Научная статья на тему 'О ПОДСУДНОСТИ СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА'

О ПОДСУДНОСТИ СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАВ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ / THE CHARTER OF SPIRITUAL CONSISTORIES / ДУХОВНЫЙ СУД / ECCLESIASTICAL COURT / ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ / SPIRITUAL CONSISTORY / СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД / MOST HOLY GOVERNING SYNOD / ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ / ORTHODOX PRIEST / ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ / CHURCH OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрощук В.В.

Статья посвящена компетенциям церковного суда в Российской империи, функции которого во второй половине XIX в. осуществлялись непосредственно архиереями Православной церкви, духовными консисториями и Святейшим правительствующим синодом. В статье рассматриваются особенности организации деятельности православных духовных консисторий и роль Святейшего синода как высшей судебной инстанции в системе церковного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрощук В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JURISDICTION OVER ORTHODOX PRIESTS AND CHURCH OFFICERS UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE LATTER PART OF THE XIXTH CENTURY

This article focuses on the ecclesiastical court‘s jurisdiction in the Russian Empire. In the latter part of the XIXth century its functions were performed directly by the orthodox bishops, by spiritual consistories and the Holy Governing Synod. The article deals with the peculiarities of the orthodox spiritual consistories activities and the role of the Holy Synod as the Church's Supreme Court of Appeals.

Текст научной работы на тему «О ПОДСУДНОСТИ СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

В.В. Андрощук*

О ПОДСУДНОСТИ СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Аннотация: статья посвящена компетенциям церковного суда в Российской империи, функции которого во второй половине XIX в. осуществлялись непосредственно архиереями Православной церкви, духовными консисториями и Святейшим правительствующим синодом. В статье рассматриваются особенности организации деятельности православных духовных консисторий и роль Святейшего синода как высшей судебной инстанции в системе церковного судопроизводства.

Ключевые слова: Устав духовных консисторий, духовный суд, духовная консистория, Святейший правительствующий синод, православный священнослужитель, церковнослужитель

Подсудность или подведомственность подданных Российской империи тому или иному судебному учреждению в третьей четверти XIX в. определялась различными условиями. Имперское законодательство различало следующие виды подсудности: 1) по роду преступлений, который относил дела к низшей или высшей судебной инстанции; 2) по месту их совершения, которое определяло принадлежность дел тому или другому судебному округу, а также подсудность низшей или высшей судебной инстанции; и 3) по принадлежности обвиняемых лиц к тем или иным особым ведомствам, которая устанавливала подсудность обвиняемых специальным судам, например, духовному или военному. Что касается органов судебной власти, то в указанный период правосудие в Российской империи осуществлялось: мировыми судьями и съездами мировых судей (апелляционной инстанцией для мирового суда), земскими начальниками, городскими судьями, уездными членами окружных судов, волостными судами, уездными съездами, губернскими присутствиями, окружными судами, судебной палатой, а также Правительствующим сенатом - как в Особом присутствии, так и в качестве Верховного кассационного суда. Полномочия вышеуказанных судебных инстанций распространялись на лиц всех сословий и на все категории дел - как гражданские, так и уголовные, за исключением дел, подведомственных специальным судам Российской империи: духовному, военному, коммерческому, крестьянскому и инородческому, пределы юрисдикции которых устанавливались особыми законодательными актами (например, полномочия духовного суда определялись Уставом духовных консисторий)1.

Таким образом, у каждого судебного учреждения Российской империи был свой круг прав и обязанностей, своя сфера деятельности, где его полномочия, в

* Андрощук Виктор Владимирович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории и истории права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», vandrosc@mail.ru

1 См.: Филипповский А.В. Опыт практического руководства при производстве следствия по преступлениям и проступкам, подсудным епархиальному суду. Владимир, 1893. С. 7; Устав духовных консисторий. СПб., 1883.

