Научная статья на тему 'О подходах к оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы'

О подходах к оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ИК-КОМПЕТЕНТНОСТЬ) / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Светлана

Рассматривается модель информационно-коммуникационной компетентности, в основу которой положены семь когнитивных навыков работы с информацией. Описываются процесс тестирования ИК-компетентности, процедуры разработки тестовых заданий и обработки результатов тестирования, а также некоторые обобщенные результаты тестирования в школах нескольких регионов РФ, полученные с помощью данного инструмента. Показано, что уровень ИК-компетентности учащегося в большей степени определяется наличием интеллектуальной среды в семье, чем факторами ее материального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдеева Светлана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подходах к оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы»

светлана авдеева

О подходах к оценке

информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы

Аннотация. Рассматривается модель информационно-коммуникационной компетентности, в основу которой положены семь когнитивных навыков работы с информацией. Описываются процесс тестирования ИК-компетентности, процедуры разработки тестовых заданий и обработки результатов тестирования, а также некоторые обобщенные результаты тестирования в школах нескольких регионов РФ, полученные с помощью данного инструмента. Показано, что уровень ИК-компетентности учащегося в большей степени определяется наличием интеллектуальной среды в семье, чем факторами ее материального благополучия.

ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность (ИК-компетентность), компетентностная модель решения информационных задач, тестовые задания.

63

Развитие современной инновационной экономики невозможно без умения работать с информацией. Показателем этих умений является уровень информационно-коммуникационной компетентности (ИК-компетентности), под которой понимается прежде всего формирование универсальных навыков мышления и решения практических задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний. Предполагается, что современный выпускник школы не только должен обладать этими навыками, но и способен самостоятельно работать над повышением своей компетентности в выбранной сфере профессиональных интересов. Однако как это проверить?

Более двух лет в Национальном фонде подготовки кадров разрабатывается инструмент, позволяющий оценить ИК-компетентность (Авдеева и др., 2009 [1]). В его основу положена компетентностная модель решения информационных за-

дач, включающая основные когнитивные действия по работе с информацией (анализ, синтез, передача и др.) (Digital Transformation, 2002 [4]). Этот инструмент направлен на выявление способности выпускника использовать компьютер и другие современные информационно-коммуникационные технологии для получения новых знаний, осуществления коммуникации, проведения исследовательской деятельности. Именно это, в конечном счете, должно помочь ему в выбранной профессии.

При разработке инструмента учитывались международный опыт (ACRL Information Literacy Competency Standards for Education, 2000 [2]) и рекомендации проведения аналогичных исследований ведущим международным тестовым агентством Education Testing Service (США).

модель информационно-

коммуникационной

компетентности

В основу построения модели ИК-компетентности положены семь когнитивных составляющих1 (рис. 1) (American Library Association, 1989 [3]):

На основании определения Американской библиотечной ассоциации (American Library Association - ALA).

Коммуникация

об авторе

Определение

Создание

Оценка

ИК-

компетентность

С.М. Авдеева, руководитель Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФИРО, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, кандидат технических наук

Интеграция

Рис. 1. Составляющие ИК-компетентности

определение (информации) - способность корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию;

доступ (к информации) - способность искать и находить информацию из различных источников в разных средах;

управление (информацией) - способность классифицировать или организовывать информацию по существующим критериям (для структурирования, размещения, сохранения информации, а также быстрого ее поиска в дальнейшем);

интеграция (информации) - способность интерпретировать и реструктурировать информацию, а именно вычленять главное, сравнивать или противопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;

оценка (информации) - способность составить мнение о качестве, релевантности, полезности и эффективности информации и источников ее получения;

создание (информации) - способность создавать или адаптировать информацию с учетом конкретной задачи, выражать главную мысль и приводить аргументы и свидетельства, подтверждающие правильность созданной или адаптированной информации;

коммуникация (передача информации) - способность адаптировать информацию к конкретной аудитории, направлять ее в электронном виде определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Таким образом, при разработке инструмента под ИК-компетентностью понималась способность использовать

цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для получения, доступа, управления, оценивания, интеграции, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного общества.

Анализ результатов тестирования в течение более чем двух лет показал, что при использовании предлагаемой модели для оценки ИК-компетентности акцент смещается от оценивания сфор-мированности технологических навыков и алгоритмического мышления (которые в российской школе традиционно формируются на уроках информатики и информационных технологий) в сторону оценки когнитивных навыков работы с информацией.

