Научная статья на тему 'О политике российского правительства в отношении армянского населения Притеречья в первой половине xix века'

О политике российского правительства в отношении армянского населения Притеречья в первой половине xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / АРМЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / БАССЕЙН РЕКИ ТЕРЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суздальцева Ирина Анатольевна

В статье приводятся данные, свидетельствующие об изменении политики российского правительства в отношении армянского населения Притеречья, которое в первой половине XIX века стремилось ограничить его привилегии, уравнять «иностранных колонистов» в правах с другими российскими подданными в вопросах налогообложения и даже причислить армян-селян к казачьему сословию в годы Кавказской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О политике российского правительства в отношении армянского населения Притеречья в первой половине xix века»

О ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ АРМЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИТЕРЕЧЬЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

© 2010 Суздальцева И.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье приводятся данные, свидетельствующие об изменении политики российского правительства в отношении армянского населения Притеречья, которое в первой половине XIXвека стремилось ограничить его привилегии, уравнять «иностранных колонистов» в правах с другими российскими подданными в вопросах налогообложения и даже причислить армян-селян к казачьему сословию в годы Кавказской войны.

The author of the article presents the evidence of a change of the Russian government's policy towards the Armenian population ofPriterechie. In the first half of the 19 th century the government sought to restrict their privileges, to equate "foreign colonists" in the rights with other subjects of Russia in the matters of taxation, and even to consider the Armenian villagers as the Cossacks during the Caucasian War.

Ключевые слова: политика, российское правительство, армянское население, бассейн реки Терек.

Keywords: policy, Russian government, Armenian population, the Terek basin.

Изучение причин и обстоятельств формирования и развития армянских общин в России, в том числе на Северо-Восточном Кавказе, их роли и места в жизни принимающих народов является актуальной задачей отечественной историографии. Она

представляет научный, познавательный и политический интерес, так как традиционно роль национальных диаспор в обществе велика, а отношение к ним является своего рода индикатором, показателем уровня конфликтности и степени национального, морального здоровья принимающего общества.

Начиная с XVIII века, на территории современного Дагестана шел процесс формирования армянских общин, который во многом был обусловлен покровительственной политикой российского правительства, заинтересованного в привлечении в районы Западного Прикаспия экономически активного и лояльного по отношению к власти христианского населения. Различные аспекты истории формирования армянского населения на Северном Кавказе нашли отражения в работах Д. С. Васильева,

Л. А. Погосян, Д. В. Аганесовой, И. А. Суздальцевой, Н. Н. Гаруновой, Н. Н. Великой и др. [1]. Однако малоизученными остаются некоторые аспекты развития армянских общин Притеречья в контексте правительственной политики России на Кавказе в первой половине XIX века.

Начало XIX века ознаменовалось пополнением армянских общин Притеречья переселенцами из Ирана и районов России, что было связано с покровительственной политикой российского правительства в отношении армян-переселенцев, проводимой в течение всего XVIII века, и подписанием Павлом I Жалованной грамоты 1799 года. Указом от 11 октября 1803 г. на кавказских землях разрешалось по соглашению с частными владельцами водворять «на правах иностранных колонистов» осетин, армян, грузин, калмыков, а также лезгин, «отдаленных жителей гор» и ногайцев [3. С. 638].

Успешная внешняя политика России в начале XIX в. также способствовала притоку в Россию переселенцев из Закавказья. При Александре I после окончания русско-турецкой войны, по Гюлистанскому договору 1813 г., часть исконных армянских земель была присоединена к России. Некоторые армянские области: Эчмиадзин, Эриванское и Нахичеванское ханства перешли к России при Николае I после русско-персидской войны по Туркманчайскому договору 1828 г. Тогда же в пределы России переселились из областей, оставшихся за Ираном, до 40 тыс. человек. После русско-турецкой войны по Адрианопольскому миру 1829 г. в Россию хлынула волна армянских переселенцев из турецких областей, всего до 90 тыс. человек [4. С. 153].

На протяжении XVIII - 30-х гг. XIX в. наблюдается стабильный приток армянского населения из районов Ирана, Турции и Закавказья в Кизляр и его окрестности. Д. В. Аганесова отметила, что разные авторы приводят различные данные о численности армян Кизляра, где сложилась крупная армянская община. Так, по мнению И. Ровинского, в 1804 г. армянское население Кизляра составляло 1622 человека мужского пола [13. С. 443]. С учетом женского населения (примерно 1500 человек) можно предположить, что общая численность армян в Кизляре в указанное время могла быть равна примерно 3122 человека. Наиболее вероятной, по мнению Д. В. Аганесовой, представляется цифра 3500 человек, которая подтверждается данными последующих периодов. В 1822 г. армянская община города насчитывала 5215 человек [2. С. 88].

