Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ И ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ'

О ПОНЯТИИ И ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1488
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНЫЙ ОРГАН / СУД / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛО / АДМИНИСТРАТИВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО / АДМИНИСТРАТИВНО-СУДЕБНОЕ ДЕЛО / ГРАЖДАНСКОЕ ДЕЛО / ADMINISTRATIVE PROCESS / ADMINISTRATIVE-PUBLIC ORGAN / COURT / ADMINISTRATIVE CASE / ADMINISTRATIVE-EXECUTIVE CASE / ADMINISTRATIVE-JUDICIAL CASE / CIVIL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов П.И.

В статье рассматриваются вопросы понимания сущности административного дела как базовой категории административного процесса. Автор выделяет два вида административных дел: административно-исполнительные дела, разрешаемые административно-публичными органами в рамках исполнительного административного процесса (административного производства), и административно-судебные дела, разрешаемые судами в рамках судебного административного процесса (административного судопроизводства). Существенное внимание в работе у делено проблеме разграничения судебных административных дел и судебных гражданских дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NOTION AND TYPES OF ADMINISTRATIVE CASES IN ADMINISTRATIVE PROCESS

The article examines the issues of understanding of essence of administrative case as a basic category of administrative process. The author distinguish the two types of administrative cases: administrative-executive cases, solve administrative-public organs in executive administrative process (administrative procedure) and administrative-judicial cases, solve courts in judicial administrative process (administrative proceeding). In the work considerable attention is paid to problems of distinction of judicial administrative cases and judicial civil cases.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ И ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ»

ТЕОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДО ПРОИ ЗВОДСТ ВА

УДК 342.9

П. И. Кононов

Второй арбитражный апелляционный суд

О ПОНЯТИИ И ВИДАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются вопросы понимания сущности административного дела как базовой категории административного процесса. Автор выделяет два вида административных дел: административно-исполнительные дела, разрешаемые административно-публичными органами в рамках исполнительного административного процесса (административного производства), и административно-судебные дела, разрешаемые судами в рамках судебного административного процесса (административного судопроизводства). Существенное внимание в работе уделено проблеме разграничения судебных административных дел и судебных гражданских дел.

К л ю ч е в ы е с л о в а: административный процесс, административно-публичный орган, суд, административное дело, административно-исполнительное дело, административно-судебное дело, гражданское дело.

ABOUT NOTION AND TYPES OF ADMINISTRATIVE CASES IN ADMINISTRATIVE PROCESS

The article examines the issues of understanding of essence of administrative case as a basic category of administrative process. The author distinguish the two types of administrative cases: administrative-executive cases, solve administrative-public organs in executive administrative process (administrative procedure) and administrative-judicial cases, solve courts in judicial administrative process (administrative proceeding). In the work considerable attention is paid to problems of distinction of judicial administrative cases and judicial civil cases. K e y w o r d s: administrative process, administrative-public organ, court, administrative case, administrative-executive case, administrative-judicial case, civil case.

В общей теории права правоприменительный юридический процесс традиционно связывается с разрешением индивидуальных юридических дел. Вне юридического дела не может быть и правоприменительного процесса1. В литературе по теории права под юридическим делом, как правило, понимается конкретный жизненный случай (ситуация), в отношении которого применяются соответствующие нормы права, и на их основе дается ее правовая оценка и осуществляется юридическое разрешение данного случая2. С учетом того, что рамки правоприменительного процесса, в ходе которого и рассматриваются юридические дела, не ограничиваются только судебным процессом, судопроизводством, отсутствуют теоретико-правовые основания для отнесения к числу юридических дел только судебных

© Кононов П. И., 2018

дел, и исключения из их числа дел, разрешаемых несудебными органами. В связи с этим в административно-правовой науке в качестве самостоятельной категории юридических дел всегда рассматривались индивидуальные дела, разрешаемые в ходе правоприменительной деятельности органов публичного управления (административного процесса), именуемые административными делами. Между тем, несмотря на широкое использование данного понятия в науке административного права и процесса, сущность, особенности и виды административных дел до сих пор основательно не исследованы. Сторонники широкого, «управленческого» подхода к пониманию административного процесса под административным делом подразумевают возникающие в сфере государственного управления вопрос, действие или событие позитивного или негативного характера, связанные с применением норм

