Научная статья на тему 'О песенном фольклоре торгутов сомона Булган Кобдоского аймака Монголии'

О песенном фольклоре торгутов сомона Булган Кобдоского аймака Монголии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / SONG FOLKLORE / ТОРГУТЫ МОНГОЛИИ / СОМОН БУЛГАН / BULGAN SOMON / ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ / LONG SONG / КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ / LULLABY / ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ / LYRIC SONG / THE TORGUUD OF MONGOLIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борлыкова Босха Халгаевна

Статья посвящена изучению современного состояния песенной народной культуры торгутов Кобдоского аймака Монголии. Автор приводит историю изучения и публикации песен различных субэтнических групп ойратов Монголии. Представлены образцы жанровых разновидностей песенного фольклора, зафиксированного автором в ходе экспедиции летом 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About song folklore of the Torguud of Bulgan somon of Khovd aimag of Mongolia

The article is devoted to the study of the current state of song folk culture of Torguud of Khovd aimag of Mongolia. The author gives the history of the study and the publication of songs of different sub-ethnic groups of Mongolian Oirats. Samples of the genre varieties of song folklore recorded by the author during his expedition in the summer of 2014 are presented.

Текст научной работы на тему «О песенном фольклоре торгутов сомона Булган Кобдоского аймака Монголии»

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

УДК 398.81

Борлыкова Босха Халгаевна

ФГБУН «Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН»

Россия, Республика Калмыкия, Элиста Старший научный сотрудник Кандидат филологических наук E-Mail: borlboskha@mail.ru

О песенном фольклоре торгутов сомона Булган Кобдоского аймака Монголии

Аннотация. Статья посвящена изучению современного состояния песенной народной культуры торгутов Кобдоского аймака Монголии. Автор приводит историю изучения и публикации песен различных субэтнических групп ойратов Монголии. Представлены образцы жанровых разновидностей песенного фольклора, зафиксированного автором в ходе экспедиции летом 2014 г.

Ключевые слова: песенный фольклор, торгуты Монголии, сомон Булган, протяжная песня, колыбельная песня, лирическая песня.

Исследование выполнено за счет средств гранта РНФ (проект № 14-18-02898).

1

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Музыкальное искусство ойратов Западной Монголии имеет многовековую историю развития и представляет собой одну из важнейших сторон общенациональной культуры. Оно включает в себя творческое наследие нескольких поколений народных певцов, сказителей и музыкантов, а также искусных мастеров-исполнителей на народных инструментах.

Одним из наиболее распространенных пластов музыкальной культуры ойратов является песенный фольклор - важный компонент культурологического исследования, образующий в своей совокупности многоступенчатый и дифференцированный социокультурный код, фиксирующий, несомненно, сложную концептуальность народного творчества.

Песенному народному творчеству ойратов Западной Монголии посвящены исследования, созданные как в прошлые столетия, так и в относительно недавнее время: из фольклористических работ последних двух десятилетий назовем несколько сборников и монографий - Жумбайн Буяндалай «Торгууд ардын дууны цомог» [2000],Балчигийн Катуу«Дервед ардын аман зохиол» [2005], «Дервед ардын найрын болон богино дуу» [2005], И. Ганболд, На. СYхбаатар «Ут сайхан курэн» [2005]и др.

Систематическое собирание, публикация и изучения песен ойратов Западной Монголии связаны с именами выдающихся монголоведов. В их числе - А. М. Позднеев «Образцы народной литературы монгольских племен» [1880], Б. Я. Владимирцов «Образцы монгольской народной словесности» [1926] и др.

В истории изучения регионального, этнического музыковедения значительным явлением стала профессиональная работа К. Я. Яцковской «Народные песни монголов» [Яцковская 1988], рассказывающая о многообразии жанров и самобытности музыкального языка монгольских народных песен.

