Научная статья на тему 'О понятии и системе экономической безопасности'

О понятии и системе экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2104
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О понятии и системе экономической безопасности»

Прудиус Е.В.,

соискатель Всероссийской государственной налоговой

академии Минфина России

О ПОНЯТИИ И СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Экономическая безопасность рассматривается в научной литературе как качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности конкретного предприятия, отрасли, населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию региональных и государственных интересов. Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей частью структуры национальной безопасности страны, поскольку без достаточного экономического обеспечения не может идти речи о национальной безопасности вообще. Без ее обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане. Однако среди ученых, занимающихся проблемами экономической безопасности, не выработано единого подхода к ее пониманию.

Большинство авторов в понимании экономической безопасности исходят из легального определения безопасности, данного в Законе РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»1, в котором безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ч. 1 ст. 1 Закона). Е.А. Олейников понимает экономическую безопасность как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов»2. По мнению B.C. Панькова, под экономической безопасностью следует понимать «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, “иммунитетом” к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства»3. В.К. Сенчагов трактует понятие экономи-

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

2 Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997. С. 29.

J Панъков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты. // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8.

ческой безопасности как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, что, по мнению автора, означает «не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества»1. Н.П. Купрещенко определяет экономическую безопасность как «такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях»2. Такую же позицию занимает Л.Э. Гаджиева, которая полагает, что «на уровне государства экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал»3. Следует отметить, что данный подход к пониманию экономической безопасности был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»4 (в настоящее время утратил силу). В ст. 2 данного Закона экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации. Однако ныне действующий Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»5 не содержит определения экономической безопасности. Можно заметить также, что отсутствует содержательное определение безопасности и в Указе Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»6, где под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Отказ законодателя от легального определения экономической безопасности в принятом Феде-

1 Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России //Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 98—99 (см. также: Экономическая безопасность: Производство — финансы — банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998.).

2 Купрещенко Н.П. Экономическая безопасность. М., 2005. С. 16.

3 Гаджиева Л.Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России. Дисс... канд. экон. наук. М., 2003. С. 14.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

5 Там же. 2003. № 50. Ст. 4850.

6 Там же. 2000. №2. Ст. 170.

ральном законе от 08Л2.2003 г. № 164-ФЗ представляется не случайным, поскольку определение, данное в Федеральном законе от 13Л0Л995 г. № 157-ФЗ, как будет показано ниже, не отражает всей сложности данного явления. Весьма близкую к указанной позицию занимают ученые, рассматривающие экономическую безопасность как собственно защищенность экономических интересов. Так, например, А. Городецкий отмечает, что «экономическая безопасность означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз»1. Аналогичного подхода к пониманию экономической безопасности придерживаются авторы учебника «Общая теория национальной безопасности», определяя данное понятие как «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз»2. Определение безопасности как специфического состояния защищенности или как собственно защищенность отражает лишь статику системы, между тем как безопасность постоянно воспроизводится и обеспечивается в результате функционирования системы, ее реагирования на внешние и внутренние угрозы, нейтрализуя их, т.е. безопасность следует рассматривать в динамике, не только как характеристику самой системы, но и как характеристику ее взаимодействия с окружающей средой. Как справедливо указывает И.Г. Напалкова, в определении безопасности как состояния защищенности в большей степени фиксируется общественно необходимый результат, оно характеризует безопасность как нечто, уже достигшее должного уровня, а не как процесс, и в большей степени отвечает понятию «обеспеченность безопасности»3. Подход к пониманию экономической безопасности с точки зрения статики не может быть признан удовлетворительным еще и потому, что подразумевает определенность, фиксированность характеристик экономической системы, что не соответствует действительности. Любой экономической системе внутренне присуща неопределенность, поскольку ее показатели формируются в результате взаимодействия многих субъектов, обладающих достаточно широким спектром возможностей в выборе форм и способов деятельности, что придает развитию экономики момент непредсказуемости. Это требует рассмотрения экономической безопасности не как некоторого определенного состояния, а как подвижного, находящегося в постоянном изменении свойства экономической системы. Отмечая недостатки подхода к пониманию

1 Городецкий А. Вопросы безопасности экономики России // Экономист. 1995. № 10. С. 46.

