Научная статья на тему 'О подследственности уголовных дел в отношении несовершеннолетних'

О подследственности уголовных дел в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7076
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШЕННЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ РФ / ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ РФ / THE CRIMES MADE BY THE MINORS / SPECIALIZATION OF INSPECTORS / BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / FUNCTIONS OF BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубинина Снежана Владимировна

В данной статье рассматриваются особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и специализации следователей различных ведомств Российской Федерации в расследовании преступлений данной категории. Автор отмечает целесообразность передачи функций предварительного расследования по преступлениям, совершенных несовершеннолетними, одному ведомству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дубинина Снежана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подследственности уголовных дел в отношении несовершеннолетних»

Дубинина Снежана Владимировна

адъюнкт кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России (тел.: 89183462968)

О подследственности уголовных дел в отношении несовершеннолетних

В данной статье рассматриваются особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и специализации следователей различных ведомств Российской Федерации в расследовании преступлений данной категории. Автор отмечает целесообразность передачи функций предварительного расследования по преступлениям, совершенных несовершеннолетними, одному ведомству.

Ключевые слова: преступления, совершенные несовершеннолетними; специализация следователей; органы предварительного расследования РФ; функции органов предварительного расследования РФ.

S.V. Dubinina, Post-Graduate, Chair of preliminary investigation Ministry of Internal Affairs Krasnodar University of Russia; tel.: 89183462968.

In this article the features of investigation of the delinquencies and specializations of inspectors of various departments of the Russian Federation in investigation of the crimes of the given category are considered. The author notes expediency of transfer of function of preliminary investigation on the delinquencies to one department.

Key words: the crimes made by the minors; specialization of inspectors; bodies of preliminary investigation of the Russian Federation; functions of bodies of preliminary investigation of the Russian Federation.

В последние годы для многих стран мира, включая Российскую Федерацию, преступность несовершеннолетних остается острой проблемой [1]. Международное сообщество, делая акцент на предупреждение и активную борьбу с противоправными действиями несовершеннолетних с одной стороны, также считает важным обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних преступников.

Законодательство многих стран начало выделять судопроизводство в отношении несовершеннолетних в отдельное производство еще на рубеже ХIX-XX веков. Так: "Первый "детский суд" был создан в Чикаго в 1899 г., в Великобритании - в 1908 г., во Франции - в 1914 г. В дореволюционной Украине суды для малолетних были в Киеве, Харькове, Николаеве, Одессе, Екатеринославе и многих городах западной части Украины, которая входила тогда в состав Австро-Венгерской империи" [2]. Такое выделение уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних способствовало

становлению и развитию ювенальной юстиции, что, в свою очередь, требует подготовки специалистов соответствующего уровня. И это вполне обоснованно, т.к. работа с несовершеннолетними сопряжена с большим объемом, обусловленным специальной процедурой судопроизводства.

Помимо стадии судебного разбирательства, чему посвящена основная часть зарубежного ювенального законодательства, важную роль в случае совершения преступлений несовершеннолетними, играет и стадия досудебного производства.

Действующий УПК РФ предусматривает обе формы предварительного расследования в отношении несовершеннолетних

(предварительное следствие и дознание), тогда как УПК РСФСР была предусмотрена единая форма расследования преступлений несовершеннолетних - предварительное следствие. "Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенными несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков

78

не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел" [3].

Считаем, что прежняя позиция законодателя о форме предварительного расследования в отношении несовершеннолетних была более удачна.

Так, срок предварительного следствия составляет 2 месяца (дознания 1 месяц), что дает возможность не только детально изучить личность несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), но и возможность назначения и проведения судебно - психиатрической экспертизы, срок производства которой, в целом, составляет около 1 месяца [4].

Также следует учитывать тот факт, что в органах предварительного следствия МВД предусмотрена соответствующая специализация следователей. Как правило, расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними поручается следователям с опытом работы, старших не только по званию, стажу работы, но и по возрасту. Данный факт позволяет осуществлять расследование эффективнее и результативнее.

