Научная статья на тему 'О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшенокова Е.А.

На сегодняшний день определение гражданского общества носит дискуссионный характер. В статье рассматриваются различные точки зрения отечественных и зарубежных мыслителей и правоведов относительно понятия гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 34

Пшенокова Е.А.

г. Нальчик, Россия Pshenokova E.A.

О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Аннотация

На сегодняшний день определение гражданского общества носит дискуссионный характер. В статье рассматриваются различные точки зрения отечественных и зарубежных мыслителей и правоведов относительно понятия гражданского общества.

Ключевые слова: Государство, гражданское общество, общественный договор.

«Гражданское общество» - понятие, которое широко используется в различных областях знаний. Оно неоднозначно, дискуссионно и представляет особый интерес. Ошибочное употребление понятия способно спровоцировать утрату смысла и сущности данной категории.

В литературе по сей день не существует единства мнений в понимании гражданского общества, что существенно затрудняет его определение. Так же, как и нет единства мнений в отношении хронологических сроков появления рассматриваемого понятия.

В категориальном контексте само понятие восходит к латинскому термину. В соответствии с холистским принципом гражданское общество и государство являются феноменами тождественными, выражающими политическую деятельность свободных граждан.

Для гражданского общества, как и для любой другой динамично развивающейся системы, характерно сосуществование «прагматического и иррационального, закономерного и случайного, которое проявляется через деятельность личностей в процессе удовлетворения своих интересов, осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, интересов и дарований» [1, с. 137].

Для выяснения генезиса понятия «гражданское общество» необходимо обратиться к воззрениям мыслителей прошлого.

Особое развитие рассматриваемое понятие получает в период формирования теории общественного договора.

Томас Гоббс, один из основателей теории общественного договора, вопреки мнению Аристотеля, полагавшего, что люди объединяются в общество потому как они «существа общественные», считал, что поводом к объединению служит страх. Страх перед друг-другом, перед злом, которое они способны породить, не образуя общества [2, с. 287]. По мнению автора, люди скорее жаждут господства, нежели сообщества.

Т. Гоббс различал две сферы - сферу разума и сферу природы, где «естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех» [2, с. 305].

Он считал, что люди заинтересованы в установлении мира ради самосохранения. Способом установление мира по мнению мыслителя являлось составление договора, на котором основывается государство, являющееся олицетворением власти и справедливости.

Подобной позиции придерживался Ж.-Ж. Руссо с его концепцией «orde naturel» («естественного порядка»), который благодаря общественному договору переходит в «orde positif» (порядок позитивный»).

В политико-правовых учениях Гоббса и Локка естественное состояние характеризовалось таким внутренним противоречием, которое знало только одно удовлетворительное решение в виде учреждения

«могущественного левиафана», «кровью которого являются деньги» [4].

В понимании Руссо, отличном от Гоббса и Локка, гражданское общество характеризуется фундаментальным противоречием, от которого свободно естественное состояние. «...человек в естественном состоянии счастлив, потому что радикально независим, тогда как человек в гражданском обществе несчастен, потому что он радикально зависим» [5].

Согласно концепциям естественного права и общественного договора гражданское общество приходит на смену «естественному состоянию», в котором господствует культ силы и «борьба всех против всех». На первый план в этих концепциях выдвигается требование неотъемлемых прав и свобод человека, присущих его естественной природе. Переход к гражданскому (политическому) состоянию сопровождается заключением общественного соглашения или договора, на основе которого народ и власть определяют свои взаимоотношения.

Значительный вклад в формирование представлений о гражданском обществе был внесен Г. Гегелем. Он определяет гражданское общество как связь субъектов посредством системы потребностей и разделения труда и правосудия. В своей работе «Философия права» философ отмечает, что правовой основой гражданского общества выступает равенство людей как субъектов права, охрана права от нарушений, авторитетный суд и др. В гражданском обществе, - пишет Г. Гегель, - каждый для себя - цель... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей.

