Научная статья на тему 'О политической активности молодежи в начале XXI века и путях ее повышения'

О политической активности молодежи в начале XXI века и путях ее повышения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О политической активности молодежи в начале XXI века и путях ее повышения»

Итак, на основе проведенного анализа следует выделить следующие функции, которые выполняют символы в контексте формирования корпоративной культуры как внутреннего компонента имиджа вуза.

Интегративная функция выражается в снятии различного рода дистанций между «настоящим» и «прошлым» вуза, между профессорско-преподавательским составом и студенчеством; интериоризации внутрикорпоративных ценностей и норм; утверждении психологического переживания групповой солидарности; в закреплении за индивидом новых ролей, как средство включения его в группу или изменения его статуса.

Дистанцирующая функция символов выражается в том, что они устанавливают, регламентируют и охраняют «границы» между собственной и инородной средой, между «своими» и «чужими», поддерживают определенную иерархию статусов внутривузовского сообщества.

Коммуникативная функция символов вуза выражается в передаче информации как в процессе субъект-субъектного взаимодействия, так и от поколения к поколению в виде своеобразной квинтэссенции корпоративной культуры.

Наконец, воспитательная функция символов образовательного учреждения сводится к формированию у индивидов определенных личностных, деловых и гражданских качеств, соответствующих установок, усвоению определенных норм, способствующих развитию личности, расширению ее кругозора.

Необходимо отметить, что приведенная классификация функций символов вуза условна, т.к. в реальной жизни функции тесно переплетаются, а иногда даже сливаются.

Итак, молодые люди приходят в вуз не только за знаниями, но и для того чтобы обрести свою систему социальной идентификации. Они хотят гордиться своим учебным заведением, чувствовать, что сделали правильный выбор. Задача вуза - учитывать и поддерживать эти ожидания, ведь если молодой человек ассоциирует себя с учебным заведением, это положительно сказывается не только на его успеваемости в годы учебы, но и создает благоприятную почву для дальнейшего лоббирования интересов alma-mater,

напрямую влияет на формирование позитивного имиджа вуза в глазах широкой общественности, что еще раз подчеркивает актуальность и несомненную научную новизну изучения роли символов в контексте формирования корпоративной культуры вуза и его корпоративного имиджа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Abric J.-CI. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. V. 2. №. 2. P. 75-78

2. Базавова И.А. Социокультурные факторы конструирования имиджа политика в современной Рос -сии: Дис.... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2006.

3. Вишленкова Е. Символы Казанского университета // Высшее образование в России. 2004. № 10.

4. Карпов Е.Б. Трудоустройство выпускников и имидж высшего учебного заведения // Имиджелогия-2006: Матер. четвертого междунар. симпозиума по имиджелогии, М., 2006.

5. Московичи С. От коллективных представлений - к социальным // Вопросы социологии. 1992. № 2.

6. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1.

7. Пантюшина О.Н. Имидж высшего учебного заведения в сознании студентов государственных и негосударственных вузов // Имиджелогия-2005: Матер. третьего междунар. симпозиума по имиджелогии, М., 2005.

8. Пантюшина О.Н. Имидж высшего учебного заведения в сознании школьников // Имиджелогия-2006: Матер. четвертого междунар. симпозиума по имиджелогии, М., 2006.

9. Петрова Е.А., Родионова A.A. Из опыта по изучению корпоративного имиджа вуза // Имиджелогия-2005: Матер. третьего междунар. симпозиума по имиджелогии, М., 2005.

10. Сагинова О.В. Изменения на рынке образовательных услуг и качество подготовки специалистов. http: //www/marketology.ru/

11. Томилова M.B. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1.

Л.А. БЕЛОВОЛЬСКАЯ, декан факультета психологии и социальных коммуникаций, д-р филол. наук, проф. кафедры философии и социологии ТИУиЭ,

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА И ПУТЯХ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Цель настоящей публикации - проанализировать сущность политической активности молодежи в России и в г. Таганроге, наметить пути повышения и развития политической грамотности и активности молодежи г. Таганрога.

Проблема политической активности молодежи является предметом исследования политологов, социологов, психологов, педагогов, специалистов по РЯ-технологиям, различных институтов власти как на Западе, так и в России. Ее актуальность в на-

стоящее время только возрастает, поскольку, с одной стороны, молодежь является наиболее перспективной возрастной категорией граждан в плане реализации политических, экономических, социальных и других преобразований в современной России, а с другой -социальная и политическая активность молодежи, как показывают различные опросы и исследования, снижается, что не может не волновать политические и общественные институты страны.

