DOI: 10.19181/smtp.2022.4.4.3 EDN: OYJEHR
О ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Шепелев Геннадий Васильевич1, Ганиева Ирина Александровна2, Мартынюк Геннадий Владимирович1
1 Научно-образовательный центр «Кузбасс», Кемерово, Россия
2 Всероссийский институт аграрных проблем
и информатики им. А. А. Никонова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены общие подходы к экспертизе при оценке научно-технических проектов на региональном уровне. Представлена нормативно-правовая база организации экспертизы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Рассмотрены нормативные и методические документы по организации экспертизы в крупных организациях, выполняющих большие объёмы работ по экспертизе научно-технических проектов, опыт организации экспертной деятельности в таких организациях. Проанализирован опыт организации экспертной деятельности в ряде регионов.
Сформулированы подходы к организации экспертизы научно-технических проектов на региональном уровне - рассмотрена специфика такой экспертизы, связанная с ограниченным числом экспертов в регионе, широтой тематики, подлежащей экспертизе, и относительно небольшим общим количеством экспертиз, увеличивающим удельные затраты на организацию экспертной деятельности в регионе. Предложены подходы, позволяющие обеспечить высокое качество экспертизы при ограниченных ресурсах на её проведение: назначение одного из научных учреждений организатором экспертизы, создание и ведение базы экспертов, привлекаемых к экспертизе региональных проектов, разработка методических рекомендаций по организации экспертизы, учитывающей региональную специфику.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
научно-техническая экспертиза, региональная экспертиза, нормативная база научно-технической экспертизы, ведущие экспертные организации
БЛАГОДАРНОСТИ:
Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, соглашение от 28.09.2022 г. № 075-102022-115 «Разработка и реализация эффективной системы управления исследованиями, инновациями, производством и выводом на рынок новых продуктов на основе научно-производственного партнёрства научных и образовательных организаций и реального бизнеса».
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Шепелев Г. В. О подходах к формированию региональной системы научно-технической экспертизы / Г. В. Шепелев, И. А. Ганиева, Г. В. Мартынюк // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4, № 4. С. 48-64. йО!: 10.19181/Бт^р.2022.4.4.3. Е01Ч: ОУ^НЯ
1. ВВЕДЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕГИОНАХ
Вопросы организации научно-технической экспертизы1 на региональном уровне не получили достаточного освещения в научной литературе. В то же время в регионах с развитым научным и научно-образовательным сектором проводится достаточно много конкурсов, подразумевающих проведение такой экспертизы. К ним можно отнести, например, совместные конкурсы Российского фонда фундаментальных исследований (далее -РФФИ) с регионами, эта активность скорее всего будет продолжена в рамках Российского научного фонда (далее — РНФ), в ряде крупных регионов имеются собственные программы поддержки научных и инновационных проектов. В той или иной мере потребности в организации экспертных мероприятий имеются примерно в половине регионов страны. В связи с реализацией программы создания научно-образовательных центров мирового уровня (далее — НОЦ) и принятием нескольких комплексных научно-технических программ и проектов (далее — КНТП) актуальность вопроса возрастает в связи с необходимостью оценки проектов, проводимых в рамках этих мероприятий.
В качестве примера можно привести Кемеровскую область — Кузбасс, где в настоящее время ведётся два крупных проекта, требующих организации научно-технической экспертизы. К ним относятся проект по созданию научно-образовательного центра мирового уровня2, реализуемый в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики», а также утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации Комплексная научно-техническая программа «Чистый уголь — Зелёный Кузбасс»3. В рамках этих работ предполагается как отбор и формирование крупных научно-технических проектов, так и их
Далее в этой статье под термином «экспертиза» будет пониматься именно научно-техническая экспертиза.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 10 июня 2019 г. № 333-р «О создании научно-образовательного центра мирового уровня "Кузбасс"» // Архив Кемеровской области: [сайт]. ШЬ: https://kemer-gov.ru/doc/1089697ysclidH9i6r12som879971701 (дата обращения: 21.10.2022).
Комплексная научно-техническая программа «Разработка и внедрение комплекса технологий в областях разведки и добычи твёрдых полезных ископаемых, обеспечения промышленной безопасности, биоремедиации, создания новых продуктов глубокой переработки из угольного сырья, при последовательном снижении экологической нагрузки на окружающую среду и рисков для жизни населения» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. № 1144-р.
2
реализация, подразумевающая регулярную приёмку этапов работ, анализ новых задач, возникающих в процессе их выполнения.
