Научная статья на тему 'О ПОЛИТИКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

О ПОЛИТИКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГИБРИДНЫЕ ВОЙНЫ / DIGITAL ECONOMY / POLITICS / CYBER TERRORISM / CRIME / INFORMATION SECURITY / ECONOMIC SECURITY / HYBRID WARS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович, Голоскоков Леонид Викторович

В статье рассматриваются скрытые угрозы совершения преступлений террористической направленности в цифровой экономике Российской Федерации и современном мире. Проводится анализ причин и условий данного вида преступности, ее специфических черт и видов. дается обзор нормативно-правовой базы в данной сфере. Отмечается, что многие виды цифровых технологий не получили нормативного закрепления в законодательстве. Анализируются специфические черты преступлений террористической направленности. Авторами актуализируется внимание в сфере политики противодействия экономическому кибертерроризму и преступлениям в сфере информационной и экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович, Голоскоков Леонид Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POLICY OF COUNTERING CYBERTERRORISM IN THE DIGITAL ECONOMY

The article examines the hidden threats of committing terrorist crimes in the digital economy of the Russian Federation and the modern world. The analysis of the causes and conditions of this type of crime, its specific features and types. An overview of the regulatory framework in this area is given. It is noted that many types of digital technologies have not received regulatory consolidation in legislation. The specific features of terrorist crimes are analyzed. The authors actualize attention in the field of policy of countering economic cyber terrorism and crimes in the field of information and economic security.

Текст научной работы на тему «О ПОЛИТИКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

DoI 10.475776/2712-7559_2020_4_19 УДК 343.3:338

Оанташов Андрей леонидович,

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва, e-mail: santashov@list.ru

Голоскоков леонид Викторович,

доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва, e-mail: l.v.goloskokov@mail.ru

В статье рассматриваются скрытые угрозы совершения преступлений террористической направленности в цифровой экономике Российской Федерации и современном мире. Проводится анализ причин и условий данного вида преступности, ее специфических черт и видов. дается обзор нормативно-правовой базы в данной сфере. Отмечается, что многие виды цифровых технологий не получили нормативного закрепления в законодательстве. Анализируются специфические черты преступлений террористической направленности. Авторами актуализируется внимание в сфере политики противодействия экономическому кибертерроризму и преступлениям в сфере информационной и экономической безопасности.

Ключевые слова: цифровая экономика; политика; кибертерроризм; преступность; информационная безопасность; экономическая безопасность; гибридные войны.

UDC 343.3:338

Santashov Andrey Leonidovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Chief Researcher, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: santashov@list.ru

Goloskokov Leonid Viktorovich,

Doctor of Law, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Leading Researcher, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Russia Moscow, e-mail: l.v.goloskokov@mail.ru

The article examines the hidden threats of committing terrorist crimes in the digital economy of the Russian Federation and the modern world. The analysis of the causes and conditions of this type of crime, its specific features and types. An overview of the regulatory framework in this area is given. It is noted that many types of digital technologies have not received regulatory consolidation in legislation. The specific features of terrorist crimes are analyzed. The authors actualize attention in the field of policy of countering economic cyber terrorism and crimes in the field of information and economic security.

Keywords: digital economy; politics; cyber terrorism; crime; Information Security; economic security; hybrid wars.

о политике противодействия кибертерроризму в условиях цифровой экономики

on the policy of countering cyberterrorism in the digital economy

В последние годы в России много говорят о цифровой экономике. Считается, что она должна способствовать повышению эффективности деятельности во всех отраслях хозяйства. На нормативно-правовом уровне определение цифровой экономики было дано в пп. «р» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы»: «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [5].

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» определил основные вызовы и угрозы экономической безопасности, которыми должны заниматься правоохранительные органы. К ним относятся в соответствии с пп. 18 и 19 п. 12 указанной стратегии следующие два вызова:

- высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

- сохранение значительной доли теневой экономики [6].

