о подходе к изучению социальной информатики в школьном курсе информатики
I И.И. Косенко
Аннотация. В публикации проанализирована проблема неэффективного изучения основ социальной информатики в школе. С опорой на концепцию, разработанную А.Д. Урсулом, автором предложен свой подход к ее освоению. Рассмотрены направления развития школьного курса информатики.
Ключевые слова: социальная информатика; обучение социальной информатике; школьный курс информатики, информатика, информатика в школе.
Summary. The sight of the author at studying of social computer science in a school course of computer science is presented. The problem inefficient studying of bases of social computer science at school is analyzed. With a support on the concept of social computer science developed by A.D. Ursul, the approach to its studying is offered. In the conclusion directions of development of a school course of computer science are considered.
Keywords: social computer science; training to social computer science; a school course of computer science, computer science, computer science at school.
В настоящее время, в соответствии с общеобразовательным стандартом по информатике и ИКТ, вопросы социальной информатики включены в содержание образования по информатике. Однако, по нашему мнению, эти вопросы предстают в данном курсе несколько обособленно, плохо взаимодействуя с другими его аспектами. При этом воспитательный потенциал социальной информатики остается неза-действованным.
Причина этого, полагаем, заключается в следующем. В современном курсе информатики принят подход к изучаемым системам как субъектам информационных процессов. В Проекте общеобразовательного стандарта по информатике говорится, что изучаются «общие информационные закономерности строения и функционирова-
ния самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, которое определяется наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации». А значит, и социальные системы должны рассматриваться как субъекты информационных процессов.
Сейчас в основу изучения социальной информатики положена концепция К.К. Колина, разработанная для системы высшего образования [1, 2531]. Он рассматривает социальную информатику как науку о закономерностях и формах движения информации в обществе. При этом ее объект определя-
ет как совокупность всех видов и форм проявления информации в обществе, информационных процессов, систем и коммуникаций, которые имеют социальную значимость для его функционирования и развития. А предмет — как определенную совокупность свойств указанного объекта исследований, поясняя, что на данном этапе развития социальной информатики это глобальный процесс информатизации общества и его воздействие на социальные структуры общества, а также на проблемы и положение в обществе самого человека.
С позиций этой концепции социальные системы (общество, человек) предстают в роли объектов воздействия, что не согласуется с подходом, принятым в курсе школьной информатики. Поэтому считаем, что в общеобразовательном курсе информатики логичнее принять концепцию, разработанную А.Д. Урсулом.
Социальная информатика как наука, в соответствии с этой концепцией, изучает закономерности процесса информатизации, рассматриваемого с позиции системно-деятельностного подхода. При этом А.Д. Урсул определил [2, 157-160]:
• объектом социальной информатики — систему «общество — информатика» как единую, целостную систему, взаимодействие компонентов которой является источником ее саморазвития и превращения в конечное целевое состояние — информационное общество;
• предметом социальной информатики — в ходе формирования информационного общества (ИО) — закономерности всего процесса информатизации, которые возникают на стыке взаимодействия общества и информатики как единства науки, техники и производства.
Основными задачами социальной информатики он назвал:
1) изучение закономерностей информатизации общества, процесса становления информационного общества;
2) проблему выживания и безопасного развития как главную задачу социальной информатики на современном этапе, отметив, что необходимо обеспечить информационную безопасность развития, которая не сводится лишь к компьютерной безопасности, а представляет собой способность социума гарантировать такое течение информационных процессов, которое создавало бы информационные условия (среду) выживания и дальнейшего прогресса цивилизации;
3) гуманистическую ориентацию процесса информатизации. При этом А.Д. Урсул отмечал, что под гуманистической ориентацией информатизации понимается не только то, что в фокусе всего этого процесса стоит человек, его свободное и всестороннее развитие, его неотъемлемые права и свободы, но также и обеспечение необходимых условий для существования и развития всего человечества и, прежде всего, его выживания, без которых ценность человека как личности в принципе не сможет реализоваться.
