ООО «Армада-Транс» 2010. URL: http://negabarit.com.ua/novosti/99-geleznodorognie-perevozki.html.
5. COTIF // Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Англорусский словарь-справочник / Под ред. проф. Л.Е. Стровского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — Т. 3. — С. 484. — 508 с. — ISBN 5-238-00253-Х
Азитова Г. Ш., к. пед. н.
доцент
кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины»
Альметьевский филиал КНИТУ им. А.Н. Туполева-КАИ Россия, г. Альметьевск Азитова З.Ш. старший преподаватель Академия управления "ТИСБИ" факультет среднего профессионального образования
Россия, г. Казань Азитова Г. Ш., к. пед. н.
доцент КФУ
Хэнаньский университет КНР, провинция Хэнань О ПЕРВОНАЧАЛЕ МИРА В МИФАХ ON THE FIRST ELEMENTS IN THE MYTHS WORLD
Основной вопрос философии - это вопрос о том, как был создан мир. Мифы древних цивилизаций сходятся к тому, что все началось с хаоса. В статье рассматриваются различные точки зрения на данный вопрос.
Ключевые слова: философы, жизненный вопрос, Вселенная, жизнь, картина мира.
The major issue of philosophy is how the world was created. Myths of ancient civilizations tell us that everything started with chaos. The article discusses different points of view on this issue.
Keywords: philosophers, vital question, Universe, life, world picture.
Основным вопросом философии, от древних греков до сего дня, является извечный вопрос: что является первоначалом мира. Желание объяснить сущность природы и Вселенной всегда захватывало передовые умы всех поколений человечества. В этом смысле философия тесно связана с мифологией, то есть наследует ее взгляд на картину мира. В мифах пытаются ответить на философский вопрос: как возник мир, и что является первоначалом мира. Но в отличие от мифологии философия пытается найти ответ на вопрос: из чего и как произошла жизнь на нашей планете.
Фалес, основоположник древнегреческой философии, говорил, что всё в мире имеет свое начало-рождение и конец-смерть. Так, все живое создано,
по его словам, благодаря водной стихии. В конце жизненного цикла все сущее снова превращается в воду. Вода на поверхности Земли испаряется и становится источником питания для солнца и звезд, а затем в виде дождя возвращается на землю. Частички воды создают росу, влагу, туман, которые испаряясь, поднимаются в небо. Так происходит круговорот воды в природе.
Известный в Древней Греции философ Анаксимен первоначалом мира считал воздух. Он представлял его как бесконечную стихию, которая окутывает планету.
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский считал вопрос о первоначале мира одним из главных вопросов человечества. В понимании философа огонь - это, не что иное, как субстанциональное начало Вселенной. Он сравнивает мир с Вселенной, называя его Космосом, в котором живой огонь возник стихийно и стал основой изменения мира. Вселенная, как считал Гераклит, безгранична, но и она имеет свое начало и конец. Вселенная закономерно периодически воспламеняется и потухает.
Гераклит ассоциирует постоянно изменяющийся Космос со стремительным речным потоком. Он считает, что движение характерно всему существующему, а природа может не останавливаясь, преображаться и принимать причудливые формы.
Еще одним известным в научных кругах откровением стало учение Элейской философской школы Зенона, Ксенофана и Парменида. Основным понятием этой философской школы было бытие. Существование мира статично, оно не изменяется. Бытие не ограничивается во времени, но имеет ограничения в пространстве и даже имеет форму удлиненного шара. Ксенофан назвал это понятие Всевышним и считал, что Вселенная создана Богом.