метод оценки ик-компЕтЕнтности: тест, построенный на системе доказательств

Инструмент оценки ИК-компетентнос-ти основан на методе сбора доказательств (Evidence Centered Design), которые иллюстрируют степень владения каждой из семи составляющих ИК-компетентности.

Поскольку последние являются неизме-ряемыми величинами, для каждой вводится набор измеряемых переменных, с помощью которых оценивается значение конкретной составляющей. Таким образом, уровень ИК-компетентности -это то, что мы хотим измерить, а набор значений измеряемых доказательств позволяет обнаружить и интерпретировать то, что впрямую измерить нельзя, -уровни (высокий, средний и низкий) составляющих ИК-компетентности.

В процессе оценки проводится множество процедур, каждая из которых должна дать ответ на два вопроса:

• что именно в наблюдаемом поведении тестируемого станет доказательством наличия или отсутствия у него компетенций, относительно которых мы хотим сделать заключение?

• какой сценарий тестового задания необходимо разработать, чтобы можно было провести данное наблюдение и получить необходимые доказательства?

Для каждой из семи составляющих ИК-компетентности разработан набор на-

Программы Определение Доступ Управление Интеграция Оценка Создание Передача

Электронная почта ^Задание

Текстовый редактор

1

Эл.таблица к Задание 2 Á

Социальная сеть 1

~ З i ^ Задание 1

Интернет-браузер ^ А

Другие

Рис. 2. Примеры использования эмуляторов при разработке тестовых заданий

блюдаемых переменных, позволяющих охарактеризовать уровень владения соответствующей компетентностью.

Приведем пример наблюдаемой переменной для оценки составляющей ИК-компетентности «доступ к информации».

Наблюдаемая переменная: качество поискового запроса.

Доказательство: если испытуемый использовал в составлении поискового запроса все возможные ключевые слова, констатируется высокий уровень, если большую часть ключевых слов - средний уровень, если минимум ключевых слов или не использовал ключевых слов вообще - низкий уровень.

Таким образом, собранные доказательства дают представления о наблюдаемой переменной, которая в совокупности с другими наблюдаемыми переменными демонстрирует уровень владения той или иной составляющей ИК-компетентности.

структура и спецификация теста

Тест, оценивающий информационно-коммуникационную компетентность, включает 16 тестовых заданий сценарного типа (простых, средних и сложных), а само тестирование занимает два академических часа.

Примерная структура теста приведена в табл. 1. Такая структура, сочетающая простые, средние и сложные задания, требует использования познавательных стратегий и необходимости соблюдения условной независимости тестовых заданий, подлежащих количественной оценке.

Учитывая, что целью оценки является проверка сформированности когнитивных, а не технических навыков, каждый тест сочетает в себе необходимое количество познавательных и технических эле-

ментов. Естественно, что более сложные тестовые задания выявляютболее сложные когнитивные навыки, чем простые четырехминутные задания, оценивающие одну из составляющих ИК-компетентности.

При выполнении тестовых заданий используются эмуляторы различных программ: текстового редактора, электронной таблицы, базы данных, программы для подготовки презентаций, Интернет-браузера, сервисов web 2.0 и др. (рис. 2).

Поскольку внутренняя мотивация участников тестирования является одним из условий получения достоверных результатов, разрабатывались сценарии тестовых заданий, решение которых способно заинтересовать целевую аудиторию. В тесте серьезные академические задачи чередовались с заданиями, позволяющими оценить опыт тестируемых в использовании современных технологий, их знания в области современной культуры и способность решать практические задачи реальной жизни. Таким образом был соблюден баланс между академическим и неакадемическим кон-

Таблица 1 Структура теста

Уровень задания Кол-во тестовых заданий для одного варианта теста Возможное время выполнения задания (в минутах)

Простой (оценка одной составляющей ИК-компетентности) 13 3-4

Средний (оценка двух-трех составляющих ИК-компетентности) 2 10-15

Сложный (оценка четырех-пяти составляющих ИК-компетентности) 1 20-30

65

текстом, например, полный тест обычно включает :/2 академических, :/4 бизнес-сценариев и У4 личностных сценариев.

При оценке ИК-компетентности использовалось пять уровней: продвинутый, выше базового, базовый, ниже базового, развивающийся. Подробнее о них будет рассказано ниже, отметим лишь, что разработанный инструмент при необходимости позволяет легко менять количество уровней ИК-компетентности.