Кроме того, ученый подчеркивал, что «информация представляет собой необходимый компонент любой человеческой деятельности, можно даже сказать, что это ее атрибут... Всеобщность и необходимость информации в обществе делают любую социальную деятельность информационным процессом и вместе с тем любой информационный процесс в обществе — деятельностным, имеющим все компоненты, то есть субъект, объект, средства, цели, потребности и т.д. ...» [2, 10].
Таким образом, в концепции социальной информатики, разработанной А.Д. Урсулом, социальные системы (общество и человек) предстают как субъекты информационных процессов, что соответствует подходу, приня-
Преподаватель XXI_
1ЕК
тому в школьном курсе информатики. Однако гораздо важнее представляется то, что сами информационные процессы рассматриваются как информационная деятельность. И при этом ученым подчеркивается, что эта деятельность должна быть направлена на обеспечение выживания и безопасного развития общества и человека.
Убеждены, что концепция А.Д. Урсула позволяет не только органично включить вопросы социальной информатики в содержание курса школьной информатики, но и задействовать образовательный потенциал социальной информатики.
Поясним сказанное. В курсе информатики в настоящее время изучаются информационные процессы в трех видах систем:
1) системы технической природы: компьютеры и другие средства ИКТ;
2) биологические системы: человек (пользователь) как представитель живой природы;
3) социальные системы: общество, коллектив (сообщество) и человек (как член общества).
Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что все системы обладают социальными свойствами (содержат социальную составляющую), являются социальными или социально ориентированными.
Компьютеры и другие средства ИКТ — социотехнические системы, они объекты материальной культуры, орудия труда, созданные людьми и предназначенные для автоматизации процессов передачи, хранения, обработки информации.
Люди — биосоциальные системы, так как каждый человек является не только индивидуумом (представителем природы), но и личностью (представителем общества).
Следовательно, можно сделать вывод: содержание обучения в основном составляют вопросы, связанные с изучением информационных процессов в социальных и социально ориентированных системах.
Этот вывод позволяет по-новому взглянуть на содержание теоретической и практической составляющих курса, а также на их взаимосвязь. Остановимся на этом подробнее.
В общеобразовательном стандарте по информатике и ИКТ 2004 г. информатика была определена как наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов; а его содержание представлено в виде двух разделов: теоретического (информационные процессы) и практического (информационные технологии).
С точки зрения теоретической составляющей курса, сделанный нами вывод свидетельствует о том, что его содержание должно быть дополнено изучением:
• общих закономерностей протекания информационных процессов в системах, не являющихся социально ориентированными (например, биологических систем, не связанных с человеком). Только в этом случае можно сформировать представления о существовании общих закономерностей протекания информационных процессов в системах различной природы, а не о специфических закономерностях, связанных с жизнью и деятельностью человека (общества) и воспроизведенных им в технических системах;
• вопросов, обусловленных существованием специфических закономерностей протекания информационных процессов для каждой из изучаемых систем. Это позволит сформировать представления об условиях сосуществования и гармоничного безопасного (коэволюционного) развития систем различной природы;
• тем, связанных с существованием гибридных систем и условиями их функционирования и гармоничного безопасного развития (наличие общих закономерностей строения и функционирования систем различной природы обеспечивает возможность существования гибридных систем, однако условием их гармоничного безопасного развития является их коэволюция);
• проблем искусственного и гибридного интеллекта;
• специфических закономерностей протекания информационных процессов в социальных и социально ориентированных системах. Это позволит от теории перейти к практике, связать между собой теоретическую и практическую составляющие курса.
С точки зрения практической составляющей курса, наш вывод позволяет, приняв во внимание, что информационные процессы в социальных системах являются информационной деятельностью (по А.Д. Урсулу), связать практическую составляющую курса с формированием культуры информационной деятельности и приобретением опыта информационной деятельности на базе ИКТ, а не освоением ИКТ.