пределах которых оно могло рассматривать дела, приводить в исполнение решения и приговоры, были закреплены действовавшим законодательством. Вне пределов своей компетенции судебная власть была бессильна, а её решения -ничтожны. Вот почему известный российский юрист В.А. Неклюдов писал: «Подсудность есть право и обязанность, с одной стороны, суда привлечь обвиняемого к своему суду, а с другой, обвиняемого отвечать перед тем, а не другим судом. Из самого определения подсудности ясно, что она может служить поводом к столкновению и спорам с одной стороны между различными судами, а с другой между обвинителем и подсудимым. Столкновения по вопросам о подсудности между судебными местами называются пререканиями о подсудности; спор подсудимого против подсудности суду называется отводом о подсудности»1.

Компетенция духовного суда, как уже было сказано выше, определялась Уставом духовных консисторий, согласно которому полномочия духовных судей принадлежали: а) непосредственно церковному архиерею (епископу, архиепископу, митрополиту); б) духовным консисториям (после получения распоряжения архиерея), а также в) Святейшему правительствующему синоду - в качестве верховной, апелляционной и ревизионной инстанции. Так, непосредственно рассмотрению архиерейского суда подлежали: а) проступки священнослужителей, совершённые по неведению и без умысла, требовавшие исправления и очищения совести иерархическим действием архиерея, рассмотрение которых другим судом в силу гласности светского судопроизводства было неприемлемым; б) любые проступки против должности и благоповедения, не связанные с нанесением явного вреда и соблазном, совершённые священнослужителем, чьё прежнее поведение было безукоризненным; в) жалобы, приносимые с целью наставить на путь исправления совершившего проступок священнослужителя архипастырским судом и назиданием без осуществления формального судопроизводства (ст. 155 Устава духовных консисторий)2.

Духовные консистории (греч. сотгяХопит - место собрания) представляли собой современное воплощение «Совета пресвитеров», который в первые века христианства, возглавляемый епископом, был органом епархиального управления. Совет пресвитеров помогал епископу в управлении паствой, участвовал в избрании новых членов клира, в церковном суде, в заведывании и распоряжении церковным имуществом, заботился о чистоте веры и начал христианской нравственности и т.п. В русской церкви издавна при епископах существовали духовные приказы и приказы церковных дел. Первая консистория была учреждена в Москве указом Святейшего синода 28 марта 1722 г. для

1 Неклюдов Н.А. Руководство для мировых судей. Устав уголовного судопроизводства. Том I.

СПб., 1872. С. 120. Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 60-61.

управления синодальной областью. С 1744 г. всем епископским правлениям было велено называться «консисториями»1.

Управление консисториями на местах осуществляли епархиальные архиереи. В зависимости от размера епархии число духовных лиц в присутствии варьировалось от 5 до 10 священнослужителей. Являясь по сути государственными учреждениями, консистории вели собственное делопроизводство силами светских служащих (в зависимости от епархии - от 12 до 20 человек). В круг ведения консистории входил целый ряд вопросов, а общее руководство возглавлял епархиальный архиерей: он выносил решения по спорным и судебным делам, осуществлял новые назначения, переводы и повышения по должности, делал выговоры и поощрения и т.п. Как председатель консистории, епархиальный архиерей подчинялся непосредственно Святейшему синоду, который за промедления и недостатки в работе мог подвергать архиереев «немилосердным взысканиям»2.

К кандидатам в духовные члены консистории предъявлялись высокие требования: чин не ниже протоиерея, возраст не старше 53-х лет, срок службы в одном приходе не менее 10-15 лет, отсутствие замечаний по службе, положительная рекомендация от архиерея. Также крайне желательным было наличие у кандидата церковных или государственных наград. В обязанности членов консистории входил приём жалоб на священнослужителей и назначение духовных следователей для их разбирательства на местах. Консистория принимала различные отчёты из приходов, проводила выборы церковных старост, занималась подготовкой приговоров и епархиальных отчётов о своей деятельности для Святейшего синода3.

Не менее строгие требования предъявлялись и к светским чинам консисторий: обязательным была принадлежность к православию, наличие семьи, хорошей репутации и положительной рекомендации с предыдущего места службы, нахождение в определённом чине или звании. При этом устанавливались возрастные ограничения - светские служащие консистории должны были быть не моложе 49 лет. Занимаясь делопроизводством консистории, светские чины вели учётные книги доходов и расходов по епархии, делали рассылку новых указов и поручений, проводили ревизии, составляли протоколы заседаний консистории, вели учёт выполнения приговоров и исполняли другие поручения архиерея. В консистории светские лица, как правило, занимали должности секретарей и их помощников, столоначальников, архивариусов, канцеляристов и подканцеляристов4.

