Научная статья на тему 'О подведомственности дел о несостоятельности (банкротства) граждан'

О подведомственности дел о несостоятельности (банкротства) граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вагин А. В.

В статье исследованы критерии разделения судебной подведомственности. По результатам анализа отечественного законодательства выявлены основные проблемы определения подведомственности дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE JURISDICTION OF CITIZENS BANKRUPTCY

In this article are researching criteria of separation of judicial jurisdiction. The analysis of the national legislation identified the key problems of defining the bankruptcies jurisdiction of individuals who are not engaged in entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «О подведомственности дел о несостоятельности (банкротства) граждан»

УДК 34.096

А.В. Вагин

О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ГРАЖДАН

Частный институт управления и предпринимательства, г. Минск

Судебная подведомственность, то есть разграничение компетенции судебных органов по разрешению тех или иных дел, имеет особое теоретическое и практическое значение.

Согласно части первой ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки [1]. Чёткое распределение компетенции по разрешению дел между судами определяет не только законность и обоснованность принимаемых решений, но и эффективность, и оперативность их рассмотрения.

Поэтому целью данной статьи является исследование правовых вопросов подведомственности дел о несостоятельности (банкротства) граждан. Указанная цель представляется особенно актуальной, если обратить внимание на то, что данный вопрос ранее не исследовался и, учитывая, что в ближайшее время начнётся разработка законопроекта о банкротстве граждан, вопрос о подведомственности может быть поставлен особенно остро [2].

Нормы права, закрепляющие критерии разделения подведомственности, закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в Хозяйственном процессуальном кодексе (далее - ХПК), Г ражданском процессуальном кодексе (далее - ГПК), совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» (далее - Постановления «О разграничении подведомственности») и других актах законодательства.

В статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь закреплено определение термина «подведомственность». Согласно данной норме права -это разграничение компетенции по разрешению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, хозяйственными судами, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел, иными органами и организациями [3].

Дела о банкротстве могут решаться только в судебном порядке. Поэтому целесообразно определить систему судебной власти в Республике Беларусь.

Так, согласно статье 5 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей», судебную систему Республики Беларусь составляют:

• Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

24

Научные стремления, 1’13

• общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

• хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства [4].

Соответственно вопрос о подведомственности дел о банкротстве граждан состоит в том, какие суды должны рассматривать данные дела - хозяйственные суды или суды общей юрисдикции.

На первый взгляд может показаться, что критерии разделения подведомственности достаточно чёткие и прозрачные и не могут вызывать споров. Представляется, что это не так. С расширением правового регулирования возникают новые правоотношения, отличающиеся своей спецификой, не позволяющей сразу ответить на вопрос: «Кто должен рассматривать подобные дела?!». Примером как раз и является институт банкротства граждан.

В общем виде проблема заключается в том, что дела о банкротстве относятся в настоящее время к исключительной компетенции хозяйственных судов, вместе с тем, институт банкротства применяется только в отношении субъектов хозяйствования, субъекты института банкротства граждан -физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, соответственно и отношения не носят экономического характера.

Единого подхода к решению данного вопроса в мировой практике не существует, к примеру, в самом близком по правовой системе и судоустройству государстве - Российской Федерации, согласно российскому проекту Закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», производство о банкротстве граждан подведомственно хозяйственным судам [5].

В Республике Беларусь по данному вопросу официального мнения пока что не существует. Однако тот факт, что разработку законопроекта о банкротстве граждан инициировал Высший хозяйственный суд, может означать, что возможно дела о банкротстве граждан будут подведомственны хозяйственным судам.

Рассмотрим проблему подведомственности более подробно.

В соответствии с правилами подведомственности, установленными процессуальным законом (статья 37 ГПК), общим судам подведомственны дела:

• по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

• по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;

25

• возникающие из административно-правовых отношений (статья 335

ГПК);

• особого производства (статья 361 ГПК);

• приказного производства (статья 394 ГПК) [6].

Хозяйственные суды в соответствии с действующим законодательством

Республики Беларусь, являются органами экономического правосудия. Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных), в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы,

административно-территориальные единицы Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (статьи 1, 2, 4, 27, 29, 40 ХПК) [7].