В 2001 году издана монография И. В. Кульганек «Мир монгольской песни» [Кульганек 2001]. В книге излагаются история и принципы фиксации песенного фольклора, связь фольклорной монгольской песни с письменными литературными традициями, рассматриваются некоторые аспекты единения ритмов слова и музыки.

В последнее время появился ряд работ, в которых введены в научный оборот образцы народных песен ойратов Западной Монголии и Китая [Омакаева, Алимаа 2009; Омакаева 2011; Омакаева, Борлыкова 2012; 2014; Борлыкова 2011; Борлыкова, Омакаева 2012].

Целью настоящей статьи является описание современного состояния песенного фольклора торгутов. Материалы, представленные в данной статье, были собраны автором в научной экспедиции 2014 г. в сомоне Булган Кобдоского аймака. Экспедиция была проведена в рамках исследовательского проекта КИГИ РАН, поддержанного Российским научным фондом - «Трансграничная культура: сравнительно-сопоставительное исследование традиций западных монголов и калмыков» (грант РНФ, проект № 14-18-02898).

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день жанров фольклора торгутов сомона Булган является песенный фольклор - важный компонент культурологического исследования, образующий в своей совокупности многоступенчатый и дифференцированный социокультурный код, фиксирующий, несомненно, сложную концептуальность народного творчества.

В ходе экспедиции автору удалось прослушать и записать довольно значительное количество образцов протяжных песен ‘уртын дуУ («Саяг саяг саарал» («Буланый-буланый иноходь»), «Цагаан саарал морь» («Светло-буланый конь»), «Бардам амтай халиун» («Тщеславный буланый»), «вндер зэмгийн шил» («Хребет высокой горы»), «Богд сайрын оройд» («На вершине Богд сайр») и др.) и коротких песен ‘богино дуУ («Шаарын ендер модонд» («На высокой сосне), «Тоокуу нэгэн госон» («Сапоги тооку»), «Боодогтой сэвгэр»

2

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

(«Девушка с косами»), «Саарлг ямаhан саахна» («Когда дою коз»), «Шар ендер модонд», «Буурин хайрхан уултай» (С горой Буурин хайрхан), «Тооку нэг госоон» («Сапог тооку»), «Аашна» («Приближается»), «Э-э бYвээй, бYвээй» (Э-э бувэй, бувэй) и др.)

В записанных песнях разнообразны тематика и содержание. Эти песни повествуют о любимом коне и коне - победителе традиционных соревнований в скачках, песни-гимны о родном крае, песни философских, проникновенных раздумий, лирические и любовные. Среди собранного автором полевого материала имеются обрядовые (культовые, свадебные) и внеобрядовые (исторические, лирические) песни.

Свадебные песни сопровождают различные элементы свадебной обрядности, связанной с архаическими обычаями. Согласно древним верованиям ойратов, факт замужества девушки с переходом в чужой род приравнивался к ее смерти. «Прощание невесты сопровождалось протяжными песнями (куук уульлдг дуд) в пределах дома. По традиции она угощала своих родных, поднося им напитки с песнями, в которых выражалась скорбь по утраченной девичьей свободе, любовь к родителям, печаль по поводу разлуки с родным домом, подругами. Основная цель исполнения данных песен - помочь невесте совершить ритуал прощания с родными в требуемой этикетом форме» [Шараева 2010: 262]. Фольклорист Т. Г. Басангова отмечает, что «песни-плачи в целом поэтизируют прощание невесты с родным домом, символизируют собой обряд перехода» [Басангова 2010: 95].

