Научная статья на тему 'О ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

О ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / COVID-19 / EXAM / FINAL EXAM / THE USE / STUDENT / DISTANCE LEARNING / DISTANCE PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атласова Саргылана Серафимовна, Винокурова Анисья Валериевна, Владимирова Варвара Андреевна, Кардашевский Александр Данилович, Федяев Валентин Анатольевич

В 2020 г. привычный порядок проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России пришлось скорректировать из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В данной статье освещаются вопросы подготовки к экзамену в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)) в весенний период 2020 г. в условиях соблюдения социальной дистанции из-за пандемии коронавируса. Впервые подготовка к ЕГЭ проходила в условиях дистанционного обучения и ограничительных мер, что повлекло за собой изменения в подготовительном процессе. Школьники в этом году готовились к экзамену дольше, так как сроки проведения экзаменов были передвинуты. В 2020 г. ЕГЭ выполнял единственную функцию - вступительную: экзамен сдавали только те выпускники школ, которые планировали поступить в высшие учебные заведения. Материал статьи опирается на опрос, проведённый среди 134 первокурсников гуманитарных направлений Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ). Студентам бакалавриата было предложено ответить на ряд вопросов, которые были связаны с подготовкой к экзамену в непривычных обстоятельствах. Анкетирование было организовано магистрантами второго года обучения педагогического профиля Исторического факультета СВФУ программы «Гражданское образование в России: традиции и современность». По результатам анкетирования уточнены отдельные проблемы подготовки к ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) в 2020 г., а также предложения, которые могут быть полезны для выпускников школ 2020-21 учебного года. Основным затруднением, с которым столкнулись выпускники в ходе дистанционной подготовки к ЕГЭ, является низкий уровень дисциплинированности и самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атласова Саргылана Серафимовна, Винокурова Анисья Валериевна, Владимирова Варвара Андреевна, Кардашевский Александр Данилович, Федяев Валентин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PREPARATION FOR THE STATE EXAMINATION IN DISTANCE LEARNING

In 2020, the usual procedure for the USE in Russia have had to be adjusted due to the spread of "COVID-19". This article covers the problems of preparation for the USE in the Republic of Sakha (Yakutia) in spring 2020 when "COVID-19" spread. For the first time, preparation for the USE was held under distance learning and restrictive measures and caused significant changes in the process. Children this year were preparing longer to the USE because the terms of the exams were adjusted. This year, the USE performed only the only function - admission to a higher education institution: the exam was passed only school graduates who plan to enter higher educational institutions. The article is based upon the survey conducted among 134 first-year students of the humanitarian areas of the North-Eastern Federal University. The respondents answered a number of questions that reveal the nuances of preparing for the exam in unusual circumstances. The survey was organized by undergraduates from the History Department of North-Eastern Federal University. According to the results of the bachelor's answers, the nuances of preparing for the USE in 2020 in the Republic of Sakha (Yakutia) were clarified, we have also developed the next academic year proposals on the basis of which the preparation of students in the next year can be adjusted. Currently, the main material for preparing for the USE can be found on the Internet, which requires communication and technical support. The most important condition for remote preparation for the USE is enough independent and organized.

Текст научной работы на тему «О ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 18PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Атласова С.С., Винокурова А.В., Владимирова В. А., Кардашевский А. Д., Федяев В. А. О подготовке к Единому государственному экзамену в условиях дистанционного обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Atlasova S.S., Vinokurova A.V., Vladimirova V.A., Kardashevsky A.D., Fedyaev V.A. (2020). On preparation for the state examination in distance learning. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 373 ГРНТИ 14.25.07

Атласова Саргылана Серафимовна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Доцент

Кандидат исторических наук, доцент E-mail: ss.atlasova@s-vfu.ru

Винокурова Анисья Валериевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Магистрант E-mail: anisia_89@mail.ru

Владимирова Варвара Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Магистрант E-mail: qpalzm2038@gmail.com

