таким образом, принципиальное отличие процессуального контроля руководителя следственного органа, прокурорского надзора и судебного контроля заключается именно в методах осуществления такового.

Рассмотрим дискуссию, которая развернулась в 2014-2015 гг. на многих научных площадках, среди ученых и практиков, занимающихся поиском наиболее эффективных форм предварительного расследования. В данный период оживленно обсуждался вопрос о необходимости введения самостоятельного субъекта - следственного судьи, осуществляющего активный судебный контроль в досудебном производстве, но без принятия на себя функций уголовного преследования. [9, с. 55-59]

Согласно данной идее корпус следственных судей должен способствовать обеспечению принципа состязательности и равноправия сторон, в том числе и на досудебном производстве, поскольку судьи, рассматривающие дела в первой инстанции, не будут связаны своими же собственными решениями, принятыми по тому же делу в стадии предварительного расследования.

Напомним, в первой редакции закона уже была закреплена норма, запрещающая рассматривать дело по существу судье, если он ранее принимал в досудебном производстве по этому делу решение (ч. 2 ст. 63 УПК РФ - исключена Федеральным законом от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ). Данное правило распространялось на заключение под стражу, продление ее срока, а также на проверку законности и обоснованности применения задержания, стражи и срока ее продления. Сущность упраздненной нормы - всячески исключить влияние на суд предыдущего судебного решения, принятого в стадии предварительного расследования.

Не заостряя внимание на данной проблеме, считаем необходимым лишь обозначить основные позиции приверженцев этой инициативы, а также их оппонентов.

Поводом к научной дискуссии стало поручение главы государства В.В. Путина, данное

Взгляд, размышления, ЛЯ точка зрения «tSr*

Верховному Суду РФ 14 октября 2014 г. по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека: изучить до 15 марта 2015 г. предложения по воссозданию в России института следственных судей.

Идею поддержали многие ведущие ученые и правоприменители. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин высказывался, что данный институт может решить ряд системных проблем уголовного про-цесса. Бывший заместитель Председателя Конституционного Суда РФ в отставке Т.Г. Морщакова, проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова С.М. Шахрай, полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях М.Ю. Барщевский отмечали, что этот участник должен стать центральной фигурой в процессе судебного контроля на предварительном следствии. Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам гражданского общества А.А. Клишас, председатель Совета при Президенте РФ развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента РФ М.А. Федотов рассматривают следственного судью как гарантию состязательности процесса и реальную возможность для защиты прав обвиняемых.

Уже через год существовали три теоретические концепции, в которых авторы сходились во мнении о целесообразности введения в уголовный процесс следственного судьи: «О компетенции и порядке формирования института следственных судей в Российской Федерации», разработанная Постоянной комиссией по гражданскому участию и правовой реформе Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека под руководством Т.Г. Морщаковой; «Возрождение института следственных судей в российском уголовном процессе», разработанная советником Конституционного Суда РФ А.В. Смирновым (а вскоре и сам проект федерального закона «О следственных судьях в Российской Федерации»); «Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права РФ», разработанная под

руководством А.С. Александрова.

М.В. Парфенова, рассматривая вопрос о возможности (невозможности) участия судьи в рассмотрении уголовного дела в случае осуществления им судебного контроля, пишет о введении в судебную систему следственных судей, отделенных от судов общей юрисдикции, как об идеальном варианте. [11, с. 77-78] Наиболее приемлемым и эффективным средством состязательного типа судопроизводства, в том числе и на досудебных стадиях, - полагает В.Ю. Мельников, - является введение института следственных судей, которому целесообразно посвятить отдельную главу в УПК РФ. Современное состояние полномочий судей, где одновременно осуществляется правосудие и судебный контроль, недопустимо. Данные функции должны быть разделены. В качестве аргумента автор приводит пример законодательства США. Там по тяжким преступлениям судебное решение на арест, а также обыск выдает магистрат, при этом запрещается судье, выдававшему ордер на арест, в последующем осуществлять правосудие. [8, с. 26-27]

