Научная статья на тему 'О первой гнездовой находке рябинника turdus pilaris в Волго-Ахтубинской пойме (в пределах Калмыкии)'

О первой гнездовой находке рябинника turdus pilaris в Волго-Ахтубинской пойме (в пределах Калмыкии) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
74
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Музаев Валентин Манцаевич

Второе издание. Первая публикация: Музаев В.М. 2007. О первой гнездовой находке рябинника в Волго-Ахтубинской пойме (в пределах Калмыкии) // Стрепет 5, 1/2: 94-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О первой гнездовой находке рябинника turdus pilaris в Волго-Ахтубинской пойме (в пределах Калмыкии)»

Куля встречена пара фламинго, в феврале 2002 года в юго-западной части Иссык-Куля встречен один молодой.

29 октября 2015 в юго-восточной части озера Иссык-Куль встречены 16 фламинго, которые кормились на прибрежном болоте. В начале ноября там регистрировали только 4 особи, а болото было большей частью покрыто льдом. Два молодых фламинго, пролетевшие в южном направлении, вечером 15 октября 2015 отмечены на водохранилище Спартак в Чуйской долине. Птицы летели на высоте, не превышавшей 100 м. Вероятно, они сидели на берегу водохранилища и были вспугнуты выстрелами охотников.

Литератур а

Кыдыралиев А.К. 1976. Водоплавающие и околоводные птицы Иссык-Кульского заповедника // Тр. Иссык-Кульского заповедника. Фрунзе: 24-44. Янушевич А.И., Тюрин П.С., Яковлева И.Д., Кыдыралиев А.К., Семёнова Н.И. 1959. Птицы Киргизии. Фрунзе, 1: 1-229.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1288: 1837-1841

О первой гнездовой находке рябинника Turdus pilaris в Волго-Ахтубинской пойме (в пределах Калмыкии)

В.М.Музаев

Второе издание. Первая публикация в 2007*

Область гнездования рябинника Turdus pilaris охватывает значительную часть Евразии от Скандинавии, долины Рейна и восточной Франции на западе до бассейна Алдана и долины Шилки на востоке (Степанян 2003), где этот вид заселяет лесную, лесостепную и, частично, лесотундровую зоны (Бёме и др. 1996; Рябицев 2001). Гнездовые местообитания рябинника — различные типы естественных и искусственных лесонасаждений (хвойные, лиственные, смешанные), включая приусадебные участки в посёлках, сады, городские парки и лесопарки; в южных частях ареала наиболее часто гнездится в поймах больших и малых рек.

Характерной особенностью гнездовых биотопов этого дрозда является сочетание древесно-кустарниковой растительности с открытыми

* Музаев В.М. 2007. О первой гнездовой находке рябинника в Волго-Ахтубинской пойме (в пределах Калмыкии) // Стрепет 5, 1/2: 94-98.

участками, где эти птицы преимущественно собирают корм. Гнездится рябинник, как правило, небольшими группами или колониями, насчитывающими от 2-3 до 10-15, реже больше гнездовых пар; нередко селится отдельными парами. На большей части ареала рябинник обычен, а местами и многочислен (Гладков 1954; Артемьев, Попов 1978; Мальчевский, Пукинский 1983; Завьялов и др. 1996; Рябицев 2001).

В конце 1940-х — начале 1950-х годов южную границу гнездования рябинника в европейской части бывшего СССР проводили приблизительно от Уральска в направлении Саратова, Воронежа и Полтавы (Дементьев и др. 1948; Гладков 1954). В 1970-е годы она проходила уже несколько южнее — по Саратовской, Воронежской, Полтавской и Киевской областям включительно (Иванов 1976). По Л.С.Степаняну (1978), в то время в пределах Украины вид гнездился на юг до 49-50-й параллелей (на Волыно-Подольской возвышенности, возможно, южнее), в долинах Волги и Урала до 51-й параллели. Указанные координаты охватывают и северные районы Волгоградской области, где рябинник тогда был редкой гнездящейся птицей (Кубанцев, Чернобай 1982). Таким он считается здесь и сейчас (Чернобай 2004).

Проведённое А.И.Ивановым и Л.С.Степаняном некоторое расширение границ гнездовой части ареала рябинника связано, несомненно, как с интенсификацией авифаунистических исследований в стране, так и с уже тогда имевшей место у этого вида тенденцией к расселению (Мальчевский, Пукинский 1983; Атлас... 2003). По литературным данным, в последние десятилетия отмечается заметное расселение этого дрозда в южном направлении, по крайней мере на юго-западе европейской части России. Так, в Ростовской области, где этот процесс наиболее прослежен, за 20-30 лет рябинник практически полностью заселил всю северную половину региона и дошёл уже до Нижнего Дона. Основные места его гнездования здесь — пойменные насаждения, граничащие с лугами (Белик, Ханин, Утянская 2000).