Прежде чем искать пути решения проблемы повышения политической активности молодежи, необходимо четко понимать, что собой представляет политическая активность человека вообще, от чего она зависит, какие факторы ее определяют. Эта проблема, как нам представляется, имеет два наиболее значимых аспекта: политологический и социологический.

Рассмотрим политологический аспект.

Известно, что политика - важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Она буквально пронизывает все сферы социальной жизни отдельных людей и их различных групп - работу, быт, досуг, духовный мир, участие во власти и т.п. Каждый современный человек ежеднев-но получает и осмысливает огромное количество информации, в том числе и политической, по различным каналам: телевидение, радио, Интернет, печатные СМИ, размышления о политике в транспорте, от коллег и друзей и т.д. Специалистам и политикам важно знать, как полученная информация оценивается человеком, как воздействует на получателя, к каким действиям его побуждает.

Известно также, что характер оценок, степень воздействия потока различной политической информации на человека напрямую зависит от типа и уровня его политической культуры в целом. Кроме того, формы, способы и масштабы политического участия и политического поведения личностей, характер политических действий тоже обусловлены уровнем политической культуры человека.

Следовательно, политическая активность напрямую связана с уровнем политической культуры, а формирование политической культуры (как и культуры в целом) отдельного человека, группы людей и общества должно стать наиважнейшей задачей профессиональных политиков, педагогов, психологов, правоведов и др.

Что собой представляет политическая культура?

Это политические интересы человека, знания о политике, убеждения, ценностные ориентации, суждения, оценки политических явлений, политическое сознание, характер мышления, признанные в обществе политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, умения, опыт и т.п.

Очевидно, что в структуре политической культуры можно выделить три основных компонента: информационный, поведенческий и нравственно-оценочный.

Информационный компонент включает в себя знание и понимание гражданами конституции и дру-гих законов страны; программных положений крупных политических партий; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общест-

венно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; «правил политической игры»; форм и способов участия граждан в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.

Так, по данным анкетирования, проведенного кафедрой теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ среди различных групп молодежи (всего обработано 1120 анкет учащихся ПТУ, техникумов, колледжей, трех институтов) с целью выявления причин снижения или отсутствия политической активности, пожалуй, на первом месте фиксирование недостатка политических знаний, информации о сущностных процессах политической и обществен -ной жизни государства и общества.

Из полученных данных следует, что недостаток знаний, образованности препятствует формированию у молодого человека политического сознания и адекватных способов политического мышления. Соответственно, следует задуматься, каким образом эти знания следует формировать, какие информационные каналы задействовать, чтобы именно молодежь получала позитивную информацию о достижениях страны, города, района и т.п. В настоящее время в городе такие информационные каналы не сформированы.

Поведенческий компонент политической культуры предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов, включает формы и степень участия в политической жизни общества (митинги, демонстрации, пикеты и пр.), формы и уровень взаимодействия с государственными институтами и общественными организациями, тип электорального поведения. Таким образом, поведенческий элемент включает политические установки, типы политической активности, формы, стили, образцы, умения и навыки политического поведения.

Соответственно, если государственные институты и общественные организации не заинтересованы в регулярном взаимодействии с молодежью, то молодежь не имеет оснований для формирования положительных политических установок.

В анкетах отмечено, что молодые люди могут общаться с представителями общественных организаций и политических партий только накануне выборов, причем чаще не по доброй воле. В остальное время политические партии, государственные институты и общественные организации закрыты для общения, поэтому нет возможности знать об их деятельности, оценить процессы и результаты происходящих политических, социальных изменений.

Около 37% молодых людей отмечают лишь видимость изменений, направленных на благо народа, 43,8% не считают, что происходящие изменения создают благо для народа, только 7,8% одобряют политические и социально-экономические изменения в г. Таганроге последних лет.

Между тем положительные изменения в жизни города за последние годы нельзя не заметить. Они, несомненно, происходят благодаря деятельности Городской думы и Администрации (благоустроен-

ность города, множество прекрасных праздников, стабильно работающий транспорт, освещение в вечернее время и мн. др.), однако имеющиеся информационные каналы явно не успевают сформировать позитивное мнение и настроение молодежи (да и других жителей города) о происходящих переменах, ибо передачи и статьи в газетах носят чисто ин-формационный характер и не всегда носят позитив-н ый характер.