Большим знатоком свадебных протяжных песен оказался торгуд И. Нимээ, 77 лет, живущий в сомоне Булган Кобдосского аймака. В его исполнении прозвучали протяжные песни: «Саяг саяг саарал», «Цагаан саарал морь», «Бардам амтай халиун», «0ндер зэмгийн шил», «Богд сайрын оройд», «Yзэс гэлттэй амтай» и другие. В песнях, исполненных Нимээ, ведущая роль принадлежит мелодическому началу. Мелодика не скована ритмической формой стиха, а обогащается, главным образом, за счет мелизматики. При этом текст песен выполняет, прежде всего, роль образно-поэтической программы, определяющей эмоциональный тон. В исследуемых песнях прослеживается мотив посещения, встречи с родителями. После свадьбы, после проводов родителей, у невесты остается мечта - ждать срока, когда можно будет поехать в родной дом, проведать родителей. В качестве наглядного примера приведем первый куплет из песни «Цагаан саарал морь» («Светло-буланый конь»).

Цагаан саарал морь Цантай тарган байдаг, Цал буурал ээжтэйгээ Цагтаа нэг золгоно.

Светло-буланый конь Упитанным бывает Старенькую седую матушку Однажды проведаю

Приведенная песня проникнута глубоким психологизмом. Она как бы передает внутреннее эмоциональное напряжение матери и дочери, их переживания, вызванные расставанием. Песня имеет несложную структуру и проста по своему строению: единоначатие начальных слов (анафора) Цагаан саарал морь /Цантай тарган байдаг /Цал буурал ээжтэйгээ / Цагтаа нэг золгоно.

В традиционном песенном фольклоре торгутов сомона Булган преобладают лирические песни. Их главное назначение - раскрыть внутреннее состояние человека путем непосредственного выражения его чувств, мыслей, впечатлений, настроений. Торгутские лирические песни включают в себя любовные, семейно-бытовые, колыбельные, застольные. К примеру, в небольшой поучительного содержания, семейно-бытовой песне «Боодогтой сэвгэр» («Девушка с косами»), исполненной 70-летней торгуткой Янжиймаа из сомона Булган Кобдосского аймака, дается учение, что «хорошая хозяйка - украшение дома».

3

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Белый верблюд - украшение обоза Девушка с кисточками - украшение дома

Верблюдица с верблюжонком - украшение обоза

Цагаантай тэмээ ачааны чимэг Цацагтай сэвгэр гэрийн чимэг

Ботготой тэмээ ачааны чимэг

Боодогтой сэвгэр гэрийн чимэг Торомтой тэмээ ачааны чимэг

Девушка с косами - украшение дома

Верблюдица с двухлетним

верблюжонком - украшение обоза

Тоорцогтой сэвгэр гэрийн чимэг

Девушка в шапке тоорцог - украшение дома

Согласно ойратскому этикету замужняя женщина не имела права «выносить сор из избы», говорить о семейных неурядицах чужим людям. Нам удалось записать песню «Шаарын ендер модонд» («На высокой сосне») в сомоне Булган Кобдосского аймака от талантливой исполнительницы народных танцев и песен Д. Yснээ.

Шаарын ендер модонд Шаазгай юунд эс суусан бэ? Шаарийн нутгийн xyyx^ Шаартай юунд эс суусан бэ? Зандан ээж минь сурахлаа Зовж л байна гигийт лаа Замын ах нар сурахлаа Жаргаж л байна гигийт лаа Хоёр ах минь сурахлаа Зовжил байна гигийт лаа Хошууны ах нар сурахлаа Жаргаж л байна л гигийт лаа

На высокую сосну Почему сорока не садится?

Я девушка из нутука Шар Почему страдаю?

Если спросит матушка Зандан, Скажите, что я страдаю,

Если спросят путники Скажите, что я счастлива. Если спросят мои братья, Скажите, что я страдаю,

Если спросят земляки, Скажите, что я счастлива.

В песенном фольклоре ойратов нашли отражение колыбельные песни (бyYвэн дуу) -песни, специально предназначенные для укачивания, убаюкивания маленьких детей. В колыбельной песне мелодично повторяются одни и те же слова «ээ бYYвэй» ‘баю-баю’. В текстах колыбельной песен ойратов высказывается пожелание ребенку счастливой доли, послушания родителям, поется о лесных и домашних зверюшках, птицах. Приведем в качестве примера колыбельную песню «БYYвэн дуу» («Колыбельная песня»), записанную от Д. Yснээ.