В качестве одной из задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, в пп. 15 п. 16 названа «борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из национальных целей развития является преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на

период до 2024 года» (раздел 6.4) поставлена задача: «создание электронной государственной службы посредством внедрения федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в целях цифровизации кадровых подразделений государственных органов, формирования интерактивной аналитики по вопросам государственной службы и противодействия коррупции» [7].

Банк России принял «План мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов», в котором в качестве приоритетного направления развития указано создание благоприятной среды для цифровизации финансового рынка. Важным направлением цифровизации экономики стало нормативное закрепление новых терминов и понятий технологий и цифровой экономики. Так, определение искусственного интеллекта впервые появилось в Указе Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»).

Многие виды цифровых технологий пока не получили нормативного закрепления в законодательстве. Юристы отмечают, что, «несмотря на живой интерес научного сообщества, практиков и других профессиональных групп и сообществ к вопросам цифровой экономики, цифровизации современного пространства, думается, что без адекватного правового регулирования в данной области не обойтись» [10]. Однако право традиционно и сильно отстает.

В сфере пересечения антимонопольного права и цифровой экономики ситуация такова, что «способы создания и развития правовых институтов в сфере защиты конкуренции... требуют углубленного научного исследования. Их ограниченные возможности, выявленные за два последних десятилетия, подрывают доверие к антимонопольному регулированию как к целостному и самодостаточному способу государственной защиты общества от злоупотребления частной экономической властью. Пришло время глубокого пересмотра не только отдельных элементов конкурентного права, но и самого

способа его создания и развития» [9]. Актуальность изменений «вызвана быстрорастущими и развивающимися рынками цифровой экономики, а также переходом традиционных сегментов экономики (полностью или частично) в цифровой формат... некоторые стандартные категории антимонопольного регулирования не работают на цифровых рынках» [10]. Изменения начались, но медленно.

Начало регулирования процесса цифро-визации в праве и экономике положил Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 (ред. от 08.06.2020) «Об электронной подписи». В 2020 г. были приняты законы, которые призваны сыграть большую роль в деле развития цифровой экономики:

- Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-Фз «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», который ввел такие новые понятия, как финансовая платформа, оператор финансовой платформы, финансовые сделки;

- Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начало его действия определено с 01.01.2021. Закон ввел такие понятия, как цифровые финансовые активы и цифровая валюта. Он будет регулировать учет и обращение цифровых финансовых активов, правила обмена цифровых финансовых активов и порядок их согласования; ввел реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, оборот цифровой валюты.

Вместе с тем данные новаторства в сфере правового регулирования и «оцифро-визации» экономического сектора должны осуществляться с учетом возможности потенциальных и скрытых угроз со стороны теневой экономики, организованной преступности и в частности кибертерроризма.

Сегодня интерес к проблемам информационной безопасности проявляется прежде всего в аспекте больших систем, к которым относят особо важные объекты и организации государственного уровня. Если подходить к большим системам как к информационным, в которых обработка информации и их организация в значительной мере зависят от использования ИТ, то такие угрозы информационной безопасности принято характе-

ризовать как проявление кибертерроризма. Внимание к кибертерроризму сильно возросло во всем мире, в том числе и в России, что стимулировало исследования и обмен информацией по проблемам борьбы с ним в условиях современной цифровой экономики.

