Научная статья на тему 'О понятии механизма обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и недостатках его действия в России'

О понятии механизма обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и недостатках его действия в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1071
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА / ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / HEALTHY ENVIRONMENT / ENFORCEMENT OF THE RIGHT / MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF THE LAW / GUARANTEES OF REALIZATION OF RIGHTS / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC INTERESTS / ENVIRONMENTAL INTERESTS / POSSIBILITY OF CONTAMINATION / PRINCIPLES OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова Наталья Владимировна

В статье раскрывается понятие механизма обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и на основе анализа Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и Лесного кодекса РФ делается вывод о том, что указанный механизм не оправдывает в полной мере своего назначения. Проведенное исследование показало, что общесоциальные и юридические условия (гарантии) реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, заявленные в научной доктрине, на практике не могут быть использованы в полной мере всем населением нашей страны без исключения. Иными словами, механизм обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду в действительности не в состоянии полностью выполнить ту роль, для которой он предназначен. Можно констатировать, что соответствующий механизм направлен на достижение прямо противоположной цели вместо обеспечения реализации права на благоприятную окружающую среду он обеспечивает слабо контролируемую возможность использования ресурсов окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ENFORCEMENT OF THE RIGHT OF CITIZENS TO HEALTHY ENVIRONMENT AND SHORTCOMINGS OF ITS APPLICATION IN RUSSIA

The article deals with the concept of enforcement of the right of citizens to healthy environment. Based on the analysis of the Federal Law "On Environmental Protection", the Federal Law "On Protection of Atmospheric Air" and the Forestry Code of the Russian Federation it is concluded that the mechanism does not fully justify its purpose. The study shows that common social and legal guarantees for the realization of the right of citizens to healthy environment claimed at the scientific doctrine, in practice, cannot be fully applied for all the citizens of Russia. In other words, the mechanism of enforcement of the right of citizens to healthy environment, in fact, is not capable to fulfill the role for which it was intended. It can be stated that the mechanism aims at achieving the opposite goal instead of enforcement of the right to healthy environment, as it provides loosely controlled possibility to use the resources of the environment.

Текст научной работы на тему «О понятии механизма обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и недостатках его действия в России»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

Н. В. Жукова*

О понятии механизма обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и недостатках его действия в России

Аннотация. В статье раскрывается понятие механизма обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и на основе анализа Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и Лесного кодекса РФ делается вывод о том, что указанный механизм не оправдывает в полной мере своего назначения. Проведенное исследование показало, что общесоциальные и юридические условия (гарантии) реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, заявленные в научной доктрине, на практике не могут быть использованы в полной мере всем населением нашей страны без исключения. Иными словами, механизм обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду в действительности не в состоянии полностью выполнить ту роль, для которой он предназначен. Можно констатировать, что соответствующий механизм направлен на достижение прямо противоположной цели — вместо обеспечения реализации права на благоприятную окружающую среду он обеспечивает слабо контролируемую возможность использования ресурсов окружающей среды.

Ключевые слова: благоприятная окружающая среда, обеспечение реализации права, механизм реализации права, гарантии реализации права, экономические гарантии, экономические интересы, экологические интересы, возможность загрязнения, принципы охраны окружающей среды.

001: 10.17803/1994-1471.2017.84.11.161-168

Актуальность исследуемого вопроса обусловлена прежде всего тем, что, несмотря на провозглашение мировым сообществом1 права каждого человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести до-

стойную и процветающую жизнь, проблемы в этой сфере не только не были решены, но продолжают нарастать. В связи с этим представляется необходимым осветить некоторые проблемные аспекты, связанные с гарантиро-ванностью реализации данного права.

1 Имеется в виду Стокгольмская декларация, принятая 16.06.1972 (см.: Действующее международное право. М. : Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 682—687).

© Жукова Н. В., 2017

* Жукова Наталья Владимировна, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Краснодарского университета МВД России natalja.juckova2010@mail.ru

350090, Россия, г. Краснодар, ул. Циолковского, д. 3

Как известно, право может быть реализовано посредством его осуществления (использования), исполнения, соблюдения и применения2. По мнению К. К. Гасанова, реализация основных прав — это такой процесс, результатом которого является претворение правовых норм в жизнь3. Т. Д. Зражевская полагает, что для того, чтобы конституционные нормы были реализованы, нужно:

1) иметь правильно сформулированные конечные цели развития государства, которые закреплены в законе;

2) обладать знаниями о потребностях общества;

3) заложить интересы народа в механизм реализации закона4 .