административного права и требующие разрешения компетентным органом управления или его должностным лицом в рамках соответствующей административной процедуры3. Другая группа ученых, придерживающихся узкого понимания административного процесса как только административного судопроизводства, к административным делам относит рассматриваемые судами дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, перечень которых содержится в ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)4. В последнее время появилась также точка зрения о возможности выделения двух категорий административных дел: административных несудебных дел и административных судебных дел5. Необходимо отметить, что узкий подход к пониманию административного дела имеет в настоящее время нормативно-правовое обоснование, поскольку в федеральном законодательстве, в частности в ст. 126 Конституции РФ и в КАС РФ категория «административное дело» используется только применительно к административному судопроизводству. При этом в КАС РФ отсутствует нормативное закрепление общего понятия административного дела как одного из видов судебных дел. Касательно исполнительного административного процесса, осуществляемого органами исполнительной власти, иными органами публичной администрации (далее -административно-публичные органы), возможность использования термина «административное дело» вообще нормативно не зафиксирована. В то же время в целом ряде федеральных законов, регулирующих порядок осуществления отдельных видов правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, используются такие понятия, как «дело», «возбуждение дела», «рассмотрение дела», «принятие решения по делу». В частности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в рамках нормативной регламентации производства по делам об административных правонарушениях используется понятие «дело об административном правонарушении». Нормами главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируется процедура рассмотрения налоговыми органами дел о налоговых правонарушениях. Глава 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» определяет правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Некоторые федеральные законы, регулирующие осуществление отдельных видов административной правоприменительной деятельности, формально не используют понятие «дело», однако анализ их содержания свидетель-

ствует о том, что фактически содержащиеся в них нормы по существу регламентируют порядок разрешения соответствующих категорий административных дел. К числу таких законов можно, в частности, отнести Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регламентирующий порядок разрешения дел о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», определяющий правила разрешения дел о предоставлении и аннулировании лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», глава 3 которого регламентирует порядок разрешения вышестоящими таможенными органами дел по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающий порядок разрешения дел о принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

Кроме того, понятия «дело», «административное дело» широко используются и в законодательстве зарубежных государств об административном производстве или об административных процедурах, в частности, таких как Австрия, Армения, Латвия, Финляндия и некоторых других. При этом имеются в виду любые категории административных дел, в результате разрешения которых издается (принимается) административный акт или заключается административный договор, а не только дела, связанные с разрешением административных споров и применением публично-правовой ответственности6.

Таким образом, категория «административно дело» не тождествена категории «судебное административное дело» и используется законодателем для обозначения, в том числе, различных по юридическому содержанию видов дел, разрешаемых в рамках внесудебного административного производства компетентными административно-публичными органами и их должностными лицами.

Наша позиция по вопросу определения сущности и видов административных дел основывается на интегративном понимании административного процесса с выделением в его структуре двух видов процесса: исполнительного административного процесса и судебного административного процесса - и разрешаемых в их рамках двух категорий дел: административных и судеб-но-административных7. В связи с этим рассмо-

трим последовательно понятие и виды административных дел, разрешаемых в ходе исполнительного административного процесса, и административных дел, разрешаемых в ходе судебного административного процесса.

I. Административные дела, разрешаемые в рамках исполнительного административного процесса.

Представляется, что данную категорию дел в целях более четкого отграничения от судебных административных дел следует именовать административно-исполнительными делами.

Под административно-исполнительным делом, с нашей точки зрения, необходимо понимать возникший в сфере внешней правоприменительной деятельности административно-публичных органов индивидуальный юридико-фактический вопрос (юридико-фактическая ситуация), подлежащий разрешению компетентным административно-публичным органом, его должностным лицом в интересах государства, муниципального образования, общества (неопределенного круга лиц), конкретных физического лица или организации на основе материальных норм различных отраслей права в рамках регламентированного административно-процессуальными нормами замкнутого цикла определенных последовательно, по стадиям совершаемых им и участниками процесса документально оформляемых процессуально-правовых действий - административного производства, завершающегося принятием по существу данного вопроса итогового властного правоприменительного решения - административного акта.

Выделим далее основные признаки административно-исполнительного дела.