Аналогичные задачи возникают в других регионах, реализующих проекты по созданию НОЦ и выполняющих иные проекты в интересах регионов. В этой связи проведённый в данной работе анализ может представлять интерес для органов управления регионов, научных институтов и производственных компаний, участвующих в таких проектах. С учётом специфики стоящих перед регионами задач, в данной статье основное внимание будет уделяться не теоретической стороне вопроса организации научно-технической экспертизы, а практическим аспектам организации такой деятельности.
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТИЗЫ В РАМКАХ НОЦ И КНТП
Одной из задач НОЦ является отбор и формирование проектов с участием производственных компаний. Эта работа предполагает анализ проблем предприятий, поиск научно-технических решений, экспертизу предложений с точки зрения оценки научно-технического уровня, технико-экономических показателей проектов. Возможные направления тематического поиска могут быть очень широкими. Например, в рамках КНТП «Чистый уголь — Зелёный Кузбасс» реализуются как технические проекты в области машиностроения, цифровых технологий, переработки угля, так и проекты, имеющие социальную направленность, — в области экологии, медицины. Привлечение проектов по широкому спектру направлений, ориентированное на поиск лучших решений, предполагает участие в анализе и экспертизе довольно широкого круга специалистов разных специальностей, как научно-технических, так и экономических.
Реализация КНТП «Чистый уголь — Зелёный Кузбасс» предполагает реализацию проектов по 15 направлениям, включённым в распоряжение 1144-р. Это означает, что во время всего срока исполнения работ 2022-2025 гг. необходимо организовать экспертизу отчётных материалов, оперативное выявление возникающих научно-технических и организационных проблем и организацию их устранения. С учётом отмеченной выше мультидисци-плинарности проектов это требует привлечения экспертов из различных отраслей и научных направлений в течение всего срока выполнения КНТП. Соответственно, для организации экспертизы целесообразно разработать соответствующую систему сопровождения. Анализ возможных подходов к организации такой деятельности и составляет предмет дальнейшего рассмотрения.
2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Вначале кратко рассмотрим нормативные документы, которые можно было бы использовать при формировании региональной системы экспертизы, и опыт реализации такой деятельности в крупных структурах.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Нормативная база, касающаяся основных принципов организации научно-технической экспертизы, достаточно скромная (см. краткий обзор [1]), и, по существу, основные требования и положения, предъявляемые к ней, изложены в следующих документах:
■ Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ст. 14 «Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности») (в настоящее время в закон о науке вносятся изменения, касающиеся разъяснения некоторых терминов научно-технической экспертизы4);
■ Модельный закон «О государственной экспертизе» (принят Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-7);
■ Модельный закон «О научной и научно-технической экспертизе» (принят Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-17).
Если закон о науке является официальным документом, обязательным к исполнению на территории Российской Федерации, то модельные законы носят рекомендательный характер (отметим, что на основе модельных законов Украиной, Белоруссией и Казахстаном соответствующими национальными законами были разработаны и введены в действие указанные документы).
К этому уровню нормативных документов также следует отнести Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым определено, что одной из целей Российской академии наук является экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций.
Отметим ещё один документ этого уровня, в котором рассматривались вопросы организации экспертизы, — Постановление Совета Министров РСФСР от 1 апреля 1991 г. № 182 «О введении государственной экспертизы в сфере науки» (в настоящее время документ утратил силу). Этим постановлением было признано целесообразным ведение государственной экспертизы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере фундаментальной и прикладной науки, а также создан Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (далее — РИНКЦЭ) как головная организация в России по проведению государственной экспертизы в сфере науки.
Следует упомянуть также, что в период 1995—1999 гг. были разработаны проекты двух федеральных законов «О государственной экспертизе в Российской Федерации» и «О научной и научно-технической эксперти-
4 Звягина Ж. Понятие «научная экспертиза» предложили закрепить законодательно // Парламентская газета: [сайт]. 2021. 26 августа. URL: https://www.pnp.ru/economics/ponyatie-nauchnaya-ekspertiza-predlozhili-zakrepit-zakonodatelno.html (дата обращения 14.09.2022).
зе». Проекты федеральных законов были направлены на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. После многократного рассмотрения проекты законов были отложены. Основные положения проектов этих законов были использованы при разработке упомянутых выше модельных законов, принятых Межпарламентской Ассамблеей СНГ [2].
Практическая реализация экспертизы регулировалась нормативно-правовыми документами «министерского» уровня. С начала 90-х годов прошлого века было разработано несколько таких документов. Основные нормативные акты этой группы в хронологическом порядке приведены в Приложении 1.