разработка тестового задания

В каждом тестовом задании учащемуся предлагается некоторая ситуация, содержащая в себе проблему, которую надо решить, и максимально приближенная к его повседневной жизни (будь это урок биологии, экскурсия в музей или вечеринка с друзьями).

Разработка тестового задания состоит из следующих шести этапов.

1. Выбор одной или нескольких составляющих ИК-компетентности, а также операционализация определения данной составляющей/составляющих ИК-компетентности.

2. В соответствии со спецификацией теста выбор:

• продолжительности выполнения тестового задания;

• содержания;

• контекста;

• основных программных инструментов.

3. Определение наблюдаемых переменных.

4. Написание полного и краткого сценария тестового задания.

5. Разработка дизайна тестового задания.

Таблица 2

Пример определения значений наблюдаемых переменных

6. Программирование тестового задания.

Приведем пример тестового задания. Данное задание определяет уровень владения двумя составляющими ИК-компетентности: «интеграция информации» и «создание информации». Участнику тестирования предстоит составить заметку для школьной газеты про игру в пинг-понг на основе информации, присланной участниками прошедшего чемпионата, учитывая требования редактора газеты.

Общая рамка тестового задания:

• продолжительность выполнения: 15 минут;

• содержание: практические дела;

• контекст: личный;

• основные инструменты: электронная почта, текстовый редактор.

Определение наблюдаемые переменные:

• качество созданного контента;

• выбор фрагментов текста: все ли элементы представлены?

• отформатирован ли текст таким образом, чтобы ясно разделять аннотацию и основное содержание?

• включает ли созданный текст то, что соответствует теме, и исключает ли то, что к теме не относится?

• соблюдается ли порядок расположения элементов в соответствии с требованиями?

• включает ли созданный текст рекламу или личную информацию?

• встречаются ли в созданном тексте повторения?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система измеряемых доказательств

Рассмотрим определение значений наблюдаемых переменных на примере одной из них, составляющей «создание информации», т.е. способность создавать или адаптировать информацию с учетом конкретной задачи, выражать главную мысль и приводить аргументы и свидетельства (табл. 2 и рис. 3).

66

Наблюдаемая переменная Значение уровня наблюдаемой переменной

Включает ли созданный текст то, что соответствует теме, и исключает ли то, что к теме не относится? Высокий: текст колонки содержит любые 10-15 ключевых предложений из любого блока советов А, В и D, а также не более шести нейтральных предложений и не содержит запрещенных предложений. Средний: соблюдено два из трех условий значения «Высокий». Низкий: соблюдено одно (или ноль) из трех условий, указанных для значения «Высокий»

Качество созданного контента Высокий: колонка содержит все 8 элементов (заголовок, подписи участников, информацию из ключевых предложений, цель колонки и т.д.). Средний: колонка содержит 5-7 указанных признаков значения «Высокий». Низкий: колонка содержит менее пяти указанных признаков значения «Высокий»

Рис. 3. Пример одного из экранов запрограммированного тестового задания

проведение тестирования

Существует несколько способов проведения оценки ИК-компетентности.

1. В случае, когда в школе или в центре, где проводится тестирование, есть выделенный Интернет-канал с пропускной способностью не менее 512 кб/с, возможно проведение тестирования в он-лайн-режиме. В этом случае учащийся сразу после прохождения тестирования сможет увидеть свои результаты и получить рекомендации для улучшения своей ИК-компетентности. Результаты всех тестируемых собираются на центральном сервере и могут быть использованы для дальнейших исследований и анализа.

2. Если пропускная способность Интернет-канала недостаточна, но в классе, где проходит тестирование, есть локальная сеть, развертывается локальный сервер, на котором установлен инструмент, и тестируемый также получает результаты и рекомендации. При этом неважно, какая операционная система установлена на компьютерах.

3. Если в школе есть только отдельные, не связанные локальной сетью компьютеры, тестирование проводится с помощью зашифрованной сборки тестовых заданий или записанных на флэш-накопителях вариантов теста. Затем эти результаты обрабатываются на сервере и помещаются в общую базу результатов. В этом случае тестируемые получают свои результаты

и рекомендации только после обработки данных на сервере.

