Научная статья на тему 'О понятии «Глубина контроллинга»'

О понятии «Глубина контроллинга» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЛУБИНА КОНТРОЛЛИНГА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шляго Ляйсан Валерьевна

Развивается авторский подход к трактовке понятия «контроллинг», основанный на системной концепции. Понятие «глубина контроллинга» рассматривается в разрезе четырех компонентов: основное качество системы, внутренняя среда, внешняя среда, процесс управления. Приведена характеристика основных этапов становления контроллинга с позиций глубины контроллинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author's approach to understanding the notion of "controlling", based on the system approach, is reported. The concept of "depth of controlling" is treated in 4 different perspectives: principal quality of system, inner environment, outer environment, the process of management. The main stages of controlling formation from the point of the depth of controlling, is described

Текст научной работы на тему «О понятии «Глубина контроллинга»»

УДК 65.011

Н.Н. Шляго

О ПОНЯТИИ «ГЛУБИНА КОНТРОЛЛИНГА»

Введение понятия «глубина контроллинга» обусловлено рассмотрением содержания и сущности контроллинга предприятия (фирмы) с позиций системного подхода [11]. В широком смысле контроллинг определяется как способ функционирования предприятия, сознательно подчиненный законам кибернетического цикла управления. В узком смысле контроллинг - такое состояние или такое качество менеджмента, при котором менеджмент-институт сознательно осуществляет менеджмент-деятельность в соответствии с законами кибернетического цикла управления и с учетом системной сущности предприятия.

В функциональном плане контроллинг представляет собой комплекс специальных технологий [13], обеспечивающих практическую реализацию процесса управления на предприятии [2]. Для контроллинга существенно не только соблюдение последовательности основных фаз процесса управления, но и учет сложности и многогранности взаимосвязей между различными элементами предприятия как системы, а также его взаимодействие с внешней средой. Эти обстоятельства и заставляют говорить о глубине контроллинга как о характеристике степени учета указанных параметров в процессе управления предприятием.

Для учета глубины контроллинга предлагается использовать разработанный в теории системного анализа способ определения системы, в данном случае предприятия, как совокупности укрупненных компонентов, принципиально необходимых для ее существования и функционирования [15].

Цель нашего исследования - характеристика глубины контроллинга предприятия на основе укрупненных компонентов, а также выявление содержательного «наполнения» технологий внутрифирменного управления, отражающих разную глубину контроллинга на различных этапах его становления.

Характеристика глубины контроллинга на основе укрупненных компонентов. Для характеристики глубины контроллинга предприятие может быть представлено как совокупность необходимых для его существования и функционирования компонентов, таких как основное качество предприятия как системы, внутренняя среда предприятия, взаимодействие предприятия с окружающей средой, закономерности процесса управления (рис. 1).

Основное качество системы, т. е. согласно определению управления, приводимому ниже, совокупность свойств, утрата которых ведет к разрушению системы при изменении условий, может быть представлено в виде комплекса основных принципов функционирования системы. Поскольку в центре внимания данного исследования находится предприятие (фирма), функционирующее в условиях рынка, важно рассматривать те принципы, которые свойственны данному типу систем.

Системная характеристика внутренней среды предприятия - сложная проблема. Первоначально в определениях системы присутствовали элементы и связи между ними, затем к ним добавилось понятие цели, а позднее и такое понятие, как «наблюдатель». Теория систем, как правило,

Рис. 1. Предприятие как совокупность укрупненных компонентов

не использует термин «внутренняя среда системы». Данная терминология характерна для теории менеджмента, подразумевающей под этим совокупность внутренних переменных организации целей, структур, задач (задания, операции), технологий, людей.

Внешняя среда, или просто среда - окружение систем, или, более точно, «совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы» [6].

Управление с позиций системного подхода определяется как «функция системы, ориентированная либо на сохранение основного качества, т. е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разрушению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, гомеостаз, достижение определенной цели» [6]. Системная концепция трактует управление как цикл последовательно реализуемых функций (фаз, этапов), к которым обычно относятся: постановка цели, планирование, исполнение плана, контроль, анализ и принятие решений, приводящее к внесению соответствующих корректив в процессы исполнения плана или в планы и цели.

Основное качество предприятия как системы. Существует несколько отличающихся друг от друга точек зрения относительно перечня принципов, несоблюдение которых может привести к опасным для существования предприятия последствиям [8, 10, 14]. К их числу можно отнести: экономический принцип, принцип извлечения прибыли, принцип финансового равновесия.

Экономический принцип является выражением факта ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Для описания сущности данного принципа полезно вспомнить модель «черный ящик», позволяющую изучать поведение системы по показателям «входа» и «выхода». Экономический принцип устанавливает определенные соотношения между показателями «входа» и «выхода», предполагая стремление к достижению возможно более благоприятного соотношения между ними.