Схожую позицию в части разделения полномочий судей (судья следственный - исключительно для контроля в стадии предварительного расследования и предания суду, а также судья для осуществления правосудия) разделяют и другие авторы. И. С. Федотов, в частности, убежден, что в районных (городских) судах сразу снизится нагрузка на судей, осуществляющих правосудие. В течение «дежурной» недели судья рассматривает около ста ходатайств органов предварительного расследования, что с учетом подготовки, проведения судебного заседания и выдачи копий процессуальных документов занимает весьма значительное время. [15, с. 96] В.И. Руднев полагает, что судья, освобожденный от обязанности рассматривать дела по существу, будет объективнее выносить решения по ходатайствам следователей. [14, с. 110]

Суждения о целесообразности введения следственного судьи в целях осуществления контроля за процессуальными решениями органов предварительного расследования, ограничивающими права граждан в уголовном процессе (а также с иными полномочиями, но

JRjjL Вестник Сибирского юридического «wS^ института МВД России

различными в их объеме), можно обнаружить и в работах других авторов [6, с. 26-28; 18, с. 15].

Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что на страницах юридической печати идея введения должности следственного судьи была воспринята отдельными учеными достаточно критично.

Так, В.М. Быков, Н.С. Манова, Ю.П. Си-нельщиков, настаивая на возращении утраченных функций прокурора, сомневаются, что следственный судья обеспечит в полной мере процессуальные гарантии прав и законных интересов участников процесса в досудебном производстве. Авторы убеждены, что предложения в данном виде декларативны, оторваны от действительности, от законодательных реалий. Они лишь утяжелят уголовный процесс и потребуют огромных финансовых вливаний со стороны федерального бюджета. [2, с. 44, 46; 14, с. 56]

Ю.А. Цветков видит в новой фигуре обычного «дежурного судью», работающего в режиме «нон-стоп», эффект от которого будет практически нулевым. Революционных изменений в судебном контроле на досудебном производстве не произойдет. Перераспределение полномочий приведет к запредельной нагрузке на следственного судью, что, безусловно, отразится на качестве принятия решения. [17, с. 76] О введении нового субъекта автор высказался как об «угрозе национальному суверенитету в уголовном процессе» [16, с. 11].

В эмоциональной форме критикует создателей концепции возрождения института следственных судей Л.В. Головко - указывая на ее нелогичность, выдуманные идеи, американизированную направленность и бю-ро-кратичность. [3, с. 9-15]

Отдельные исследователи, изучив рассматриваемого участника процесса в государствах ближнего зарубежья (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Казахстан, Молдова, Украина), констатируют, что данный институт «ограниченно вплетен в структуру иных институтов и норм УПК этих стран и согласован с законодательством о судоустройстве», существующая модель УПК РФ пока не готова включать следственного судью в ткань уго-

ловно-процессуального законодательства. [4, с. 15]

Рассматривая следственного судью через призму судебного контроля, М.Л. Поздняков считает, что новый участник уголовно-процессуальных отношений кардинально не изменит ситуацию в данном виде контроля. [12, с. 23] Более того, он своими полномочиями автоматически подменит следователя, - считают А.М. Багмет и Т.И. Розовская. Это существенного ограничит полномочия последнего и в итоге не будет эффективнее влиять на защиту прав и законных интересов граждан. [1, с. 58] В том же ключе высказываются и другие исследователи.

