П О
Л И Т И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 321
Н.В. Зарко-Дорофтей О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье аргументирована позиция, что преобразования и массовая регистрация партий в 2013 г. являются следствием либерализации партийной системы страны. Рассматриваются вопросы возможного взаимодействия новых политических партий представленных на политическом поле современной России и органов местного самоуправления как института наиболее близкого к населению.
Ключевые слова: партия, партийная система, гражданское общество, взаимодействие, органы местного самоуправления, РЯ-служба муниципальных образований.
Важным элементом гражданского общества и связующим звеном между государством и обществом выступают развитая конкурентоспособная система общественно-политических движений и политических партий, которые выражают идейно-политических интересы тех или иных социальных групп.
Многопартийная политическая система, ставшая реальностью для России после январского Пленума ЦК 1987 года, представляет особый интерес на современном этапе своего развития, когда в условиях либерализации законодательства о выборах, наблюдается тенденция быстрого роста числа партий различного статуса.
С апреля 2012 года, когда был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», значительно сокративший перечень требований для создания политической партии и упростивший процедуру ее регистрации, число политический партий в России выросло более чем в десять раз. Согласно вышеназванному закону минимальное число членов партии необходимое для ее регистрации снизилось в 80 раз - с
© Н.В. Зарко-Дорофтей, 2014.
Вестник магистратуры. 2014. №3(30). Том I
ISSN 2223-4047
необходимых 40 000 до 500, что соответственно открыло новые возможности для многочисленных мелких партий.
Более того, наблюдается тенденция возрастания роли политических партий в выборах различного уровня. Заслуживает внимания деятельность политических партий, направленная на формирование участковых избирательных комиссий со сроком полномочий пять лет и резерва их составов.
Кроме того, Федеральным законом от 02 октября 2012 года № 157-ФЗ [1] за политическими партиями закреплено право выдвижения кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта РФ, что свидетельствует о серьезном повышении роли института политических партий в системе политических отношений Российской Федерации.
Прямым последствием данных изменений, способствующих развитию многопартийности и повышению политической конкуренции, стало резкое увеличение количества политических партий, зарегистрированных на территории РФ.
Согласно справочному изданию «Политические партии в Российской Федерации. 2013 год», по состоянию на 19 июня 2013 года, по данным Министерства юстиции Российской Федерации, была зарегистрирована 71 политическая партия, 54 из которых имели право принимать участие в выборах в соответствии с требованиями Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» [2, с. 3]. При этом уже к 9 января 2014 года эта цифра возросла до 78.
Среди зарегистрированных за последний год политических партий, получивших возможность участвовать в выборах, можно назвать следующие:
- политическая партия «Гражданская позиция» (дата регистрации 7.05.2013, председатель Вексельман В.А.);
- всероссийская политическая партия «Российская партия садоводов» (дата регистрации 19.04.2013, председатель Центрального совета Касьянов И.Н.);
- политическая партия «Рожденные в Союзе Советских социалистических республик» (дата регистрации 9.01.2013, лидер партии Леонтьев А.Г.);
- всероссийская политическая партия «Защитники отечества» (дата регистрации 22.01.2013, председатель Центрального совета Соболев Н.В);
- политическая партия «Казачья партия Российской Федерации» (дата регистрации 28.01.2013, председатель партии Бондарев С.Б.);
- политическая партия «Партия социальной солидарности» (дата регистрации 15.03.2013, председатель партии Вознесенский А.Л.).
Помимо этого было зарегистрировано множество партий, не получивших право участия в выборах: «Автомобильная Россия», «Интернет партия Российской Федерации», «Колокол», «Партия Великое Отечество», «Социально-прогрессивная партия России», «Партия возрождения села», «Развитие России» и другие.
Можно сказать, буквально ежемесячно в течение 2013 года регистрировалось по несколько партий. Безусловно, о некоторых из них невозможно сказать определенно - существуют они или нет, поскольку активной деятельности не наблюдается, а избиратели о них почти ничего не известно. Тем не менее, российское законодательство позволяющее кандидату в депутаты одновременно избираться по одному из одномандатных округов и по партийным спискам, даёт ему возможность получать в обоих случаях и некоторые льготы в проведении своей рекламной кампании в СМИ, и определенное государственное финансирование избирательной кампании. Поэтому, как правило, мелкие российские политические партии, в первую очередь, служат для содействия в избрании своего лидера депутатом Госдумы РФ. Другой важной целью существования мелких российских партий является обеспечение принадлежности их лидеров к политической элите. [3]
Однако, влияние большинства политических партий на принятие парламентских решений минимально, реально им пользуются только те партии, которые имеют сильные позиции в парламенте и Государственной думе: доминирующая «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».
Среди особенностей в деятельности политических партий страны в настоящий период необходимо отметить такие как акцент на связях с общественностью и следование общемиро-
вой тенденции использования современных информационных технологий. Так, любая политическая партия, стремящаяся привлечь новых членов и заботящаяся о своем имидже, проводит активную информационную политику: партии имеют собственные интернет-ресурсы, активно используют социальные сети как платформы, многие лидеры политических партий ведут свои блоги и, так или иначе, используют интернет-пространство в своих интересах.
В то же время, несмотря на рост зарегистрированных партий и их направленность на взаимодействие с населением диалог между ними по-прежнему слаб и неконструктивен.
Наиболее близкой к населению структурой публичной власти являются органы местного самоуправления (ОМС). Их особая роль в развитии гражданского общества в Российской Федерации, а также растущее в настоящее время количество политических партий свидетельствуют об актуальности проблемы их взаимодействия. К тому же значимыми игроками в последние годы на локальном политическом поле выступают руководители местных отделений политических партий.
По мнению В.А. Белобородова с точки зрения ОМС тактическими выгодами являются решение вопросов местного значения посредством привлечения человеческих партийных ресурсов, а стратегическими - рост имиджа ОМС и рост вовлечённости местного населения в управление муниципальным образованием. В свою очередь недавно созданные политически партии вследствие взаимодействия с ОМС получают выход в местные средства массовой информации, необходимый им для первичного привлечения сторонников, а также для имиджа и роста узнаваемости у избирателей [4, с. 119].
Таким образом, взаимодействие новых политических партий с органами местного самоуправления способствует привлечению людей с активной политической позицией в управление муниципальным образованием, свидетельствует об укреплении демократических принципов деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, происходит развитие политической системы, а также формирование сильного и активного гражданского общества в рамках местного сообщества.
Один из путей оптимизации взаимодействия политических партий и муниципальной власти связан с налаживанием работы муниципальных служб по связям с общественностью. Установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и политическими партиями должно стать приоритетной задачей PR-служб муниципальных образований.
Усиление коммуникации между органами публичной населением и институтами гражданского общества может стать объективным свидетельством формирования и развития гражданского общества в стране.
Библиографический список
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 02.10.2012 № 157-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
2. Политические партии в Российской Федерации. 2013 год. Выпуск 1 / Под общей ред. И.Г.Ивлева. М.: ООО «АРТИШОК продакшн», 2013. 239 с.
3. Римский В. Л. Нужны ли России политические партии? Итоги партийного строительства в России. URL: http://www.indem.ru/rimskiy/ic02.htm (дата обращения 19.11.2010).
4. Белобородов В.А. Проблема формирования взаимодействия местного самоуправления с новыми политическими партиями // Современный город: власть, управление, экономика. 2013. № 3. С. 115-120.
ЗАРКО-ДОРОФТЕЙ Наталья Владимировна - магистрант Института дистанционного образования, Тюменский государственный университет.