Демокрит в своих учениях пытался объяснить причину возникновения и развития мира Вселенной. Он считал, что атомы, хаотично двигаясь, сталкиваются и образуют определенные молекулярные соединения. Из этой массы отделяется нечто аморфное, напоминающее оболочку. Эта оболочка окутывает планету и образует атмосферу. Плотные и твердые частицы, по мнению Демокрита, собираются в центре и образуют земную твердь. Демокрит считал, что Вселенная бесконечна и у нее нет границ в пространстве. И в этой Вселенной содержится огромное количество различных миров. Человек также состоит из скопления атомов, но отличается от других существ тем, что у него есть душа и разум, которые, в свою очередь, также состоят из более маленьких подвижных огненных атомов. По мнению Демокрита, дыхание человека связано с его душой. В его понимании в воздухе содержатся атомы души, которые при вздохе входят в организм вместе с потоком воздуха. Основываясь на этой теории, ученый предполагал, что в дыхании заключены и жизнь, и смерть всего живого. Со смертью человека душевные атомы покидают организм и тем самым способствуют уничтожению физического тела.
С момента возникновения Вселенной и самого человека вопрос о первоначале всего живого и неживого остается открытым. В период своего формирования человек, как разумное существо, пытался познать окружающий мир, разгадать тайны природы и первоначала мира, познать как возникла жизнь на нашей планете. Огромный вклад в развитие этого философского вечного вопроса внесли первые философы Древней Греции. Они стремились воссоздать картину мира, выявить всеобщие закономерности бытия.
Первоначала мира согласно мифу Древнего Египта произошло от бога Нун (Хаос), от которого произошел бог Ра (Солнце). Благодаря Ра (Солнце) возникли боги Шу (Воздух) и Тефнут (Вода). От них родилась новая пара богов: Геб (Земля) и Нут (Небо). От Земли и Неба родились: Осирис (бог загробного мира), Исида (богиня плодородия) и Сет (бог пустыни).
Мифы Древней Греции о первоначале мира практически повторяют древнеегипетскую версию. Сначала был Хаос, от него появились Земля (Гея), Время (Хронос), Мрак (Эраб), Ночь (Нюкта) и Бездна (Тартар). От Ночи и Мрака появились Свет (Эфир) и День (Гемера). От Света и Дня родилась морская богиня (Талассу)
Согласно шумеро-аккадским мифам Междуречья (Месопотамия) первоначала мира идет от богов Тиамат и Апсу, которые смешали свои воды и дали начало миру. Эта точка зрения также сходится к стихии, из которого возник мир.
В Зороастризме формирование планеты проходило циклично на протяжении XII тысячелетий, где каждый этап состоит из трех тысяч лет. Первые три тысячи лет были духовными и невидимыми. Второй период был ознаменован возникновением живых организмов. Далее Ахура-Мазда создал небо и звезды. Затем для освещения и роста всего живого он создал солнце, а для отдыха и раздумий луну. День сменялся на ночь, дни собирались в недели, недели на месяцы, месяцы в года. Так двигалось время. В этот же период создается прообраз первого человека Гайморта и первобыка.
Согласно мифам Месопотамии, от первочеловека стал развиваться род человеческий, а от первобыка появились различные животные. Весь мир состоял из противоборствующих сил (добра и зла), которые столкнувшись, создали хаос. Хаос привел в движение горы и земли. Воды заливали равнины, извергались вулканы, и с небес падало на землю огромное количество воды.
Третий период назывался золотым веком. Этот период характерен мировым спокойствием: нет ни жары, ни холода, ни зависти, ни злости, ни старости, ни смерти. Во главе золотого века стоял Йима (Сияющий), а покровителем этого века был Зороастра. Это они, согласно мифу, спасли все живое во время всемирного потопа.
Последний четвертый период характеризуется тем, что каждое тысячелетие появляются три Спасателя-сыновья Зороастры, из них особо известен последний сын - Спасатель (Саошьянт). Он в будущем победит зло
и наступит процесс очищения мира через расплавленный металл, который сожжет все зло на земле. То, что останется после мирового пожара, будет жить вечно.
