Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА'

О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будникова А. Б.

В статье анализируются подходы к определению понятия «административная ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача», рассматривается содержание административной ответственности за данное административное правонарушение, систематизируются дополнительные неблагоприятные последствия, входящие в содержание административной ответственности и предлагается авторское определение исследуемого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT AND CONTENT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES WITHOUT A DOCTOR’S PRESCRIPTION

The article analyzes the approaches to the definition of the concept of “administrative responsibility for the consumption of narcotic drugs and psychotropic substances without a doctor’s appointment”, examines the content of administrative responsibility for this administrative offense, systematizes additional adverse consequences included in the content of administrative responsibility and offers the author’s definition of the concept under study.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА»

6. Сытников В. О. Становление h развитие ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции в России // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2017. С.204-208.

7. О мерах ограничения продажи спиртных напитков : Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 марта 1927 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства. 1927. № 24. Ст. 158.

8. Глушаченко С. Б., Жулев С. К., Сальников М. В. Организация и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в РСФСР (1918-1920 гг.) // История государства и права. 2004. № 3. 25-26 с.

9. Об утверждении Положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке : Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 июня 1926 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства. 1926. № 39. Ст. 304.

© Беженцев А. А.

УДК 342.924.03:351.761.3(470)

А. Б. БУДНИКОВА, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

А. В. BUDNIKOVA, Senior Lecturer Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Department of Internal Affairs, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnoyarsk)

О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА

ON THE CONCEPT AND CONTENT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

FOR THE CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES WITHOUT A DOCTOR'S PRESCRIPTION

Аннотация. В статье анализируются подходы к определению понятия «административная ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача», рассматривается содержание административной ответственности за данное административное правонарушение, систематизируются дополнительные неблагоприятные последствия, входящие в содержание административной ответственности и предлагается авторское определение исследуемого понятия.

Ключевые слова и словосочетания: потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, административная ответственность, дополнительные неблагоприятные последствия, социально-правовой режим жизнедеятельности.

Annotation. The article analyzes the approaches to the definition of the concept of "administrative responsibility for the consumption of narcotic drugs and psychotropic substances without a doctor's appoint-

ment", examines the content of administrative responsibility for this administrative offense, systematizes additional adverse consequences included in the content of administrative responsibility and offers the author's definition of the concept under study.

Keywords and phrases: use of narcotic drugs and psychotropic substances without a doctor's prescription, administrative responsibility, additional adverse consequences, social and legal regime of life activity.

По данным социологических исследований в настоящее время в Российской Федерации число лиц, потребляющих наркотики, составляет 1,9 млн человек. При этом правоохранительными органами ежегодно выявляется около 200 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [1]. Одним из элементов системы противодействия распространению наркомании и наркотизации населения выступает административная ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ. Уяснение сути и содержания этого правового явления может способствовать более эффективной правоприменительной деятельности, осуществляемой субъектами административной юрисдикции.

Понятие административной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в настоящее время в науке административного права не выработано. Вместе с тем учеными-административистами предложены различные дефиниции понятия административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками либо в сфере оборота наркотиков.

Так, С. В. Слободчук предлагает разграничивать объективный и субъективный смысл (понимание) административной ответственности за правонарушения, связанные с запрещенными веществами. В субъективном понимании, как указывает С. В. Слободчук, административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, представляет собой правовое состояние (положение) правонарушителя, претерпевающего административно-процессуальное воздействие, лишения, предусмотренные наказанием [2, с. 91]. Однако обязанность претерпевать лишения имущественного и неимущественного характера возникает во всех случаях, когда решением

уполномоченного органа или должностного лица на нарушителя наложено административное наказание, и не зависит от вида административного правонарушения. Определение административной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками, в рассматриваемом аспекте может использоваться применительно к административной ответственности за любое административное правонарушение.

В объективном понимании административную ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, С. В. Слободчук определяет как реакцию государства на административный наркоделикт в виде правоприменительной деятельности управо-моченных субъектов по предъявлению обвинения, оценке правонарушения и применению к виновному лицу административного наказания в целях охраны правового режима наркотических средств и психотропных веществ [2, с. 190]. С таким определением нельзя согласиться в полной мере. Прежде всего употребляемая автором формулировка «предъявление обвинения» характерна для осуществления предварительного расследования по уголовным делам, но никак не для производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, указываемая С. В. Слободчуком цель административной ответственности значительно шире, нежели только охрана правового режима наркотических средств и психотропных веществ. Полагаем, что данная цель должна коррелировать с целями, указанными Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и ст. 3.1 КоАП РФ, и включать в себя охрану здоровья граждан, общественную и государственную безопасность, а также предупреждение совершения новых правонарушений.