По-видимому, было бы целесообразно организовать государственную поддержку для создания аналитических передач, репортажей об участии депутатов, работников Администрации, общественных деятелей в подготовке и проведении различных мероприятий, молодежных акций, спортивных праздников, профессиональных дебатов, аналитических передач о жизни и деятельности учащейся и работающей молодежи и т.п. Нет сомнения в том, что это бы способствовало формированию позитивного настроения в обществе, а значит, и формированию политической культуры.

Другой тезис, отмеченный в анкетах, - молодежь не имеет возможности оценить, насколько справедливы выборы. Большинство (85,7%) опрошенных согласны с тем, что участие в выборах -одна из форм поддержки демократии, но 71% из них согласен принимать участие в выборах при условии соблюдения процедуры, 67% молодых людей считают, что их голос не влияет на результаты выборов, но при этом в голосовании участвуют 62,4% молодых людей.

Опять же совершенно очевидно, что результаты выборов и участие в них молодежи должны анализировать социологи, политологи, психологи, а данные должны доносить до сознания молодых людей.

Нравственно-оценочный компонент политической культуры предполагает определенное суждение и мнение о политических объектах. В структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ориентации, отношение к власти, к политическим явлениям. Здесь важную роль играют политические чувства, традиции, идеалы, убеждения, конкретные цели.

Нужно обратить внимание, что большое влияние на формирование политической культуры любого общества оказывают стереотипы, мифы, символы, идеология.

Стереотипы формируют чувство политической идентичности с группой, причем не только деформирует образ общественных явлений, но и суммируют мнение данной группы. Для стереотипов характерна высокая эмоционально-оценочная окрашенность.

В современном российском обществе роль стереотипов, пожалуй, даже слишком значительна. Так, например, старшему поколению свойственно воспринимать реальную действительность скорее негативно, чем позитивно. Его представители активно транслируют свое восприятие на молодежь, которой нечего возразить, ибо не хватает объективных знаний и оценок, не сформирован тип поведения, она вынуждена следовать стереотипу мышления и поведения старших.

Ср.: раньше лучше жили, раньше у всех была работа, сейчас все плохо, куда ни посмотри, все воруют, жируют, ничего не делают, выборы - фикция, честных политиков не бывает и т.п.

Эти обобщенные оценки безликого старшего поколения активно муссируют СМИ, их выражают родственники, соседи, люди в транспорте. Этим оценкам ничего позитивного активно не противопоставляется . Может ли при этом исчезнуть стереотип или сформироваться новый?

Политические мифы, осевшие в общественном сознании, - тоже набор представлений, имеющих исключительно эмоциональную основу. Миф дает человеку шанс прикоснуться к целям и ценностям, которые выходят за пределы его повседневного опыта. Иногда миф организует общественное сознание вокруг одного события, героя, одной идеи, ценности.

Ср.: богатым (чиновникам, правителям, бизнесменам и т.п.) хорошо, они могут все. Кто занимается изучением, насколько всем хорошо или очень трудно, что могут, что не могут? Ответы не сформированы, а мифы существуют и активно внедряются в сознание молодого человека посредством разных каналов. Раньше было «так же хорошо» передовикам производства, победителям соц.соревнования, отличникам и т.п.

Велика и роль символов в формировании политической культуры (как и культуры в целом). Политический символ - это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения.

Вероятно, хорошо было бы посоветоваться с молодыми людьми, какие символы следует создать для города, района, института, профессии и т.п. Система символов формирует положительные ассоциации, устанавливает связи между действительностью и сознанием, а значит, формирует мышление, позитивное настроение, позитивные эмоции.

Таким образом, без последовательного формирования политической культуры каждого человека, группы людей, общества в целом невозможны повышение политической активности, отказ от прежних устойчивых стереотипов, стихийное образование новых демократических мифов и символов.

Государственным институтам и общественным организациям и России, и города пора найти направления и формы работы с нынешним молодым поколением, которое, как утверждают социологи, совершенно не похоже на предыдущее поколение, а значит, к нему не могут применяться привычные методы, формы, способы воздействия.

Рассмотрим социологический аспект проблемы политической активности молодежи.

Нынешняя молодежь представляет особый интерес для оценки современного политического процесса в России как группа, в значительной степени явившая собой «первый плод» социально-политических преобразований последних 10-15 лет.

Анализ состояния политической социализации молодежи показывает, что число молодых людей в возрасте 18-26 лет постоянно интересуется политикой почти в 3 раза меньше, чем поколение их родителей: соответственно 13,2 и 37,5%. Весьма высок про-

цент полностью политически индифферентных -33,4%, в то время как у более старших возрастных групп он составляет 20,6%.