Принцип получения прибъти. С учетом дифференциации понятий «продуктовый результат» и «предпринимательский результат» доминирующей целью предпринимательской деятельности считается достижение превышения стоимостного выражения «выхода» системы (продуктового результата), т. е. доходов, над стоимостным выражением «входа» - затратами. Иначе говоря, доминирующей целью является извлечение предпринимательского результата (прибыли). Как известно, прибыль является характеристикой деятельности предприятия в коротком периоде. Однако одной из актуальных тенденций бизнеса является стремление предприятий к долгосрочному существованию, что позволяет говорить о наличии принципа долгосрочного существования. В качестве предпринимательского результата хозяйствования предприятия в будущих периодах рассматривается показатель ценности капитала [8], охватывающий дисконтированные по выбранной ставке процента поступления и выплаты или сальдо платежей по годам в рассматриваемом периоде. В конце ХХ в. получает развитие концепция менеджмента, ориентированная на интересы инвесторов, и тенденция к обеспечению роста ценности предприятия выходит на передний план. Существует значительное количество подходов, связанных с данной концепцией. Наибольшую известность в настоящее время приобрел метод экономической добавленной стоимости (EVA) [9], позволяющий оценивать производственную сверхприбыль компании.

Принцип финансового равновесия (финансовой устойчивости). Финансовая устойчивость на предприятии сохраняется, если в каждый момент времени оно может произвести обязательные на этот момент платежи. Финансовая устойчивость предприятия в краткосрочной перспективе характеризуется показателями платежеспособности и ликвидности. Платежеспособность - важнейшее условие существования предприятия, поэтому она является обязательной дополнительной его целью.

В конце ХХ - начале ХХ1 вв. все большую актуальность приобретают принципы социальной ответственности и устойчивости.

Принцип социальной ответственности - направление, отражающее социально-экономическую сущность предприятия. Социальные аспекты деятельности предприятия первоначально рассматривались в составе экономических технологий управления. В последнее время принцип социальной ответственности все больше приобретает значение самостоятельной силы [12].

Принцип устойчивости - основополагающее понятие нового, формирующегося направления культуры управления. Устойчивость в контексте данного направления отождествляется с развитием, которое «... удовлетворяет потребности настоящего времени, но которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности» [15].

Внутренняя среда предприятия. Необходимость обеспечения подконтрольности ресурсов компании привела к возникновению «центров ответственности», образующих структуру предприятия. Сегодня наиболее результативными, с точки зрения характеристики внутренней среды предприятия, являются достижения по разработке инструментов контроля согласованности действий структурных элементов (подразделений, центров ответственности) компании в процессе осуществления ее цели. Согласование деятельности различных элементов связано с определением показателей функционирования подразделений и проблемой мотивации их руководителей. Наиболее известным инструментом контроллинга такого рода является многоступенчатая схема отчета о формировании предпринимательского результата (операционной прибыли), построенная с учетом существования специальных постоянных затрат. Интерес к процессам, происходящим внутри предприятия, в последние десятилетия особенно возрос и привел к возникновению несколько иного подхода к структуризации внутрифирменной деятельности - к анализу бизнес-процессов и видов деятельности. Данный подход остро обозначил проблему оценки исполнения решений при наличии множественности подчинения, а также оценки эффективности видов деятельности. Исследование функционирования предприятия как совокупности видов деятельности,

а также стремление проследить взаимодействие и результативность краткосрочных и долгосрочных решений привело к введению такого показателя, как сегментная маржа (сегментная прибыль), представляющего собой «уровень контролируемой прибыли организационной единицы или продуктовой линии» [1].

Анализ структурных аспектов не дает исчерпывающей характеристики внутренней среды предприятия. Не следует забывать о том, что в процессе функционирования предприятие должно следовать по трем базовым направлениям. Эти базовые направления подразумевают осуществление: 1) основной (операционной) деятельности; 2) инвестиционной, ориентированной на расширение экономического потенциала предприятия деятельности; 3) финансовой деятельности, задачи которой состоят в достижении эффективной структуры источников капитала, а также в обеспечении основной и инвестиционной деятельности необходимыми денежными средствами. Данные направления находятся в тесной взаимозависимости. При этом в середине ХХ в. контроллинг связывали преимущественно с основной деятельностью предприятия, о чем свидетельствует, например, перечень задач контроллинга, сформулированный Финансово-административным институтом (Financial Executives Institute - FEI) США [8]. Однако современные подходы к организации контроллинга предусматривают использование интегрированных схем планирования результата, финансового и инвестиционного планирования [9].

Особый интерес для оценки внутренней среды предприятия представляет модель, характеризующая его как «целеориентированный центр действий» или «целеориентированную структуру потенциала и процессов» [8].