Кардашевский Александр Данилович

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Магистрант

E-mail: aleksandrkardasevskij 110@gmail.com

Федяев Валентин Анатольевич

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Магистрант E-mail: pk4@live.ru

О подготовке к Единому государственному экзамену в условиях дистанционного обучения

Аннотация. В 2020 г. привычный порядок проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России пришлось скорректировать из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В данной статье освещаются вопросы подготовки к экзамену в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)) в весенний период 2020 г. в условиях соблюдения социальной дистанции из-за пандемии коронавируса. Впервые подготовка к ЕГЭ проходила в условиях дистанционного обучения и ограничительных мер, что повлекло за собой изменения в подготовительном процессе. Школьники в этом году готовились к экзамену дольше, так как

https:// mir-nauki. com

сроки проведения экзаменов были передвинуты. В 2020 г. ЕГЭ выполнял единственную функцию - вступительную: экзамен сдавали только те выпускники школ, которые планировали поступить в высшие учебные заведения. Материал статьи опирается на опрос, проведённый среди 134 первокурсников гуманитарных направлений Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ). Студентам бакалавриата было предложено ответить на ряд вопросов, которые были связаны с подготовкой к экзамену в непривычных обстоятельствах. Анкетирование было организовано магистрантами второго года обучения педагогического профиля Исторического факультета СВФУ программы «Гражданское образование в России: традиции и современность». По результатам анкетирования уточнены отдельные проблемы подготовки к ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) в 2020 г., а также предложения, которые могут быть полезны для выпускников школ 2020-21 учебного года. Основным затруднением, с которым столкнулись выпускники в ходе дистанционной подготовки к ЕГЭ, является низкий уровень дисциплинированности и самостоятельности.

Ключевые слова: ЕГЭ; обучающийся; обществознание; дистанционное обучение; дистанционная подготовка; COVID-19

В связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной коронавирусной инфекцией «COVID-19», начиная с весны 2020 г. по рекомендации Всемирной организации здравоохранения образовательные системы большинства стран, включая Российскую Федерацию (РФ), в спешном порядке начали переходить на дистанционное обучение. Данный переход стал серьёзным вызовом для всей образовательной системы страны, а также для организации ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в нестандартных условиях стала одной из основных проблем для выпускников школ. Советом по федеральным государственным образовательным стандартам при Министерстве просвещения РФ было принято решение о сдаче ЕГЭ-2020 только теми, кто планирует поступать в высшие учебные заведения, также были изменены сроки экзамена.

Каждый год ЕГЭ привлекает к себе большое внимание. В 2014 г. М.Е. Фролова и А.А. Муссорова опубликовали результаты своего опроса среди 112 учащихся г. Шуи и г. Вологды о возможности подготовки к ЕГЭ с помощью системы дистанционного обучения. Они сделали вывод, что 62 % опрошенных готовы к дистанционной подготовке к ЕГЭ [1]. Только в 2020 г. все оказались в условиях дистанционной подготовки к ЕГЭ. Аспиранты Магнитогорского государственного университета Е.А. Серёгина и И.А. Кувшинова издали статью о сохранении здоровья в условиях подготовки к ЕГЭ по итогам своего исследования, длившегося несколько лет [2]. Понятно, что ЕГЭ - это стресс для школьников, и его надо постараться смягчить. Однако пандемия коронавируса увеличила стресс для выпускников школ 2020 г. Роль учителя в процессе подготовки к ЕГЭ раскрывается в публикации Д.В. Лапшина [3]. Но в 2020 г. у выпускников школ отсутствовало живое общение с учителями и репетиторами.

