Научная статья на тему 'О поиске оптимальной технологии работы с современным учебником иностранного языка в вузе'

О поиске оптимальной технологии работы с современным учебником иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TECHNOLOGICAL APPROACH / ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД / SEARCHING APPROACH / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полетаева М.И.

Данная статья посвящена проблеме модернизации процесса обучения в высшей школе. По мнению автора, одним из основных объектов модернизации является учебник. В статье рассматриваются особенности современного вузовского учебника иностранного языка, а также исследуется проблема поиска оптимальных технологий работы с учебником с целью повышения его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полетаева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SEARCH OF THE MOST OPTIMAL TECHNOLOGY OF WORK WITH A MODERN FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article is devoted to the problem of modernization of the process of education at the university. In the authors opinion, one of the main objects of modernization is a textbook. In the article the question of peculiarities of modern foreign language textbook for higher education is raised and the problem of search of the most optimal technology of work with the textbook with the aim to improve the level of its effectiveness is stated.

Текст научной работы на тему «О поиске оптимальной технологии работы с современным учебником иностранного языка в вузе»

О ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СОВРЕМЕННЫМ УЧЕБНИКОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

ON THE SEARCH OF THE MOST OPTIMAL TECHNOLOGY OF WORK WITH A MODERN FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

М. И. Полетаева

Данная статья посвящена проблеме модернизации процесса обучения в высшей школе. По мнению автора, одним из основных объектов модернизации является учебник. В статье рассматриваются особенности современного вузовского учебника иностранного языка, а также исследуется проблема поиска оптимальных технологий работы с учебником с целью повышения его эффективности.

Ключевые слова: технологический подход, поисковый подход, модернизация образования.

В настоящее время человечество стоит на пороге глобальных перемен, затрагивающих различные сферы жизни общества. Стремительное развитие технологий обучения нового поколения, глобализация общественных процессов, межгосударственная интеграция в области культуры и искусства, науки и образования обуславливают потребность общества в воспитании и развитии личности, готовой к активному и эффективному межкультурному взаимодействию в сфере своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает насущная потребность в подготовке в системе высшего образования высококвалифицированных специалистов, способных к критическому восприятию огромного потока информации, а также способных к творческому подходу в решении поставленных профессиональных и непрофессиональных задач.

Сегодня одной из наиболее востребованных учебных дисциплин в сфере высшего профессионального образования для всех специальностей можно по праву назвать учебный предмет «Иностранный язык». В большей мере речь идет об изучении английского языка, прежде всего как языка международного делового общения, однако не теряют своей значимости такие языки, как немецкий, итальянский, испанский, французский, китайский, японский, арабский и многие другие. Одно из важнейших требований, предъявляемых к современным молодым специалистам различных сфер деятельности, является владение иностранным языком. Поэтому сегодня обучение практическому владению иностранным языком в рамках высшей школы является приоритетным.

Ввиду вышеописанных причин современное образование в России, в том числе и вузовское образование, в данный период находится в стадии активного реформирования. Данный процесс отражается в возникновении и распространении различного рода инноваций, таких как:

M. I. Poletaeva

The article is devoted to the problem of modernization of the process of education at the university. In the author's opinion, one of the main objects of modernization is a textbook. In the article the question of peculiarities of modern foreign language textbook for higher education is raised and the problem of search of the most optimal technology of work with the textbook with the aim to improve the level of its effectiveness is stated.

Keywords: technological approach, searching approach, modernization of education.

• разработка и внедрение в образовательную среду новых технологий обучения;

• использование современных технических средств обучения, способствующих оптимизации учебно-трудовых и временных затрат в процессе деятельности как преподавателя, так и студента;

• разработка и внедрение новых средств обучения (электронные учебники, УМК для высшей школы, новые учебные пособия, отражающие особенности современного высшего образования) и т. д.