Современная философия предприятия различает цели создания и цели функционирования предприятия [3], а также их социальный и экономический аспекты [10]. Совокупность экономических целей компании включает: производственные (цели снабжения, производства и т. д.), финансовые (цели инвестирования, финансирования, ликвидности) и результативные (прибыль, рентабельность и т. п.) цели.

Сегодня наблюдается отождествление финансовых и результативных целей, что, безусловно, вносит путаницу в понимание процессов внутрифирменного управления. Кроме того, в последние годы, прежде всего в связи с развитием концепции экономики знаний [7], получает распространение показатель «ценности» фирмы [5] как характеристика результата ее деятельности.

Цели реализуются через воздействие элементов потенциала на объекты. Однако потенциал -недостаточно четко определенное понятие. При этом наличие потенциала у компании связывается с наличием у нее ресурсов, прежде всего персонала и средств производства. В настоящее время все больше внимания уделяется интеллектуальному капиталу компании, который определяют как «все неденежные и нематериальные ресурсы, полностью или частично контролируемые организацией и участвующие в создании ценности» [5].

Взаимодействие персонала и средств производства происходит в определенной последовательности, образующей систему процессов (операционную систему), связанных с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ (денег). Операционные системы могут рассматриваться с разных точек зрения, например по предметным областям (снабжение, производство, сбыт), по объектам действий (информация, материальные, номинальные блага), по субъектам действий (машинные операции, операции, выполняемые человеком). Во второй половине ХХ в. в связи с изучением закономерностей операционной деятельности большое значение приобрела логистическая концепция. Конец прошлого века ознаменовался становлением процессного подхода.

Взаимодействие предприятия с внешней средой. Сегодня взаимодействие предприятия с внешней средой помимо общих проблем спроса-предложения концентрируется на таких аспектах, как проблема определения границ предприятия (это связано, например, с распространением сетевых структур), анализ цепочки ценности и место предприятия в данной цепочке, поиск эталона во внешней среде (бенч-маркинг).

Для более полной характеристики внешней среды представляется интересной и перспективной концепция гармоничности экономики, развиваемая Б.Г. Клейнером [4], и, в частности, предложенная им классификация типов систем, из взаимодействия которых складывается функционирование экономики.

Закономерности процесса управления. Реализация закономерностей процесса управления предполагает соблюдение режима постоянного функционирования, а также соответствие систем информационного обеспечения процесса управления и управленческого контроля.

Режим постоянного функционирования означает осуществление управления как каждодневной деятельности, а не разового мероприятия. Управление, повторим, представляет собой циклический процесс, состоящий из ряда этапов (постановка цели - планирование - реализация плана - анализ и принятие управленческого решения) и приводящий к переходу на один из трех предыдущих этапов (т. е. на этап реализации, планирования или целеполагания). В случае возвращения на этап «реализация» говорят о регулировании. Долгое время контроллинг связывали с осуществлением именно регулирования. В последние десятилетия ХХ в. в связи с осознанием роли стратегии управленческий процесс стал включать стратегическое управление. Для начала ХХ1 в. характерно усиление значимости проблем согласования целей в процессе управления.

Соответствие системы информационного обеспечения процесса управления содержанию системы управленческого контроля предполагает, прежде всего, создание и использование определенных инструментов учета. Учет, как известно, является необходимой функцией управления. Однако следует разграничить содержание учета, рассмотрев его с управленческой и бухгалтерской точек зрения. С позиции управления учет реализует технологии внутрифирменного управления, предусматривающие [13]: определение модели, которая будет использоваться для обоснования управленческого решения; выявление требований к информации, которые диктует выбранная модель; использование известного (или разработка нового) способа получения необходимой информации; осуществление про-

Характеристика глубины контроллинга

Этап Основное качество Внутренняя среда Внешняя среда Закономерности управления

I Экономический принцип; максимизация прибыли; ликвидность как рамочное условие Центры ответственности; логистический подход В пределах закона спроса-предложения Регулирование

II Экономический принцип; целевая картина (прибыль, рост, развитие) Процессный подход; взаимодействие операционной и финансовой деятельности Цепочки ценности Стратегический подход; обратная связь (управление качеством); принцип сбалансированности

III Экономический принцип; усиление социальной компоненты; ориентация на устойчивость Процессный подход; интеллектуальный капитал Стейкхолдеры; сетевые структуры; гибридные организации; гармоничность экономики Управление изменениями; бенчмаркинг; усиление взаимодействия с внешней средой

цесса моделирования и интерпретации полученных результатов; представление результатов пользователям (менеджерам) для окончательного решения. Очевидно, что с бухгалтерской точки зрения к сфере учета относится только третий этап.