Следует обозначить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации также высказалась против создания института следственных судей. Активный судебный контроль за расследованием преступлений, по их мнению, приведет к вторжению суда в сферу деятельности государственного обвинения, тем самым усматривается посягательство на принцип осуществления правосудия -отделения функции разрешения дела от иных функций. [5]

Спустя два года после поручения Президента РФ столь острая полемика в отношении возрождения следственного судьи стала постепенно угасать. Результаты активной дискуссии так и не нашли законодательного отражения. Многие предложения, особенно касающиеся стадии предварительного расследования, были трудно выполнимы (по крайней мере, в том виде, в которых обозначены в концепциях): реализация идеи требовала больших финансовых затрат; следственный судья отдельными полномочиями заменяет следователя, что существенно ограничивает и без того его усеченную самостоятельность и независимость; отдельные институты уголовно-процессуального законодательства, как оказалось, еще не готовы для «вливания» данного участника в «ткань» современного процесса; в окончании - новый участник революционно не изменит ситуацию в предварительном судебном контроле и не поднимет его эффективность на достаточно высокий уровень.

Взгляд, размышления, точка зрения

Библиографический список

1. Багмет, А.М. Следователь или следственный судья: необходимо ли возрождение института следственных судей? / А.М. Багмет, Т.И. Розовская // Российская юстиция. - 2015. - № 9.

2. Быков, В.М. Нужен ли уголовному судопроизводству России следственный судья? / В.М. Быков, Н.С. Манова // Законность. - 2015. - № 6.

3. Головко, Л.В. Архетипы досудебного производства, возможные перспективы развития отечественного предварительного следствия / Л.В. Головко // Уголовное судопроизводство. - 2014. - № 2.

4. Григорьев, В.Н. Компаративистские заметки об институте следственного судьи в досудебном уголовном производстве / В.Н. Григорьев, И.А. Зинченко, А.П. Попов // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2016. - № 1.

5. Корня, А. Надзору не нужен контроль / А. Корня // Ведомости. - 2015. - 5 мая.

6. Красильников, А.В. О целесообразности формирования в российском уголовном процессе института следственных судей / А.В. Красильников // Российская юстиция. - 2016. - № 8.

7. Луценко, П.А. Судебный контроль в досудебных стадиях уголовного процесса Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / П.А. Луценко. - М., 2014.

8. Мельников, В.Ю. Необходимость детального совершенствования института судебного контроля / В.Ю. Мельников // Российский судья. - 2015. - № 7.

9. Овчинников, Ю.Г. К чему привела полемика введения следственного судьи в материю уголовно-процессуального законодательства / Ю.Г. Овчинников // Российский судья. - 2019.

10. Овчинников, Ю.Г. Эффективность судебного контроля за следственными действиями, ограничивающие конституционные права граждан: теоретический и практический взгляд на проблему / Ю.Г. Овчинников // Российский судья. - 2019. - № 5.

11. Парфенова, М.В. Охрана конституционных прав подозреваемого и обвиняемого в досудебных стадиях уголовного процесса России / М.В. Парфенова. - М.: Юрлитинформ, 2004.

12. Поздняков, М.Л. Перспективы института следственных судей / М.Л. Поздняков // Уголовный процесс. - 2015. - № 6.

13. Руднев, В.И. Следственный судья и меры уголовно-процессуального принуждения / В.И. Руднев // Уголовное право. - 2017. - № 4.

14. Синельщиков, Ю.П. Пути модернизации российского уголовного процесса: создание института следственных судей либо расширение полномочий прокурора? / Ю.П. Синельщиков // Законность. - 2018. - № 4.

15. Федотов, И.С. Судебный контроль в досудебном производстве по уголовным делам / И.С. Федотов // Уголовное право. - 2016. - № 5.

16. Цветков, Ю.А. «Благие» намерения МВД / Ю.А. Цветков // Уголовный процесс. - 2017.

17. Цветков, Ю.А. Досудебное производство в ожидании современной доктрины / Ю.А. Цветков // Уголовный процесс. - 2015. - № 5.

18. Шейфер, С.А. Отечественное предварительное следствие: упразднить или усовершенствовать? / С.А. Шейфер // Уголовное судопроизводство. - 2015. - № 3.

№ 3.

№ 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.