ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 343.985.3
<а *
Юрий Петрович ГАРМАЕВ,
прoфeccoр кaфeдры уголовного процесса и криминалистики Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, профессор кафедры криминалистики Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, дoктoр юри-дичecких тук, прoфеccoр
О
Николай Владиславович ПОЛЯКОВ,
преподаватель кафедры криминалистики Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) [email protected]
О ПОНЯТИИ НЕЗАКОННОГО ТРАНЗИТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
ON THE CONCEPT OF ILLEGAL TRANSFER OF FUNDS
Статья посвящена рассмотрению понятия незаконного транзитирования денежных средств, представляющего собой один из основных способов незаконной банковской деятельности. Анализ судеб-но-следственной практики по ст. 172 УК РФ свидетельствует о том, что расследование данных преступлений вызывает у следователей трудности как в сборе доказательственной информации, так и в доказывании виновности причастных к ней лиц, что обусловлено в том числе отсутствием законодательно закрепленной дефиниции.
The article is devoted to the consideration of such a concept as ille-gal transfer of funds, which is one of the main ways of illegal banking ac-tivities. Analysis of court decisions and investigative actions in accordance with Art. 172 of the Criminal Code of the Russian Federation indicates that the investigation of these crimes causes difficulties for investigators both in collecting evidentiary information and in proving the guilt of those involved, which is due, inter alia, to the lack of a legislatively estab-lished definition.
Ключевые слова: незаконное транзитирование денежных средств, незаконная банковская деятельность, фирмы-однодневки, расчетный счет.
Keywords: illegal transfer of funds, illegal banking activities, short-lived companies, current account.
Вестник Сибирского юридического института МВД России
Стоит отметить, что в последние годы число преступлений экономической направленности продолжает оставаться стабильным, о чем свидетельствуют статистические данные ФКУ ГИАЦ МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Это, в свою очередь, обусловлено появлением современных форм экономических отношений и наличием пробелов в законодательстве. В результате обвиняемые придумывают новые способы совершения противоправных посягательств, тем самым существенно подрывая экономическую безопасность государства.
Так, согласно официальным данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в Красноярском крае за период с 2010 по 2019 гг. правоохранительными органами расследованы 36178 уголовных дел экономической направленности, из которых 27208 направлены в суд с обвинительным заключением1. Указанные сведения свидетельствуют о том, что расследование анализируемых преступлений имеет специфику и органам предварительного расследования не всегда удается решить поставленные тактические задачи, что приводит к невозможности направления уголовных дел в суд, а значительная часть из них приостанавливаются или прекращаются. К числу таких преступлений, безусловно, можно отнести незаконное транзитирование денежных средств.
Анализируемая преступная деятельность носит систематический характер и влияет на развитие экономики государства, причиняя ей значительный материальный ущерб, что требует более тщательной работы по ее выявлению и расследованию.
Так, в 2017 г. Советским районным судом г. Казани по п. «а» ч. 2 ст. 172 УК РФ осуждены граждане Г., К., Н., Х. и Ш. В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 2013 по 2016 год указанные лица, действуя в составе организованной
преступной группы, не имея специального разрешения (лицензии), систематически незаконно совершали банковские операции, предусмотренные пп. 3, 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», по осуществлению расчетов по поручению заказчиков - различных юридических лиц, заинтересованных в их преступной деятельности и перечислявших денежные средства подконтрольным преступной группе организациям. В результате организованная преступная группа, используя подконтрольные фирмы-однодневки, осуществила оборот 4,5 млрд рублей2.
На сегодняшний день вопросы расследования анализируемых преступлений являются предметом дискуссии многих исследователей и не теряют актуальности. В свое время изучением этой проблематики занимались такие отечественные ученые, как Ю.Б. Самойлова, Н.С. Сомов, В.Г. Стаценко, А.В. Щелконо-гов и др. Их труды выступают теоретической основой настоящего исследования. Однако в настоящее время не все вопросы, касающиеся расследования незаконного транзитирования денежных средств, изучены криминалистами, что обуславливает дальнейшую необходимость исследований в данной сфере.