4

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Ангир шувууны дэгдээхэй шигээ Алсаас ээжийгээ дуудаад байна уу даа.

Ээ бYYвэй, ээ бYYвэй,

Ээ бYYвэй, ээ бYYвэй,

Хараацай шувууны дэгдээхэй шигээ Хаднаасаа ээжийгээ дуудаад байна уу даа. Ээ бYYвэй, ээ бYYвэй,

Ээ бYYвэй, ээ бYYвэй.

Галуу шувууны дэгдээхэй шигээ Гаднаас ээжийгээ дуудаад байна уу даа.

Ээ бYYвэй, ээ бYYвэй,

Ээ бYYвэй, ээ бYYвэй.

Подобно птенцам турпана Издалека зовут мать. Баю-баю,

Баю-баю.

Подобно птенцам ласточки Со скалы зовут мать. Баю-баю,

Баю-баю.

Подобно птенцам гуся С улицы зовут мать. Баю-баю,

Баю-баю.

Многие из перечисленных песен в народе исполняются под аккомпанемент струнных музыкальных инструментов: икиль (монг. ихэл), хур (монг. хуур) либо товшур (монг. товшуур) [2009].

Таким образом, анализ собранного полевого материала показывает неоднородность тематического состава песен торгутов сомона Булган Кобдоского аймака. В силу определенных исторических, географических особенностей сохраняется значительный пласт песен, характеризующихся архаичностью. К примеру, уртын дуу ‘протяжная песня’, которая считается «общепризнанным феноменом в музыкальной культуре народов мира». В дальнейшем предстоит более полное и всестороннее исследование песен и музыкальных инструментов торгутов сомона Булган Кобдоского аймака.

Список информантов

1. Д. Ycнээ, 1947 г.р., торгутка, овог Баашихн, сомон Булган Кобдосского аймака Монголии

2. И. Нимээ, 1937 г. р., тайджиин торгут, сомон Булган, Кобдоского аймака Монголии

3. Н. Янжиймаа, 1944 г.р., торгутка, сомон Булган Кобдосского аймака Монголии

5

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

ЛИТЕРАТУРА

1. Балчигийн Катуу. Дервед ардын аман зохиол. - Улаанбаатар, 2005. - 274 с.

2. Балчигийн Катуу. Дервед ардын найрын болон богино дуу. - Улаанбаатар, 2005.

- 387 с.

3. Басангова Т. Г. Песни-плачи калмыцкой свадьбы // Протяжные песни монгольских народов. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. - С. 89-95.

4. Борлыкова Б. Х., Омакаева Э. У. Шинжрнэ еердин дууна тускар (2012 ж;илд болсн

экспедицин бичврэс) // Участие калмыков в укреплении российской государственности: Материалы региональной научно-практической

конференции, посвященной 1150-летию российской государственности и Году российской истории (г. Элиста, 29 ноября 2012 г.). - Элиста: КИГИ РАН, 2012. -С. 204-207.

5. Борлыкова Б.Х. Барун Моцклын еерднрин кегж;мин тускар // Халимагийн монгол судлал. Библиотека ойратика XXIII. - Улаанбаатар: «Соёмбо притинг» хэвлэх Yйлдвэр. 2011. - С. 166-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Борлыкова Б.Х. О песенном фольклоре ойратов Западной Монголии (по материалам международных научных экспедиций) // Фольклор в контексте культуры: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. (Махачкала, 10 марта 2011 г.). - Махачкала, ДГПУ, 2011. - С. 14-16.

7. Борлыкова Б.Х. О струнных музыкальных инструментах ойратов Западной Монголии (по материалам полевых исследований 2007) // Материалы Восьмых Санкт-Петербургских этнографических чтений. «Полевые этнографические исследования». - Санкт-Петербург, 2009. - С. 384-387.