Наконец, следует упомянуть документы, разработанные в отдельных организациях. В 1993 г. РИНКЦЭ были разработаны и введены в действие несколько стандартов предприятия (организации) по экспертизе программ и проектов в научной и научно-технической сферах. Они неоднократно актуализировались и в настоящее время утверждены и введены в действие следующие стандарты организации [3]5:
1) СТО 11313707-03.000-2006 Экспертиза программ и проектов в сфере науки и инноваций. Основные положения; Типовой технологический процесс экспертизы;
2) СТО 11313707-03.001-2006 Основные положения;
3) СТО 11313707-03.002-2006 Приём материалов на экспертизу;
4) СТО 11313707-03.003-2006 Изучение и классификация объекта экспертизы;
5) СТО 11313707-03.004-2006 Техническое задание на экспертизу;
6) СТО 11313707-03.005-2006 Подбор экспертов;
7) СТО 11313707-03.006-2006 Формирование фонда специалистов (экспертов);
8) СТО 11313707-03.007-2006 Заключение государственной экспертизы.
В настоящее время это наиболее детализированный с методической точки
зрения комплект документов, относящихся к организации научно-технической экспертизы, который можно использовать для организации практической деятельности и в регионах.
Для полноты представления общей картины в области организации экспертизы необходимо также отметить документы, разработанные в крупных структурах, обеспечивающих финансирование научно-технических проектов и проводящих экспертизу на регулярной основе (см. Приложение 2). Отдельные положения и методические рекомендации этих нормативных актов также могут быть использованы при построении региональных систем экспертизы.
Подробный сравнительный анализ перечисленных в Приложениях 1 и 2 документов выходит за рамки данной статьи, поэтому отметим только их некоторые общие черты, важные для рассмотрения проблем организации региональной экспертизы - все эти документы разрабатывались в организациях, для которых экспертиза является одним из основных направлений деятельности и проводится на регулярной основе. Масштабы их деятельности
5 Научно-техническая экспертиза - стандарты организации // ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ: [сайт]. ШЬ: https://extech.ru/activity/expertise/sto.php (дата обращения 14.09.2022).
составляют сотни и тысячи экспертиз в год, и как следствие, реализация положений требует достаточно серьёзных финансовых и материальных затрат.
ОПЫТ ВЕДУЩИХ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ТЛ и и
В той или иной степени экспертную деятельность ведут многие организации. Этой теме посвящена достаточно обширная литература (см., например, [4—7]). Анализ опыта организации научно-технической экспертизы целесообразно начать со структур, проводящих такую экспертизу на постоянной основе. В эту группу попадают все организации, нормативные и методические документы которых упомянуты выше.
Направления использования для принятия решений по результатам научно-технической экспертизы могут различаться в разных организациях. В Роснауке и Минобрнауки России (после 2010 года) результаты экспертизы использовались при формировании тематики научных исследований (например, научно-координационным советом ФЦП «Исследования и разработки» при определении победителей конкурсов конкурсными комиссиями, при принятии результатов НИОКР приёмочными комиссиями). В фондах, финансирующих научные разработки, часто практикуется так называемая двухуровневая экспертиза, при которой экспертные заключения отдельных экспертов рассматриваются экспертным советом, который принимает решение о поддержке работы. По существу, второй уровень экспертизы часто выполняет функцию органа, принимающего решение.
Во всех упомянутых организациях количество экспертиз в год измеряется тысячами и десятками тысяч. Например, на втором этапе (2005—2006 гг.) реализации ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002—2006 годы было проведено более 22 тыс. экспертиз, что в среднегодовом исчислении составляет порядка 11 тыс. экспертиз.
За весь период реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы» было проведено свыше 57 тыс. экспертиз (или более 8 тыс. экспертиз в среднем за год)6.
В РФФИ до последнего времени выполнялось 65—70 тыс. экспертиз в год. Сходное количество экспертиз выполняется в РНФ.
ТЛ о и
В каждой из таких организаций сопровождением экспертизы занимаются несколько десятков человек, что требует соответствующего финансового и материального обеспечения. Как правило, создаются информационно-аналитические системы, позволяющие организовать экспертизу в электронном формате. Очевидно, что достаточно затратное создание и содержание таких
6 Итоги реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» // Дирекция научно-технических программ: [сайт]. URL: https://fcntp.ru/upload/medialibrary/f40/f40d928d4163d3a943b 3ec5467fe62a2.pdf?ysclid=l7iwyptkqw695180598 (дата обращения 14.09.2022).