Соответственно, реализация права граждан на благоприятную среду, как мы уже указали, должна быть обеспечена государством. А обеспечение реализации права представляет собой некий механизм, состоящий из взаимосвязанных элементов, гарантирующих его реализацию5, или средства и институты, обеспечивающие достижение целей норм права в деятельности субъектов, которые включают различные меры (материально-технические, организационно-управленческие, идеологические)6. Если учитывать, что механизм — это

система, а именно совокупность взаимосвязанных в ней элементов в движении, то механизм реализации права — это непосредственное действие права, осуществляемое через действие его субъектов. Тогда и механизм реализации права на благоприятную окружающую среду будет означать совокупность взаимосвязанных элементов, благодаря которым осуществляется достижение соответствующей цели этого права в деятельности субъектов.

Говоря о содержании термина «обеспечение», следует отметить, что, по мнению Н. В. Витрука, обеспечение конституционных прав — это система общих условий и специальных (юридических) средств, обеспечивающих их реализацию, охрану и защиту7. Есть мнение, что подобным обеспечением является «деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенций, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод»8 или деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по созданию благоприятных условий (гарантий) для правомерной

2 См., например: Теория государства и права / под ред. В. П. Малахова, В. Н. Казакова. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. С. 214—216 ; Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стрекозова. М. : Интерстиль ; Омега-Л, 2005. С. 258—263 ; Рассолов М. М. Теория государства и права : учебник для вузов. М. : Юрайт, 2010. С. 506—507 ; Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. 4-е изд., перераб. и доп.— М. : Эксмо, 2011. С. 340—343 ; Рассказов Л. П. Теория государства и права : учебник для вузов. 5-е изд. М. : Риор ; Инфра-М, 2014. С. 366—370 ; Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2015. С. 605—614 ; Пертцик В. А., ШмайловаЛ. П. Реализация конституционных норм // Советское государство и право. 1979. № 5 ; Стумбина Э. Я, Кузнецов А. В., Эглитис В. В. Механизм реализации Конституции. Рига, 1984. С. 9, 99—104.

3 Гасанов К. К. Основные права человека: свойства и конституционный механизм защиты : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 198.

4 Зражевская Т. Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 1999. С. 102—104.

5 См., например: Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Эксмо, 2011. С. 347—348.

6 Гойман-Калинский И. В., Иванец Г. И., Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права : учеб. пособие / общ. ред.: В. И. Червонюк. М. : КолосС, 2003. С. 262.

7 Витрук Н. В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 195—196.

8 Толкачев К. Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991. С. 41.

и неуклонной их реализации9 . То есть «обеспечить» — значит создать условия, предоставить гарантии для того, чтобы нечто могло быть воплощено. Таким образом, можно сказать, что механизмом обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду является создание государством таких условий и предоставление таких гарантий, чтобы воплощение соответствующих норм права посредством действий его субъектов, выраженных в форме осуществления (использования), исполнения, соблюдения либо применения, было реально возможно.

В юридической литературе предлагаются различные классификации условий (гарантий). Так, выделяются общесоциальные условия (экономические, социальные, политические и идеологические или духовные) и специальные (юридические), которые в дополнение к первым дают возможность гражданам ре-ализовывать свои права в единой правовой форме10, а организационно-управленческая деятельность органов государственной власти служит условием действенности всей системы гарантий прав, обязанностей и законных интересов личности11 .

Логично, что экономической гарантией реализации прав вообще является материально обеспеченная возможность субъекта воплотить конкретное право. Что же тогда является экономической гарантией реализации права граждан на благоприятную окружающую среду? Попробуем понять это на примере. Так, субъект, осуществляющий потенциально опасную для окружающей среды хозяйственную деятельность на предприятии, обладая средствами, должен приобрести и установить там такие технологии, которые будут охранять, защищать или оберегать окружающую среду от загрязнения, и, следовательно, это будет способствовать реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. При этом субъект добровольно воплотит в реальности

такую форму реализации права, как исполнение. Это идеальное правомерное поведение субъекта.

