Научная статья на тему 'О платежах за природопользование в Вологодской области'

О платежах за природопользование в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самылина Валентина Григорьевна, Гительман Евгений Борисович

Выполнен анализ динамики поступления природоохранных и ресурсных платежей в консолидированный бюджет Вологодской области в период с 2005 по 2013 год. Приведены данные по удельному весу природоохранных и ресурсных платежей в фактических поступлениях всех налогов и сборов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований в 2013 году. Показано, что удельный вес природоохранных и ресурсных платежей в консолидированном бюджете области в 2013 году по сравнению с 2005 годом увеличился в 2,4 раза, в областном бюджете в 2,7 раза, а в бюджетах муниципальных образований в 2,3 раза. Установлено, что количество плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду в Вологодской области в 2013 году увеличилось к уровню 2010 года на 34,1% и в 4,02 раза по сравнению с 2005 годом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О платежах за природопользование в Вологодской области»

О ПЛАТЕЖАХ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Самылина Валентина Григорьевна, к.э.н., доцент

Гительман Евгений Борисович, к.т.н., доцент Вологодский государственный университет, Россия

Выполнен анализ динамики поступления природоохранных и ресурсных платежей в консолидированный бюджет Вологодской области в период с 2005 по 2013 год. Приведены данные по удельному весу природоохранных и ресурсных платежей в фактических поступлениях всех налогов и сборов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований в 2013 году. Показано, что удельный вес природоохранных и ресурсных платежей в консолидированном бюджете области в 2013 году по сравнению с 2005 годом увеличился в 2,4 раза, в областном бюджете - в 2,7 раза, а в бюджетах муниципальных образований - в 2,3 раза. Установлено, что количество плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду в Вологодской области в 2013 году увеличилось к уровню 2010 года на 34,1% и в 4,02 раза по сравнению с 2005 годом.

В настоящее время в хозяйственном механизме природопользования все большую значимость приобретает его экономический блок, или собственно, экономический механизм, который охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирование природоохранных мероприятий, ценообразование в природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование и т.п. Экономический механизм природопользования - это совокупность экономических методов управления, создающий материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

В экономическом механизме природопользования основную роль занимают природоохранные и ресурсные платежи в бюджеты регионов [1].

В данной работе выполнен анализ динамики поступления природоохранных и ресурсных платежей в консолидированный бюджет Вологодской области [2].

Динамика поступления природоохранных и ресурсных платежей в кон -солидированный бюджет Вологодской области за период с 2005 по 2013 год приведена в таблице 1.

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что в целом во все уровни бюджетов доходы от природоохранных и ресурсных платежей в 2013 году по сравнению с 2005 годом увеличились почти в 2 раза. Удель -ный вес платежей за пользование природными ресурсами во всех поступлениях, направленных в федеральный бюджет, составлял в 2005 году 34,3%, в 2010 году - 30,8%, а в 2013 году - 21,6%, то есть наблюдалось снижение к уровню 2005 года на 12,7% и к уровню 2010 года - на 9,2%.

Доля платежей за пользование природными ресурсами в общем объеме поступлений консолидированного бюджета Вологодской области определялась в 2005 году 65,7%, в 2010 году - 69,2% и в 2013 году - 78,4%. Таким образом, рост соответственно - на 12,7% и 9,2%.

Таблица 1 - Динамика поступления природоохранных и ресурсных

платежей Вологодской области по уровням бюджетов _за период с 2005 по 2013 годы (млн. руб.) _

Наименование Показателей Поступления платежей по годам, млн. руб. 2013 г. к 2005 г., % 2013 г. к 2010 г., %

2005 2010 2011 2012 2013

Поступление платежей за пользование природными ресурсами Вологодской области, (всего), млн. руб. 1768,4 2405,6 2850,8 3345,6 3498,3 197,8 145,4

в том числе по бюджетам: федеральный 605,8 740,6 776,2 805,4 757,2 125,0 102,2

% 34,3 30,8 27,2 24,1 21,6 - -

областной 195,5 341,2 416,0 565,4 528,3 270,2 154,8

% 11 14,2 14,6 16,9 15,1 - -

муниципальных образований 967,1 1323,8 1658,6 1974,9 2212,8 228,5 167,2

% 54,7 55,0 58,2 59,0 63,3 - -

В таблице 2 показано поступление природоохранных и ресурсных платежей Вологодской области по видам платежей за 2010 - 2013 годы (тыс. руб./год).