систем, облегчающих подбор и организацию работы с экспертами, окупается только при соответствующих объёмах экспертиз.
Большое количество экспертиз требует формирования больших баз экспертов по отраслям науки. В случае экспертизы проектов, предполагающих последующее использование результатов в реальном секторе, базы экспертов включают наряду с научными специальностями экономические и финансовые. Базы экспертов в упомянутых выше организациях могут составлять от 3 до 8 тыс. человек.
Большие объёмы работ с однотипными проектами обычно сопровождаются достаточно детальными внутренними методическими документами, отработанными алгоритмами организации взаимодействия экспертов с экспертной организацией, которые редко можно найти в открытом доступе. Полноценная их реализация требует довольно больших людских ресурсов даже при использовании информационных систем.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
Информация о региональных системах экспертизы фрагментарна и по большинству регионов отсутствует в общем доступе (в базах данных «Гарант», «КонсультантПлюс», Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов).
Наиболее полно представлены нормативные документы Новосибирской области, в которой организационные основы и порядок проведения экспертизы регулируются целой системой нормативных документов.
Достаточно подробно проработаны вопросы экспертизы в Республике Саха (Якутия), в которой организационные основы и порядок проведения экспертизы регулируются системой документов разного уровня (перечень документов, принятых в упомянутых регионах, приведён в Приложении 3).
Отдельные элементы нормативной базы приняты и в других регионах, однако эта работа выстроена, как правило, несистемно. Слабое внимание к вопросам научно-технической экспертизы в регионах можно объяснить относительно небольшими объёмами поддержки научно-технических и инновационных проектов в регионах по сравнению с рассмотренными федеральными структурами. Редко объёмы такой поддержки из региональных бюджетов превышают несколько десятков, в отдельных случаях - несколько сотен миллионов рублей. Организация полноценной экспертной системы по аналогии с крупными экспертными организациями потребует и сравнимых затрат на её создание и поддержание и, соответственно, на уровне регионов потребует слишком больших затрат в расчёте на одну экспертизу.
Тем не менее те или иные объёмы региональной поддержки реализуются во многих регионах, например, в рамках уже упомянутых совместных конкурсов с РФФИ и РНФ, соответственно, в том или ином виде экспертиза научно-технических проектов в регионах будет осуществляться. Таким образом, вопрос о её методическом обеспечении является актуальным для многих регионов.
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
Основываясь на подходах, сложившихся на федеральном уровне, рассмотрим специфику региональной экспертизы и возможные подходы к её организации, учитывающие различающиеся условия и доступные материальные, финансовые и людские ресурсы.
Отметим основные факторы, которые могут влиять на формирование сии о тл
стемы региональной научно-технической экспертизы. В первую очередь, это сравнительно небольшой объём экспертиз — от нескольких десятков до нескольких сотен экспертных заключений в год. Как следствие этого — сравнительно небольшие ресурсы, которые могут быть выделены на организацию экспертной деятельности, — покрытие трудозатрат на обеспечение экспертизы в объёме 1—2 человеко-года (что примерно соответствует финансовым затратам от 1 до 5 млн руб. в год в зависимости от специфики региона).
В то же время тематические направления экспертизы могут быть достаточно широкими в соответствии с потребностями научных и производственных организаций регионов, проводящих или заказывающих научно-технические работы, то есть требуется база экспертов по широкому кругу тематических направлений. При этом очевидны для большинства регионов (за редким исключением) ограниченные возможности привлечения экспертов по всему спектру возможных научно-технических направлений из числа сотрудников научных и научно-образовательных организаций этого же региона.
Наконец, отметим, что при всех упомянутых ограничениях тем не менее должны выполняться требования по высокому качеству экспертиз, то есть выполнение всех базовых принципов экспертизы (см. их анализ в работе [8]).
Построение системы региональной экспертизы должно основываться на системе принятия решений, для которой проводится экспертиза. То есть в первую очередь должны быть определены лица, принимающие решения (далее — ЛПР) в отношении тех или иных объектов экспертизы. Среди таких ЛПР могут быть органы регионального управления, производственные компании, иные организации, заинтересованные в экспертизе своих объектов (заявок, проектов, результатов проведения НИОКР и т. п.).