1. Содержание, т. е. предмет административно-исполнительного дела, составляет индивидуальный юридико-фактический вопрос (юриди-ко-фактическая ситуация), возникающий у конкретного физического лица или у конкретной организации, в том числе у государственного органа или органа местного самоуправления, связанный с приобретением субъективного юридического права (правового статуса), исполнением юридической обязанности, защитой нарушенного права, привлечением к юридической ответственности. Например, в качестве предмета административно-исполнительного дела могут выступать вопросы приобретения статуса индивидуального предпринимателя, права на осуществление лицензируемого вида деятельности, привлечения к административной ответственности.

2. Административно-исполнительное дело, исходя из его индивидуально-правового содержания, имеет исключительно правоприменительный характер и разрешается в ходе внеш-

ней правоприменительной деятельности административно-публичных органов. Здесь необходимо подчеркнуть два аспекта, характеризующих административно-исполнительное дело:

1) это дело всегда связано с необходимостью разрешения посредством применения соответствующих норм права индивидуального юридического вопроса, касающегося конкретного физического лица или конкретной организации;

2) данный индивидуальный юридический вопрос возникает в сфере внешнефункциональ-ной, а не внутриорганизационной деятельности административно-публичного органа или его должностного лица.

Вместе с тем, несмотря на юридическую индивидуальность вопроса, составляющего содержание административно-исполнительного дела, такой вопрос может разрешаться административно-публичным органом не только в интересах участника дела - конкретного физического или юридического лица, - но и в интересах государства, муниципального образования и общества - неопределенного круга лиц. В качестве примеров таких публично-значимых дел можно назвать дела о выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, сфере охраны окружающей среды, сфере обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка и т. п.

В то же время нельзя относить к числу административных дел вопросы подготовки и издания (принятия) органами исполнительной власти, иными административно-публичными органами нормативных правовых актов. Не существует юридических дел о принятии нормативных правовых актов. По нашему мнению, деятельность по подготовке и принятию (изданию) нормативных административно-правовых актов представляет собой не административный, а правотворческий процесс, осуществляемый в рамках специальных правотворческих процедур.

Кроме того, с нашей точки зрения, не могут признаваться административно-исполнительными делами дела, возникающие по поводу решения должностными лицами административно-публичных органов, иных государственных органов и органов местного самоуправления внутренних организационно-служебных вопросов, в частности вопросов прохождения государственной службы, аттестации государственных служащих, привлечения их к дисциплинарной ответственности и т. п. Данные внутренние организационно-служебные дела разрешаются не в рамках исполнительного административного процесса, выступающего процессуально-право-

вой формой реализации исполнительной власти, а посредством возбуждения и осуществления внутренних организационно-служебных производств.

3. Административно-исполнительное дело может быть разрешено по существу только компетентным административно-публичным органом или действующим от его имени должностным лицом. Это означает, что рассматриваемые дела не могут разрешаться иными органами публичной власти и организациями, не относящимися к числу административно-публичных, в частности к органам исполнительной власти и исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления. Например, административно-исполнительные дела не могут разрешаться органами законодательной власти, представительными органами местного самоуправления, органами прокуратуры. В некоторых случаях, предусмотренных административно-процессуальным законодательством, допускается участие иных государственных органов в возбуждении или разрешении дела без права принятия по нему итогового решения. Так, в соответствии с КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, однако он не уполномочен на его рассмотрение и вынесение по нему постановления.

4. Административно-исполнительным делом может быть признан лишь такой юридико-фак-тический вопрос (юридико-фактическая ситуация), для разрешения которого необходимо не просто применение соответствующих норм права административно-публичным органом или его должностным лицом, а применение ими данных норм в рамках регламентированного административно-процессуальными нормами замкнутого цикла определенных, совершаемых последовательно, по стадиям процессуально-правовых действий - административного производства - с изданием (принятием) по его окончании итогового решения по существу возникшего вопроса - административного акта. Если для разрешения какого-либо вопроса не требуется запуска и последовательного совершения цикла указанных действий, завершающегося изданием (принятием) административного акта, то такой вопрос не может быть признан административно-исполнительным делом. При указанном подходе к вопросам, образующим административно-исполнительные дела, разрешаемые в рамках соответствующих административных производств, можно отнести, например, вопросы государственной регистрации юридических лиц, объектов недвижимости, предоставления лицензий и иных специальных разрешений, предоставления земельных участков из состава зе-

мель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществления индивидуализированного государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. В числе вопросов, которые не образуют предмет административно-исполнительного дела, представляется возможным назвать, в частности, вопросы выдачи административно-публичными органами физическим лицам и организациями различных документов информационного и технического характера, совершения разовых административно-правовых действий (проверка документов, таможенный досмотр, предполетный досмотр в аэропорту и т. п.), осуществления сплошного неиндивидуализированного надзора за поведением неопределенного круга лиц в общественных местах, в ходе дорожного движения, за состоянием окружающей среды, объектов благоустройства и т. п.