Арсенал основных технологий внутрифирменного управления, отражающих глубину контроллинга на различных этапах его становления, представлен в таблице. При этом понятно, что некий стандартный набор учетно-аналитических инструментов не может удовлетворить потребности любой компании, учитывая их индивидуальные особенности и различия в условиях существования.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы и замечания:

Характеристика понятия «глубина контроллинга» развивает концепцию содержания и сущности контроллинга, основанную на идеях системного подхода.

Понятие «глубина контроллинга» выявляет степень учета технологиями внутрифирменного управления различных аспектов системной природы предприятия и основных элементов управленческого процесса.

Для характеристики глубины контроллинга предложен подход, основанный на описании исследуемой системы, в данном случае предприятия (фирмы), как совокупности укрупненных

компонентов, принципиально необходимых для ее существования и функционирования. В качестве компонентов рассматриваются: основное качество, внутренняя среда, внешняя среда предприятия и закономерности процесса управления. При описании особенностей каждого из компонентов прослеживаются изменения подходов к их содержательному наполнению в теории и практике внутрифирменного управления. Характеристика глубины контроллинга на разных этапах его становления, представленная наборами соответствующих технологий внутрифирменного управления, обобщена и приведена в виде таблицы.

При этом некоторые технологии внутрифирменного управления могут иметь комплексное проявление. Так, например, ориентация на ценность фирмы находит свое выражение в росте интереса к интеллектуальным ресурсам и согласованности целей, к усилению взаимодействия компании с внешней средой, к повышению значимости социальных аспектов в деятельности компании.

Разработка технологий внутрифирменного управления должна осуществляться с учетом многих обстоятельств. Назовем некоторые из них:

- выбранная модель обоснования решений должна соответствовать рассматриваемой ситуации (действующему экономическому механизму);

- стратегические аспекты управления обусловливают необходимость создания, использования и развития систем учета, выходящих за рамки традиционного бухгалтерского учета (даже ориентированного на управление), т. е. предназначенных для учета информации о внешней среде;

- наметившаяся тенденция учета социальных характеристик предприятия (необходимость обеспечения прозрачности отчетности, проблемы этики в управлении, социальная ответственность бизнеса и т. п.) требует разработки соответствующих учетных инструментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аткинсон, Э.А. Управленческий учет [Текст] : пер. с англ. / Э.А. Аткинсон, Р.Д. Банкер, Р.С. Каплан, М.С. Янг. - 3-е изд. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. -880 с.

2. Беккер, В. Взаимодействие менеджмента и контроллинга: опыт Германии и России [Текст] / В. Беккер, Б. Бальтцер, Л. Гончарова // Контроллинг: журнал объединения контроллеров. - 2010. - № 3 (36). - С. 20-30.

3 Клейнер, Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия [Текст] / Г. Клейнер // Вопросы экономики. - 2002. - № 10. - С. 47-69.

4. Клейнер, Г.Б. Системные основы построения гармоничной экономики в России // Системный анализ в проектировании и управлении: труды XII Меж-дунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. - СПб.: Изд-во поли-техн. ун-та, 2008. - С. 5-15.

5. Руус, Й. Интеллектуальный капитал: практика управления [Текст] : пер. с англ. / Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём : под ред. В.К. Дерманова. - 3-е изд. -СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. -436 с.

6. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник: учеб. пособие [Текст] / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 677 с.

7. Управление знаниями: хрестоматия [Текст] : пер. с англ. / под ред. Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутнико-вой. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. - 514 с.

8. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга [Текст] : пер. с нем / Д. Хан. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

9. Хан Д. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга [Текст] : пер. с нем. / Д. Хан, X. Хунгенберг; под ред. Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. - М.: Финансы и статистика, 2005. -928 с.

10. Ширенбек, Х. Экономика предприятия: учеб. для вузов [Текст] : пер. с нем. / под общ. ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К. Рихтера. - 15-е изд. -СПб.: Питер, 2005. - 848 с.

11. Шляго, Н.Н. К вопросу о содержании и сущности контроллинга [Текст] / Н.Н. Шляго // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 5. - С. 92-96.

12. Шляго, Н.Н. Политика корпоративной социальной ответственности и экономические цели фирмы [Текст] / Н.Н. Шляго // VI Междунар. конф. «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса», 18 мая 2010 г. / Финансовая академия при Правительстве РФ.

13. Шляго, Н.Н. Экономические технологии внутрифирменного управления современных предприятий РФ [Текст] : моногр. / Н.Н. Шляго // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами. - Кн. 3. - Новосибирск: ЦРНС, 2008. - С. 46-57.

14. Шмален, Г. Основы и проблемы экономики предприятия [Текст] : пер. с нем. / Г. Шмален - М.: Финансы и статистика, 1996. - 512 с.

15. Экологический учет для предприятий [Текст] : пер. с англ. // Материалы конференции ООН по торговле и развитию. - М.: Финансы и статистика, 1997. -200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.