Имеется много разных изданий о возможностях использования интернет-ресурсов и информационных технологий при подготовке к ЕГЭ, таких как научные статьи А.В. Тодожековой, В.Д. Гатиной, А.Ф. Усманова, К.В. Лукьянова и Р.Е. Барабанова [4-7]. Имеются многочисленные публикации о подготовке к ЕГЭ по отдельным дисциплинам. Целесообразность усиления внимания к выработке широкого круга общенаучных и предметных умений в 11 классе при подготовке к ЕГЭ по обществознанию обоснована у К.В. Черняева [8]. Важность акцентирования внимания учителя на выполнение практических заданий ЕГЭ по обществознанию отмечается в работе О.А. Смирновой [9]. Описание

Введение

программы индивидуальной образовательной траектории как средства подготовки к ЕГЭ по обществознанию содержится в статье О.А. Ступиной [10]. В научных журналах ближнего зарубежья можно найти статьи про образование в эпоху цифровизации в Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане [11-14]. Их опыт работы интересен и очень понятен из-за существующих между государствами исторических связей. Однако всё ещё трудно найти научные публикации о подготовке к итоговым экзаменам в условиях реального дистанционного обучения.

Методы исследования

Сбор материалов к статье проводился в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. Данное учреждение является многопрофильной, многоуровневой профессиональной образовательной организацией системы высшего образования Якутии. В сентябре 2020 г. в рамках дисциплины «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию» магистерской программы «Гражданское образование в России: традиции и современность» магистрантами был подготовлен план проведения исследования среди первокурсников. Целью опроса было выявления проблем, возникших в ходе подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения. Магистрантами второго года обучения Исторического факультета на платформе «Google формы» было опрошено 134 студента бакалавриата гуманитарных направлений СВФУ. Анкета состояла из ряда вопросов о подготовке к ЕГЭ в условиях дистанционного обучения.

Результаты

Ответы на вопросы о форме подготовки к ЕГЭ в период напряженной эпидемиологической ситуации показали, что 95 (71 %) учащихся готовились к ЕГЭ дистанционно. Гораздо меньшая часть респондентов - 39 человек (29 %) - ответили, что подготовка к ЕГЭ проходила в очном и очно-дистанционном формате. Такую форму подготовки можно объяснить тем, что ряд ограничений в Якутии был снят 23 апреля 2020 г. для труднодоступных мест и отдельных сельских районов, что позволило продолжить подготовку в очном формате, либо комбинируя её с дистанционной подготовкой.

Согласно результатам опроса, 79 (59 %) выпускников считают, что готовились к ЕГЭ самостоятельно, а 55 (41 %) прибегали к помощи учителя. При подготовке к экзамену от учителя-предметника требуется контролировать и оказывать помощь каждому учащемуся, сдающему выбранный предмет. Но, к сожалению, в условиях соблюдения социальной дистанции сложно наладить живое общение. Из этого следует, что результат экзамена в 2020 г. зависел не только от работы с учителем, но и от организованности самого учащегося. Из тех, кто прибегал к помощи учителя, 29,1 % отметили, что они получали консультацию от учителя только на уроках. У 26,1 % учащихся проводилась внеурочная консультация в очном формате, а у 44,8 % - в дистанционном. К помощи репетитора обратились 21 (15,6 %) опрошенных. В сложившейся ситуации самой доступной формой подготовки к ЕГЭ являлась самостоятельная подготовка.

Одним из основных условий успешной подготовки к ЕГЭ-2020 в условиях перехода на дистанционное обучение было наличие компьютерной техники с возможностью подключения к глобальной сети. Без проблем на постоянной основе готовиться к ЕГЭ, используя интернет-ресурсы, смогли 85 (63,4 %) опрошенных. Однако на территории республики всё ещё присутствует цифровое неравенство, связанное в первую очередь с обширной территорией и неравномерностью распределения населения. Это находит своё отражение и в ответах респондентов: 37 (27,6 %) имели проблемы при подключении к интернету, а 12 (9 %)

https:// mir-nauki. com

опрошенных и вовсе работали только время от времени в сети. Получается, что далеко не все выпускники 2020 г. РС(Я) имели возможность полноценно использовать при подготовке к ЕГЭ различные интернет-ресурсы. В местах, где доступ к интернету был ограничен, работа велась с не требовательными к скорости интернета программами и приложениями.