обработка результатов

Для обработки результатов тестирования оценки ИК-компетентности (собранных доказательств) используются сети Байеса, которые основаны на теореме Байеса. Теорема утверждает, что вероятность переменной А может быть определена как основанная на ценности B, если вероятность B данного А известна, а вероятность этих двух независимых друг от друга переменных также хорошо известна. Формально это может быть представлено так:

р(а)р{в\а)

.

Байесовские сети очень гибки, однако требуют первоначального принятия экспертного решения для построения каждой конкретной модели.

В нашем случае критерии оценки уровня ИК-компетентности определяются процедурой установки стандартов экспертным образом и комплексно учитывают степень владения всеми составляющими ИК-компетентности с участием экспертов страны, в которой планируется проведение исследования, или группы международных экспертов для сравнительных исследований и мониторинга. Изначально было решено, что в дереве принятия решения состояниями ИК-

67

<

ш н

л с

5

н *

<

68

Рис. 4. Результаты тестируемого, показавшего базовый уровень ИК-компетентности

компетентности являются «продвинутый», «выше базового», «средний» («базовый»), «ниже базового», «развивающийся». Поскольку цель построения модели сети - оценка уровня ИК-компетентности тестируемых, вводятся следующие допустимые значения:

• для составляющих ИК-компетен-ции - «компетентен - К», «компетентен на приемлемом уровне - П», «некомпетентен - Н»;

• для наблюдаемых переменных -«высокий - В», «средний - С», «нижний - Н». В разработанном инструменте разделение уровней происходит в соответствии с табл. 3, однако их определение можно менять.

Таблица 3

Определение уровней ИК-компетентности

Уровни ИК-компетентности Определение Доступ Управление Создание Коммуникация Интеграция Оценка

Продвинутый К К К К К К К

Выше базового К К К К К П П

Базовый П П П П П П П

Ниже базового П П П П П Н Н

Развивающийся Н Н Н Н Н Н Н

Затем определяются направления связей между узлами сети, так как они состоят в причинно-следственных отношениях. Направление ребра графа между узлами соответствует направлению причинно-следственной связи между переменными. Далее происходит обучение байесовской сети и обсчет результатов каждого тестируемого (рис. 4).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ

ФОРМИРОВАНИЯ

ИК-КОМПЕТЕНТНОСТИ

Для определения факторов, влияющих на формирование ИК-компетентности, тестируемые заполняют анкеты. Анкеты также предусмотрены для педагогов и для администраторов школ, в которых учатся тестируемые. Анкеты фиксируют социально-демографические, личностные, поведенческие характеристики учащихся и учителей, а также различные установки и образовательные практики. Тестируемому анкета предъявляется в виде вопросов на экране компьютера после прохождения теста на ИК-компетентность. Учителя и администраторы школ заполняют анкеты в любой удобной для них форме: бумажной или электронной. Результаты тестирования могут быть связаны как с индивидуальными особенностями

№ 4 (60) 2012 образовательная политика

учащихся, так и с образовательным процессом в школе, что позволяет разделять влияние системы образования и индивидуальных для каждого учащегося факторов формирования ИК-компетентности.

Основные вопросы, на которое призвано ответить анкетирование:

• В каких условиях формируется высокий уровень ИК-компетентности и какими средствами образовательной политики можно на него влиять?

• Каковы успешные образовательные практики, систематически повышающие уровень ИК-компетентности?

• Как соотносится вклад школы и индивидуальных характеристик учащихся в их уровень ИК-компетентности?

• Каковы социально-демографические характеристики учащихся, обладающих высоким и низким уровнем ИК-компетентности? Связана ли ИК-компетентность с образованием и доходом семьи, индивидуальной вовлеченностью в использование ИКТ?

• Каковы особенности индивидуальных практик использования ИКТ учащимся, приводящие к более высоким уровням ИК-компетентности?

Анкетирование не является дополнением к тестированию, оно представляет собой неотъемлемую часть инструмента ИК-компетентности, поскольку без него, в сочетании с тестированием, невозможно ответить на ключевые вопросы исследования оценки ИК-компетентности.

Данные анкетирования использовались как на индивидуальном уровне, так и на уровне школ, что позволило разделить институциональные и личностные факторы ИК-компетентности.

Обычно по результатам анализа данных операционного тестирования подготавливается отчет, описывающий факторы, влияющие на ИК-компетентность учащихся. На основании этих результатов эксперты подготавливают рекомендации, которые предусматривают конкретные меры в области образовательной политики по повышению уровня ИК-компетентности выпускников школ данного региона.