Так, на основе анализа действующего законодательства (банковского, налогового и т.д.) можно сделать вывод - в нем отсутствует понятие незаконного транзитирова-ния денежных средств, несмотря на широкую распространенность данных преступлений. В связи этим попробуем сформулировать указанную дефиницию на основе мнений ученых и анализа судебно-следственной практики.
Для начала разберемся, что представляет собой механизм совершения анализируемого преступления. Как видится, он состоит из нескольких последовательных этапов, выполняемых «исполнителями» для получения криминального дохода.
1 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/ regions_chart_total (дата обращения: 22.06.2020).
2 Приговор Советского районного суда г. Казани по делу № 1-410/17 от 02.06.2017.
10
№ 1(42)•2021
1. Образование подконтрольных фирм-однодневок и регистрация подставных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - ИП).
Напомним, что в современном российском законодательстве имеется система норм, охраняющих общественные отношения в области создания юридического лица на основе предоставления достоверных сведений об его учредителях. К ним относятся Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и т.д.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, которая должна быть зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственной регистрацией являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений о юридических лицах и об ИП.
Анализ состояния защищенности экономической сферы государства свидетельствует о том, что в настоящее время одной из значимых угроз его экономической безопасности является широкое распространение коммерческих структур, зарегистрированных по подложным, фальсифицированным либо утраченным документам, а также на подставных или умерших лиц, что повышает процент преступности в экономической сфере [5,
ф Кж
Теория и практика правоохранительной деятельности -S&*
с. 50] (фирмы-однодневки в обиходе называют «подставные», «синяки», «мусор-фирмы», «прокладки», «лжефирмы», «ежики», «помойки» - представляется, что все названия достаточно образны и весьма тонко характеризуют назначение этих юридических лиц).
Согласимся с мнением А.В. Варданяна, что фиктивные организации выступают своеобразными порталами в теневую экономику, обеспечивая вывод из законного оборота капитала, недвижимости и иных ценностей, а также подпитывая организованную преступность и коррупцию [1, с. 60].
Подчеркнем, что довольно часто фирмы-однодневки регистрируются на территории одних субъектов Российской Федерации, а фактически функционируют на территории других, делается это с целью минимизации контроля со стороны налоговой инспекции за их незаконными операциями. Как показывает практика расследования уголовных дел, одно такое юридическое лицо используется обвиняемыми на протяжении 1-2 лет, после чего ликвидируется либо ставится на налоговый учет в другом регионе. При этом новыми учредителями и директорами данных организаций становятся малообеспеченные лица за небольшое вознаграждение, либо они переоформляются на неосведомленных лиц, утративших паспорта и вовремя не обратившихся с заявлением об утере в полицию [подр.: 3, с. 103].
Также незаконное транзитирование денежных средств может осуществляться посредством использования ИП, не ведущих никакой финансово-хозяйственной деятельности. Одним из пробелов действующего законодательства можно назвать то, что в нем отсутствует уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за регистрацию и нелегальную деятельность ИП, используемого для незаконного транзитирования денежных средств. Выходом из данной ситуации может стать введение в УК РФ нормы, предусматривающей уголовную ответственность за регистрацию в качестве ИП, не ведущего реальной экономической деятельности, расчетные счета которого используются
Вестник Сибирского юридического института МВД России
для незаконного транзитирования денежных средств [подр.: 4, с. 100].
2. Открытие в кредитных организациях расчетных счетов фирм-однодневок (ИП) и подключение систем дистанционного банковского обслуживания.
3. Поиск заказчиков среди представителей бизнеса, желающих уклониться от уплаты налогов.
4. Оформление подложных бухгалтерских документов, подтверждающих наличие финансово-хозяйственных отношений между подконтрольной фирмой-однодневкой (ИП) и организацией заказчика.
5. Перечисление безналичных денежных средств с расчетного счета организации заказчика на расчетный счет подконтрольной обвиняемым фирмы-однодневки (ИП).