При этом проблем с наличием соответствующей техники для доступа в интернет не было. Согласно результатам опроса, подавляющее большинство выпускников использовали смартфоны - 109 (79,9 %) и компьютеры - 92 (68,7 %), а 10 (7,5 %) при подготовке к ЕГЭ использовали планшет. Следовательно, у многих одновременно для работы имелись компьютеры и телефоны.

Подготовка к ЕГЭ велась с помощью различных материалов из Интернета. Согласно результатам опроса, среди интернет-ресурсов предпочтение, как и раньше, отдавалось проверочным тестам. Их во время подготовки использовало 90 (67,2 %) выпускников. Подобные контрольно-измерительные тесты были популярны и во время очной подготовки к ЕГЭ, так как позволяют проверить уровень усвоения материала и подготовиться к типовым заданиям ЕГЭ. Наиболее популярным являлся портал «Решу ЕГЭ», который использовали 84 опрошенных выпускника. Тест «Незнайка» использовали 6 респондентов. Тестовые задания на сайте Федерального института педагогических исследований (ФИПИ) делали только 10 человек.

Второй по популярности категорией интернет-ресурсов являются видеоматериалы - их использовали при подготовке к ЕГЭ 70 (52,2 %) респондентов. Видеохостинг «УоиТиЬе» обладает большим объёмом специализированных видеоматериалов. Популярность видеороликов объясняется удобством в получении информации, доступностью и простотой изложения, визуализацией исследуемого вопроса.

Подготовительные курсы в качестве основного ресурса при подготовке к ЕГЭ указали 46 (34,3 %) выпускников. Готовились в онлайн-школе «Умскул» 10 обучающихся, по 4 человека отдали предпочтение онлайн-школам «PARTA» и «Sattarovfamily». Трое опрошенных вспомнили сайты «Турбоегэ» и «ЕГЭленд». Несмотря на растущую популярность интернет-курсов по подготовке к ЕГЭ, они ещё явно не пользуются популярностью в РС(Я), что, возможно, обусловлено проблемами с сетью и стоимостью предоставляемых услуг.

Среди ресурсов, доступ к которым осуществляется с помощью интернета, наименее популярным, согласно результатам анкетирования, оказалась профильная электронная литература. При подготовке к ЕГЭ её использовали 43 человека (32,1 %). Возможно, обучающиеся не знают перечня соответствующей электронной литературы для подготовки к ЕГЭ. Но учащиеся не использовали и печатные книги с пособиями. Надеемся, что отсутствие данных о печатных изданиях связано с невозможностью посетить школьные, городские, сельские или районные библиотеки в период их закрытия в ходе режима самоизоляции.

Среди опрошенных выпускников школ 103 (76,9 %) человека отметили, что главный положительный момент дистанционной подготовки - свободный график времени и возможность самостоятельно выбирать темп работы. Если в традиционной классно-урочной системе учащиеся ограничены временем и местом подготовки к экзаменам, то дистанционный формат позволяет заниматься проработкой изучаемых тем в индивидуальном порядке. 67 (50 %) респондентов также указали, что дистанционная подготовка экономит время за счёт возможности заниматься дома, не тратя время и силы на дорогу. Также были выделены следующие положительные моменты: снижение уровня стресса за счёт подготовки в знакомой обстановке - 37 опрошенных (27,6 %), легче усваиваются знания и повышается концентрация при подготовке к ЕГЭ - 18 респондентов (13,4 %).

https:// mir-nauki. com

Наряду с положительными моментами были отмечены и отрицательные стороны дистанционной подготовки к ЕГЭ. Результаты опроса показали, что 54 респондента (40,3 %) испытывали проблемы с самоорганизацией при подготовке к ЕГЭ. Также 67 человек (50 %) указали на проблему с мотивацией. Ещё одной проблемой дистанционного обучения является проблема с качеством связи, что отмечают 55 (41 %) выпускников. Проблемы с компьютерной техникой при подготовке к экзаменам были у 16 (11,9 %) респондентов. Отсутствие рабочей обстановки мешало качественно подготовиться к ЕГЭ 38 (28,4 %) выпускникам, а отсутствие живого общения 70 респондентам.