В свете сказанного, сделанная нами в 2006 году находка жилого гнезда дрозда-рябинника в средней части Волго-Ахтубинской поймы (47°36' с.ш., 46°42' в.д.) может служить, по-видимому, доказательством расселения этого вида также и вдоль поймы Волги по территории Волгоградской и Астраханской областей. Возможные причины спонтанного расселения рябинника и других видов птиц, имевшего место в XX веке и продолжающегося зачастую до сих пор, применительно главным образом к степному Придонью проанализированы В.П.Великом (2000).

Гнездо рябинника найдено 29 июля 2006 на острове Средний, расположенном среди Волги против посёлка Цаган Аман (Юстинский район Республики Калмыкия). Остров имеет наносное происхождение; начало его образования, по словам старожилов, относится к концу 1950-х —

началу 1960-х годов. Форма острова более или менее овальная, вытянутая с северо-запада на юго-восток. Его максимальные размеры в межень составляют примерно 1x2 км. Большая часть острова покрыта древесно-кустарниковой растительностью. В основном это тополь чёрный, или осокорь Populus nigra и ива белая Salix alba, представленные как спелыми насаждениями, с высотой древостоя до 10-15 и даже до 20 м, так и порослью, образующей местами почти непролазные чащи. Остальная часть острова занята протоками и лагунами, имеющими обычно песчаные берега и дно и частично или полностью пересыхающими к концу лета.

Гнездовой участок рябинников располагался недалеко от одного из затонов на краю густого ивняка, граничащего с небольшой поляной. Гнездо было построено на высоте 1.9 м от земли, довольно открыто, у вершины сломанного ствола в мутовке, образованной отходящими от него ветвями, с опорой на две расположенные наклонно довольно толстые ветки. Оно имело типичную для дроздов чашеобразную форму, внутренняя сторона его была полностью оштукатурена грязью. Размеры гнезда были следующими, см: диаметр гнезда по верхнему сцементированному краю 12-13, в наиболее широкой средней части 15-18, высота гнезда 11, диаметр лотка 10-11, глубина лотка с выстилкой — 8, без выстилки — 9.

В гнезде находились 4 взрослых, уже готовых к вылету птенца. Один из них покинул гнездо сразу, второй успел выскочить при попытке накрыть гнездо рукой, остальные были пойманы, сфотографированы и описаны. Судя по размерам, они были примерно одинакового возраста, полностью покрыты пером, маховые развернулись не менее чем на 2/3 их длины. К примеру, у одного из птенцов, при длине пятого первостепенного махового в 55 мм, длина развернувшейся части опахала составляла 40 мм. Длина сложенного крыла — 70 мм, длина хвоста — 40 мм. Яйцевого зуба у птенцов уже не было. Возраст таких птенцов составляет примерно 2 недели (Мальчевский 1959; личные наблюдения). Поскольку птенцы воробьиных птиц после вылета из гнезда обратно в него, как правило, уже не возвращаются, последнее было взято в коллекцию; оно хранится в музее местной гимназии.

Поведение родителей у гнезда было типичным для рябинников: всё время, пока мы находились на их гнездовом участке, птицы вели себя очень демонстративно и сильно беспокоились. Других дроздов или их гнёзд в данном районе ни в этот день, ни через две недели нам обнаружить не удалось. Поэтому мы предполагаем, что здесь имело место одиночное гнездование. В то же время это были не единственные рябинники на острове. Так, 12 августа нами были встречены 3 особи (пара и одиночка) ещё в двух местах в 300 м друг от друга, приблизительно в 400 и 300 м от места нахождения вышеописанного гнезда.

Обращают на себя внимание довольно поздние сроки гнездования найденной нами пары. Поскольку насиживание у рябинников, по литературным данным, длится 13-14 дней, а начало его может индивидуально варьировать (Maicatsch 1976), откладка яиц у «нашей» пары началась в последних числах июня — первых числах июля. Однако это не единственный случай. Позднее гнездование рябинника известно и в других частях ареала. Например, в Ленинградской области в самом позднем из найденных гнёзд первое яйцо было отложено 29 июня, а птенцы из него вылетели 30 июля (Мальчевский, Пукинский 1983). В Волжско-Камском крае свежие кладки встречаются до последних чисел июня (Артемьев, Попов 1978). Под Казанью 16 июля было найдено гнездо с ещё не оперёнными 4 птенцами (Гладков 1954).

До нашей находки рябинник в Калмыкии считался обычным на пролёте и редким на зимовке видом (Белик, Комаров, Музаев и др. 2006). Теперь же мы можем отнести этого дрозда к числу редких гнездящихся птиц Калмыкии.