2 Общая теория национальной безопасности / Под ред. А.А. Прохожева. М., 2002. С. 39.

ä Напалкова И.Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ. Монография. Ростов-на-Дону, 2006. С. 11—12.

безопасности как к состоянию защищенности, Г.В. Иващенко пишет, что «безопасность не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования субъекта, контролируемые им»1. Разделяют этот подход В.К. Буторин, А.Н. Ткаченко и С.А. Шипилов2. А. Илларионов предлагает понимать под экономической безопасностью страны «такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом»3. На наш взгляд, определение безопасности как контролируемых субъектом (в нашем случае — государством) условий также не вполне корректно. Условия существования любой системы, любого субъекта, во-пер-вых, не являются фиксированными и определенными. Во-вторых, условия постоянно меняются. Поэтому неизбежно существуют условия, которые субъект безопасности не в состоянии контролировать, что тем не менее далеко не всегда означает отсутствие безопасности.

В научной литературе предлагаются и иные трактовки понятия экономической безопасности: Так, С.В. Блохин предлагает понимать под экономической безопасностью «достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, баланс и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз»4. Представляется, что данное определение экономической безопасности страдает некоторой расплывчатостью. В. Рубанов полагает, что экономическая безопасность представляет собой «способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действий внешних факторов»5. Близкую позицию занимает В.Х. Цуканов, который понимает экономическую безопасность «как важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать при помощи специальных мер нормальные ус-

1 Иващенко Г.В. О понятии «безопасность» // Credo. Оренбург, 2000. № 6 (24).

2 Буторин В.К., Ткаченко А.Н., Шипилов С.А. Основы экономической безопасности. В 3 т. Т. 1. Системные концепции экономической безопасности. Кемерово, М., 2007. С. 20-22.

J Илларионов А. Критерий экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.С. 49.

4 Блохин С.В. Направления укрепления экономической безопасности России в современных условиях. Дисс... канд. экон. наук. М., 2006. С. 33.

5 Рубанов В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практика // Свободная мысль. 1991. № 17.

ловия жизнедеятельности всех составляющих ее элементов»1. Рассмотрение проблемы определения понятия экономической безопасности позволяет предложить следующую формулировку экономической безопасности государства. Экономическая безопасность государства — это характеристика функционирования национальной экономики, выражающая ее способность — создавать и поддерживать благоприятные условия жизни людей; — обеспечивать стабильное и устойчивое развитие народного хозяйства; — своевременно реагировать на возникающие неблагоприятные факторы и условия; — нейтрализовы-вать действующие угрозы благосостоянию населения и народному хозяйству. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Ее систему можно рассматривать в различных аспектах. Как справедливо отмечает Т.Д. Ромащенко, экономическая безопасность предстает как многоярусная система, концептуализируемая с различных позиций: а) как потребность всех экономических субъектов; б) как свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком «матрицей безопасности»; в) как функция государства по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности 2. Сложность структуры экономической безопасности обуславливает возможность различного подхода к систематизации составляющих ее компонентов. Л.И. Абалкин выделяет составные элементы системы экономической безопасности, исходя из ее понимания как совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость и устойчивость национальной экономики. По мнению Л.И. Абалкина, экономическая безопасность включает в себя следующие элементы: 1. Экономическую независимость, которая сейчас не носит абсолютного характера, так как усиливается мировое разделение труда. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и позволяют на равных участвовать в мировой торговле и кооперационных связях. 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию. 3. Способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение образовательного, культурного и профессионального уровня работников \

1 Цуканов В.Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения. Монография. Челябинск. С. 30.

2 См.: Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, воспроизводство. Дисс... докт. экон. наук. Воронеж, 2003. С. 67.

3 См.: Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.