Посмотрим на эту ситуацию с точки зрения современных реалий. Основная цель деятельности, связанной с предпринимательством, — это получение прибыли (ст. 50 ГК РФ). То есть предприниматель, получив прибыль, должен решить, стоит ему указанные технологии приобрести (ведь он обязан беречь природу и помнить о необходимости соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду) или денег хватит только на материалы для последующей продажи и получения новой прибыли или выплаты заработной платы работникам. Логично предположить, что предприниматель скорее всего потратит средства не на технологии, а на что угодно другое, потому что даже если он и захочет их приобрести, цена может колебаться в пределах всей его прибыли (если это предприниматель, занимающийся мелким бизнесом). Крупные же промышленники, предприятия которых причиняют больший вред окружающей среде, также заинтересованы в прибыли, а на их предприятиях технологии должны быть более надежными, но они же и более дорогие. В связи с этим зачастую дешевле заплатить штраф государству за загрязнение окружающей среды, чем устанавливать такие технологии. В этом случае вероятность реальной реализации права на благоприятную окружающую среду всеми гражданами очень низкая.

Теперь рассмотрим реализацию указанного права с другой стороны. Логично обратиться к изучению механизма обеспечения реализации права на благоприятную окружающую среду в законах.

В процессе подготовки настоящего исследования автором были проанализированы нормы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»12, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»13 и Лесного кодекса РФ

9 Гасанов К. К. Указ. соч. С. 202.

10 См., например: Денисов А. И. Советское государственное право. М., 1947. С. 322 ; Рудинский Ф. М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976. С. 52 ; Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М. : Норма, 2008. С. 138.

11 Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. С. 140.

12 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

13 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

от 04.12.2006 № 200-ФЗ14. Причиной выбора именно этих нормативных актов явилось то, что в первом из них заявлено, что он определяет основы государственной политики в области сохранения благоприятной окружающей среды, являясь фактическим воплощением закрепленного в Конституции РФ права на благоприятную окружающую среду, второй охраняет жизненно важный компонент окружающей среды, без которого ни одно живое существо не сможет существовать на планете, а третий регулирует отношения по поводу использования ресурсов окружающей среды, обогащающих атмосферный воздух кислородом, без которого жизненно важный компонент станет смертельным. В результате их изучения мы пришли к следующим малоутешительным выводам:

— Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует основанные на экономическом интересе отношения по поводу использования природных ресурсов и фактически призван обеспечить такое их использование, которое допускает как негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, так и возможность откупа от государства и граждан в результате такого воздействия путем уплаты соответствующего количества денежных средств (будь то штраф или возмещение причиненного ущерба);

— смысл понятия «благоприятная окружающая среда» раскрывается через указание на то, что государство устанавливает различные нормативы и пределы допустимого воздействия на нее, при которых ее качество позволит устойчиво функционировать естественным экологическим системам. И это при том, что само государство считает приемлемым причинение вреда окружающей среде постольку, поскольку устанавливает нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в нее, не учитывая при этом особенности организма отдельно взя-

того человека, которому могут быть вредны какие-то вещества, даже если они находятся в этих пределах;

— указано, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна быть основана на принципе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Этот принцип вызывает недоумение при уже указанных выше обстоятельствах, а также при том, что экономические интересы существуют за счет экологических, и никакое их сочетание в принципе невозможно, потому что экологические интересы не приоритетны в нашем обществе15;

— законодательно закрепленная государством возможность загрязнять окружающую среду по своей сути противоречит смыслу права граждан на благоприятную окружающую среду постольку, поскольку загрязнение среды изначально не может быть благоприятным для человека даже при том, что это загрязнение, по мнению законодателя, не превышает допустимых пределов. Очевидно, что нельзя утверждать, что в каком-то месте «допустимо чисто» или «допустимо грязно»;

— Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не отражает морально-нравственных ценностей общества, которые могли бы выступить в качестве сдерживающего фактора в отношении действий людей, направленных на такое использование ресурсов окружающей среды, которое приводит к негативным последствиям;

— Федеральный закон «Об охране окружающей среды» направлен на обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду, а Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» обеспечивает права граждан на благоприятную окружающую среду;

14 СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

15 См., например: Хлуденева Н. И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды : монография. М. : ИЗиСП ; Инфра-М, 2014. С. 48 ; Право и экономическая деятельность: современные вызовы : монография / Е. Г. Азарова, А. А. Аюрова, М. К. Белобабченко [и др.] ; отв. ред. А. В. Габов. М. : ИЗиСП ; Статут, 2015. С. 165 ; БРИКС: контуры многополярного мира : монография / О. А. Акопян, Н. М. Бевеликова, К. М. Беликова [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева. М. : ИЗиСП ; Юриспруденция, 2015. С. 86.