На обширных пустынных пространствах, расположенных севернее Кизляра, армяне строили дома, разбивали сады и виноградники. Хотя армяне, проживавшие на Кавказской линии, освобождались Жалованной грамотой Павла I от службы в армии, условия жизни заставляли их принимать участие в проведении мероприятий, направленных на защиту поселений от нападений горцев. В этом жизнь армян, проживавших в бассейне нижнего Терека, отличалась от мирной и безопасной жизни армянских общин, проживавших в других населенных пунктах России. Значительные убытки причиняли армянам эпидемии, неурожаи и набеги горцев, а периодически повторяющиеся разливы реки Терек, которые уничтожали виноградные сады и сельскохозяйственные посевы, стали для них настоящим бедствием. Поэтому кизлярские армяне участвовали в работах по укреплению речных берегов, строили дамбы и плотины [7. Л. 3].

Привлекая «иностранных колонистов», в том числе армян, правительство России одновременно, уже в начале XIX века, встало на путь ограничения их привилегий. Так, в 1807 г. Александр I издал манифест, согласно которому льготы, дарованные армянам в XVIII веке, распространялись только на первопереселенцев, но не на их потомство [6. Л.

78 об.]. В 1827 г. Николай I повелел: «Дело об армянах передать в Государственный Совет, с тем, чтобы решен был вопрос: справедливо ли дать пришельцам вечные преимущества перед коренными русскими» [15. С. 196]. Государственный Совет признал, что никакие привилегии бессрочными быть не могут. В 1831 г. было решено оставить льготы для тех кизлярских, моздокских и астраханских армян, которые во время составления Жалованной грамоты находились в указанных городах, не распространяя их на потомство. Все остальные переселенцы должны были вступать в вечное российское подданство, в противном случае предписывалось рассматривать их как неторгующих иностранцев [5. С. 50].

В 30-х гг. XIX в. были изданы указы, которые постепенно уравняли в правах армян с другими горожанами Кизляра и Моздока. Так, 2 июня 1831 г. российское руководство приняло решение об уравнивании в правах армян с другими российскими подданными в вопросах налогообложения. Указ Николая I от 1836 г. фактически отменил Жалованную грамоту Павла I [9. Л. 2 (об.) 19; 6. Л. 96]. Большая часть армян была причислена к мещанам, купцам, казенным крестьянам и др., они были уравнены в податях и платежах. В то время армяне составляли более половины населения Кизляра. Так, в 1832 г. в городе проживало всего 8597 человек, 4951 из них - местные армяне. Кроме того, в Кизляре жили выходцы из Дербента, Мушкура, села Сарафанниково - 477 человек. С их учетом армянское население Кизляра насчитывало 5428 человек [14. Л. 3].

События Кавказской войны негативно сказались на положении армян, обосновавшихся в бассейне реки Терек. В 1832 г. со стороны российского правительства предпринимались попытки причислить армян-селян к казачьему сословию. По предложению командующего отдельного Кавказского корпуса барона Розена власти решили укрепить Кавказскую военную линию припиской к казачеству жителей трех армянских деревень [7. Л. 2], которые в числе 28 деревень округа переходили из гражданского в военное ведомство. Армяне обращались к российским властям, убеждая, что припиской к казачеству они лишаются возможности заниматься торгово-хозяйственной деятельностью, что неизбежно отразится как на их собственном положении, так и на состоянии экономики края. Из-за приписки к казачеству многие семьи могут потерять источники существования, поскольку, занятые военной службой, они не смогут заниматься земледелием и торговлей и будут обречены на разорение [7. Л. 4 об. 5]. Армяне заверяли власти в том, что при нападении горцев они обещают вооружиться и оказать сопротивление, но просили оставить их в прежних правах. Российские власти пытались убедить жителей армянских деревень в том, что после приписки к казачеству их положение не ухудшится. В решении этого вопроса участвовали Сенат, Государственный Совет и сам император. Жалобы армян неоднократно рассматривались на самом высоком уровне. Противодействие их было столь единодушным и сильным, что в 1834-1840 гг. армяне Терского левобережья были исключены из казачьего сословия [10. Л. 381-381 (об.); 12. Л. 7].