Кибертерроризм рассматривается как комплекс незаконных действий в киберпростран-стве, создающих угрозу государственной безопасности, личности и обществу. Он может привести к порче материальных объектов, искажению информации или другим проблемам. Основной целью кибертерроризма является влияние на решение социальных, экономических и политических задач. В мире стремительно растет количество «умных» устройств интернета вещей. Все они дают почву для целенаправленных атак с целью террора или шантажа - тем более что сейчас многие заводы и фабрики используют такие устройства в автоматизированных системах управления технологическим процессом (АСУ ТП). Киберпреступники могут взломать их с целью террора населения: например, организовать вывод цеха из строя или даже взрыв АЭС. Конечно, на данный момент таких атак замечено не было, однако кто даст гарантию, что они не произойдут в будущем? В своих акциях преступники активно используют все возможности современных технологий, в том числе гаджеты и программные продукты, радиоэлектронные устройства, достижения в других областях (вплоть до микробиологии и генной инженерии). Официально кибертерроризмом признаются акты, совершенные одним человеком или независимыми группами, состоящими из нескольких участников. Если в подпадающих под это определение действиях принимают участие представители правительств или иных государственных структур, это считается проявлениями кибервойны. Влияние подобных акций на экономические и геополитические процессы зачастую преувеличивается журналистами в средствах массовой информации и сценаристами голливудских блокба-стеров, что может привести к неправильной оценке сложившейся ситуации [11].

Проблема терроризма является весьма актуальной как для отдельно взятых государств, так и для мирового сообщества в целом, о чем свидетельствуют трагические события последних десятилетий. Следует

отметить, что в Российской Федерации за прошедшие девять месяцев 2020 г. произошел рост количества преступлений террористической направленности. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество таких преступлений выросло более чем на треть. Так, в январе-сентябре зарегистрировано 1851 преступление террористического характера (+33,9%). За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 1382 и 454 преступлений соответственно [3].

На сегодняшний день отсутствует целостное определение понятия «терроризм», во многом это обусловлено сложностью и многогранностью данного явления. В настоящее время существует около 200 понятий терроризма. Как отмечает В. А. Пономарев, требуется единообразный подход к его толкованию для совместной выработки единых международно-правовых стандартов по осуществлению согласованных оценок и действий по борьбе с ним [8].

В современной отечественной юридической литературе под терроризмом принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов [4].

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм представляет собой идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанных с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. При этом в указанном законе дается подробное толкование и других понятий, в частности террора, террористической деятельности, террористического акта и т. д.

Наиболее емкое определение терроризма дает И. Р. Михеев. По его мнению, под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленно-

сти, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом цели террористов могут быть различными: религиозными, политическими, экономическими и т. д. [4].

Такое явление, как терроризм, имеет довольно длительную историю. Однако в современных реалиях терроризм в целом и преступления террористической направленности в частности характеризуются рядом специфических черт, которые обусловливают их повышенную угрозу мировому сообществу.

Во-первых, терроризм порождает высокую общественную опасность, серьезные последствия: похищение и убийство множества людей, материальные потери и т. д. Например, объективную сторону террористического акта (ст. 205 УК РФ) составляет совершение (угроза совершения) взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Проиллюстрируем на конкретном примере. В декабре 1988 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Pan Am (США), выполнявший регулярный рейс по маршруту Франкфурт-на-Майне - Лондон -Нью-Йорк - Детройт, разрушился в воздухе над г. Локерби (Шотландия). На его борту взорвалась бомба, заложенная в багаж. При ударе фюзеляжа о землю произошло воспламенение 91 тонны авиатоплива, находившегося в баках самолета, в результате чего было уничтожено несколько домов в районе падения. Погибли все 243 пассажира и 16 членов экипажа, находившиеся на борту, а также 11 человек на земле.

Следует акцентировать внимание на том, что террористы стремятся завладеть ядерным оружием, химическими, биологическими и другими средствами массового поражения людей, а также использовать эти средства в преступной деятельности.

Во-вторых, терроризм отличает публичный характер его исполнения. Террористы достигают свои цели посредством привлечения общественного внимания, запугивания населения и представителей органов

власти. Терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха, а в массовом сознании терроризм воспринимается как ужас.