5. Юридико-фактический вопрос (юриди-ко-фактическая ситуация), составляющий предмет административно-исполнительного дела, возникает и подлежит разрешению на основе и в соответствии с материальными нормами не только административного, но и иных отраслей права, в частности, муниципального, финансового, гражданского, земельного, экологического и др. В связи с этим представляется безосновательной привязка административно-исполнительного дела к его административно-материальному содержанию. Это дело именуется административным не потому, что образующий его вопрос разрешается на основе материальных норм административного права, а потому, что оно возбуждается и рассматривается компетентным административно-публичным органом в рамках административного производства и в соответствии с установленными административными процедурами. Если можно так выразиться, административное дело административно в силу административно-процессуального порядка его разрешения. Исходя из отраслевого материально-правового содержания административно-исполнительных дел возможно выделение видов таких дел, в частности, административно-административных, административно-гражданских, административно-бюджетных, административно-налоговых, административно-таможенных, административно-земельных, административно-жилищных, административно-градостроительных, административно-экологических и т. п. При изложенном понимании сущности административно-исполнительного дела представляется необоснованным выделение отдельных ка-

тегорий юридических дел, разрешаемых административно-публичными органами в административно-процессуальном порядке, по признаку отраслевой принадлежности их содержания, например налоговых, таможенных, гражданских, жилищных, земельных и т. п. Все эти дела являются административными и все они, несмотря на различия в их материально-правовом содержании, разрешаются в рамках исполнительного административного процесса.

6. С формально-юридической стороны административно-исполнительное дело представляет собой систематизированную совокупность процессуально-правовых документов, составляемых на всех стадиях производства по данному делу: от его возбуждения до исполнения принятого по нему решения - административного акта, - включая заявления, жалобы физических лиц, на основании которых возбуждалось дело, акты, протоколы, письменные объяснения, заключения экспертов и т. д.

II. Административные дела, разрешаемые в рамках судебного административного процесса.

Данную категорию дел в целях отграничения от административно-исполнительных дел целесообразно именовать административно-судебными.

Административно-судебное дело, по нашему мнению, представляет собой возникший в сфере правоприменительной деятельности органов судебной власти на основе возбужденного или возбужденного и частично либо полностью разрешенного административно-исполнительного дела индивидуальный юридико-фактиче-ский вопрос (юридико-фактическая ситуация), связанный с необходимостью завершения разрешения судом указанного дела или частичного либо полного пересмотра результатов его разрешения административно-публичным органом, подлежащий рассмотрению компетентным судом (судьей) в интересах государства, муниципального образования, общества (неопределенного круга лиц), конкретных физического лица или организации на основе материальных норм различных отраслей права в рамках регламентированного административно-процессуальными нормами замкнутого цикла определенных последовательно, по стадиям совершаемых им и участниками процесса документально оформляемых процессуально-правовых действий - административного судопроизводства, - завершающегося принятием по существу данного вопроса итогового властного правоприменительного решения - судебного акта.

Выделим основные признаки административно-судебного дела.

1. Содержание, предмет административно-судебного дела составляет индивидуальный юридико-фактический вопрос (юридико-факти-ческая ситуация), возникший у конкретного физического лица или у конкретной организации, в том числе у государственного органа или органа местного самоуправления, связанный либо с необходимостью завершения разрешения судом возбужденного административно-публичным органом административно-исполнительного дела, либо с необходимостью частичного или полного пересмотра результатов его разрешения указанным органом. Таким образом, исходя из обозначенных вопросов, которые могут составлять предмет административно-судебного дела, возможно выделение двух категорий таких дел:

1) административно-судебные дела, возбуждаемые судом по поводу завершения разрешения передаваемых ему административно-публичными органами возбужденных или возбужденных и частично разрешенных ими административно-исполнительных дел, например, дела о рассмотрении по существу возбужденных административно-публичными органами дел об административных правонарушениях, дела об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, дела о взыскании с физических лиц и организаций обязательных платежей и санкций;

2) административно-судебные дела, возбуждаемые судом по поводу полного или частичного пересмотра на основании соответствующих заявлений (жалоб) физических лиц и организаций результатов разрешения административно-публичными органами административно-исполнительных дел - дела об оспаривании правовых актов (решений), действий (бездействия) административно-публичных органов их должностных лиц, принятых, совершенных в ходе и по итогам разрешения ими соответствующих дел, например, дел о государственной регистрации недвижимости, дел о предоставлении лицензий и иных специальных разрешений, дел об административных правонарушениях.