о некоторых результатах тестирования

Оценка ИК-компетентности с применением данного инструмента проводилась в школах более чем 10 регионов РФ,

в общей сложности было протестировано более 5 тыс. учащихся. Инструмент также применяется для оценивания учащихся в Таиланде и Республике Армения (использовались локализованные и адаптированные версии на тайском и армянском языках).

Приведем некоторые обобщенные результаты тестирования в школах нескольких регионов РФ.

Результаты тестирования подтвердили гипотезу разработчиков инструмента о том, что уровень образования родителей позитивно влияет на степень ИК-компетентности учащихся. Так, среди школьников, чьи родители имеют высшее образование, более 20 % попали в категорию «продвинутых» (в то время как отсутствие высшего образования у родителей снизило эту цифру в среднем до 8,5 %). Аналогично, среди детей, чьи родители имеют высшее образование, лишь 7,5 % показали самый низкий - «развивающийся» - уровень ИК-компетентности, в то время как число школьников, попавших в эту группу, у родителей которых нет высшего образования, составляет свыше 20 % (рис. 5).

При этом интересно отметить, что не было зафиксировано ни значимого влияния социального статуса родителей на уровень ИК-компетентности учащихся, ни каких бы то ни было корреляций между уровнем ИК-компетентности учащихся и уровнем материальной обеспеченности их семей, определяемым по субъективной оценке тестируемых (рис. 6). Таким образом, можно заключить, что уровень ИК-компетентности учащегося в большей степени определяется наличием интеллектуальной среды в семье, чем факторами ее материального благополучия, обеспечиваемого в том числе за счет социального статуса родителей. С другой стороны, этот факт еще раз подтверждает, что тест измеряет когнитивное расслоение в противовес ресурсному.

Компьютер в школе доступен далеко не для всех учащихся, на отсутствие доступа указали 17 % школьников. Однако помимо самого факта доступа к компьютеру, важно учитывать и его тип: так, лишь 12 % девятиклассников, принимавших участие в исследованиях, говорят о свободном доступе к компьютеру в своих школах, 27 % отмечают, что могут пользоваться им

69

ф

о С

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Уровни ИК-компетентности: продвинутый выше среднего ^т средний ^т ниже среднего ^т развивающийся

Образование

ф о ей о ц 1 О "ей ф о т. ц ф ф Ф О ей о ц 1 О "ей ф 0 1 ц ф ф

I _а СС Z о о СС § ф ц 1 * т. X 3 о _а СО т. _а СС £ о о СС § ф 1 * I X 3 о .а СО

СС 9 Н о СС 9 Н о

I £ С с ф I £ С с ф I

Образование матери

Образование отца

Рис. 5. Влияние образования родителей, матери (левая часть рисунка) и отца (правая часть рисунка) на ИК-компетент-ность тестируемых учащихся

е

о р

с

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Уровни ИК-компетентности: продвинутый выше среднего средний ниже среднего развивающийся

мать отец

Есть ли подчиненные

Субъективный уровень обеспеченности

Рис. 6. Влияние социального статуса родителей и материальной обеспеченности семей на ИК-компетентность тестируемых учащихся

только для выполнения учебных заданий, еще 34 % - только на уроках информатики и 13 % - только по указанию учителя. При этом в школах, где доступ к компьютеру ограничен, 37 % участников тестирования показали уровни ИК-компетентности «ниже среднего» и «развивающийся». В то же время там, где степень свободы выше, эта цифра снижается до 20-15 %.

Говоря о доступности компьютера вне школы, важно отметить, что лишь 9 % опрошенных детей не имеют компьютера дома. Этот фактор крайне отрицательно повлиял на уровень их ИК-компетентности. Среди этих учащихся ни один не достиг по результатам тестирования уровня выше «среднего», зато в группу «развивающихся» попали более трети (36 %) этих школьников.

Более ясной картина выглядит, если сравнивать частоту использования компьютера дома и в школе (рис. 7). Более высокая частота использования компьютера дома заметно повышает уровень ИК-компетентности, более того - использование компьютера реже одного раза в неделю не позволяет ни одному учащемуся попасть в категорию с уровнем компетентности выше «среднего».