В силу того, что количество экспертиз в регионе невелико, создавать специализированные экспертные организации, которые занимаются исключительно научно-технической экспертизой, оказывается экономически нецелесообразно. Наиболее оптимальным вариантом может быть возложение роли организатора (заказчика) экспертизы на одну из организаций региона, занимающуюся научно-технической или инновационной деятельностью. В качестве примеров базовой организация для проведения экспертизы можно
выбрать один из региональных университетов или региональные фонды поди о тл
держки научных исследований или инноваций. В последнее время в ряде регионов созданы научно-образовательные центры мирового уровня, которые также могут стать базой для создания региональной системы экспертизы. Риски конфликта интересов, существующие при организации экспертизы, при таком выборе могут быть снижены за счёт привлечения экспертов из
других регионов, административного и общественного контроля за организацией экспертизы в такой организации.
Основными задачами базовой организации должны быть следующие.
1) Формирование пула экспертов - как региональных, так и представителей других регионов - по тематикам, представляющим интерес для производственных и научных организаций региона. В частности, при формировании базы экспертов должны быть учтены вопросы организации экспертизы не только по научно-техническим показателям, но также по экономическим, инвестиционным и маркетинговым. Важным направлением обеспечения экспертизы для регионов становятся также социальные и экономические вопросы развития регионов (экология, медицинское обслуживание и др.), поэтому в базе экспертов целесообразно предусмотреть и такие специальности.
2) Разработка регламентов работы с экспертами, позволяющих сохранить преемственность при организации экспертизы различных этапов работ - от анализа предложений до экспертизы отчётных материалов по выполненным работам.
3) Организация экспертной работы, включающая разработку методических подходов к формированию вопросов экспертизы, запроса к экспертам (экспертной организации) - составление заданий и анкет эксперта, основанных на реализации основных принципов экспертизы в процессах взаимодействия между участниками экспертизы.
Целью организационной работы должны быть отлаженные алгоритмы организации работ, не завязанные на конкретный персонал и его квалификацию, - система регламентирующих и методических документов должна обеспечивать качественную работу при смене или замене отдельных исполнителей.
Важной составляющей экспертной работы является организация контроля внешних независимых структур за качеством экспертизы. Это может быть, например, административный контроль (аппарат губернатора, аппарат регионального правительства, отвечающие за работу научно-образовательного сектора, развитие инновационной системы региона).
Как противовес и в дополнение к административной системе может выступать общественное обсуждение результатов выполнения работ и экспертизы проектов. В качестве общественных площадок для обсуждения могут выступать различного рода советы при органах власти, региональные общественные организации, торгово-промышленная палата региона и другие общественные структуры.
Одним из серьёзных вопросов, влияющих на качество и объективность экспертизы, является вопрос финансового обеспечения экспертной деятельности в регионе. В отдельных случаях оно может осуществляться в рамках региональных проектов - бюджетного финансирования НОЦ и КНТП, предполагающих сравнительно большие для региона объёмы экспертной и аналитической деятельности. При наличии региональных фондов различной направленности экспертная деятельность может быть поручена таким организациям в рамках их уставной деятельности.
4. ВЫВОДЫ
Приведённый анализ показывает, что организация экспертизы в крупных организациях и в большинстве регионов имеет разные масштабы. Вследствие этого накопленный на федеральном уровне опыт организации экспертизы не может использоваться напрямую, однако при соответствующем учёте количественных различий в масштабах систем и организационных усилиях, региональная система может обеспечивать качественную экспертизу, гарантирующую выполнение базовых принципов её проведения при разумных материальных и финансовых затратах.
Для поддержания региональной системы экспертиз в рабочем состоянии экспертная система может быть задействована для поиска и анализа научно-технических решений в интересах производственных компаний региона по разработкам проводимых или внедренных в других регионах.
В перспективе созданная система региональной экспертизы может быть также востребована не только для экспертизы проектов, но и для анализа результатов национальных проектов в регионе.
Приложение 1
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
■ «Положение об экспертизе в сфере научной деятельности учебных заведений и организаций Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию», утверждено приказом Госкомвуза от 17 августа 1994 г. № 8417;
■ «Положение об экспертизе в системе Миннауки России проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ», утверждено приказом Миннауки России от 5 октября 1999 г. № 1758;
■ Приказ Миннауки России от 19 марта 1996 г. № 42 «О создании Федерального реестра экспертов научно-технической сферы» с правилами его ведения9;
■ «Положение об экспертизе тематики работ, конкурсных заявок, хода выполнения работ и их отдельных результатов в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы в Федеральном агентстве по науке и инновациям», утверждённое Федеральным агентством по науке и инновациям от 1 декабря 2004 г.10;