8. Владимирцов Б. Я. Образцы монгольской народной словесности: СевероЗападная Монголия. - Л.: Гос. акад. типогр., 1926. - 202 с.

9. Жумбайн Буяндалай Торгууд ардын дууны цомог. - Улаанбаатар, 2000. - 147 с.

10. Кульганек И. В. Мир монгольской народной музыки. - Спб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 224 c.

11. Образцы народной литературы монгольских племен вып. 1 Народные песни монголов. Собр. изд. А. Позднеевым. - СПб. Тип. Импер. Акад. наук, 1880 г. -346 с.

12. Омакаева Э. У. Проблемы текстообразования в фольклорном дискурсе: жанр калмыцкой песни в свете лексикографического и корпусного подходов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - Элиста: КИГИ РАН, 2011. № 1. - С. 21-27.

13. Омакаева Э. У., Алимаа А. Песенный фольклор монгольских народов: наследие и современность (по материалам полевых исследований 2007 г.) // Фольклор в контексте культур: мат-лы Всерос. науч. конф., г. Махачкала, 12 марта 2009 г. -Махачкала, 2009. - С. 44-47.

14. Омакаева Э. У., Борлыкова Б. Х. Монгол ба халимаг «Жацгар» баатарлаг тууль, ардын дуу, бYжиг биелгээ бичиж авах хээрийн судлалгааны еронхий тойм (экспедицийн туршлагаас) // Гадаадын монгол судлаач залу эрдэмтдийн эрдэм шинжилгээний бага хурлын илтгэлийн эмхэтгэл. - Улаанбаатар: Удам соел, 2014.

- 180-189 т.

6

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

15. Омакаева Э. У., Борлыкова Б. Х. Этнолингвистическое изучение песенного фольклора ойратов Синьцзяна: из экспедиционного опыта // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - Элиста: КИГИ РАН 2012. № 4. -С.180-186.

16. Ут сайхан ^рэн (Дерведийн Тегс хYлэг Далай хааны хошуунд дуулагдаг дууны эмхтгэл). Эмхтгэн хэвлYYлсэн И. Ганболд, хянан тохиолдуулсан На. СYхбаатар. -Улаанбаатар, 2005. - 110 с.

17. Шараева Т.И. Свадебный обряд // Калмыки. - М.: Наука, 2010. - 268 с.

18. Яцковская К. Н. Народные песни монголов. - М.: Наука, 1988. - 250 с.

7

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Boskha Borlykova

Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences Russia, the Republic of Kalmykia, the city of Elista E-Mail: borlboskha@mail.ru

About song folklore of the Torguud of Bulgan somon of Khovd aimag of Mongolia

Abstract. The article is devoted to the study of the current state of song folk culture of Torguud of Khovd aimag of Mongolia. The author gives the history of the study and the publication of songs of different sub-ethnic groups of Mongolian Oirats. Samples of the genre varieties of song folklore recorded by the author during his expedition in the summer of 2014 are presented.

Keywords: song folklore; the torguud of Mongolia; Bulgan somon; long song; lullaby; lyric

song.

8

15FILMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

REFERENCES

1. Balchigijn Katuu. Derved ardyn aman zohiol. - Ulaanbaatar, 2005. - 274 s.

2. Balchigijn Katuu. Derved ardyn najryn bolon bogino duu. - Ulaanbaatar, 2005. - 387 s.

3. Basangova T. G. Pesni-plachi kalmyckoj svad'by // Protjazhnye pesni mongol'skih narodov. - Ulan-Udje: Izd-vo BNC SO RAN, 2010. - S. 89-95.

4. Borlykova B. H., Omakaeva Je. U. Shin^ana eerdin duuna tuskar (2012 ж)Ы bolsn jekspedicin bichvras) // Uchastie kalmykov v ukreplenii rossijskoj gosudarstvennosti: Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 1150-letiju rossijskoj gosudarstvennosti i Godu rossijskoj istorii (g. Jelista, 29 nojabrja 2012 g.). -Jelista: KIGI RAN, 2012. - S. 204-207.