6. Перечисление безналичных денежных средств с расчетного счета подконтрольной фирмы-однодневки (ИП) на расчетный счет конечного контрагента, указанного заказчиком.
Таким образом, заказчик незаконного транзитирования осуществляет оборот денежных средств через расчетные счета фирм-однодневок (ИП), снимая с себя налоговую нагрузку, так как на основании подложных бухгалтерских документов он не получает прибыли, с которой необходимо уплачивать налоги.
Мы солидарны с мнением А.Н. Ляскало, что если денежные средства переводятся с одного банковского счета на другой в рамках экономически обоснованных безналичных расчетов, то транзит не является нарушением закона. Если денежные средства переводятся с одного банковского счета на другой на основании мнимых сделок и фиктивных документов для запутывания маршрута движения и последующего обналичивания денег или их вывода в иностранную юрисдикцию, транзит становится незаконным. При этом незаконный транзит денежных средств можно классифицировать по территориальному критерию совершения безналичных операций: а) безналичный перевод денежных средств на банковские счета в кредитных организациях Российской Федерации;
б) безналичный перевод денежных средств на банковские счета в кредитных организациях иностранных государств [2, с. 26].
7. Получение обвиняемым преступного дохода от заказчика.
Как верно отмечено Н.С. Сомовым, незаконное транзитирование является действием, противоположенным легализации и отмыванию денежных средств, полученных преступным путем (ст. 174.1, 174.2 УК РФ). В отличие от совершения незаконных действий по вводу нелегально полученных денежных средств в легальный оборот при совершении незаконного транзитирования целью является вывод денежных средств из легального оборота в нелегальный [6, с. 110].
На основании изложенного приходим к выводу, что незаконное транзитирование денежных средств - это умышленная деятельность лица, подпадающая под признаки преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ (основные), а также сопутствующих (ст. 159, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 199, 210 УК РФ и т.д.), осуществляемая также двумя сторонами - «исполнителями» и «заказчиками», где:
- первые переводят безналичные денежные средства по поручению заказчика с расчетных счетов подконтрольных фирм-однодневок и ИП, действующих без соответствующей регистрации и лицензии, на расчетные счета конечных контрагентов посредством законно действующих кредитных организаций с оформлением документов, создающих видимость внешне законных операций, с целью получения за их совершение преступного дохода;
- вторые перечисляют указанные безналичные денежные средства исполнителям, как правило, с целью уклонения от уплаты налогов.
Не вдаваясь в дальнейшую научную дискуссию, заметим, что для успешной борьбы с незаконным транзитированием денежных средств криминалистическими средствами необходимо продолжить научные исследования указанной преступной деятельности и внедрять их в правоприменительную практику.
~ 12 ~
№ 1(42)•2021
ф loi
Теория и практика правоохранительной деятельности -S&*
Библиографический список
1. Варданян, А.В. Фиктивные организации как специфические криминальные средства совершения преступлений в сфере экономики: правовые и криминалистические аспекты / А.В. Варданян // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2019. -№ 3(85). - С. 56-62.
2. Ляскало, А.Н. Уголовная ответственность за незаконные операции по обналичиванию и транзиту денежных средств / А.Н. Ляскало // Российский следователь. - 2014. - № 17. -С. 23-28.
3. Поляков, Н.В. Документирование лжеэкономической деятельности фирм-однодневок, используемых для осуществления незаконной банковской деятельности / Н.В. Поляков // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2017. - № 1(26). - С. 98-104.
4. Поляков, Н.В. К вопросу о необходимости совершенствования современного российского законодательства для борьбы с незаконной банковской деятельностью / Н.В. Поляков // Алтайский юридический вестник. - 2017. - № 20. - С. 98-100.
5. Соловьев, И.Н. Фирмы-однодневки: противодействие и проблемы уголовно-правовой квалификации / И.Н. Поляков // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 1. - С. 50-55.
6. Сомов, Н.С. Расследование незаконной банковской деятельности / Н.С. Сомов // Эпоха науки. - 2017. - № 9. - С. 110-117.