Тогда стержнем практической составляющей курса выступает информационная деятельность, а все существующее содержание группируется вокруг него в систему, образуя при этом следующие взаимосвязи:
• информация — предмет информационной деятельности;
• человек, общество — субъекты информационной деятельности;
• компьютер и средства связи (программное и аппаратное обеспечение) — средства информационной деятельности, позволяющие обеспечивать ее эффективность;
• современные ИКТ — интеллектуальные1 технологии, обеспечивающие эффективность осуществления информационной деятельности, в том числе и разделенных в пространстве и /или во времени субъектов;
• программирование — машинно ориентированная информационная технология;
• формализация и моделирование — виды информационной деятельности;
• алгоритмизация — вид информационной деятельности;
• информационные основы управления — основы управления информационной деятельностью (коллективной и индивидуальной) и самоуправление;
• информационная модель — форма представления информации на языке информационной системы;
• этические и правовые нормы информационной деятельности — принятые в обществе (сообществе) нормы и правила, обеспечивающие возможность эффективной, правомерной и безопасной реализации информационной деятельности, позволяющие избежать конфликтных ситуаций при ее осуществлении. Эти нормы могут и должны рассматриваться в курсе информатики как критерии эффективности осуществления информационной деятельности при оценке самой деятельности и ее результатов. Такой подход позволит сформировать не только представления о них, но и навыки их применения, выработать соответствующие привычки.
Кроме того, становится очевидным, что система не полна, так как не рассмотрены:
• процесс информатизации, его цели и составляющие (компьютеризация, меди-атация, интеллектуализация); возможные направления развития и важность гуманистической ориентации; перспективы и последствия информатизации; влияние на развитие человека, общества и цивилиза-
1 Термин «интеллектуальные» означает: не требующие специальных знаний об устройстве ПК, принципах его работы, позволяющие взаимодействовать с аппаратными и программными средствами ИКТ на формализованном языке, близком к естественному (для универсальных ИКТ) или языку предметной области (для профессиональных ИКТ).
ции; и т.д., то есть условия, в которых осуществляется информационная деятельность, ее возможные последствия и т.д.;
• вопросы организации информационной деятельности (характеристики; логическая и временная структуры);
• различные классификации информационной деятельности (например, по функциям: управляющая, коммуникативная, познавательная, преобразовательная, эстетическая и др.);
• ИКТ и средства ИКТ, их роль и место в структуре деятельности;
• различные классификации ИКТ (например, по виду обрабатываемой информации: обработки текста, графики и т.д.).
Можно назвать и другие аспекты.
Рассматривая взаимосвязь теоретической и практической составляющих курса с точки зрения сделанного нами вывода получаем, следующее.
Теоретическая составляющая курса связана с изучением общих закономерностей протекания информационных процессов в системах различной природы, в том числе в социальных и социально ориентированных системах. И тем самым демонстрирует возможность существования гибридных систем (например, социотехниче-ских — виртуальные сообщества), условия их совместного функционирования и развития и т.д.
Практическая составляющая связана с изучением специфических закономерностей социальных и социально ориентрованных систем и тем самым обеспечивает подготовку учащихся к информационной деятельности в условиях информатизации.
Это дает возможность представить содержание курса информатики в виде системы, связывающей понятия информационные процессы и информационная деятельность и позволяющей от теории перейти к практике.
На основе вышеизложенного нам видятся два направления в развитии содержания школьного курса информатики.
Первое направление — «Информация и информационные процессы» — связано с изучением общих закономерностей, развитием представлений о существовании специфических закономерностей протекания информационных процессов в системах различной природы, а также специфических закономерностей информационных процессов в социальных и социально ориентированных системах.
Второе направление — «Информационная деятельность» — обусловлено эволюцией культуры информационной деятельности и приобретением опыта информационной деятельности на базе ИКТ.
Учет этих двух направлений в содержании обучения будет способствовать становлению курса информатики, отвечающего требованиям системы опережающего образования и способствующего формированию:
• основ научного мировоззрения — информационного, в том числе ^ благодаря изучению и применению системного и информационного подходов;
• ноосферного сознания, в частности, за счет изучения и применения коэволюционного подхода;
• культуры информационной деятельности, а также опыта ее осуществления.
литература
1. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект; М.: Фонд «Мир», 2003. — 432 с.
2. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. — М., 1990. — 192 с. П