— принципы, т.е. основополагающие начала, на которых основываются оба закона, не взаимосвязаны друг с другом, при том что атмосферный воздух является компонентом природной среды, подлежащим охране на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды». Так, в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность различных субъектов должна осуществляться на основе закрепленных принципов, а в ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» сказано, что на принципах строится государственное управление в области охраны атмосферного воздуха. То есть в первом случае основополагающими началами охватывается хозяйственная деятельность всех субъектов, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду, а во втором — только государственное управление, следовательно, все остальные субъекты могут этими принципами пренебрегать;

— парадоксально, но в ст. 5 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» закреплены полномочия государственных органов в области охраны атмосферного воздуха, среди которых выделяется право выдавать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, т.е. охраной атмосферного воздуха является разрешение выбрасывать в него вредные (загрязняющие) вещества. Соответственно, если государство разрешило субъекту такие вещества выбрасывать, то никто и ни к какому виду ответственности в принципе его не привлечет;

— Лесной кодекс РФ также не взаимосвязан с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Если в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» принципами охватывалась хозяйственная и иная деятельность всех субъектов, в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» — государственное управление, то в Лесном кодексе РФ — лесное законодательство и иные нормативные правовые акты в этой сфере. Это три совершенно раз-

ных объекта правового регулирования при том, что все три нормативных акта затрагивают сферу окружающей среды. При этом одним из принципов Лесного коедкса РФ является сохранение различных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Этой фразой все три нормативных акта объединяются в посыле, направленном на обеспечение реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, но на этом такое обеспечительное объединение завершается, потому что в дальнейшем прослеживается иное объединение, направленное на реализацию экономических интересов. Это, например, выражается в том, что с 01.10.2016 леса охраняются, а не в том числе и защищаются. Функция защиты исчезает. Охрана — это предупреждение нарушения, защита — его устранение. Вероятно, государство в настоящее время способно только предупреждать нарушения, при том что само создало возможность совершать их. Таким образом, изучение вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды показало, что они практически не взаимосвязаны, как будто должны применяться на совершенно разных территориях, хотя являются федеральными законами, а следовательно, действуют в пределах всей страны. В них нет общей цели, объединяющей их, общих задач. Это свидетельствует о том, что и общесоциальные, и юридические условия (гарантии) реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, заявленные в научной доктрине, на практике не могут быть использованы в полной мере всем населением нашей страны без исключения. Иными словами, механизм обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, имея в своем арсенале указанные условия, в действительности не в состоянии полностью выполнить ту роль, для которой он предназначен. В связи с этим можно констатировать, что соответствующий механизм направлен на достижение прямо противоположной цели — вместо обеспечения реализации права на благоприятную окружающую среду, он обеспечивает слабо контролируемую возможность использования ресурсов окружающей среды.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Барулина А. В., Махонько Н. И., Савченко В. В., Акимова Т. Н. Экология и здоровье: медицинские и

правовые аспекты // Медицинское право. — 2012. — № 1.

2 . Бобылев С. Н. Цели развития тысячелетия ООН и обеспечение экологической устойчивости России //

Экологическое право. — 2006. — № 1.

3 . Боголюбов С. А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского пра-

ва. — 2003. — № 11.

4. БРИКС: контуры многополярного мира : монография / О. А. Акопян, Н. М. Бевеликова, К. М. Беликова [и др.]; отв. ред. Т. Я. Хабриева. — М. : ИЗиСП ; Юриспруденция, 2015.

5 . ВитрукН. В. Общая теория правового положения личности. — М. : Норма, 2008.

6 . ВитрукН. В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан //

Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980. 7. Гасанов К. К. Основные права человека: свойства и конституционный механизм защиты : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2004.