Расследование преступлений в отношении несовершеннолетних в форме дознания более упрощённо. Следует согласиться с Марковичевой Е.В., изложившей следующие доводы против проведения дознания по делам о преступлениях несовершеннолетних:

"1. Ослабление процессуальных гарантий прав несовершеннолетнего обвиняемого;

2. Невозможность в сроки, установленные для дознания, выполнить требования ст. 421 УПК РФ;

3. Нечеткость норм ст. 427 УПК, фактически не указывающих на возможность прекращения уголовного дела в отношении подозреваемого;

4. Отсутствие у дознавателей надлежащей

подготовки для расследования дел о преступлениях, совершенных

несовершеннолетними, и отсутствие специализации по расследованию уголовных дел

о преступлениях несовершеннолетних в органах дознания;

5. Сложившаяся практика передачи уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, по которому возможно производство дознания, для производства предварительного следствия;

6. Нечеткость правового статуса органов дознания и др." [5].

Помимо формы предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, имеет значение и подведомственность.

1 января 2012 г. вступил в законную силу Федеральный закон РФ № 404-ФЗ от 28.12.2010 года, согласно которого законодатель отнёс расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенными несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних к подследственности следователей Следственного комитета РФ [6]. При этом, расследование уголовных дел небольшой и средней тяжести в отношении несовершеннолетних осталось в компетенции дознавателей и следователей органов внутренних дел.

Таким образом, законодатель ещё больше разделил функции, связанные с расследованием уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Считаем, что такое разделение нецелесообразно. При этом следует учитывать:

Во-первых, неподготовленность следователей Следственного комитета РФ к расследованию преступлений общеуголовной направленности, которые, как правило, совершают несовершеннолетние.

Во-вторых, учитывая большой объем преступности несовершеннолетних, значительное увеличение нагрузки на следователей при оставлении без изменений штатной численности -что может сказаться на качестве предварительного расследования, привести к волоките по уголовным делам.

В-третьих, отсутствие специализации следователей Следственного комитета по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

В-четвертых, отсутствие внутриведомственного взаимодействия, которое характерно для органов предварительного следствия МВД и подразделений органов по делам несовершеннолетних [7].

Так, в соответствие с Приказом МВД РФ № 323 от 13.05.2003 г. регламентирована следующая процедура организации взаимодействия сотрудников ОВД при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних: "Следователь в 3-х дневный срок направляет информацию о возбуждении уголовного дела в ОПДН по месту жительства несовершеннолетнего; запрашивает из ОПДН имеющиеся сведения о несовершеннолетнем. Сотрудник ОПДН направляет ответ на запрос в 5 -дневный срок. В случае, если несовершеннолетний состоит или ранее состоял на учете в ОПДН, на него составляется подробная справка, в которой сотрудник ОПДН указывает: данные о личности

79

несовершеннолетнего (дата и основания постановки на учет, сведения о совершенных правонарушениях и принятых мерах, реагирование несовершеннолетнего на эти меры, наличие информации об отклонении в психическом развитии, употреблении спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, отношение к учебе (работе) и другое; сведения о родителях несовершеннолетнего либо законных представителях, отношение их к его воспитанию, влияние на его поведение, об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего по месту жительства; сведения о лицах, склоняющих несовершеннолетнего к совершению преступлений и других антиобщественных действий, лицах, оказывающих на несовершеннолетнего положительное и отрицательное влияние; применялись ли к нему меры административного воздействия, выполнены ли возложенные на него судом обязанности; какое преступление и когда было совершено несовершеннолетним, какое наказание назначено судом, какие обязанности были возложены на него судом" [8]. Руководствуясь этим приказом, следователи и дознаватели ОВД формируют большой блок характеризующей информации о несовершеннолетнем подозреваемом (обвиняемом), то есть более углубленно изучают его личность. Данные положения носят ведомственный характер и следователи Следственного комитета не обязаны его придерживаться, а, возможно, и не знают о его существовании. Кроме того, как показывает практика, взаимодействие внутри одного ведомства более эффективно.

Таким образом, разделение функций расследования преступлений

несовершеннолетних между различными ведомствами, на наш взгляд, нецелесообразно.

Об этом, косвенно, свидетельствует и тенденция международного законодательства, стремящаяся к выделению в особое производство преступлений, совершенных несовершеннолетних. Примером может служить Германия, где в 1908 года были созданы первые ювенальные суды (Франкфурт, Берлин, Кёльн), которые послужили основой развития ювенального права уголовного судопроизводства. В дальнейшем был издан "Закон о судах для несовершеннолетних", который действует и в наши дни.