Еще одним фактором, который подвергался тщательному анализу в ходе исследования результатов тестирования, являлась цель использования компьютера учащимися дома. Анализ показал, что чаще всего это общение и развлечение -общение на форумах, в чатах и по электронной почте, просмотр и скачивание

№ 4 (60) 2012 образовательная политика

в о 100

к

и 90

н

_й л 80

о

к 70

ш

т 60

н

е ^ 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о р 40

IZ 30

20

10

0

R

и ш

Уровни ИК-компетентности: продвинутый выше среднего ^т средний ^т ниже среднего

развивающийся - средний балл

N о о.

N о о.

Использование дома

Использование в школе

Рис. 7. Влияние частоты использования компьютера в школе и дома на ИК-компетентность тестируемых учащихся

фильмов и музыки, а также сохранение фотографий и обмен ими. Второй по популярности являются работа в графических и текстовых редакторах, выполнение домашних заданий и компьютерные игры. Реже компьютер используется для работы в специализированных программных приложениях (например, для создания графиков, работы с таблицами, создания веб-сайтов), а также в образовательных целях (дистанционное обучение, реализация школьных проектов и др.).

При этом обращение к компьютеру сугубо с целью проведения досуга (например, просмотра видео, прослушивания музыки, поиска и скачивания их из Интернета, а также общения в чатах) положительно влияет на формирование ИК-компетентности школьников. Это связано с тем, что данные виды деятельности необходимы учащимся, чтобы увереннее чувствовать себя в молодежной среде - при общении со сверстниками, для формирования своего информационного кругозора, соответствующего требованиям того окружения, в котором учащийся проводит большую часть своего свободного времени, поэтому уровень мотивации учащихся к освоению этих навыков высок.

В том случае, если компьютер используется по заданию учителя для работы в специализированных программных средах, школьники больше внимания уделяют именно освоению функциональных возможностей соот-

ветствующих программных приложений и меньше задумываются о возможностях использованиях этих средств ИКТ для решения конкретных практических задач.

Такая ситуация указывает на наличие проблем в школьном образовании. Одна из них - недостаточное формирование метапредметных компетенций внутри учебной деятельности, которые помогали бы учащимся приобретать и развивать когнитивные навыки работы с информацией именно в процессе обучения. Проблемой является и недостаток эффективных методик и практик изучения различных предметов с использованием возможностей ИКТ. На данный момент информационные технологии используются в школе преимущественно для того, чтобы повысить интерес учащихся к содержанию изучаемого предмета. Это происходит прежде всего за счет изменения формы подачи материала (например, за счет повышения наглядности при использовании презентаций), а не за счет внедрения активно-деятельностных форм обучения, которые заставляют учащихся больше думать, быстрее принимать самостоятельные решения. Внедрение образовательных стандартов нового поколения должно помочь решить эту проблему.

заключение

Анализ существующих методов оценки компетентности школьников в обла-

сти использования ИКТ, применяемых в Российской Федерации в рамках ЕГЭ, показывает, что они ориентируются преимущественно на оценку технологических навыков, а также алгоритмического и логического мышления школьников. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационную и коммуникационную компетентность школьников, на настоящий момент не проводится.

В процессе перехода к информационному обществу перед образованием встает задача подготовки выпускников школы для такой работы с информацией, которая требует использования возможностей информационно-коммуникационных технологий, формирования у них универсальных навыков мышления и решения практических задач, используя возможности современного «цифрового» мира. Для этого требуются методики и инструменты, которые позволяют оценивать, насколько успешно образование справляется с решением таких проблем, а также задавать направление дальнейшего развития. Описанная выше модель оценивания ИК-компетентности и разработанный на ее основе инструмент вполне соответствуют таким требовани-

ям. Инструмент, при условии расширения банка тестовых вопросов и проверки их надежности и валидности, может быть использован на разных уровнях образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева С.М. и др. Об опыте реализации модели оценки ИКТ-компетентности / С.М. Авдеева, М.Ю. Барышникова, С.К. Коваленко, А.Е. Мельников // Информатизация образования и науки. 2009. № 2. С. 62-70.

2. ACRL Information Literacy Competency Standards for Education. 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ets. org/Media/Tests/ICT_Literacy/pdf/acrl_ standards.pdf

3. AmericanLibraryAssociation Presidential committee on information literacy: Final report. Washington, DC, 1989. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ala.org/acrl/publications/whitepapers/ presidential

4. Digital Transformation: A Frameworkfor ICT Literacy: A Report of the International ICT Literacy Panel. 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ets. org/Media/Tests/Information_and_ Communication_Technology_Literacy/ ictreport.pdf

72

№ 4 (60) 2012 образовательная политика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.