Тиунов И.М., Блохин А.Ю. 2011. Водно-болотные птицы Северного Сахалина. Владивосток: 1-344.
Тиунов И.М., Блохин А.Ю. 2012. Редкие и малочисленные виды птиц Северного Сахалина (новые встречи) // Рус. орнитол. журн. 21 (827): 3192-3198. Тиунов И.М., Блохин А.Ю. 2015. Гнездование морянки Clangula hyemalis на Северном
Сахалине // Рус. орнитол. журн. 24 (1156): 2176-2178. Шунтов В.П. 1998. Птицы дальневосточных морей России. Владивосток, 1: 1-423.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1668: 4542-4544
О первой находке птенцов тетеревятника Accipiter gentilis в горах Заилийского Алатау
В.Н.Дворянов
Владимир Николаевич Дворянов. Общество любителей птиц «Ремез». Алматы, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12 августа 2018
В конце июня 1968 года, немного отдохнув от армии, я устроился на работу в «Каззоокомбинат» на должность охотника-ловца. Примерно через три недели заместитель директора по науке Руфим Имамо-вич Зайнутдинов предложил мне поискать гнёзда канюков Buteo sp. и достать их птенцов. Летом этих крикливых птиц я часто встречал недалеко от Алма-Аты в Аксайском ущелье на местной горе Мохнатке. Гора, расположенная в 10 км к юго-западу от нынешней границы мегаполиса, получила своё название за склоны, густо поросшие тянь-шанской елью и рябиной. Внизу её украшали берёзовые, осиновые и сосновые рощицы. Мохнатка была удобна для поиска канюков ещё и потому, что в здешних горах работал лесничим дядя моего друга и одноклассника Александра Нелаева. У родственника на склоне Мохнат-ки был сенокос, стоял просторный шалаш. По моей просьбе приятель связался с двоюродным братом, в то время старшеклассником Колей Чирковым, который хорошо знал эти места, и через пару дней, ближе к вечеру, мы уже подходили к знакомому шалашу.
На следующее утро мы приступили к поиску. Хищных птиц было довольно много. Пробираясь сквозь чащу леса, постоянно видели над головой то парящего коршуна Milvus migrans, то канюка. В некоторых местах они начинали приближаться к нам и тревожно кричать. Такие районы мы осматривали особенно тщательно, но ни одного гнезда так и не нашли. Уже после обеда, примерно в километре от сенокоса, на северо-западном склоне Мохнатки мы наткнулись на огромный еловый пень, весь обляпанный птичьим помётом. Вокруг него и на нём
были раскиданы перья различных птиц. Пень явно служил своего рода «столовой» для какой-то хищной птицы. Значит, где-то рядом могло быть и гнездо. После недолгих поисков оно было обнаружено в 20 м от пня на средней по размерам ели. Гнездо располагалось в 10-12 м от земли. С трёх сторон его прикрывали рядом растущие деревья. И хотя гнездо было диаметром около метра, разглядеть его можно было только в одном месте — с небольшой полянки. На земле под елью также было много перьев. В гнезде сидели 4 уже оперённых (один с остатками пуха) крупных птенца размером с курицу. Николай тут же полез на дерево, прихватив с собой небольшой мешок и длинный шнур. А я остался внизу принимать птенцов и упаковывать их в мешок. Минут через 15 птенцы благополучно были доставлены вниз. Прежде чем спуститься, приятель выкинул из гнезда высохшие останки пустельги Falco tinnunculus. Взрослых птиц мы так и не увидели, хотя их встревоженные крики несколько раз доносились из крон ближайших елей. В том, что это были канюки, я не сомневался: размеры и окраска птенцов указывали на это. Вернувшись к шалашу, мы привязали их за ноги на небольшом расстоянии друг от друга к стойкам шалаша и занялись приготовлением ужина.
Птенцы тетеревятника Аесгргйггgentilis. Аксайское ущелье, Заилийский Алатау. Июль 1968 года. Фото автора.
Утром следующего дня один из птенцов отвязался и сбежал. Часа два искали мы беглеца, но так и не нашли. Сразу за шалашом начинались обширные, протянувшиеся на сотню метров заросли малины,
так что найти его в этих колючих дебрях было практически невозможно. Перед тем как отправиться домой, я сфотографировал оставшихся трёх птенцов на коньке шалаша (см. рисунок).
Когда я принёс свою первую добычу в контору «Зоокомбината» и выпустил птенцов на пол, Р.И.Зайнутдинов долго приглядывался к ним и выразил сомнение в их принадлежности канюкам. Позднее, после линьки молодых, стало ясно, что это тетеревятники, о чём я узнал от Р.И.Зайнутдинова через несколько лет. Я знал, что тетеревятник не относился тогда к числу птиц, гнездившихся в горах Заилийского Алатау, и рассказывал при случае об этих птенцах знакомым орнитологам. Сообщил я о необычной находке и Мстиславу Николаевичу Коре-лову, показав ему фотографию трёх «канючат», сидящих на коньке шалаша. Тот подтвердил, что это тетеревятники.
В июле 2010 года я опубликовал небольшой рассказ об этой находке в газете «Remiz» (№ 19) Общества любителей птиц «Ремез». Однако первая находка в горах Заилийского Алатау птенцов тетеревятника осталась малоизвестной. О чём свидетельствуют, в частности, публикации М.Н.Корелова, П.В.Пфандера (1983) и Б.М.Губина (2017).
Литератур а
Губин Б.М. 2017. Встреча выводка тетеревятника Accipiter gentilis в Заилийском Алатау
// Рус. орнитол. журн. 26 (1496): 3779. Корелов М.Н., Пфандер П.В. 1983. О новом южном районе гнездования тетеревятника // Экология хищных птиц. М.: 65.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1668: 4544-4546
Малый погоныш Porzana parva в Кулундинской степи
A .П.Велижанин
Второе издание. Первая публикация в 1928*
Во всей имеющейся литературе по орнитофауне Западной Сибири совершенно отсутствуют сведения о нахождении малой курочки, или малого погоныша Porzana parva в пределах нашего края. Поэтому считаю, что мои наблюдения над этим видом представляют некоторый интерес. Впервые я встретил P. parva в июне 1913 года во время своей небольшой экскурсии в Кулундинскую степь.
* Велижанин А.П. 1928. Малая курочка (Porzanaparva Scop.) в Кулундинской степи // Uragus 6, 1: 11-12. 4544 Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1668