С учетом изложенного, предлагаем следующее:

1. Вернуть в УПК РФ правило, которое было

предусмотрено УПК РСФСР, об обязательном производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

2. Передать функции предварительного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних одному ведомству. В этом ведомстве должна быть предусмотрена соответствующая специализация следователей, предусмотрена их дополнительная подготовка в виде проведения различных семинаров, круглых столов с участием как сотрудников ОПДН, так и сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и других служб, призванных бороться с преступностью несовершеннолетних.

1. Снижение уровня преступности несовершеннолетних за последние 5 лет произошло на фоне снижения общего количества преступлений в России: общее количество преступлений в 2007 году - 3582541 преступление; в 2008 - 3209862; в 2009 - 2994820; в 2010 - 2628800; в 2011 - 2404807. Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления: в 2007 - 131965 несовершеннолетних; в 2008 -107890; в 2009 -85452; в 2010 - 77692; в 2011 - 65963. Электронный ресурс: URL http://www.mvd.ru.

2. Киричек Л.В.. "Ювенальное правосудие и перспективы современной педагогической культуры"// Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 4. С. 13-14.

3. Часть 2 ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Агенство "бизнес-информ". М., 1998.

4. "Анкетирование показало, что 64% следователей считают ее назначение и производство наиболее целесообразным по данной категории дел. Специальные психиатрические знания в рамках судебной экспертизы могут использоваться как при проведении судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ), так и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

Как показал анализ материалов 191 уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних, от общего числа всех назначавшихся и проводившихся судебных экспертиз КСППЭ обвиняемых составили 38%; психиатрические экспертизы

несовершеннолетних обвиняемых составили 13%. Причем все экспертизы назначались по инициативе следователя." Гвоздева И.С.

80

Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 10 -12.

5. Марковичева Е.В.."Производство дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних: за и против"// Российский следователь, 2008. № 3. С. 11-12.

6. Электронный ресурс: URL: http://

www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=LAW; n=122887;p=1

7. Далее - ОПДН.

8. Приказ МВД РФ № 323 от 13.05.2003 года "Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

1. Decrease in a crime rate of minors has over the last 5 years occurred against decrease in total of crimes in Russia: total of crimes in 2007 -3582541 crime; in 2008 - 3209862; in 2009 -2994820; in 2010 - 2628800; in 2011 - 2404807. Quantity of the revealed minors who have committed crimes: in 2007 - 131965 minors; in 2008 - 107890; in 2009 - 85452; in 2010 - 77692; in 2011 - 65963. An electronic resource: URL: http://www.mvd.ru.

2. Kirichek L. V.. "Juvenal justice and prospects of modern pedagogical culture"//Questions justices. 2010. № 4. R 13-14.

3. Part 2 art. 126 of the Criminally-remedial code of RSFSR. Agency "business inform". M.: 1998.

4. "Questioning has shown that 64 % of inspectors consider its appointment and manufacture by the most expedient on the given category of affairs. Special psychiatric knowledge within the limits of judicial examination can be used as at carrying out of judicial-psychiatric examination (SPE), and complex judicial psihologo-psychiatric examination (KSPPE).

As has shown the analysis of materials 191 criminal cases about crimes of minors, from total number of all appointed and spent judicial examinations КСППЭ of the accused have made 38 %; psychiatric examinations of minors accused have made 13 %. And all examinations were appointed at the initiative of the inspector. "Gvozdev I.S.use of special psychiatric knowledge on affairs about crimes of minors//Questions ювенальной justices. 2011. N 6. P. 10-12.

5. Markovicheva E. V. "Inquiry Manufacture on criminal cases about crimes of minors: pro and contra"//the Russian inspector. 2008. № 3. Р. 11-12.

6. An electronic resource: URL: http:// www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=122887; p=1

7. Further OPDN.

8. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 323 from 5/13/2003 of year "About the Manual statement about an order of interaction of employees of divisions of criminal militia, militia of public safety, a consequence, inquiry and call centers of law-enforcement bodies under the prevention of neglect and offenses of minors, protection of their rights and legitimate interests.

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.