М. В. Анисифорова определяет административную ответственность за правона-

рушения в сфере оборота наркотиков как особую разновидность деликтных отношений, в основе которых применение субъектами юрисдикционной деятельности мер физического и морального принуждения к правонарушителям - физическим лицам и организациям, в связи с совершением ими правонарушений в сфере оборота наркотиков, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [3, с. 61].

Вместе с тем с данным определением можно согласиться лишь в определенной мере. Так, изучение видов административных наказаний, предусмотренных за совершение правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, позволяет сделать вывод о том, что наиболее распространенной мерой ответственности является административный штраф, который относится к мерам материального принуждения (предусмотрен санкциями всех статей КоАП РФ, устанавливающих ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ). Кроме того, употребляемый М. В. Анисифоровой термин «в сфере оборота наркотиков» подразумевает совершение деяния в пределах категории «оборот наркотиков», в содержание которой автор включает 15 элементов [3, с. 54-55]. Однако среди этих элементов не указаны такие деяния, как незаконное потребление, пропаганда и реклама, учет наркотических средств и психотропных веществ, культивирование растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества и др., в связи с чем можно сделать вывод, что определение не распространяется на данные деяния. Думается, что употребление термина «административные правонарушения, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» будет более корректным.

По мнению А. А. Корнева, под административной ответственностью за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, следует понимать один из видов ад-

министративной ответственности, установленный КоАП РФ и состоящий в применении органами административно-юрисдикцион-ного противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ к лицам, совершившим административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, административных наказаний имущественного и неимущественного характера [4, с. 130-131]. При этом потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача

A. А. Корнев относит к данной группе административных правонарушений [4, с. 116].

Похожее определение административной ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ предлагает В. С. Болотин: «это применение судьями и иными уполномоченными органами административной юрисдикции или их должностными лицами, в пределах их компетенции, карательных административных санкций, содержащих меры государственного осуждения противоправного деяния, к виновным в совершении административных наркоделиктов, выраженные в обязанности правонарушителя претерпевать негативные для него последствия, преследующие установленные законом цели наказания, а также охраны общественных отношений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ» [5, с. 69]. Однако определения, предлагаемые А. А. Корневым и

B. С. Болотиным, акцентируют внимание на административном наказании как на единственном аспекте административной ответственности.

Полагаем, что в рассматриваемом контексте более полной является точка зрения Н. Н. Цуканова, который включает в содержание административной ответственности наряду с административным наказанием также факт признания деяния административным правонарушением и дополнительные неблагоприятные последствия, заключающиеся в ограничении прав, установлении дополнительных запретов и обязанностей в период, пока лицо считается привлеченным

к административной ответственности [6, с. 103]. Вместе с тем такая позиция требует некоторой конкретизации применительно к предмету исследования.

Прежде всего следует подчеркнуть, что в отдельных случаях законодатель связывает ограничение прав и свобод лица, привлеченного к административной ответственности, не со сроком, установленным ст. 4.6 КоАП РФ, а с иными временными промежутками. Так, например, при решении вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел, Росгвардию, федеральную противопожарную службу будут иметь значения только административные правонарушения, за которые лицо привлекалось к административной ответственности в течение года до дня обращения с заявлением о приеме на службу [7, 8]. В выдаче разрешения на работу иностранному гражданину будет отказано, есть он в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации [9]. В связи с изложенным полагаем, что более корректно срок, в течение которого на лицо будут распространяться дополнительные неблагоприятные последствия, следует указывать как «установленный нормативными правовыми актами».

Дополнительные негативные последствия как элемент содержания административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача представляют собой запреты или ограничения различного характера. В настоящее время они закреплены в большом количестве нормативных правовых актов РФ и не систематизированы, что создает трудности при их исследовании.

Дополнительные неблагоприятные последствия в зависимости от основания их установления можно разделить на четыре категории:

1. Негативные последствия, наступающие в связи с привлечением лица к административной ответственности именно за потребление наркотических средств и пси-

хотропных веществ. К числу таких последствий относятся:

- возможность возложения на лицо дополнительных обязанностей пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию (ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ);

- запрет приема на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»);

- отказ в заключении или расторжение трудового договора с лицами, чья работа непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);

- запрет на допуск к работе на судне (ч. 2 ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации);

- отказ в приеме на должность специалистов авиационного персонала (ч. 3.1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации);

- отказ в выдаче лицензии либо аннулирование лицензии на приобретение и хранение оружия (п. 10 ст. 13, п. 3 ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»);

- отказ в присвоении статуса частного охранника либо аннулирование удостоверения частного охранника (ст. 11.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»),

Кроме того, в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ факт употребления лицом наркотических средств или психотропных веществ может являться основанием для ограничения дееспособности гражданина при условии, что своими действиями он ставит семью в тяжелое материальное положение.

2. Негативные последствия, наступающие в связи с привлечением лица к административной ответственности за совершение

административных правонарушений определенной группы.