■ «Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
7 URL: https://www.extech.ru/activity/expertise/norma/polgkrf.php (дата обращения 14.09.2022).
8 URL: https://extech.ru/activity/expertise/norma/polmnr.php (дата обращения 14.09.2022).
9 URL: https://reestr.extech.ru/docs/prkaz.php (дата обращения 14.09.2022).
10 URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=BROWSELINK (дата обращения 14.09.2022).
развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы", утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2007 г. № 372;
■ «Регламент проведения независимой экспертизы при реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы", утверждённый приказом Минобрнауки России от 16 января 2007 г. № 1611;
■ «Порядок проведения экспертизы заявок, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (утверждён приказом Минобрнауки России от 26 мая 2010 г. № 568, последняя редакция)12;
■ «Порядок проведения экспертизы заявок, представляемых на конкурс на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства» (утверждён приказом Минобрнауки России от 15 июня 2010 г. № 605, последняя редакция)13;
■ «Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014— 2020 годы"» (утверждено приказом Минобрнауки России от 8 октября 2013 г. № 1126, последняя редакция)14;
■ Приказ Минпромторга России от 27 июня 2019 г. № 2264 «Об утверждении методики проведения научно-технической экспертизы комплексных проектов»15.
Приложение 2
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Российская академия наук: Распоряжение Российской академии наук от 5 июля 2019 г. № 10110-692 «О порядке осуществления экспертной деятельности в РАН» 16.
Российской фонд фундаментальных исследований: «Положение об экспертизе научных проектов и отчётов о реализации научных проектов в феде-
URL: https://docs.cntd.ru/document/528796821 (дата обращения 14.09.2022).
URL: https://www.consultant.ru/document/9ltqx1b922229876 (дата обращения 11.11.2022).
URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-08102013-n-1126/ (дата обращения 11.11.2022).
URL: https://docs.cntd.ru/document/499052252?marker=64U0IK (дата обращения 11.11.2022).
URL: https://docs.cntd.ru/document/560596161?ysclid=l7hbbdqivh573883905 (дата обращения 14.09.2022).
URL: https://base.garant.ru/72292186/?ysclid=l7hddtv66d997357564 (дата обращения 14.09.2022).
13
14
16
ральном государственном бюджетном учреждении "Российский фонд фундаментальных исследований"» (утверждено председателем совета РФФИ В. Я. Панченко 20 августа 2019 года)17.
Российский научный фонд: 1) «Положение об Экспертных советах Российского научного фонда» (утверждено попечительским советом Российского научного фонда (протокол № 19 от 4 октября 2017 г.))18;
2) «Порядок проведения экспертизы научных, научно-технических программ и проектов, представленных на конкурс Российского научного фонда (утверждён решением попечительского совета РНФ» (с изменениями, внесёнными решением попечительского совета от 7 апреля 2021 г., протокол № 27))19.
Фонд развития промышленности: СФ-И-51. Стандарт Фонда Условия финансирования проектов по программе «Проекты развития» (утверждён Наблюдательным советом Фонда 13 октября 2022 г.)20.
Некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»): 1) «Положение об Экспертных коллегиях Некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (утверждено приказом Фонда от 24 августа 2015 г. № 284-пр);
2) «Правила оказания услуг экспертизы и типовой формы договора возмездного оказания услуг» (утверждены приказом Фонда от 25 июня 2018 г. № 146-Пр).
Фонд перспективных исследований: «Положение об экспертизе проектов Фонда перспективных исследований» (утверждено приказом Фонда от 28 сентября 2017 г. № 172)21.
Приложение 3
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Новосибирская область
■ Законы Новосибирской области от 20 апреля 1995 г. № 17-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской об-ласти»22 и от 15 декабря 2007 г. № 178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы»23;