Однако аполитичность молодежи все же не носит тотальный характер. Больше половины молодых людей (52%) эпизодически, но все-таки следят за происходящими в стране событиями: 62,3% - иногда, а 29,5% постоянно смотрят информационные телевизионные программы; 52,7% - иногда и 13,8% постоянно смотрят специализированные аналитические программы, посвященные различным аспектам экономической и политической жизни; 17,9% - регулярно читают газеты. Кроме того, по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта интерес к политике растет. Так, из состава молодежи в возрасте до 20 лет внимательно следят за политикой только 6,5%, а возрасте 24-26 лет - уже 13,7%, т.е. в 2 раза больше.

То же самое можно отнести и к фактору образования. Так, среди молодежи, имеющей общее среднее образование, внимательно следят за политикой только 8,2%, среди имеющих вьсшее образование - 18, 4%, а среди окончивших аспирантуру или обучающихся в ней уже 40,9%.

При этом особую значимость для молодых людей имеет свобода личности (23 - 33%), закон и порядок (32 - 52 %), гарантии каждому свободы выбора (3843%). Государство является гарантом прав и свобод личности, его совершенствование зависит от гражданской активности. Но ответы респондентов показывают, что гражданская активность низка:

- «потому что государство и общество ничего не делают для молодежи» - 21,2%;

- «сейчас нам не до гражданской активности, важней выжить, завершить учебу, найти работу» -42,3%;

- «принципиально не хочу проявлять никакой активности, потому что все это обман, нажива для политических проходимцев - 10,6%;

- «нас этому не учили, да и негде эту гражданскую активность проявлять» - 6%.

Мы привели данные, касающиеся состояния политической культуры молодежи России в целом.

Обращаясь вновь к результатам анкетирования, проведенном в г. Таганроге, следует сказать, что в целом картина политической культуры молодежи города мало чем отличается от общероссийской, хотя нельзя не отметить, что молодежь нашего города настроена достаточно лояльно к политической жизни страны и города, к властным и общественным структурам, готова активно участвовать в политической жизни, но не знает как, не понимает, кому это нужно, где получить информацию и т.п. (около 50%), недоверие к власти испытывает лишь 8,9%.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что на данном этапе развития нашего общества воз -никла острая необходимость глубокого осмысления проблем молодежи и разработки практических рекомендаций по их решению.

По-видимому, не стоит анализировать все законодательно-нормативное обеспечение государственной молодежной политики, которое действует в настоящее время. Остановимся лишь на некоторых значи-

мых, с нашей точки зрения, положениях и задачах, которые нашли отражение в разных документах и Федеральных программах, ориентированных на молодежь России. Основанием для разработки разного рода документов служат социологические исследования по определению ценностных ориентиров молодых людей. Ценности во многом определяют мировоззрение человека, представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения.

Психологической основой ценностных ориента-ций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений.

Ценности носят непостоянный характер, они меняются в процессе деятельности, следовательно, различные государственные и общественные ин-ституты могут оказывать влияние на формирование или изменение ценностного мира молодого человека, прилагая усилия в определенных направлениях.

Обобщая различные социологические данные, можно выявить следующую картину:

1) стержневыми ценностями, существенными для личности всех поколений России, являются трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и под.;

2) у подавляющего большинства молодых людей есть цель в жизни (около 70%, нет цели у 9%, не задумывались 21%). Эта цель предполагает решение и духовно-нравственных, и сугубо материальных, прагматических задач: получить хорошее образование (13,9%), устроиться на хорошую работу (12%), иметь хорошую семью (11,3%), обес-печить будущих детей (6,9%), иметь свою квартиру (6,3%), приобрести дорогие вещи (21,0%), жить в достатке (9,6%).

Обращаем внимание на то, что около 80% молодых людей считают, что способны добиться всего сами, 54% - что материальных успехов надо добиваться самому, «кто не хочет, пусть живет бедно», 67,6% считают, что человек должен иметь те доходы, которые заработаны честным трудом, более 70% уверены, что свобода - то, без чего человеческая жизнь теряет смысл

Как видно, даже самый общий взгляд на ценностный мир молодежи убеждает в том, что она практически не политизирована, политическая культура молодежи нуждается в формировании и развитии (кстати, по данным анкет, молодежь вовсе не возражает обучаться политической грамоте). Чтобы молодежь верила власти, она должна постоянно получать объективную информацию о деятельности различных властных структур, причем не только негативную (чем преимущественно наполнены все СМИ), но и преподнесенную в корректной и грамотной форме (что, к сожалению, становится уже почти мечтой).