8 . Гойман-Калинский И. В., Иванец Г. И, Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права : учеб.

пособие / общ. ред.: В. И. Червонюк. — М. : КолосС, 2003. 9. Действующее международное право. — М. : Московский независимый институт международного права, 1997. — Т. 3.

10 . Денисов А. И. Советское государственное право. — М., 1947.

11 . Зражевская Т. Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики :

дис. . д-ра юрид. наук. — Воронеж, 1999. 12. Конституционное право : университетский курс : учебник : в 2 т. / под ред. А. И. Казанника, А. Н. Костюкова. — М. : Проспект, 2015. — Т. 2.

13 . Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. — 2-изд., перераб. и доп. — М. : Проспект,

2015

14 . Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2011.

15 . Пертцик В. А., Шмайлова Л. П. Реализация конституционных норм // Советское государство и пра-

во. — 1979. — № 5.

16. Право и экономическая деятельность: современные вызовы : монография / Е. Г. Азарова, А. А. Аюро-ва, М. К. Белобабченко [и др.] ; отв. ред. А. В. Габов. — М. : ИЗиСП ; Статут, 2015.

17. Рассказов Л. П. Теория государства и права : учебник для вузов. — 5-е изд. — М. : РИОР ; Инфра-М, 2014

18 . Рассолов М. М. Теория государства и права : учебник для вузов. — М. : Юрайт, 2010.

19 . Рудинский Ф. М. Личность и социалистическая законность. — Волгоград, 1976.

20 . Стумбина Э. Я, Кузнецов А. В., Эглитис В. В. Механизм реализации Конституции. — Рига, 1984.

21. Теория государства и права / под ред. В. П. Малахова, В. Н. Казакова. — М. : Академический проект ;

Екатеринбург : Деловая книга, 2002. 22 . Толкачев К. Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. — Уфа, 1991. 23. Толковый словарь русского языка : ок. 7 000 словар. ст. ; свыше 35 000 значений ; более 70 000 иллю-страт. примеров / под ред. Д. В. Дмитриева. — М. : Астрель ; АСТ, 2003.

24 . Хлуденева Н. И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды : монография. — М. :

ИЗиСП ; Инфра-М, 2014.

25 . Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / под ред.

В. Г. Стрекозова. — М. : Интерстиль ; Омега-Л, 2005.

26 . Чубуков Г. В. Экологическое право — развивающаяся отрасль отечественного законодательства //

Журнал российского права. — 2001. — № 7.

Материал поступил в редакцию 12 декабря 2016 г.

THE CONCEPT OF ENFORCEMENT OF THE RIGHT OF CITIZENS TO HEALTHY ENVIRONMENT AND SHORTCOMINGS OF ITS APPLICATION IN RUSSIA

ZHUKOVA Natalia Vladimirovna — Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure, Krasnodar

University of the Ministry of the Interior of Russia

natalja.juckova2010@mail.ru

350090, Russia, Krasnodar, Tsiolkovskogo Str., 3, apt. 124

Abstract. The article deals with the concept of enforcement of the right of citizens to healthy environment. Based on the analysis of the Federal Law "On Environmental Protection", the Federal Law "On Protection of Atmospheric Air" and the Forestry Code of the Russian Federation it is concluded that the mechanism does not fully justify its purpose. The study shows that common social and legal guarantees for the realization of the right of citizens to healthy environment claimed at the scientific doctrine, in practice, cannot be fully applied for all the citizens of Russia. In other words, the mechanism of enforcement of the right of citizens to healthy environment, in fact, is not capable to fulfill the role for which it was intended. It can be stated that the mechanism aims at achieving the opposite goal instead of enforcement of the right to healthy environment, as it provides loosely controlled possibility to use the resources of the environment.

Keywords: healthy environment, enforcement of the right, mechanism of implementation of the law, guarantees of realization of rights, economic security, economic interests, environmental interests, possibility of contamination, principles of environmental protection.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Barulina A. V., Mahon'ko N. I., Savchenko V. V., Akimova T. N. Jekologija i zdorov'e: medicinskie i pravovye

aspekty // Medicinskoe pravo. — 2012. — № 1.

2 . Bobylev S. N. Celi razvitija tysjacheletija OON i obespechenie jekologicheskoj ustojchivosti Rossii //

Jekologicheskoe pravo. — 2006. — № 1.