В-третьих, в настоящее время терроризму свойственна резко возросшая техническая оснащенность, в том числе использование сети Интернет. Для своей пропаганды террористы используют рекламные продукты, в том числе мультики и музыкальные клипы. Только за 9 месяцев 2020 г. число зарегистрированных преступлений террористического характера, совершенных с использованием сети Интернет, возросло практически в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Например, в сентябре 2020 г. сотрудники ФСБ задержали 13 человек, которые готовили массовые убийства с использованием самодельных взрывных устройств, холодного оружия, зажигательных смесей, а также склонявших к совершению таких преступлений других граждан. При этом большинство из них были участниками закрытого интернет-сообщества. Наиболее активно эмиссары террористов используют интернет для пропаганды и вербовки новых сторонников. Заметно, что очень часто эта работа ведется на высоком профессиональном уровне с использованием передовых медийных технологий [1].

В закрытых мессенджерах, которые используют боевики, возможно проведение дистанционной подготовки террористов-смертников. Джихадисты могут создавать закрытые сетевые сообщества с использованием средств шифрованной интернет-коммуникации, в которых предполагается обучение методам ведения террористической деятельности.

В данном контексте целесообразно говорить о новых видах терроризма, в частности кибертерроризме. Его проявлением является использование электромагнитного оружия, блокирование компьютерных систем управления в особо важных областях жизни общества и государства и др.

В-четвертых, терроризм отличается высоким уровнем организации, наличием значительных материально-технических и финансовых средств. Для реализации целей терроризма формируются глобальные и региональные террористические руководящие центры, крупные террористические формирования (лагеря, базы и т. д.), осуществля-

ющие подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными террористическими структурами, группами террористов. Они отличаются развитой инфраструктурой.

В-шестых, использование транспортных средств для целей терроризма. Довольно часто воздушные судна и другие виды транспорта используются для совершения преступлений террористической направленности. Так, в декабре 2016 г. грузовик въехал в толпу людей на рождественском рынке в Берлине (Германия), 12 человек погибли. В марте 1993 г. в многолюдных местах Бомбея (Мумбаи) одновременно были приведены в действие 13 взрывных устройств, заложенных в автомобили. Жертвами атаки террористов стали 257 человек, пострадали свыше 700. В августе 1998 г. в Найроби и Дар-эс-Саламе одновременно произошли два теракта, целью которых были посольства США в этих странах. Около посольств взорвались припаркованные грузовики, начиненные взрывчаткой.

По мере того как современное общество все более погружается в информационное пространство, а повседневная жизнь людей всецело интегрируется с новейшими цифровыми технологиями, все чаще приходится сталкиваться с различными проявлениями нового вида террористических актов, совершенных в кибернетическом пространстве. В результате глобализации и проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь человека стало возможным появление нового социального пространства, получившего название виртуальной реальности. Под виртуализацией в современной науке понимается любое замещение реальности неким образом, который породил так называемое киберпространство, изменившее само понимание реальности. Реальность в сознании человека разделилась на объективную и виртуальную, а широкое распространение информационных технологий создало новые проблемы и угрозы. Если еще совсем недавно бескрайние просторы Интернета активно использовались различного рода мошенниками, которых интересовала исключительно финансовая выгода, то теперь возможности виртуального пространства оказались в руках более опасных игроков, преследующих в первую очередь политические цели. Современный кибертерроризм по своим мас-

штабам, техническим возможностям и последствиям можно с полной уверенностью ставить в один ряд с традиционным терроризмом и организованной преступностью. В этой связи современный кибертерроризм видится некоторым авторам как один из действенных рычагов достижения экономических и политических целей на международной арене; сталкиваясь с кибертерроризмом, человечество имеет дело с комплексным воздействием на противника различными информационными средствами одновременно, что позволяет называть такую форму агрессии гибридной войной [2].

Описок литературы:

1. В Совбезе Российской Федерации прогнозируют серьезную активизацию террористов. Российская газета. - URL: https://rg.ru/2020/10/20/v-sovbeze-rf-prognoziruiut-sereznuiu-aktivizaciiu-terroristov.html (дата обращения: 24.11.2020).