Очевидно, что основными объектами преобразований становятся как обучающая деятельность преподавателя, так и учебная деятельность студентов, а также основное средство обучения - учебник. Дифференцировать данные феномены в ходе реформирования процесса обучения, на наш взгляд, является нецелесообразным, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, процесс обучающей деятельности преподавателя напрямую связан с процессом учебной деятельности студента ввиду установившихся «субъект-субъектных» отношений между ними, а вместе они координируются посредством учебника. Таким образом, процесс обучения представляется нам цикличной системой взаимодействия трех феноменов - учебника, обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студента. В свою очередь, именно учебник отражает цели, содержание и методы обучения иностранному языку.

В настоящее время проблема создания эффективного вузовского учебника иностранного языка перешла в разряд наиболее актуальных.

Основными характеристиками современного учебника иностранного языка для высшей школы в условиях обновления языкового образования являются:

1. Коммуникативная направленность учебника, то есть учебник должен способствовать формированию

коммуникативной компетенции обучающихся, мотивировать их речевую деятельность.

2. Использование современных технических средств обучения в ходе работы с учебником. Органичное включение различных современных технологий способствует «повышению качества учебной и познавательной деятельности студентов, а также значительно расширяет возможности накопления и предъявления информации для учебной и исследовательской деятельности» [1, с. 49].

3. Разнообразие приемов и форм работы с материалом учебника, используемых с учетом индивидуальных особенностей учащихся, вида их деятельности, уровня представленного языкового материала, методически целесообразное сочетание различных форм работы.

4. Тщательный отбор содержания учебника в соответствии с психологическими особенностями учащихся определенной возрастной группы, их интересами, будущими профессиональными целями и задачами. Это позволяет создать положительную эмоциональную включенность студентов в процесс обучения и способствует становлению и поддержанию мотивации учения.

5. Возможность применения различных современных технологий в работе с учебником с целью оптимизации и интенсификации процесса обучения иностранному языку.

Вышеперечисленные характеристики современного учебника иностранного языка становятся основными критериями оценки эффективности того или иного учебного издания, а также являются объектами качественных преобразований.

В методике обучения иностранным языкам в настоящее время выделяют две основные группы инновационных подходов, а именно технологический подход и поисковый подход (М. В. Кларин).

Основной отличительной чертой технологического подхода является использование в процессе обучения одной или нескольких современных технологий обучения. Понятие «технология обучения» широко используется в современной дидактике и определяется как, во-первых, совокупность приемов, обеспечивающих эффективное достижение диагностично поставленных целей обучения за минимальный промежуток времени, во-вторых, как применение современных технических средств (ТСО) в учебном процессе. К основным чертам технологического подхода относят:

1. Стандартизацию процесса обучения, то есть возможность многократного использования разработанных технологий.

2. Результативность, то есть гарантированное достижение запланированного уровня усвоения учебного материала.

3. Целенаправленность на развитие личности обучающегося в учебном процессе и осуществление разноуровневого обучения.

4. Диагностическое целеполагание, то есть предварительное формулирование и целенаправленное поэтапное достижение поставленных целей обучения.

5. Оптимальная организация учебного материала. Имеется в виду как качественный отбор учебного материала, так и разработка дидактических модулей, блоков

или циклов, включающих в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке.

6. Экспертиза качества образования. Выделяют четыре вида контроля: 1) входной контроль, дающий информацию об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, для актуализации изученного ранее; 2) текущий, назначение которого - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока; 3) промежуточный контроль, который проверяет степень усвоения материала за длительный период (семестр, полугодие) или материала по большому разделу, как правило, он осуществляется по окончании работы над каждым разделом с целью выявления пробелов усвоения материала и необходимой коррекции; 4) итоговый контроль производится накануне перевода на следующую ступень обучения и используется для оценки уровня усвоения всего пройденного материала.

М. В. Кларин полагает, что технологический подход основывается на модернизации репродуктивной деятельности учащихся, а модель обучения, согласно данному подходу, представляет собой «процесс организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения» [2, с. 7]. Ввиду этого, по его мнению, учебный процесс в рамках данного подхода становится личностно нейтральным, стандартизированным, что значительно снижает уровень познания дидактического поиска учащихся.