Автор выражает искреннюю благодарность преподавателям Цаганаманской гимназии Н.О.Ходжаевой, Л.Б.Хамуровой, Т.С.Лазаревой и Б.С.Горяеву, бывшему ученику гимназии С.Лиджиеву, а также нынешним её учащимся Е.Муняновой, Д.Бадышевой, М.Семёновой за организацию выезда на остров и помощь в сборе материала.

Литератур а

Атлас гнездящихся птиц Европы Европейского совета по учётам птиц: Сокращенная

версия текстовой части на русском языке. 2003. М.: 1-338. Артемьев Ю.Т., Попов В.А. 1978. Семейство дроздовые Turdidae // Птицы Волжско-

Камского края: Воробьиные. М.: 70-94. Белик В.П. 2000. Птицы степного Придонья. Ростов-на-Дону: 1-376. Белик В.П., Комаров Ю.Е., Музаев В.М., Русанов Г.М., Реуцкий Н.Д., Тильба П.А., Поливанов В.М., Джамирзоев Г.С., Хохлов А.Н., Чернобай В.Ф. 2006. Орнитофауна Южной России: характер пребывания видов и распределение по регионам // Стрепет 4, 1: 5-35.

Белик В.П., Ханин М.В., Утянская С.В. 2000. Гнездящиеся птицы Ростовской области: Полевой определитель. Ростов-на-Дону: 1-103. Бёме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. 1996. Птицы. Энциклопедия природы России. М.: 1-432. Гладков H.A. 1954. Рябинник Turdus pilaris L. // Птицы Советского Союза. М., 6: 413-420. Дементьев Г.П., Гладков H.A., Птушенко Е.С., Судиловская А.М., 1948. Определитель птиц СССР. М.: 1-450. Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Капранова Т.А., Лобанов A.B., Табачишин В.Г. 1996. Фауна птиц Саратовской области: Отряд Воробьинообразные - Passeriformes: Методическое пособие. Саратов: 1-181. Иванов А.Н. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-276.

Кубанцев Б.С., Чернобай В.Ф. 1982. Птицы северных районов Нижнего Поволжья. Волгоград: 1-72.

Мальчевский А.С. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробьиных птиц Европейской части СССР. Л.: 1-282. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504.

Рябицев В.К. 2002. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-608. Степанян Л.С. 1978. Состав и распределение птиц фауны СССР: Воробьинообразные

Passeriformes. М.: 1-392. Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Чернобай В.Ф. 2004. Птицы Волгоградской области. Волгоград: 1-287. Makatsch W. 1976. Turdus pilaris L. // Die Eier der Vögel Europas, Bd.2. Leipzig; Radebeul: 191-192.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1288: 1841-1842

К гнездовой биологии филина Bubo bubo на Юго-Восточном Устюрте (Туркменистан)

В.П.Шубенкин

Второе издание. Первая публикация в 1984*

Наблюдения проводились весной и летом 1982 года в Капланкыр-ском заповеднике на южной окраине Устюрта (Северная Туркмения). На обследованной площади около 85 км2 было найдено три гнезда филина Bubo bubo, находившихся друг от друга в 1.8-3.2 км. Гнёзда представляли собой ямки в песке диаметром 25-30 см и были устроены в нишах под плитами известняка на склонах карстовых воронок и оврагов.

Первое гнездо с кладкой из 5 яиц обнаружено 10 марта 1982, когда взрослые уже насиживали. Через два-три дня было отложено 6-е яйцо. Вылупление началось 1-2 апреля и с интервалами в 2-4 дня продолжалось до 13-15 апреля. Одно яйцо оказалось не оплодотворённым. В начале выкармливания взрослые регулярно делали запасы пищи (у гнезда постоянно лежало 6-9, иногда до 14 песчанок). Первый выход птенцов из гнезда зафиксирован 10 мая. Родители ежедневно отводили птенцов в новые укрытия на расстоянии 100 м, пытаясь, видимо, спрятать молодых от наблюдателей. 29 мая старшие птенцы могли перелетать расстояние до 40 м. В это время цвет радужины их глаз изменился с жёлтого на оранжевый. 3 июня два птенца свободно летали на расстояние более 100 м (длина крыла у них была 33.5 и 38.5 см). До конца наблюдений (26 июня) все 5 птенцов держались вместе.

Второе гнездо с 3 недавно вылупившимися птенцами и 1 наклюнутым яйцом найдено 12 апреля. Третье гнездо с 4 птенцами обнаружено

* Шубенкин В.П. 1984. К гнездовой биологии филина Bubo bubo на Юго-Восточном Устюрте //Изучение и охрана заповедных объектов. Алматы: 48-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.