Аналогичной точки зрения на систему экономической безопасности придерживаются Гаджиева 1 и авторы трехтомника «Основы экономической безопасности»2. Отмечая, что система экономической безопасности имеет сущностное сходство с другими более традиционными системами безопасности. И.Г. Напалкова указывает, что теоретически целесообразно и практически необходимо использовать разумную аналогию в данных родственных системах и при формировании элементов и механизма экономической безопасности. При этом система экономической безопасности рассматривается как комплекс мер по ее обеспечению с другими субъектами в целях коллективной и совместной экономической безопасности \ На наш взгляд, рассмотренные меры представляют собой верхний уровень системы экономической безопасности. Система этих мер опирается на организационные и правовые основы экономической безопасности, которые, в свою очередь, обусловлены материальной базой (материальной основой) экономической безопасности. Материальную основу экономической безопасности составляют: 1) материальное производство (промышленность и сельское хозяйство); 2) финансовая система; 3) бюджетная система и бюджетное финансирование всех уровней; 4) система налогов и сборов как механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в федеральный бюджет. Организационная и правовая основы экономической безопасности закреплены в ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О безопасности», в которой указывается, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности», содержащий базовые правовые понятия в сфере безопасности. Отдельные аспекты обеспечения экономической безопасности регулируются специально принятыми федеральными законами. Так, например, Федеральный закон от 20 июня 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»4 определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Обеспечению безопасности в налоговой сфере служит Налоговый ко-

1 См.: Гаджиева Л.Э. Налогообложение как особый системный инструмент государственного регулирования экономической безопасности России. Дисс. канд. экон. наук. М., 2003. С. 10-11.

2 См.: Буторин В.К., Ткаченко А.Н., Шитыов С.А. Основы экономической безопасности. В 3 т. Т. 1. Системные концепции экономической безопасности. Кемерово, М., 2007. С. 22.

3 См.: Напалкова И.Г. Экономическая безопасность: институционально-правовой анализ. Монография. Ростов-на-Дону, 2006. С. 57—59.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588.

деке Российской Федерации Отдельные аспекты обеспечения безопасности в финансовой сфере регулируются Федеральным законом от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»2 и Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»3. Таким образом, система экономической безопасности предстает как трехуровневая структура: 1. Нижний (базисный) уровень экономической безопасности составляет материальная база, включающая в себя: 1) материальное производство (промышленность и сельское хозяйство); 2) финансовую систему; 3) бюджетную систему и бюджетное финансирование всех уровней; 4) систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований). 2. Средний уровень экономической безопасности состоит из организационной и правовой основ. Организационная основа экономической безопасности — это система органов государственной власти, обеспечивающих формирование и реализацию политики в области экономической безопасности. Правовая основа — система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности и служащих правовым средством обеспечения экономической безопасности. 3. Верхний уровень системы экономической безопасности составляют меры ее обеспечения.

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июня 1998 г. №146-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 9. Ст. 391 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3174.

Тарасенко O.A.,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры

предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА

ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последнее время со стороны ученых и практиков заметно возрос интерес к действующим в России платежным системам. Вместе с тем наличие ряда неисследованных вопросов, а также произошедшие в недавнем времени изменения действующего в этой области законодательства вызывают необходимость их дальнейшего изучения.

Основной темой настоящей статьи является освещение современного состояния платежных систем. При этом большое внимание уделяется их классификации и элементам функционирования.

Представляется необходимым в начале нашего исследования остановиться на понятии «платежная система».

В условиях плановой экономики расчеты между банками проводились через счета, открытые в Госбанке СССР. Термин «межбанковские расчеты» по существу не применялся, т.к. все банки были государственными. В течение 1991—1992 годов на основе акционирования отделений государственных банков и вновь создаваемых коммерческих банков была создана система межбанковских расчетов. Во второй половине 1990-х годов в банковском законодательстве и банковской практике начинает использоваться термин «платежная система», который, по сути, заменил ранее применявшийся термин «система межбанковских расчетов». Появление и широкое использование термина «платежная система» объясняется в первую очередь уровнем научных воззрений, который позволил ряду авторов 1 уточнить и дифференцировать содержание понятий «система межбанковских расчетов» и «платежная система», а также активизацией в нашей стране западных платежных систем, системы межбанковских коммуникаций SWIFT, в документации которых используется именно этот термин.

Платежную систему можно определить как совокупность правовых норм, учреждений, программно-технических и других средств, обеспечивающих проведение межбанковских расчетов.

1 См. например: Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 15; Полищук С.А. Национальная платежная система: экономическая эффективность и безопасность: дисс. ...к.э.н. М., 2006. С. 21; Сиземова О.Б. Платежные системы межбанковских расчетов и повышение обоснованности их правовых баз // Банковское право. 2003. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.