Названные две категории административно-судебных дел по существу выделяются и в ч. 2-3 ст. 1 КАС РФ, согласно которым суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают: а) дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; б) дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализа-

ции отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

2. Административно-судебное дело может быть возбуждено и рассмотрено только соответствующим компетентным судом общей юрисдикции или арбитражным судом (судьей). При этом необходимо отметить, что суд в отличие от административно-публичного органа не может самостоятельно, по собственной инициативе возбудить административное дело. Основаниями для возбуждения административно-судебных дел могут служить лишь соответствующие обращения в суд государственных органов, органов местного самоуправления, прокуроров, физических лиц и организаций (заявления, жалобы, протесты).

3. Юридико-фактический вопрос (юриди-ко-фактическая ситуация), составляющий предмет административно-судебного дела возникает в рамках возбужденного ранее или возбужденного и частично либо полностью разрешенного административно-исполнительного дела и подлежит окончательному разрешению судом, исходя из его материально-правового содержания, на основе и в соответствии с материальными нормами как административного, так и иных отраслей права. Например, дело об оспаривании постановления административно-публичного органа о назначении лицу административного наказания подлежит разрешению на основе норм административного права, содержащихся в общей и особенной частях КоАП РФ, а также на основе материальных норм иных отраслей права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (гражданского, земельного, лесного, градостроительного, экологического и т. д.); административное дело об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении организации земельного участка в аренду или в собственность - на основе соответствующих норм земельного права, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации; административное дело об оспаривании предписания органа государственного жилищного надзора об устранении нарушений жилищного законодательства - на основе соответствующих норм жилищного права, содержащихся в Жилищном кодексе Российской Федерации; и т. п.

Вопрос о материально-правовой природе разрешаемых судами административных дел в контексте соотношения их с гражданскими делами дискутируется в отечественной юридической науке, прежде всего в литературе по гражданскому процессу, в течение многих десятилетий и продолжает оставаться в центре внимания и в настоящее время, особенно после введения в действие

КАС РФ. Представители науки гражданского процесса утверждают, что административным делом может быть признано лишь такое дело, в рамках которого рассматривается спор, возникающий исключительно из материальных административных правоотношений, не осложненных элементами иных правоотношений (гражданских, жилищных, семейных и т. п.), и разрешение которого не повлечет наступления гражданско-правовых или иных не административно-правовых последствий. Наличие при рассмотрении судом спора с участием административно-публичного органа элементов гражданских и иных смежных с ними правоотношений, а также возможности наступления в результате разрешения данного спора гражданско-правовых последствий свидетельствует, по их мнению, о гражданско-правовой, а не административной природе дела8. На обозначенной позиции по существу основано и содержащееся в абз. 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснение о том, что споры о признании недействительными (незаконными) актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства. Иными словами, дела об оспаривании в суде указанных правовых актов не являются административными и, видимо, должны квалифицироваться в качестве гражданских.

Указанный подход к разграничению административных и гражданских дел, разрешаемых судами, представляется ошибочным и неприемлемым в связи со следующим.

Во-первых, юридическое дело, в том числе административное, - это категория процессуального, а не материального права. В связи с этим при характеристике правовой природы юридического дела необходимо принимать во внимание не только его материально-правовое содержание, но и основания и процессуальные особенности его возникновения и разрешения. Как было подчеркнуто выше, административные дела именуются административными не в силу того, что их содержание образуют исключительно вопросы применения норм административного права в рамках возникающих материальных административно-правовых отношений. Административное дело характеризуется тем, что оно подлежит разрешению административно-публичным органом в рамках внесудебных административных процедур, системная сово-