Из 134 только 30 (22,4 %) респондентов ответили, что переход на дистанционную подготовку к ЕГЭ положительно сказался на их конечных результатах. Считают, что дистанционная подготовка отрицательно повлияла на их результаты ЕГЭ 45 (33,6 %), а 59 (44 %) выпускников затруднились дать однозначный ответ. Подобные результаты говорят, что большинство выпускников не смогли адаптироваться к сложившейся ситуации.

Обобщая полученные результаты опроса можно сделать вывод, что нет возможности однозначно оценить возможности подготовки к ЕГЭ условиях дистанционного обучения. Есть положительные и отрицательные стороны. Если положительные моменты понятны, то отрицательные требует обсуждения.

Основным затруднением, с которым столкнулись выпускники в ходе дистанционной подготовки к ЕГЭ, является низкий уровень дисциплинированности и самостоятельности. На фоне вынужденного режима самоизоляции это вело к прокрастинации. Учителям с учетом психолого-возрастных особенностей надо поддерживать рабочее настроение и мотивацию у учащихся. Рекомендуется на регулярной основе проводить индивидуальные и групповые консультации, чтобы поддерживать связь между учителями и обучающимися на протяжении всего учебного года. Для этих целей в период дистанционного образования рекомендуется использовать «Zoom», «Disсord», «Google Meet» и т. д.

Также результаты опроса демонстрируют, что, к сожалению, далеко не все выпускники в полной мере используют возможности, которые могут предоставить интернет-платформы для подготовки к ЕГЭ. По результатам анкетирования видно, что две трети обучающихся в процессе подготовки использовали только самые распространённые сайты, функциональное значение которых сводилось к проверочным тестам и краткому несистемному изложению материала. Организованный таким образом подготовительный процесс создал иллюзию полноценной подготовки к экзамену. Учителям-предметникам нужно постоянно в ходе учебного процесса, особенно в 10 и 11 классах, наглядно демонстрировать все преимущества и недостатки тех или иных платформ, чтобы учащиеся могли выбрать из них лучшие для себя. Необходимо помочь учащимся с навигацией на сайте разработчика материалов для экзамена -ФИПИ. Продемонстрировать работы с содержанием КИМ ЕГЭ и примерами заданий. Видно, что учащиеся плохо ориентируются в общем потоке информации в сети интернет, поэтому учителям нужно определить список рекомендуемых источников и материалов для качественной подготовки к ЕГЭ.

На сайтах образовательных учреждений нужно отдельно выделить рекомендации для сдающих ЕГЭ, чтобы все желающие могли получить к ним доступ в удобное для них время. Рекомендации должны включать в себя обзор сайтов, описание методик и форм подготовки к ЕГЭ, учебные пособия, тестовые задания, различную справочную информацию и т. д. Рекомендации можно опубликовать и в виртуальном кабинете учителя. В этом случае старшеклассники постоянно будут иметь доступ к необходимым материалам по предметам

Выводы

ЕГЭ. Учащимся, испытывающим затруднения с доступом в интернет, нужно иметь учебные пособия, литературу, тестовые задания, справочную информацию на внешних запоминающих устройствах.

В первой половине 2020-2021 учебного года система образования Якутии не сумела возвратиться к полному очному обучению из-за напряженной ситуации с распространением коронавируса. Понятно, что весьма сложно будет эффективно и полностью освоить программу экзамена учащимся 11-х классов, которые закончили 10-й класс дистанционно. Сдающим ЕГЭ-2021 нужно быть готовыми больше заниматься самостоятельно. Только систематическая самостоятельная подготовка гарантирует сдачу экзамена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фролова М.Е., Муссорова А.А. Подготовка к ЕГЭ с помощью системы дистанционного обучения // Научный поиск. - 2014. - № 2.2. - С. 45-46.