2. Васильев, М. Кибертерроризм как элемент гибридной войны / М. Васильев // Портал Geoполитика. ru. - URL: https://www.geopolitica.ru/article/kiberterrorizm-kak-element-gibridnoy-voyny (дата обращения: 24.11.2020).

3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-сентябрь 2020 года / Министерство внутренних дел Российской Федерации. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/21551069/ (дата обращения: 24.11.2020).

4. Михеев, И. Р. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение / И. Р. Михеев ; Владивостокский центр исследований организованной преступности при Юридическом институте ДВГУ. - CRIME.VL.RU все о преступности. - URL: http://crime.vl.ru/docs/stats/ stat_62.htm (дата обращения: 24.11.2020).

5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.11.2020).

6. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.11.2020).

7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утв. Правительством Российской Федерации 29.09.2018). - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.11.2020).

8. Пономарев, В. А. Понятие терроризма и его классификация: философско-правовой аспект / В. А. Пономарев // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 1 (16). - С. 99.

9. Сушкевич, А. Г. Институты конкурентного права и новая экономика: как добиться соответствия / А. Г Сушкевич // Законы России: опыт, анализ, практи-

ка. - 2016. - № 3. - С. 21-34. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.11.2020).

10. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики : монография / К. Т. Анисина, Б. Г Бад-маев, И. В. Бит-Шабо и др.; под ред. И. А. Цинделиа-ни. - Москва : Проспект, 2019. - 320 с.

11. URL: https://www.anti-malware.ru/threats/ cyberterrorism (дата обращения: 24.11.2020).

References:

1. V Sovbeze Rossijskoj Federacii prognoziruyut ser'eznuyu aktivizaciyu terroristov. Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2020/10/20/v-sovbeze-rf-prognoziruiut-sereznuiu-aktivizaciiu-terroristov.html (data obrashheniya: 24.11.2020).

2. Vasil'ev M. Kiberterrorizm kak e'lement gibridnoj vojny', Portal Geopolitika.ru. URL: https://www.geopolitica. ru/article/kiberterrorizm-kak-element-gibridnoy-voyny (data obrashheniya: 24.11.2020).

3. Kratkaya xarakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar'-sentyabr' 2020 goda, Ministerstvo vnutrennix del Rossijskoj Fede-racii. URL: https://xn--b1 aew.xn--p1 ai/reports/item/21551069/ (data obrashheniya: 24.11.2020).

4. Mixeev I. R. Terrorizm: ponyatie, otvetstvennost', preduprezhdenie, Vla-divostokskij centr issledovanij organizovannoj prestupnosti pri Yuridicheskom institute DVGU CRIME.VL.RU vse o prestupnosti. URL: http:// crime.vl.ru/docs/stats/stat_62.htm (data obrashheniya: 24.11.2020).

5. O Strategii razvitiya informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody' : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203, Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data ob-rashheniya: 24.11.2020).

6. O Strategii e'konomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.05.2017 № 208, Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 24.11.2020).

7. Osnovny'e napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federa-cii na period do 2024 goda, utv. Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii 29.09.2018, Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 24.11.2020).

8. Ponomarev V. A. Ponyatie terrorizma i ego klassifikaciya: filosofsko-pravovoj aspekt, Vestnik nauki Sibiri, 2015, no. 1 (16), p. 99.

9. Sushkevich A. G. Instituty' konkurentnogo prava i novaya e'konomika: kak dobit'sya sootvetstviya, Zakony Rossii: opy't, analiz, praktika, 2016, no. 3, p. 21-34, Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashhe-niya: 24.11.2020).

10. Finansovoe pravo v usloviyax razvitiya cifrovoj e'konomiki : monografiya / K. T. Anisina, B. G. Badmaev, I. V. Bit-Shabo i dr. ; pod red. I. A. Cindeliani. Moskva, Prospekt, 2019, 320 p., Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashheniya: 24.11.2020).

11. URL: https://www.anti-malware.ru/threats/ cyberterrorism (data obrashheniya: 24.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.