купность которых образует административное производство. Следовательно, возможное гражданско-правовое содержание административного дела нельзя рассматривать в отрыве от его административно-процессуальной формы. Принципиальное отличие административного дела с гражданско-правовым содержанием от гражданского дела заключается в том, что возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей физических лиц и организаций обусловлены в данном случае не действиями (бездействием) самих этих лиц в рамках соответствующих материальных гражданско-правовых отношений, а осуществлением в отношении них компетентными административно-публичными органами властного административного правоприменения, облеченного в определенные административно-процессуальные формы. Соответственно, такое дело, возникающее в связи с осуществлением и в ходе осуществления административной правоприменительной деятельности, не может быть признано гражданским, а является административно-исполнительным и в дальнейшем, при наличии необходимой процессуально-правовой инициативы, может быть трансформировано в административно-судебное дело, которое подлежит разрешению по правилам административного, а не гражданского судопроизводства.

Во-вторых, само по себе наличие в рамках разрешаемого административно-исполнительного дела, а затем и в рамках возникающего на его основе административно-судебного дела спора между физическим лицом, организацией и административно-публичным органом по поводу предоставления, изменения или прекращения права, основанного на нормах гражданского, семейного, жилищного, земельного законодательства, не превращает автоматически данное дело в гражданское. Спор в гражданском деле и спор в административном деле принципиально отличны. Гражданское дело в отличие от административного обусловлено наличием разрешаемого судом гражданско-правового спора между непосредственными участниками соответствующих гражданско-правовых отношений (кредитором и должником, супругами, учредителями юридического лица и т. п.) без вмешательства в эти отношения субъектов административной власти и без их участия в данном деле. В рамках административного дела в отличие от гражданского разрешается не спор между субъектами гражданского правоотношения об их правах, обязанностях и ответственности, а спор между субъектами административно-процессуального правоотношения по поводу законности правового акта, действия или бездействия админи-

стративно-публичного органа, его должностного лица, которые послужили юридическими основаниями для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей, либо создали препятствия в их реализации. Возможность наступления в результате разрешения судом административного дела гражданско-правовых последствий для его участников, например возникновения права собственности, аренды имущества также не свидетельствует о гражданско-правовой природе данного дела, поскольку такие последствия наступают не непосредственно, как это имеет место по результатам разрешения гражданского дела, а опосредованно - в результате совершения соответствующими административно-публичными органами властных административных действий и издания (принятия) ими властных административных актов. Например, если суд по результатам разрешения административного дела принял решение признать незаконным решение органа Росреестра об отказе физическому или юридическому лицу в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и возложил на этот орган обязанность зарегистрировать такое право, то гражданско-правовые последствия в виде возникновения у лица права собственности наступят не непосредственно на основе судебного акта, а в результате совершения ответчиком в его исполнение необходимых регистрационных действий. Если согласиться с приведенной выше позицией представителей науки гражданского процесса и отнести все административные дела, разрешение которых влечет гражданско-правовые последствия, к категории гражданских дел, то гражданскими делами следует признать подавляющее большинство рассматриваемых арбитражными судами в порядке административного судопроизводства дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) административно-публичных органов, поскольку в результате их разрешения, как правило, возникают гражданско-правовые последствия в сфере предпринимательской деятельности. Например, к гражданским делам нужно будет отнести все дела об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отказе в предоставлении земельных участков, отказе в выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, отказе в выкупе арендуемых нежилых помещений, отказе в постановке на кадастровый учет объектов недвижимости и отказе в государственной регистрации прав на них, об оспаривании предписаний органов государственного жилищного надзора,

выдаваемых управляющим организациям многоквартирных домов и т. п. Несостоятельность такого подхода очевидна.

Таким образом, не имеется каких-либо материально-правовых и процессуально-правовых оснований для отнесения разрешаемых судами административных дел с гражданско-правовым содержанием к категории гражданских дел. Собственно такой подход к отграничению гражданских дел «в чистом виде» и административных дел с гражданско-правовым содержанием и (или) гражданско-правовыми последствиями прослеживается при анализе ряда судебных актов Верховного Суда Российской Федерации9.