В результате правительство отменило свое решение, однако армянам было объявлено, что все поселенцы, исключенные из казачьего сословия, теряют былые привилегии. В представлении Государственного Совета говорилось, что если армяне все-таки не пожелают быть приписанными к казачеству, то им предстоит новое переселение на свободные казенные земли за Кавказской линией, а на самой линии останутся только казачьи населенные пункты [7. Л. 26]. Правительство заявило, что все те, кто не желает приписаться к казакам, должны переселиться на свободные земли на левом берегу реки Кумы.

Армяне не хотели переселяться так далеко. Их поверенные говорили о том, что они сравнительно недавно оставили в Персии имущество, жилища и перешли в «бесплодные пустыни» Российской империи, где заложили виноградные и тутовые сады. Новое

переселение приведет к колоссальным убыткам [6. Л. 14-42, 91]. Однако власти не вняли указанным просьбам. В декабре 1834 г. военный министр сообщал барону Розену об освобождении армянских сел от приписки к казачеству и решении переселить их жителей в Старые Мажары Пятигорского округа. В результате жители сел Молахалил и Дербентского на Тереке были переселены в Святой Крест на Куму. В Кизлярском округе осталось только одно село с армянским населением - Караджалил [8. Л. 2-3]. Караджалилцы ежегодно платили налог Главному штабу Казачьего войска, которому принадлежали сельские земли. К 1863 г. в этом армянском селе проживало около 40 семей, а остальные переселились в Кизляр [11. Л. 58].

В 30-х гг. XIX в. приток армян из Закавказья уменьшился. Численность армянского населения Притеречья стабилизировалась. Это объясняется тем, что армянские общины стремились сохранить свое привилегированное положение путем поддержания определенной замкнутости проживания, не допускающей притока новых поселенцев. С другой стороны, начался постепенный отток армянского населения из Кизлярского округа в другие населенные пункты Северного Кавказа, где они надеялись на более благоприятные условия для торгово-экономической деятельности.

Во второй половине XIX века, особенно к его концу, с упадком торговли в городе начинается постепенное сокращение численности населения, в том числе и армянской диаспоры. За сорок лет (1860-1900 гг.) число коренных жителей города сократилось почти наполовину.

Таким образом, в начале XIX века правительство России встало на путь ограничения привилегий армян и уравнения их в правах с другими российскими подданными. В годы Кавказской войны предпринимались попытки причислить армян-селян, обосновавшихся в бассейне реки Терек, к казачьему сословию, однако армянское население Притеречья проявило противодействие правительственной политике. В 30-х гг. XIX в. российское правительство фактически отменило Жалованную грамоту армянам, предприняло попытки лишить их привилегий, а к середине века завершилось приведение армян в социально-правовое пространство России. Они заняли свое место в рядах российского дворянства, купечества, мещанства и прочих сословий, перешли в подчинение российской администрации на Тереке.

Примечания

1. Аганесова Д. В. Армянская диаспора Нижнего Терека (XVIII - XIX вв.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1999; Васильев Д. С. Очерки истории низовьев Терека (досоветский период). Махачкала, 1986; Погосян Л. А. Армянские поселения Северного Кавказа. Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Ереван, 1990; Великая Н. Н. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья в XVIII - XIX вв. Армавир, 2001; Гарунова Н. Н. Российские города-крепости в контексте политики России на СевероВосточном Кавказе в XVIII - первой половине XIX вв.: проблемы политической, экономической и культурной интеграции. Махачкала, 2007; Аганесова Д. В., Суздальцева И. А. Армянские общины Дагестана в XVIII - XIX вв. Махачкала, 2007. 2. Аганесова Д. В. Армянская диаспора Нижнего Терека (XVIII - XIX вв.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1999. 3. Акты Кавказской Археографической комиссии. Т. 6. Ч. 2. 4. Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1989. 5. Великая Н. Н. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья в XVIII - XIX вв. Армавир, 2001. 6.

ГАСК (Государственный архив Ставропольского края). Ф. 444. Оп. 1. Д. 621. 7. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 1150. Оп. 2. Т. 11. Д. 4. 8. РГИА. Ф. 1268. Оп. 1. Д. 730. 9. РГИА. Ф. 1268. Оп. 3. Д. 303. 10. РГИА. Ф. 383. Оп. 29. Д. 101.

11. РГИА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 2901. 12. РГИА. Ф. 571. Оп. 1. Д. 1497. 13. Ровинский И. П. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. СПб., 1809. 14. ЦГА РД (Центральный государственный архив Республики Дагестан). Ф. 379. Оп. 5. Д. 39. 15. Шидловский Ю. Записки о Кизляре // Журнал Министерства внутренних дел. Ч. 4. СПб., 1843.

Статья поступила в редакцию 11.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.