17 URL: https://www.rfbr.ru/rffi/getimage/?objectId=2097782&v=1612054401827 (дата обращения 14.09.2022).
18 URL: https://rscf.ru/fondfiles/documents/Polojenie_ob_es.pdf (дата обращения 14.09.2022).
19 URL: https://rscf.ru/fondfiles/documents/Poryadok_ekspertizi.pdf (дата обращения 14.09.2022).
20 URL: https://frprf.ru/download/usloviya-programmy-_proekty-razvitiya.857714988 (дата обращения: 11.11.2022).
21 URL: https://fpi.gov.ru/about/documents/44/?ysclid=l7he0kbii5341578351 (дата обращения 14.09.2022).
22 URL: https://docs.cntd.ru/document/5400867?ysclid=l7st9h5nn155310356 (дата обращения 14.09.2022).
23 URL: https://base.garant.ru/7165706/?ysclid=l7stb3x7w1705338198(дата обращения 14.09.2022).
■ Постановление Правительства Новосибирской области от 21 августа 2018 г. № 358-п «Об утверждении Положения о министерстве науки и инновационной политики Новосибирской области»24;
■ «Порядок предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, её сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия», установленным постановлением Правительства Новосибирской области от 31 декабря 2019 г. № 528-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области"»25;
■ Приказы Министерства науки и инновационной политики Новосибирской области от 24 апреля 2019 г. № 30 «Об утверждении положения об экспертизе научно-технических и инновационных проектов»26 и от 24 апреля 2019 г. № 31 «Об утверждении порядка отбора экспертов научно-технических и инновационных проектов Новосибирской области»27.
Республика Саха (Якутия)
■ Закон Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 г. 132-3 № 267-III «О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция)»28;
■ Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2005 г. № 113 «Об утверждении Положения об экспертизе в сфере научной и (или) научно-технической деятельности»29;
■ Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2020 г. № 1640 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020—2024 годы"»30.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шепелев Г. В. Об оценке результативности научных исследований // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 4. С. 123—145. Б01 10.19181/зш1р.2021.3.4.15. ЕБЫ QEEDZJ.
24 URL: https://docs.cntd.ru/document/465724547?ysclid=l7stcdtir8789569995 (дата обращения 14.09.2022).
25 URL: https://docs.cntd.ru/document/465734596?ysclid=l7swvuc38c502365191 (дата обращения
14.09.2022)
26 URL: https://base.garant.ru/73928901/ (дата обращения 14.09.2022)
27 URL: https://base.garant.ru/73916230/ (дата обращения 14.09.2022)
28 URL: https://docs.cntd.ru/document/802010246?ysclid=l7u1l0l2uz685802345 (дата обращения 14.09.2022)
29 URL: https://docs.cntd.ru/document/802024829 (дата обращения 14.09.2022)
30 URL: https://docs.cntd.ru/document/571092424?ysclid=l7u2kf8n2l731127147 (дата обращения 14.09.2022)
2. Дивуева Н. А. Нормативно-правовые основы организации оказания экспертных услуг в научной сфере // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2012. № 1 (8). С. 81-86. ЕБЫ РЕБШУ.
3. Викулов О. В. Технологический процесс проведения научно-технической экспертизы, реализованный в НИИ РИНКЦЭ / О. В. Викулов, Ю. В. Капральный // Вестник РАЕН. 2015. Т. 15, № 1. С. 19-24. ЕБЫ ТТУЪКТ.
4. Лазаренко Н. Е. Формирование системы государственной экспертизы в научно-технической сфере : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 ; РАГС при Президенте РФ. М., 2003. 26 с.
5. Об экспертном рассмотрении заявок на получение бюджетного финансирования в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" / Н. И. Зеленцова, А. Н. Петров, С. М. Гарина, С. Ю. Тузова // Инновации. 2017. № 2 (220). С. 86-92. ЕБЫ УЬ^Ь^Ъ.
6. Чеченкина Т. В. О роли экспертизы в конкурсном отборе масштабных научных проектов // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 6. С. 59. ЕБЫ АОЫККУ.
7. Дивуева Н. А. Анализ организационно-методического и экспертно-аналитическо-го обеспечения развития научно-технологического комплекса Российской Федерации экспертами федерального реестра экспертов научно-технической сферы / Н. А. Дивуева, Е. А. Марышев, Н. А. Миронов // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2018. № 1 (22). С. 79-88. ЕБЫ USPWKE.
8. Шепелев Г. В. О подходах к экспертной оценке эффективности научных исследований // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4, № 4. С. 25-47. БО1 10.19181/ вт1р.2022.4.4.2. ЕБЫ Р^МиЪ
Статья поступила в редакцию 19.09.2022.
Одобрена после рецензирования 10.10.2022. Принята к публикации 14.11.2022
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шепелев Геннадий Васильевич [email protected]
Кандидат физико-математических наук, ведущий специалист, Научно-образовательный центр «Кузбасс», Кемерово, Россия AuthorID РИНЦ: 567080
Ганиева Ирина Александровна [email protected]
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Всероссийский НИИ аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова, Москва, Россия AuthorID РИНЦ: 504345
Мартынюк Геннадий Владимирович [email protected]
Ведущий специалист, Научно-образовательный центр «Кузбасс», Кемерово, Россия
DOI: 10.19181/smtp.2022.4.4.3
ON APPROACHES TO THE FORMATION OF A REGIONAL SYSTEM OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL EXPERTISE
Gennady V. Shepelev1, Irina A. Ganieva2, Gennady V. Martinyuk1
1 Research and Academic Centre «Kuzbass», Kemerovo, Russia
2 All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A. A. Nikonov, Moscow, Russia
Abstract. The general approaches to expertise in the evaluation of scientific and technical projects at the regional level are considered. The regulatory framework for the organization of expertise at the federal, sectoral and regional levels is considered. The normative and methodological documents on the organization of expertise in large organizations that perform large amounts of work on the examination of scientific and technical projects, the experience of organizing expert activities in such organizations are considered. The experience of organizing expert activities in a number of regions has been reviewed.