См.: Демяновский Д. О подсудности православных клириков суду духовному и светскому: Настольная книжица для духовенства, коему необходимо знать о правил. подсудности. Киев, 1908. С. 21; Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 27.

2 См.: Матвеева Е.С. Духовная консистория как высшая церковно-судебная инстанция для приходского духовенства в Российской империи // Среднерусский вестник общественных наук. № 4. 2015. С. 142.

3 См.: Матвеева Е.С. Указ. соч. С. 142.

4 Там же. С. 142.

Реформы 1860-1870-х гг. затронули все основные стороны общественной жизни Российской империи. Преобразования коснулись и духовных консисторий, их численного состава и направлений деятельности. Так, был значительно увеличен штат служителей консистории: теперь число духовных лиц стало составлять от 18 до 45 человек, а светских чинов насчитывалось от 30 до 50 человек. Привлечение к службе в консисториях большего числа чиновников было обусловлено расширением круга полномочий этого учреждения по новым направлениям деятельности. Духовные консистории также претерпели изменения в своей структуре: стали формироваться специальные комиссии, например, для борьбы с сектантством, разбора правонарушений служителей консистории и т.д.1

Права и обязанности духовных консисторий были закреплены в специальном уставе, первое издание которого вышло в 1841 г., а последнее - в 1883 г. Ведомству епархиального суда (т.е. суда духовной консистории, после соответствующего распоряжения архиерея), подлежали:

1) лица духовного звания, служившие в епархиальном ведомстве: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по взаимным спорам, вытекавшим из договоров пользования движимой и недвижимой церковной собственностью; в) по жалобам духовных и светских лиц на духовные лица о нанесении обид, о нарушениях бесспорных обязательств, а также по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов;

2) светские лица: а) по делам о браках, совершённых незаконно; б) по делам о прекращении и расторжении браков; в) по случаям, требовавшим удостоверения фактов действительности брака и рождения детей в законном браке; г) по проступкам и преступлениям, за совершение которых российским законодательством предусматривалось назначение церковной епитимии (ст.ст. 148, 197 и 198 Устава духовных консисторий)2.

На практике вышеизложенный порядок рассмотрения дел непосредственно архиереем и епархиальным судом нередко не соблюдался. По всем видам жалоб и доносов на проступки духовных лиц, включая и такие, как пьянство, вымогательство платы за требоисправление, пропуск богослужений, непристойная жизнь и т.п., консистория не назначала следствия, а поручала благочинному сначала «удостовериться в справедливости» жалобы, прошения или доноса и сообщить консистории полученные сведения вместе со своим заключением. И только после получения донесения благочинного, в котором содержались сведения, подтверждавшие обвинение, консистория делала распоряжение о производстве следствия. Однако несложно заметить, что сложившаяся практика противоречила положению Устава духовных консисторий, которое предписывало епархиальному архиерею непосредственно от своего имени поручать благочинному или другому доверенному лицу проведение негласного дознания. При этом дознание могло проводиться исключительно по проступкам, совершённым по неведению или неумышленно, не связанным с явным вредом или соблазном, а также в том случае, если целью поданной жалобы

1 Там же. С. 143.

2 Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 57, 76-77.

было исправление виновника архипастырским судом и назиданием без проведения формального следствия. Во всех остальных случаях должно было назначаться следствие (ст.ст. 155-156 Устава духовных консисторий)1.