В судебной практике также нередко возникают вопросы разграничения административных и гражданских дел, разрешаемых судами, исходя из субъектного состава данных дел и используемых ими способов защиты нарушенных прав и законных интересов. Имеются в виду случаи, когда споры возникают в рамках гражданских или иных связанных с ними непубличных отношений, участниками которых выступают административно-публичные органы, в частности органы исполнительной власти, администрации муниципальных образований. Например, споры о расторжении или отказе в продлении сроков действия договоров аренды земельных участков, иных гражданско-правовых договоров, одной из сторон которых выступает административно-публичный орган10. Полагаем, что в таких случаях вопрос о гражданско-правовой или административно-правовой природе судебных дел, в рамках которых подлежат рассмотрению подобные споры, должен решаться следующим образом. Если спор возник из уже заключенного и действующего или действовавшего ранее гражданско-правового договора, стороной которого является или являлся административно-публичный орган и к которому предъявлено требование, вытекающее из указанного договора, то такой спор образует содержание гражданского дела и подлежит разрешению судом в гражданско-процессуальном порядке. В данном случае административно-публичный орган как ответчик выступает не в качестве властвующего субъекта, решения, действия (бездействие) которого могут быть оспорены в суд по правилам административного судопроизводства, а в качестве равноправной стороны по гражданско-правовому договору, требования к которой должны предъявляться по правилам гражданского судопроизводства. Если же спор возник не из существующих или существовавших ранее договорных гражданско-правовых отношений, субъектом которых выступает или выступал административно-публичный орган, а в результате совершения этим органом в

одностороннем публично-властном порядке действий (бездействия) или издания (принятия) административного акта, то такой спор образует содержание административного дела и подлежит разрешению судом в административно-процессуальном порядке.

4. Административно-судебные дела разрешаются судами в рамках судебного административного процесса, правовой формой выражения которого, регламентированной КАС РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, выступает административное судопроизводство.

Изложенное позволяет прийти к выводу о необходимости дальнейшего углубленного научного исследования такой базовой, опорной категории административного процесса, как «административное дело», и о наличии практической потребности в нормативном закреплении понятия и признаков административного дела в КАС РФ, а также в будущем федеральном законе, определяющем правовые основы исполнительного административного процесса.

1 См.: Алексеев С. С. Собр. соч. : в 10 т. М., 2010. Т. 3. С. 603-616 ; Общая теория государства и права : академ. курс : в 3 т. / под ред. М. Н. Марченко. М., 2002. Т. 2. С. 454-465 ; Радько Т. Н. Проблемы теории государства и права : учебник. М., 2017. С. 479-483.

2 См.: Алексеев С. С. Общая теория права : курс : в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 328.

3 См., например: КозловЮ. М. Административное право : учебник. М., 2005. С. 437-438 ; Административно-процессуальное право : курс лекций. М., 2009. С. 9-10 ; Административный процесс Российской Федерации : учебник / под ред. Л. Л. Попова. М., 2017. С. 21-26.

4 См.: Общее административное право : учебник / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2017. Ч. 2. С. 674-677.

5 См., в частности: Тулинова Б. А. Судопроизводство по административным делам (вопросы теории и практики). М., 2013. С. 61.

6 См., в частности: Сборник законодательных актов по административным процедурам. Ташкент, 2013. С. 2-21, 86-87, 267-270, 365-372.

7 См. подробнее: Зеленцов А. Б., Кононов П. И., Стахов А. И. Административно-процессуальное право России : учеб. для бакалавриата и магистратуры. М., 2016. С. 25-28, 38-39.

8 См., например: Чечот Д. М. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005. С. 450-451 ; Боннер А. Т. Проблемы административной юстиции, особого производства, гражданского и медицинского права // Юридическая публицистика. Избранные труды. М., 2017. Т. VI. С. 19, 252-253.

9 См., например: Кассационные определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2018 г. № 71-КГ18-1, от 26 января 2018 г. № 85-КГ17-35 ; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2017 г. № 18-КГ17-136. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 См., например: Определения Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 305-ЭС15-18643; от 27 декабря 2017 г. № 20-КГ17-16 ; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 сентября 2014 г. по делу № А57-19033/2013 ;

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 г. по делу № А64-4466/2017. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

Второй арбитражный апелляционный суд Кононов П. И., доктор юридических наук, профессор, судья

e-mail: pav.cononov@yandex.ru тел.: 8 (8332) 519-289

Second Arbitration Appeal Court

Kononov P. I., Doctor of Legal Sciences, Professor, Judge

e-mail: pav.cononov@yandex.ru

tel.: 8 (8332) 519-289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.