5. Borlykova B.H. Barun MoHhlyn eerdnrin keg^min tuskar // Halimagijn mongol sudlal. Biblioteka ojratika XXIII. - Ulaanbaatar: «Sojombo priting» hjevljeh Yjldvjer. 2011. -S. 166-172.

6. Borlykova B.H. O pesennom fol'klore ojratov Zapadnoj Mongolii (po materialam mezhdunarodnyh nauchnyh jekspedicij) // Fol'klor v kontekste kul'tury: Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchnoj konferencii. (Mahachkala, 10 marta 2011 g.). -Mahachkala, DGPU, 2011. - S. 14-16.

7. Borlykova B.H. O strunnyh muzykal'nyh instrumentah ojratov Zapadnoj Mongolii (po materialam polevyh issledovanij 2007) // Materialy Vos'myh Sankt-Peterburgskih jetnograficheskih chtenij. «Polevye jetnograficheskie issledovanija». - Sankt-Peterburg, 2009. - S. 384-387.

8. Vladimircov B. Ja. Obrazcy mongol'skoj narodnoj slovesnosti: Severo-Zapadnaja Mongolija. - L.: Gos. akad. tipogr., 1926. - 202 s.

9. Zhumbajn Bujandalaj Torguud ardyn duuny comog. - Ulaanbaatar, 2000. - 147 s.

10. Kul'ganek I. V. Mir mongol'skoj narodnoj muzyki. - Spb.: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2001. - 224 c.

11. Obrazcy narodnoj literatury mongol'skih plemen vyp. 1 Narodnye pesni mongolov. Sobr. izd. A. Pozdneevym. - SPb. Tip. Imper. Akad. nauk, 1880 g. - 346 s.

12. Omakaeva Je. U. Problemy tekstoobrazovanija v fol'klornom diskurse: zhanr kalmyckoj pesni v svete leksikograficheskogo i korpusnogo podhodov // Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN. - Jelista: KIGI RAN, 2011. № 1. - S. 21-27.

13. Omakaeva Je. U., Alimaa A. Pesennyj fol'klor mongol'skih narodov: nasledie i sovremennost' (po materialam polevyh issledovanij 2007 g.) // Fol'klor v kontekste kul'tur: mat-ly Vseros. nauch. konf., g. Mahachkala, 12 marta 2009 g. - Mahachkala, 2009. - S. 44-47.

14. Omakaeva Je. U., Borlykova B. H. Mongol ba halimag «ZhaHgar» baatarlag tuul', ardyn duu, bYzhig bielgjeje bichizh avah hjejerijn sudlalgaany eronhij tojm (jekspedicijn turshlagaas) // Gadaadyn mongol sudlaach zalu jerdjemtdijn jerdjem shinzhilgjejenij baga hurlyn iltgjelijn jemhjetgjel. - Ulaanbaatar: Udam soel, 2014. - 180-189 t.

15. Omakaeva Je. U., Borlykova B. H. Jetnolingvisticheskoe izuchenie pesennogo fol'klora ojratov Sin'czjana: iz jekspedicionnogo opyta // Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN. - Jelista: KIGI RAN 2012. № 4. - S. 180-186.

16. Ut sajhan kYrjen (Dervedijn Tegs hYljeg Dalaj haany hoshuund duulagdag duuny jemhtgjel). Jemhtgjen hjevlYYlsjen I. Ganbold, hjanan tohiolduulsan Na. SYhbaatar. -Ulaanbaatar, 2005. - 110 s.

17. Sharaeva T.I. Svadebnyj obrjad // Kalmyki. - M.: Nauka, 2010. - 268 s.

18. Jackovskaja K. N. Narodnye pesni mongolov. - M.: Nauka, 1988. - 250 s.

9

15FILMN414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.