Он критически воспринимает изученное предшественниками, однако вносит новые элементы в понимание гражданского общества, формулируя основы этатистской теории гражданского общества, доказывая, что государство является гарантом гражданского общества [6].

По мнению известного правоведа С.С. Алексеева, гражданское общество — это открытая социальная структура, в которой личность может полноценно осуществлять свои права и свободы [7, с. 110-112]. Более того, в гражданском обществе государство гарантирует осуществление права на свободу слова, существует гласность, доступность информации, научное и культурное сотрудничество с другими государствами.

Известный политолог Г.В. Полунина, отмечает, что для формирования и развития гражданского общества важно наличие демократического государства. Более того, гражданское общество является совокупностью людей, которая во всех сферах жизнедеятельности государства и общества представлена как сеть неправительственных структур, организованных на добровольной основе (организации, союзы, объединения, фонды и т.д.), Так и объединением экономических, гражданских, социальных, духовных, религиозных неправительственных отношений [8, с.155].

По мнению В.М. Межуева, доктора философских наук, профессора, главного научного сотрудника Института философии РАН, на сегодняшний день можно выделить две важные тенденции в современном истолковании понятия гражданского общества. Во-первых, оно понимается не как экономическая или даже не как социологическая, а прежде всего как политическая категория, находящаяся в прямой связи с теорией демократии.

Во-вторых, понятие гражданского общества используют не столько для описания реального положения дел в так называемых странах либеральной демократии, сколько для критики этого положения, то есть в качестве нормативного понятия [9].

Человек может иметь определенные права и нести обязанности в той мере, в какой он является гражданином данного государства и является членом гражданского общества.

Гражданское общество сегодня представляет собой постоянно трансформирующееся социальное явление, качественное состояние которого способствует реализации позитивных сценариев социального развития. Осознание имеющейся диалектической взаимосвязи, а главное взаимозависимости гражданского общества и государства позволяет наиболее конструктивно формировать современное гражданское общество.

Список использованной литературы:

1. Струсь К. А. Элементы гражданского общества // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVII Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013.

2. Гоббс Т. О гражданине // Там же. С. 287.

3. Гоббс, Т. О гражданине / Т. Гоббс. -М., 2000. С. 305.

4. Гоббс, Т. Левиафан. -М.,2000.

5. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. - М., 1989.

6. Гегель Г. Философия права. -М., 1990. С.227.

7. Алексеев С.С., Теория государства и права М.: Норма.2005. С. 458.

8. Политология /Под. ред. Г. В. Полуниной. М.: АКАЛИС, 1996. С. 276.

9. Межуев В.М. Гражданское общество в России: Возможность самоорганизации и механизмы правового регулирования: Сборник материалов заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 28 октября 2004г.

© Пшенокова Е.А., 2022

УДК 347.6

Шарифуллина Э.А.

студент четвертого курса юридического факультета, ФГБОУ ИВО МГГЭУ

Москва, Россия Научный руководитель: Мартьянова Г.В.

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой ГПиП, ФГБОУ ИВО МГГЭУ

Москва, Россия

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ БРАКА РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы материально-правовых гарантий прав и интересов детей при расторжении брака, приведена актуальная статистика, проанализированы материалы судебной практики по данным вопросам, а также обозначен механизм совершенствования российского законодательства в сфере обеспечения имущественных прав детей при расторжении брака родителями.

Ключевые слова

Расторжение брака, развод, материальное обеспечение детей, алиментные обязательства,

имущественные права несовершеннолетних.

В современном мире семья представляет собой отнюдь не самый статичный институт. В последнее десятилетие в РФ наблюдается активная тенденция к снижению количества заключения браков, в то время как количество разводов с каждым годом остается неизменным. Все это заложило основания для проведения исследований, посвященных вопросам влияния развода на детей, которые, в свою очередь, позволили сделать бесспорный вывод о том, что развод оказывает долгосрочное негативное воздействие на детей, переживших его. Кроме того, данные также свидетельствуют о том, что после развода родители-опекуны, а это в большинстве случаев матери, испытывают значительное снижение финансового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.