Содержащиеся в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что за период с 2010 по 2013 год платежи в бюджет Вологодской области при пользовании недрами возросли с 7440,6 тыс. руб. до 10776,2 тыс. руб., т. е. на 45,1%, налог на добычу полезных ископаемых - на 36,7%, платежи за пользование лесным фондом - на 21,0%, земельный налог - на 83,2%, арендная плата за землю - на 45,7%, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов - на 27,6%, а плата за негативное воздействие на окружающую среду - на 29,7%. В то же время за рассматриваемый период водный налог и плата за пользование водными объектами сократились на 26,3%. В целом поступление природоохранных и ресурсных платежей в бюджеты всех уровней в Вологодской области увеличились с 2405,6 млн. руб. в 2010 году до 3498,3 млн. руб. в 2013 году или на 45,4%.

Структура природоохранных и ресурсных платежей в 2013 году приведена на рисунке.

Таблица 2 - Поступление природоохранных и ресурсных платежей _Вологодской области за 2010 - 2013 годы (тыс. руб.)_

Виды платежей Поступления платежей по годам, тыс. руб. В том числе за 2013 год в бюджеты 2013 г. к 2010 г., %

2010 2011 2012 2013 федеральный субъекта

Платежи при пользовании недрами 7440,6 2794,2 1131,6 10797,2 21,0 10776,2 145,1

Налог на добычу полезных ископаемых 18021,2 21849,5 26380,0 24726,0 4427,0 20299,0 136,7

Водный налог и плата за пользование водными объектами 151678,3 133702,5 114143,3 111835,6 111835,6 0,0 73,7

Платежи за пользование лесным фондом 753854,6 843852,5 1030537,7 912382,2 605685,1 306697,1 121,0

Земельный налог 832806,9 1074093,3 1357303,0 1525751,0 0,0 1525751,0 183,2

Арендная плата за землю 501563,3 612300,3 654530,0 731020,0 0,0 731020,0 145,7

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов 4824,7 5427,4 5526,0 6156,0 61,0 6095,0 127,6

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 135445,5 156807,8 156087,9 175628,8 35125,8 140503,0 129,7

Итого 2405635 2850827,5 3345639,5 3498296,8 757155,5 2741141,3 145,4

Анализ приведенной на рисунке графической информации показывает, что в 2013 году в структуре природных и ресурсных платежей наибольший вклад или 43,6% вносил земельный налог. Плата за пользование лесным фондом была на уровне 26,1%, арендная плата за землю - 20,9%. В то же время в данном году платежи за негативное воздействие на окружающую среду в общих платежах составляли 5,0%, водный налог и плата за пользование водными объектами - 3,2%, налог на добычу полезных ископаемых

при пользовании недрами - 1,0%, сборы за пользование объектами животного мира - всего 0,2%.

Водный налог и плата за пользование водными объектами 3,2%

Плата за пользование лесным фондом 26,1%

Сборы за пользование объектами

Налог на добычу полезных ископаемых и платежи при пользовании

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 5,0%

Арендная плата за землю 20,9%

Земельный налог

43,6%

Рисунок - Структура природных и ресурсных платежей в 2013 году

Таблица 3 - Удельный вес природоохранных и ресурсных платежей Вологодской области в фактических поступлениях всех налогов и сборов в об_ластной бюджет и бюджеты муниципальных образований_

Наименование доходных источников бюджетов Годы

2005 2010 2011 2012 2013

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области (всего), млн. руб. 26376,8 35948,1 40195,7 43726,7 43960,4

из них: платежи за природные ресурсы, млн. руб. 1162,6 1665,0 2074,6 2540,3 2741,1

% 4,4 4,6 5,2 5,8 6,2

В том числе: налоговые и неналоговые доходы областного бюджета (всего), млн. руб. 17661,7 25845,7 28755,8 31510,8 30273,1

из них: платежи за природные ресурсы, млн. руб. 195,5 341,2 416,0 565,4 528,3

% 1,1 1,3 1,4 1,8 1,7

Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований (всего), млн.руб. 8715,1 10108,1 11446,2 12220,8 13687,3

из них: платежи за природные ресурсы, млн. руб. 967,1 1323,8 1658,6 1974,9 2212,8

% 1,1 13,1 14,5 16,2 16,2

Таблица 4 - Динамика количества плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду в Вологодской области в 2005 - 2013 г.г.