Следует отметить, что христианской православной церкви изначально принадлежала власть «троякого рода»: законодательная (издававшая законы для регулирования внутрицерковной жизни), административная (проводившая церковные правила в жизнь верующих) и судебная, назначение которой заключалось в восстановлении нарушенных внутри церкви прав и отношений, разрешение различных споров между членами церкви. Кроме того, перед духовным судом стояла задача исправления нарушителей церковных правил определёнными средствами (церковными наказаниями), которые позволяли стоять на страже «святости церковных установлений и богоучреждённого порядка в церкви». «Господь наш Иисус Христос, вверяя судьбы созданной Им Церкви апостолам и их приемникам - епископам, не разделил между ними разного рода видов власти в Церкви - законодательной, судебной и пр., но каждому из них передал всю полноту власти церковного управления, следовательно, и власти судебной (Иоан. 20. 21-23)», - отмечал в своей работе, посвящённой проблемам подсудности духовных лиц, священник Димитрий Демяновский. Именно так понимали свои права апостолы и епископы, а верующие видели в них судей, предпочитая обращаться даже в житейских тяжбах к суду епископа, а не к светскому судье. Следовательно, любая попытка изъять церковно-судебные дела из подведомственности епархиального епископа рассматривалась как незаконное посягательство на неотъемлемо принадлежавшее ему право и ограничение данных ему церковью полномочий2.

Право суда над священнослужителем за проступок против должности, благочиния или благоповедения принадлежал тому епархиальному начальству, в ведении которого он состоял (ст.ст. 1, 2, 148 Устава духовных консисторий)3. Производство дел о проступках духовных лиц, которые были совершены на территории другой епархии, осуществлялось епархиальным начальством обвиняемых на основании сообщений, полученных из присутственных мест или от должностных лиц тех епархий, где эти проступки были совершены (ст. 153 Устава духовных консисторий, циркулярный указ Святейшего синода № 2 от 23 января 1876 г.)4 Так как перемещение священнослужителя из одной епархии в другую осуществлялось по предварительной договорённости епархиальных начальств (ст. 75 Устава духовных консисторий)5, то давшее своё согласие на такое перемещение теперь уже бывшее епархиальное начальство тем самым освобождало себя от права суда над ним. Таким образом, производство дел по

1 См.: Демяновский Д. Указ. соч. С. 21; Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 60-62.

2 См.: Демяновский Д. Указ. соч. С. 15-16.

Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 1, 57.

4 Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 60; циркулярный указ Святейшего синода «О применении примечания к ст. 79 Устава духовных консисторий к лицам монашествующим» № 2 от 23 января 1876 г. // Завьялов А.А. Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода (1867-1900 гг.). СПб., 1901. С. 161.

5 Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 30.

проступкам священнослужителей, совершённым ими в другой епархии, должно было осуществляться совместными усилиями епархиальных начальств «в ограждение великого дела служения в церкви Божией от нарушения оного проступками священнослужителей»1.

Лица духовного звания в ряде случаев подлежали также светскому суду в установленных присутственных местах: а) между собой и светскими лицами - по делам о неисполнении договоров и обязательств и по взысканиям за нарушение прав ущербом, убытками и самоуправным завладением; б) в случаях нарушения государственных постановлений, по которым действовали особые правила о судопроизводстве и взысканиях, например: содержание притона, укрывательство беглых, нарушение Устава о питейном сборе, порубка лесов, неисполнение карантинных и таможенных предписаний; в) при совершении тяжких уголовных преступлений (ст. 149 Устава духовных консисторий)2.

Таким образом, в церковном суде рассматривались как дела, имевшие характер гражданских правонарушений (например, споры, вытекавшие из пользования движимой и недвижимой церковной собственностью, жалобы на духовных лиц о нарушении ими бесспорных обязательств и т.д.), так и проступки, которые могли повлечь за собой уголовные наказания для совершивших их священнослужителей: нарушения должностных обязанностей, благочиния и благоповедения, нанесение личных оскорблений и др. Однако следует заметить, что предложенный законодателем перечень не являлся исчерпывающим и не включал в себя такие правонарушения, которые на практике подлежали ведению духовного суда и не могли повлечь за собой серьёзных последствий (например, клевета, угрозы, самоуправство, распространение ложных слухов и проч.)3

Святейший правительствующий синод (греч. зупойоя - собрание духовных лиц, управляющих делами церкви) являлся «соборным, обладавшим в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоявшим в сношениях с заграничными церквами правительством, чрез которое действовала в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая» (ст. 43 Свода основных государственных законов)4. Святейший синод был учреждён указом Петра I как замена патриаршей власти и поместных соборов. Над Синодом не было иной высшей власти, кроме единой самодержавной особы монарха. Правительственное значение Синода в делах и учреждениях церкви было равносильно Сенату в государственных делах5. В Святейший правительствующий

1 Разъяснительное постановление Святейшего синода «О подсудности дел по обвинению священнослужителей, совершивших наказуемые деяния в одной епархии и перешедших в другую епархию» № 5022 от 16-23 декабря 1898 г. // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем синоде. Г. 12 1899, № 8 (20 февраля). СПб., 1899. С. 52.