Совершение лицом административных правонарушений, посягающих на общественный порядок (глава 20 КоАП РФ) является основанием для продления испытательного срока или отмены условного осуждения (ст. 74 УК РФ) либо отменены условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ). При совершении лицом, освобожденным из мест лишения свободы, административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, здоровье населения и общественную нравственность, может быть установлен административный надзор либо продлен срок ранее установленного административного надзора (п. 2 ч. 3 ст. 3, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), Неоднократное привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства в период предыдущего пребывания на территории России к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, является основанием для отказа в выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию (п. 11 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), Следует отметить, что правонарушение, предусмотренное ст. 6.9 КоАП РФ, относится к посягающим на здоровье населения, а предусмотренное ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ - к посягающим на общественный порядок.

Неоднократное привлечение лица к административной ответственности за умышленные административные правонарушения, рассматриваемые судом, в течение года до дня обращения с заявлением о приеме на службу будет препятствовать поступлению на государственную службу в органы внутренних дел и Росгвардию [7], органы принудительного исполнения [10], федеральную противопожарную службу [8], органы уголовно-исполнительной системы [11]. Этот запрет будет распространяться на лиц,

привлеченных к административной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ по ст. 6.9 КоАП РФ, поскольку это деяние умышленное и рассматривается судом.

3. Негативные последствия, наступающие в связи с применением к лицу административного наказания определенного вида. Так, при применении к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения с территории Российской Федерации в последующем для этих лиц:

а) не разрешается въезд в Российскую Федерацию (п. 2 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»);

б) не выдается разрешение на временное проживание, разрешение на работу, вид на жительство, а выданные ранее разрешения и вид на жительство аннулируются ( п. 3 ч. 1 ст.7, п. 3 ч. 1 ст. 9, п. 3 ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);

в) отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные такими лицами (п. «г» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);

г) не выдается свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, аннулируется ранее выданное свидетельство участника Государственной программы, а также утрачивается статус члена семьи участника Государственной программы (подп. «в» п. 25 Указа Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»).

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подвергнутые административному аресту, проходят обязательную дактилоскопическую регистрацию (абз. 2 п. «ж» ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»),

4. Негативные последствия, наступающие в связи с привлечением лица к административной ответственности в целом, например, возможность досрочного прекращения полномочий Председателя Счетной палаты РФ (п. 1 ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), отказ в назначении на должность уполномоченного по правам ребенка в РФ (ст. 4 Федерального закона от 27 декабря 2018 г № 401-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации).

Таким образом, дополнительные неблагоприятные последствия по своему ха-

рактеру являются весьма разнообразными, поэтому следует говорить об изменении социально-правового режима жизнедеятельности лица, привлеченного к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков.

Учитывая изложенное, под административной ответственностью за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача предлагается понимать вид юридической ответственности, которая реализуется уполномоченными субъектами в административно-процессуальном порядке в отношении лиц, потребивших наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, и выражается в официальном признании деяния лица административным правонарушением, вынесении решения о назначении административного наказания и изменении социально-правового режима жизнедеятельности лица в течение установленного нормативными правовыми актами срока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Слободчук С. В. Административная ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками : дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2005.

3. Анисифорова М. В. Административная ответственность за нарушения законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018.

4. Корнев А. А. Система административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Астрахань, 2012.

5. Болотин В. С. Административная ответственность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

6. Цуканов Н. Н. Статья 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как средство противодействия незаконному наркопотреблению // Вестник Омской юридической академии. 2017. Том 14. № 4. С. 99-104.

7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ // СПС «КонсультантПлюс».

8. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

9. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

10. О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЭ // СПС «КонсультантПлюс».

11.0 службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

О Будникова А. Б.

УДК 351.74.078.169:351.756(470)

К. А. КУЗНЕЦОВА, преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск)

К. A. KUZNETSOVA, lecturer at the Department of Administrative Law and the Department of Internal Affairs of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk)

H. H. ТКАЧЕНКО, старший преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Ростов-на-Дону)

N. N. TKACHENKO, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences (Rostov-on-Don)

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

LEGAL AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES ILLEGAL MIGRATION

Аннотация. Проанализированы результаты правоприменительной деятельности подразделений по вопросам миграции по материалам Хабаровского края. Предложены направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере миграции. Изучены авторские позиции в области разработки и внедрения дифференцированного режимного подхода в административно-правовое регулирование внешней миграции. Автор пришел к обоснованному выводу о необходимости разработки и внедрения в систему государственного регулирования миграционно-пра-вового режима контролируемого пребывания мигрантов в России.

Ключевые слова и словосочетания: государственное управление, органы внутренних дел, полиция, внешняя миграция, миграционный режим, иностранный гражданин.

Annotation. The results of law enforcement activities of units on migration issues in the territory of the Khabarovsk Territory were analyzed. The directions of improvement of control and supervision activities of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.