Особо хочется заострить внимание на том, что преобладающей чертой современной молодежи в целом является стремление к образованию, труду, нормальной духовной и материальной жизни, приверженность свободе и развитию демократического государства. Это не может не радовать и не обнадеживать.

В Гражданском манифесте «Миссия России», разработанном институтом экономических стратегий в 2006 г., введен термин «экономика знаний». Это значит, что на смену индустриальному миру приходит мир, основанный на знаниях, на интеллекте человека, на его творческих способностях, на способности создавать новые знания, которые становятся производительной силой общественного развития.

Следовательно, знания приобретают экономический статус и их необходимо развивать, расширять, делать приоритетной нормой человеческого существования.

Таким образом, результаты анализа проблемы приводят к выводу, что для формирования политической культуры, политического сознания молодежи в условиях развития современного государства и общества необходимо:

1. Задействовать разные информационные каналы (СМИ, телевидение, радио, Интернет и др.) для общения с молодежью. Освещать в СМК значимые для города события и мероприятия не только в информационных, но и в аналитических передачах, репортажах об участии политических и общественных деятелей в их подготовке и проведении. Важно, чтобы все виды информации носили позитивный характер, а значит, формировали бы позитивное отношение молодого человека к жизни, чувство уверенности в том, что жизнь в современном мире интересна, что старшее поколение любит молодежь и заботится о ней;

2. Организовывать различные молодежные акции, направленные на формирование положительных человеческих качеств: патриотизма, гордости за свойгород, район, фирму, сопереживания и пр.;

3. Проводить конкурсы типа «Лучшая профессия», «Лучший в профессии» (менеджер, психолог, бухгалтер и т.п.) и освещать промежуточные этапы и результаты конкурса в разных СМК;

4. Регулярно проводить социологические, политические, психологические опросы, позволяющие контролировать уровень культуры, развития интересов, настроений среди разных молодежных групп;

5. С помощью и при непосредственном участии молодежи создать современную символику города, включая символику учебных заведений, предприятий, фирм и т.п.;

6. Активно привлекать молодежь к участию в политической, культурной жизни города. Естественно, что список мероприятий, способствующих сближению государственных и политических институтов с молодежью, можно продолжить. С этой целью, по-видимому, целесообразно создать рабочую группу и разработать широкомасштабную Программу для молодежи г. Таганрога, имеющую четко выраженный позитивный характер и ориентированную на все слои молодежи, обсудить ее в СМК (форумы, опросы, референдумы и пр.), принять и освещать все этапы и результаты ее реализации на разных информационных каналах.

Задача развития современной интеллектуальной, высокообразованной, нравственно здоровой, толерантной, активной личности является приоритетной и для всех факультетов и кафедр ТИУиЭ. Она отражена в концепции развития вуза, планах факультетов и кафедр и решается силами всего коллектива института .

О.А. ЕРОХИН, аспирант РЮИ МВД России

НАЦИОНАЛИЗМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Проблема национализма приобрела особенную популярность не так давно. Еще в 1978 г. немецкий исследователь А. Винклер указывал на то, что социальные науки не уделяют должного внимания национализму, возрастающая роль которого становится определяющей для политических отношений современных обществ, но уже к началу 90-х гг. американский политолог К. Вердери констатировала приоритетную исследовательскую программу, связанную с выдвижением концепций нации и национализма в сфере социального знания. Изучение национализма предстает как задача чрезвычайно актуальная в политическом отношении, сложная и интересная в теоретическом плане, важная в нравственном и мировоззренческом смысле.

За последние десятилетия мировой порядок был неоднократно нарушен вспышками националистиче-

ских движений, которые в разных случаях приобретали более или менее масштабный характер. Стремление народов к самоутверждению нашло свое проявление в ревностном отношении к своей истории и традициям, к культуре и обычаям, к сохранению самобытности. На этой основе произошла мобилизация социальной энергии масс на утверждение или укрепление суверенитета компактно расселенных общностей, их государственное конституирование или иную форму самоопределения, на обеспечение оптимальных условий существования и развития. Многочисленные и разнообразные движения, направленные на повышение их статуса в современном мире, распространились практически по всему миру. Их общий признак - национализм. Националистический дискурс сегодня доминирует практически во всем мире. Достаточно заметить, что в политическом отношении мы представляем со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.