В Древнекитайских мифах процесс возникновения мира разделен на десять этапов. На каждом этапе люди поднимались на ступень благосостояния выше и постепенно улучшали свою жизнь. В китайской мифологии вопрос первоначала мира раскрывается через понятия Инь и Янь, то есть, все вокруг имеет мужское и женское начало. Китайский миф о возникновении жизни на нашей планете был сформулирован во втором веке до н.э. В древних текстах рассказывается, что в глубокой древности царствовал темный и всесильный Хаос, который и стал причиной формирования мрачного начала ночи (Инь) и светлого начало дня (Янь). Они же образовали небеса и почву. Лишь после этого появился основатель человеческого рода на земле. Он был высокого роста, очень сильный и всемогущий. После смерти он распался на части: тело великана превратилось в землю, глаза превратились в солнце и луну, руки и ноги-стали четырьмя частями света, кровь превратилась в реки, волосы превратились в деревья, зубы стали скалами и камнями, мозг превратился в драгоценный металл. А черви, которые питались его телом, превратились в людей. В древнекитайской мифологии есть еще один миф о первоначале мира. Он гласит, что некогда жила женщина, ее звали Нюйва. Вот она то и слепила из желтой глины первого человека. Когда в результате хаоса наступил всемирный потоп, Нюйва соорудила дамбы и направила все воды на восток. С этих пор, как гласит миф, все реки текут в восточном направлении и это явление характерно лишь для рек, протекающих по территории Китая.
В основной книге христиан - Библии также имеется миф о том, как был создан мир. Это же упомянуто в том числе, в книгах пророков, в псалмах, в книге притчей Соломона, в книге Иова, в книгах Ветхого и Нового Завета. Более подробно о процессе сотворении мира рассказано в книге «Бытие». В ней описывается сам процесс творения. Этот процесс был растянут на шесть дней. Так в первый день Бог создал небо, землю, тьму, воду и свет и отделил свет от тьмы. Второй день был отведен созданию твердой земли посреди воды. В этот же день воды, находящиеся над землей и под землей были отделены. Вода, которая была над землей, стала называться небом. Третий день был отведен для создания рек и растений. На четвёртый день были созданы звезды, солнце и луна. Пятый день был посвящен созданию рыб и подводных животных, рептилий и мир пернатых. И лишь шестой день стал днем создания человека и его домашних животных. Несколько иное толкование о том, как была создана наша планета, имеется в четвертом стихе второй главы «Бытия».
В священном писании рассказывается о том, что созданию мира предшествовало создание райского сада и двух деревьев, которые там росли. Это были священные деревья: дерево жизни и дерево познания добра и зла.
Первая заповедь имела запретный характер. В ней говорилось, что нельзя срывать и есть плоды от этих деревьев. Если это случится, того, кто нарушит этот запрет, ждет страшное наказание: он будет изгнан из райского сада, станет смертным и, познавая добро и зло, будет сам преодолевать все земные трудности. В этом же разделе раскрывается миф о том, как из ребра Адама была создана для него женщина.
Таким образом, анализ различных мифов древних цивилизаций по вопросу первоначала мира показал, что мифы о создании мира, имеют по основным вопросам мироздания одинаковую точку зрения: началом возникновения мира был хаос, который и стал причиной возникновения земли, воды, атмосферы и огня. Это еще раз подтверждает материалистическую точку зрения о том, что жизнь на нашей планете возникла в результате Большого взрыва, который породил хаос, приведший к созданию различных микроорганизмов, эволюционирующих миллионы лет. И этот процесс до сих пор продолжается.
Использованные источники:
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
2. Аттенборо Д. В поисках дракона/Д.Аттенборо.- 2-е изд. Изд.-во: БММ Серия: Клуб путешественников, М., 2015.
3. Радугин, А.А. Философия : курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЦЕНТР, 1996.
4. Великие мыслители Востока: выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира / под ред. Я. Мак-Грил ; пер с англ. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1999.
5. Великие мыслители Запада: главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов / под ред. Я. Мак-Грил. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
6. Великие мыслители о великих вопросах: современная западная философия / под ред. Р.А. Варгезе. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001.
7. Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии («И цзин, Дао дэ цзин, Лунь юй») / А.Е. Лукьянов. - М.: Радикс, 1994.