2 Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 57-58.

См.: Филипповский А.В. Указ. соч. С. 10.

4 Свод законов Российской империи. Том I. Ч. I. СПб., 1900. С. 4.

5 Регламент или Устав духовной коллегии от 25 января 1721 г. // ПСЗ-1. Т. VI. 1720-1722. СПб., 1830. Ст. 3718. С. 314-346; Высочайшая резолюция на докладе Синода «О возношении в церковных служениях, вместо Патриаршего имени, Синода, о сношениях Синоду с Сенатом и коллегиями, о мирских судьях при духовных персонах у дел раскольнических, об избрании

правительствующий синод (как Духовное соборное правительство, имевшее полномочия рассматривать все духовные дела в Русской православной церкви) направлялись дела по жалобам либо на решения епархиального начальства, либо на медлительность и неправильные действия следователя или духовной консистории - в том случае, если ранее данные жалобы рассматривались епархиальным архиереем, но не получили должного удовлетворения; а также ходатайства по представлениям епархиальной власти в предусмотренных законодательством случаях (ст.ст. 175, 176, 215, 235 и 237 Устава духовных консисторий)1.

Помимо дел, заключавших в себе признаки проступка или преступления, духовному следователю могли быть поручены расследования по факту возникших слухов, опубликованных в прессе материалов; по проверке в некоторых случаях сведений, полученных из анонимных прошений; по восстановлению метрических записей и проч. Таким образом, в деятельности духовного следователя возможно выделить следующие приёмы проведения следственных действий: а) негласное дознание, которое производилось им по анонимным сообщениям о преступном замысле или деянии, угрожавшем общественному спокойствию (ст. 300 Устава уголовного судопроизводства, п. 6 ст. 153 Устава духовных консисторий); б) дознание; и в) формальное следствие2.

Впрочем, следует отметить, что ввиду того, что преступления, о которых обычно сообщалось в анонимных прошениях, не подлежали рассмотрению по существу в духовном суде, и что согласно циркулярного указу обер-прокурора Святейшего синода № 2460 от 25 мая 1888 г. производство дел по «безымянным доносам» начинать не следовало, на практике негласное дознание по анонимным сообщениям производилось крайне редко3.

Библиографический список

1. Демяновский Д. О подсудности православных клириков суду духовному и светскому: Настольная книжица для духовенства, коему необходимо знать о правил. подсудности. - Киев: Тип. И.И. Горбунова, 1908. - 340 с.

2. Матвеева Е.С. Духовная консистория как высшая церковно-судебная инстанция для приходского духовенства в Российской империи // Среднерусский вестник общественных наук. № 4. 2015. С. 140-145.

архиереев, и о бытии монастырским вотчинам в ведении одной Духовной коллегии» от 14 февраля 1721 г. // ПСЗ-1. Т. VI. 1720-1722. СПб., 1830. Ст. 3734. С. 355-356.

1 См.: Демяновский Д. Указ. соч. С. 49; Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 66-68, 82, 88-89.

Устав уголовного судопроизводства // Свод законов Российской империи. Том XVI. СПб., 1900. С. 244; Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 60.

Циркулярное предписание обер-прокурора Святейшего синода «По поступающим в консисторию безыменным доносам» № 2460 от 25 мая 1888 г. // Калашников С.В. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего правительствующего синода (1721-1895 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к Духовному ведомству православного исповедания. Харьков, 1896. С. 276; Демяновский Д. Указ. соч. С. 11.

3. Неклюдов Н.А. Руководство для мировых судей. Устав уголовного судопроизводства. Том I. - СПб.: Тип. В. Демакова, 1872. - 839 с.

4. Филипповский А.В. Опыт практического руководства при производстве следствия по преступлениям и проступкам, подсудным епархиальному суду. - Владимир: Тип. П.В. Новгородского, 1893. - 71 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.