The approaches to the organization of expertise of scientific and technical projects at the regional level are formulated - the specifics of such expertise associated with a limited number of experts in the region, the breadth of the subject matter to be examined, and a relatively small total number of examinations, increasing the unit costs of organizing expert activities in the region, are considered. Approaches are proposed to ensure the high quality of expertise with limited resources for its organization: the appointment of one of the scientific organizations as the organizer of the examination, the creation and maintenance of a database of experts involved in the examination of regional projects, the development of methodological recommendations for the organization of expertise, taking into account regional specifics.
Keywords: scientific and technical expertise, regional expertise, regulatory framework of scientific and technical expertise, leading expert organizations
Acknowledgment.The work was carried out with the support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Agreement No. 075-10-2022-115 dated 28.09.2022 "Development and implementation of an effective management system for research, innovation, production and launch of new products on the basis of scientific and industrial partnership of scientific and educational organizations and real business".
For citation: Shepelev, G. V., Ganieva, I. A., Martinyuk, G. V. (2022). On Approaches to the Formation of a Regional System of Scientific and Technical Expertise. Science Management: Theory and Practice. Vol. 4, no. 4. P. 48-64. DOI 10.19181/smtp.2022.4.4.3.
REFERENCES
1. Shepelev, G. V. (2021). On the Evaluation of the Effectiveness of Scientific Research. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 4. P. 123-145. DOI: 10.19181/ smtp.2021.3.4.15 (In Russ.).
2. Divueva, N. A. (2012). Normativno-pravovye osnovy organizatsii okazaniya ekspert-nykh uslug v nauchnoi sfere [Regulatory and legal framework for the organization of expert services in the scientific field]. Innovation and Expert Examination: Scientific Papers. No. 1 (8). P. 81-86. (In Russ.).
3. Vikulov, O. V. and Kapralnyj, Yu. V. (2015). The standard technological process of scientific and technical expertise realized in SRI FRCEC. Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. No. 1. P. 19-24. (In Russ.).
4. Lazarenko, N. E. (2003). Formirovanie sistemy gosudarstvennoi ekspertizy v nauch-no-tekhnicheskoi sfere [Formation of the system of state expertise in the scientific and technical sphere]. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences. 08.00.05. RAGS. Moscow. 26 p. (In Russ.).
5. Zelentsova, N. I., Petrov, A. N., Garina, S. M. and Tuzova S. Yu. (2017). About expertise for state granting in the framework of the Federal Target Program «Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for 20142020». Innovations. No. 2 (220). P. 86-92. (In Russ.).
6. Chechenkina T. V. (2019). On the role of expertise in the selection of large-scale research projects for funding. The Eurasian Scientific Journal. Vol. 11, no. 6. P. 59. (In Russ.).
7. Divueva, N. A., Maryshev, E. A. and Mironov, N. A. (2018). Analysis of organizational-methodical and expert-analytical support of development of the russian scientific-technological complex by experts of federal roster of experts of scientific and technical sphere. Innovation and Expert Examination: Scientific Papers. No. 1 (20). P. 79-88. (In Russ.).
8. Shepelev, G. V. (2022). On expert evaluation of the scientific research effectiveness. Science Management: Theory and Practice. Vol. 4, no. 4. P. 25-47. DOI 10.19181/ smtp.2022.4.4.2 (In Russ.).
The article was submitted on 19.10.2022.
Approved after reviewing 10.10.2022. Accepted for publication 14.11.2022.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Shepelev Gennady [email protected]
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Leading specialist, Research and Academic Centre «Kuzbass», Kemerovo, Russia AuthorID RSCI: 567080
Ganieva Irina [email protected]
Doctor of Economics, Chief Researcher, All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A. A. Nikonov, Moscow, Russia AuthorID RSCI: 504345
Martinyuk Gennady [email protected]
Leading specialist, Research and Academic Centre «Kuzbass», Kemerovo, Russia