В отличие от технологического подхода в обучении, поисковый подход направлен на модернизацию традиционного обучения, основываясь на продуктивной деятельности учащихся. В данном случае модель обучения представляет собой некий творческий поиск учащихся: «от видения и постановки проблемы - к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания» [2, с. 9]. Таким образом, поисковый подход акцентируется на самостоятельной поисковой деятельности учащихся, организованной в сотрудничестве с преподавателем - партнером, что может значительно повысить уровень познания дидактического поиска учащихся.

Очевидно, что оба из представленных подходов, направленных на модернизацию традиционной системы обучения, обладают рядом преимуществ и недостатков. Например, использование технологического подхода в обучении позволяет оптимизировать процесс обучения, сделать его наиболее экономичным с точки зрения затрачиваемых временных ресурсов, достигнуть заранее поставленных целей обучения. Однако он не предполагает высокий уровень свободы дидактического поиска в ходе самого процесса обучения, что отрицательно влияет на развивающий компонент целей обучения иностранному языку.

В то же время поисковой подход к обучению способствует развитию творческого потенциала учащихся, их самостоятельности в процессе познавательной учебной деятельности, формированию критического осмысления полученной информации. Однако он не ориентирован на определенный результат в обучении и не эргономичен по временному показателю.

Следовательно, для эффективной организации процесса обучения иностранным языкам в условиях его модернизации необходимо использовать как технологический, так и поисковый подходы.

Среди наиболее популярных и эффективных технологий обучения иностранному языку можно выделить следующие: коммуникативные технологии, технологии модульного и проблемного обучения, игровые и проектные технологии и др. Продуктивность применения данных технологий неоднократно подтверждалась практикой образовательной деятельности; эти технологии характеризуются высоким уровнем эмоциональной вовлеченности учащихся, что позволяет поддерживать стойкую положительную мотивацию учения, а также отличаются высоким уровнем познавательного поиска с целью решения ряда коммуникативных задач. А их интеграция с учетом основных характеристик поискового подхода позво-

лит разработать модель оптимальной технологии работы с современным вузовским учебником иностранного языка в свете его инновационных особенностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитренко Т. А. Инновации в профессиональной подготовке специалистов в области языкового образования // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: материалы междунар. науч.-практ. конф. Электросталь: Новый гуманитар. ин-т, 2010. 180 с.

2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 ^

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

THE CONDITIONS OF MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF MUSICAL AIDS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Е. А. Давыдова

Статья посвящена проблеме нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности на уроках иностранного языка. Автор статьи дает всестороннюю характеристику основных педагогических условий, необходимых для реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

E. A. Davydova

The article is devoted to the problem of moral-aesthetic education of junior schoolchildren by means of musical aids at foreign language lessons. The author of article gives the all-round characteristic of the basic pedagogical conditions necessary for realisation of moral-aesthetic education of junior schoolchildren in the process of foreign language teaching.

Ключевые слова: условия нравственно-эстетического воспитания, музыкальная наглядность, иноязычное образование.

В системе современного образования личности все чаще внимание педагогов, методистов, психологов и других представителей науки привлекает воспитательный потенциал предмета «иностранный язык».

Воспитание является неотъемлемой составляющей иноязычного образования. «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно...» - писал Л. Н. Толстой. Проблема построения единой и ясной системы воспитания актуальна во все времена, так как воспитание является важнейшей социальной и духовной потребностью каждого человека и всего общества

Keywords: conditions of moral-aesthetic education, musical aids, foreign language education.

в целом [1, с. 363-364]. В связи с этим образование личности представляет собой целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках предмета «иностранный язык», который призван способствовать становлению опыта творческой личности, ее духовному, нравственному и эстетическому развитию, формированию общей культуры личности школьников [2, с. 94]. Такая интерпретация понятия «образование» может быть отнесена и к иноязычному образованию, которое предусматривает реализацию нравственно-эстетического воспитания. Однако анализ науч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.