Примерный перечень дел, подведомственных хозяйственным судам, указан в части второй статьи 27 ХПК. Законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственных судов и другие дела.

Когда акт законодательства непроцессуального характера не позволяет разграничить компетенцию между общими и хозяйственными судами, а содержит лишь указание на подведомственность дела "общему или хозяйственному суду" либо на то, что дело подлежит рассмотрению "в судебном порядке" или "в суде" (без указания, в каком конкретно - общем или хозяйственном), подведомственность дела определяется с учетом субъектного состава участников спора и характера возникшего спорного правоотношения.

Данное правило содержится в статье 39 ХПК и является общим правилом подведомственности. Согласно данной норме права:

«Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.

Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан».

Другими словами, для отнесения дела к подведомственности хозяйственного суда необходимо учитывать два критерия: характер спора

26

Научные стремления, 1’13

(спорного правоотношения) и субъектный состав участников спора. Оба названных критерия должны учитываться в совокупности. Характер спора должен быть экономической (хозяйственный), а субъектами спора, как правило, являются коммерческие юридические лица либо ИП.

Согласно пункту 10 Постановления «О разграничении подведомственности», дела, в которых сторонами или одной из них являются индивидуальные предприниматели, и спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, подведомственны общим судам [8].

Теперь обратимся к процедуре банкротства граждан. Субъектом института банкротства граждан является физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью (не субъект хозяйствования). Дела о банкротстве гражданина по своему характеру являются потребительскими (не экономическими). Таким образом, процедура банкротства гражданина не соответствует ни одному признаку для отнесения к подведомственности хозяйственных судов и должна быть подведомственна общим судам

Тем не менее, следует признать, что процедуры банкротства гражданина и банкротства ИП во многом схожи. Поэтому хозяйственные суды, а также служба судебных исполнителей хозяйственных судов обладающие большим опытом и выработанной логикой поведения в ходе рассмотрения дел о банкротстве, в случае отнесения данной категории дел к их подведомственности, вероятно, будут рассматривать дела о банкротстве граждан более качественно и оперативно.

Кроме того, не смотря на особенности данного института, он именуется и, в сущности, является процедурой банкротства, а дела об экономической несостоятельности (банкротстве) относятся к специальной подведомственности хозяйственного суда, то есть подлежат рассмотрению только хозяйственным судом, независимо от того, является ли субъект спорного правоотношения субъектом хозяйствования или гражданином. В настоящее время, по субъектному составу спорного отношения, подведомственного хозяйственному суду уже имеются исключения, в частности, споры с участием физического лица связанные с отказом в государственной регистрации и по спорам между акционерами и акционерным обществом.

Однако это не решает проблемы связанной с характером спорного правоотношения. Дела о банкротстве граждан можно было бы отнести к категории дел, имеющих хозяйственный характер, только в случае, если бы кредит или товары были бы приобретены гражданином не для личного, бытового, семейного потребления, а для осуществления предпринимательской деятельности. Но без регистрации гражданина в качестве ИП, такая деятельность являлась бы незаконной и влекла бы юридическую ответственность. Таким образом, в статью 47 ХПК, в случае отнесения законодателем дел о банкротстве граждан к ведению хозяйственных судов, необходимо внести соответствующие изменения.

27

Список литературных источников:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года) Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2013.

2. Второй национальный телеканал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ont.by/programs/programs/kontyry/topics/0082174. - Дата доступа: 15.02.2013.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 10 мая 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой инф. Респ. Белар. - Минск, 2013.

4. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей : Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2013.

5. О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника : Проект Закона Российской Федерации, от 07 апреля 2011 г. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.

6. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 18 дек. 1998 г., № 219-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

7. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2013.

8. О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики, 22 июня 2000 г., N 4/3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

A. Vahin

ABOUT THE JURISDICTION OF CITIZENS BANKRUPTCY

Private Institute of Management and Business, Minsk Summary

In this article are researching criteria of separation of judicial jurisdiction. The analysis of the national legislation identified the key problems of defining the bankruptcies jurisdiction of individuals who are not engaged in entrepreneurial activity.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.