2. Серёгина Е.А., Кувшинова И.А. Педагогические условия здоровьесбережения старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9 (87). - С. 94-98.

3. Лапшин Д.В. Роль учителя в процессе подготовки к ЕГЭ // Вестник университета.

- 2010. - № 4. - С. 170-174.

4. Тодожекова А.В. Методические приёмы использования информационных технологий, при подготовке выпускников общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 4-2 (77). - С. 82-84.

5. Гатина В.Д. Информационные сервисы интернет в подготовке к ЕГЭ по английскому языку // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2016. - № 4 (42). - С. 13-16.

6. Усманов А.Ф., Лукьянов К.В. Online-система для подготовки к единому государственному экзамену // Системный анализ в науке и образовании. - 2020.

- №2. - С. 92-101.

7. Барабанов Р.Е. Достоинства и недостатки дистанционного обучения при подготовке учеников старшей школы к сдаче ЕГЭ // Молодой ученый. - 2011. -№6 (29). - С. 136-137.

8. Черняев К.В. Принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию // Вестник научных конференций. - 2017. - №10-1 (26). - С. 117-118.

9. Смирнова О.А. К вопросу о подготовке к ЕГЭ по обществознанию // Альманах мировой науки. - 2016. - №3-2 (6). - С. 74-76.

10. Ступина О.А. Индивидуальная образовательная траектория как средство подготовки к ЕГЭ по обществознанию // Образование в современной школе. -2011. - №10. - С. 38-41.

11. Селянинов Д.М. Дистанционное образование: международный опыт и возможности его использования в Республике Беларусь // Инновационные образовательные технологии. - 2015. - №1 (41). - С. 59-64.

12. ^айсанова Ж.Ж., Еркинбек Л.Е.Ы., Мукушева Н.Ж. Realization of the controlled from distance educating is one of ways to upgrading of education // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. - 2017. -№1 (33). - С. 170-172.

13. Матинян А.О. Образование в эпоху цифровизации // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2019. - №3 (49). - С. 60-62.

14. Колеснева Е.П. О внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - С. 92-95.

Atlasova Sargylana Serafimovna

North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia E-mail: ss.atlasova@s-vfu.ru

Vinokurova Anisya Valerievna

North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia E-mail: anisia_89@mail.ru

Vladimirova Varvara Andreevna

North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia E-mail: qpalzm2038@gmail.com

Kardashevsky Alexander Danilovich

North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia

E-mail: aleksandrkardasevskij 110@gmail.com

Fedyaev Valentin Anatolyevich

North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia

E-mail: pk4@live.ru

On preparation for the state examination in distance learning

Abstract. In 2020, the usual procedure for the USE in Russia have had to be adjusted due to the spread of "COVID-19". This article covers the problems of preparation for the USE in the Republic of Sakha (Yakutia) in spring 2020 when "COVID-19" spread. For the first time, preparation for the USE was held under distance learning and restrictive measures and caused significant changes in the process. Children this year were preparing longer to the USE because the terms of the exams were adjusted. This year, the USE performed only the only function - admission to a higher education institution: the exam was passed only school graduates who plan to enter higher educational institutions. The article is based upon the survey conducted among 134 first-year students of the humanitarian areas of the North-Eastern Federal University. The respondents answered a number of questions that reveal the nuances of preparing for the exam in unusual circumstances. The survey was organized by undergraduates from the History Department of North-Eastern Federal University. According to the results of the bachelor's answers, the nuances of preparing for the USE in 2020 in the Republic of Sakha (Yakutia) were clarified, we have also developed the next academic year proposals on the basis of which the preparation of students in the next year can be adjusted. Currently, the main material for preparing for the USE can be found on the Internet, which requires communication and technical support. The most important condition for remote preparation for the USE is enough independent and organized.

Keywords: exam; final exam; the USE; student; distance learning; distance preparation; COVID-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.