3 . Bogoljubov S. A. Konstitucionnye osnovy ohrany okruzhajushhej sredy // Zhurnal rossijskogo prava. —

2003. — № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. BRIKS: kontury mnogopoljarnogo mira : monografija / O. A. Akopjan, N. M. Bevelikova, K. M. Belikova [i dr.]; otv. red. T. Ja. Habrieva. — M. : IZiSP ; Jurisprudencija, 2015.

5 . Vitruk N. V. Obshhaja teorija pravovogo polozhenija lichnosti. — M. : Norma, 2008.

6 . Vitruk N. V. Social'no-pravovoj mehanizm realizacii konstitucionnyh prav i svobod grazhdan // Konstitucionnyj

status lichnosti v SSSR. — M., 1980. 7. Gasanov K. K. Osnovnye prava cheloveka: svojstva i konstitucionnyj mehanizm zashhity : dis. ... d-ra jurid. nauk. — M., 2004.

8 . Gojman-Kalinskij I. V., Ivanec G. I., Chervonjuk V. I. Jelementarnye nachala obshhej teorii prava : ucheb.

posobie / obshh. red.: V. I. Chervonjuk. — M. : KolosS, 2003. 9. Dejstvujushhee mezhdunarodnoe pravo. — M. : Moskovskij nezavisimyj institut mezhdunarodnogo prava, 1997. — T. 3.

10. Denisov A. I. Sovetskoe gosudarstvennoe pravo. — M., 1947.

11 . Zrazhevskaja T. D. Realizacija konstitucionnogo zakonodatel'stva. Problemy teorii i praktiki : dis. ... d-ra jurid. nauk. — Voronezh, 1999.

12. Konstitucionnoe pravo : universitetskij kurs : uchebnik: v 2 t. / pod red. A. I. Kazannika, A. N. Kostjukova. — M. : Prospekt, 2015. — T. 2.

13 . Marchenko M. N. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik. — 2-izd., pererab. i dop. — M. : Prospekt, 2015.

14 . Morozova L. A. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik. — 4-e izd., pererab. i dop. — M. : Jeksmo, 2011.

15 . Pertcik V. A., Shmajlova L. P. Realizacija konstitucionnyh norm // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. — 1979. —

№ 5.

16. Pravo i jekonomicheskaja dejatel'nost': sovremennye vyzovy: monografija / E. G. Azarova, A. A. Ajurova, M. K. Belobabchenko [i dr.] ; otv. red. A. V. Gabov. — M. : IZiSP ; Statut, 2015.

17. Rasskazov L. P. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik dlja vuzov. — 5-e izd. — M. : RIOR ; Infra-M, 2014.

18 . Rassolov M. M. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik dlja vuzov. — M. : Jurajt, 2010.

19 . Rudinskij F. M. Lichnost' i socialisticheskaja zakonnost'. — Volgograd, 1976.

20 . Stumbina Je. Ja., Kuznecov A. V., Jeglitis V. V. Mehanizm realizacii Konstitucii. — Riga, 1984.

21. Teorija gosudarstva i prava / pod red. V. P. Malahova, V. N. Kazakova. — M. : Akademicheskij proekt ;

Ekaterinburg : Delovaja kniga, 2002. 22 . Tolkachev K. B., Habibulin A. G. Organy vnutrennih del v mehanizme obespechenija lichnyh konstitucionnyh

prav i svobod grazhdan. — Ufa, 1991. 23. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka : ok. 7 000 slovar. st. ; svyshe 35 000 znachenij ; bolee 70 000 illjustrat.

primerov / pod red. D. V. Dmitrieva. — M. : Astrel' ; AST, 2003. 24 . Hludeneva N. I. Defekty pravovogo regulirovanija ohrany okruzhajushhej sredy: monografija. — M. : IZiSP ; Infra-M, 2014.

25. Hropanjuk V. N. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij / pod red.

V. G. Strekozova. — M. : Interstil' ; Omega-L, 2005. 26 . Chubukov G. V. Jekologicheskoe pravo — razvivajushhajasja otrasl' otechestvennogo zakonodatel'stva // Zhurnal rossijskogo prava. — 2001. — № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.