Количество налогоплательщиков по годам 2013 г. к 2005 г., % 2013 г. к 2010 г., %

2005 2010 2011 2012 2013

2477 7425 8245 9236 9958 в 4,02 раза 134,1

Удельный вес природоохранных и ресурсных платежей Вологодской области в фактических поступлениях всех налогов и сборов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований приведены в таблице 3.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что, если в 2005 году платежи за природные ресурсы в налоговых и неналоговые доходах бюджетов муниципальных образований и областного бюджета составляли по 1,1%, а налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета области (всего) 4,4%, то в 2013 году удельный вес платежей за природные ресурсы в налоговых и неналоговых доходах бюджетов муниципальных образований был на уровне 16,2%, в налоговых и неналоговых доходах областного бюджета - 1,7%, в налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета области - 6,2%, т. е. существенно увеличился.

Динамика количества плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду в Вологодской области в 2005 - 2013 г.г. приведена в таблице 4.

По состоянию на 31.12.2013 года в существующей областной базе плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду было зарегистрировано 9958 юридических и физических лица или 107,8% к уровню 2012 года. За 2013 год на учет было поставлено 737 плательщиков и снято с учета 15. По сравнению с 2010 годом количество плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду в области увеличилось на 34,1%, а по сравнению с 2005 годом в 4,02 раза (см. таблица 4).

В соответствии с планом поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2013 году в бюджеты всех уровней должно было поступить 152,318 млн. руб., в том числе в областной бюджет - 60,927 млн. руб., такая же сумма в бюджеты муниципальных районов и городских округов (г. Вологда и г. Череповец). Фактически поступило 175,629 млн. руб., из них доля областного бюджета составила 70,251 млн. руб. т.е. 115,3% от плана). В том числе поступления от 21 крупного природопользо-вателя составили 100,978 млн. руб. или 57,5%. В 2007 году аналогичные поступления составляли 102,1 млн. руб. или 62,7%, в 2008 году - 90,1 млн. руб. или 58%, в 2009 году - 89,3 млн. руб. или 57,8%, в 2010 году - 77 млн. руб. или 56,9%, в 2011 году - 90,8 млн. руб. или 58%, в 2012 году - 77,9 млн. руб. или 49,9%.

В таблице 5 содержатся итоговые данные по распределению поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую среду по видам негативного воздействия (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления в природной среде) в 2013 году в сравнении с соответствующими значениями в 2012 году.

Таблица 5 - Распределение поступления платежей за негативное воздейст-_вие на окружающую среду по видам негативного воздействия_

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, всего, тыс. руб. в том числе по видам негативного воздействия (тыс. руб.)

плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектами плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты плата за размещение отходов производства и потребления

стационарными передвижными

175628,8 48143,5 2034,6 33817,5 91633,2

100% 27,4% 1,2% 19,2% 52,2%

в 2012 году 18,7% 1,3% 22,2% 57,8%

Имеющиеся в таблице 5 данные, показывают, что в 2013 году по сравнению с предыдущим 2012 годом доля платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами увеличилась на 8,7%, доля платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами уменьшилась на 0,1%, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты сократилась на 3%, за размещение отходов производства и потребления снизилась на 5,6%.

Вместе с тем считаем, что необходимо существенно увеличить объемы природоохранных и ресурсных платежей в бюджеты всех уровней. Для этого требуется систематическая индексация рассматриваемых поступлений на уровне ставок (тарифов) налога и платежей в целом по Российской Федерации или систематический пересмотр заключаемых на уровне регионов договоров на природопользование. При этом должен выполняться анализ экономических последствий данных мероприятий, а также разработка конкретного порядка их осуществления со стороны заинтересованных органов.

Список литературы

1. Самылина В.Г. О структуре платежей за природные ресурсы на территории Вологодской области / В.Г. Самылина, Е.Б. Гительман. Влияние образовательных технологий на развитие регионов России: Материалы II международной научно - технической конференции. - Вологда: Вологодский институт бизнеса, 2002, С. 136 - 140.

2. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2013 году/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. - Вологда, 2013. - 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.