О ПЕРСПЕКТИВНЫХ фОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДОБРОВОЛЬНОЙ СДАЧЕ НЕЗАКОННО ХРАНЯЩИХСЯ СРЕДСТВ ВООРУжЕНИЯ
А.А. Шмидт
(инспектор по особым поручениям Центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления МВД России по Челябинской области, кандидат юридических наук; [email protected])
Статья посвящена проблеме совершенствования механизма осуществляемого органами внутренних дел контроля за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов. Автором проведен анализ форм профилактической работы органов внутренних дел, сформулированы предложения по использованию инновационных форм агитации и профилактики.
Ключевые слова: оружие и боеприпасы, профилактика правонарушений, полиция, ли-
цензионно-разрешительная система.
Вопросам формирования правосознания владельцев оружия и стереотипов правомерного поведения сегодня уделяется повышенное внимание.
Нестабильная социально-экономическая ситуация, криминализация экономики, а также возникновение ряда локальных вооруженных конфликтов в 90-е гг. ХХ в. и в XXI в. привели к ослаблению контроля со стороны государства за распространением оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ среди населения и в криминальной среде.
В такой сложной обстановке причинами недостаточной подготовленности и укомплектованности для эффективной борьбы с подобного рода преступлениями органов внутренних дел оказались:
1) недостаток в подразделениях ОВД справочного и методического материала по ведению расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
2) низкий уровень взаимодействия подразделений ОВД между собой, а также с иными службами и ведомствами, так или иначе связанными с взрывотехническими объектами;
3) недостачная практическая подготовка сотрудников ОВД по вопросам, связанным с противодействием незаконному обороту, обнаружением, описанием, изъятием и исследованием боеприпасов и взрывчатых веществ;
4) низкий уровень дисциплины отдельных владельцев оружия, руководителей юридических лиц, осуществляющих хранение и использование оружия, допускающих нарушения правил хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, что приводит к утратам и хищениям объектов лицензионно-разрешительной системы, их перетеканию в незаконный оборот.
Указанные причины во многом сохраняют свое влияние на состояние оперативной обстановки сегодня.
Так, по сведениям ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области, территориальными органами внутренних дел за 8 месяцев 2012 года выставлено в розыск 34 единицы утраченного оружия, зарегистрировано 22 преступления с применением оружия, в том числе 2 преступления прошлых лет. Отмечается рост на 2,7 % преступлений, связанных с незаконным приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ). Всего за 8 месяцев зарегистрировано 190 таких преступлений. Кроме того, в 2012 году органами внутренних дел Челябинской области возбуждено два уголовных дела по ч. 1 ст. 222 УК РФ по фактам хищения взрывчатых материалов на горнодобывающем предприятии ОАО «Южуралзолото». Материалы уголовных дел направлены в городской суд
80
г. Пласт, и в июне текущего года бывшие работники предприятия были осуждены и приговорены к лишению свободы.
В этих условиях оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов нуждается в совершенствовании, разработке и внедрении новых методов правового воздействия.
Среди методов правового воздействия (регулирования) традиционно выделяют обязывание лиц, установление запретов, выражение дозволения, наделение лиц правомочием, стимулирование [1, с. 197-201]. Если первые четыре метода нашли свое правовое закрепление в УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе «Об оружии», Постановлении Правительства «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», то метод стимулирования должного отражения в нормативных правовых актах не нашел и, как следствие, в практической деятельности ОВД реализован не в полной мере.
Вместе с тем ГУ МВД России по Челябинской области накоплен значительный опыт в этой сфере. Так, за последние 10 лет в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий под условным наименованием «Оружие» населением области добровольно сдано за вознаграждение 5 гранатометов, 4 пулемета, 2 424 единицы огнестрельного гладкоствольного и нарезного оружия, 313 977 патронов к нему, 1 416 единиц газового оружия, в том числе переделанного для стрельбы боевыми патронами, 492 единицы гранат, мин и снарядов, 2 694 средства взрывания, более 347 килограммов взрывчатых веществ промышленного и военного назначения.
В других регионах России эти показатели, как правило, меньше.
При отсутствии финансирования подобного рода профилактических мероприятий приоритетными становятся методы нематериального стимулирования добровольной сдачи населением незаконно хранящегося оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.
По целям и средствам управленческого воздействия метод стимулирования очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчиненным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощрения [2, с. 146].
В течение последних тридцати лет теоретические проблемы правового поощрения освещались в специальных работах В.М. Баранова [3], Г.М. Петрова [4], А.В. Малько [5, с. 26], В.Н. Кудрявцева [6], А.С. Налбандяна [7] и других.
Этот метод в силу специфики отношений по контролю за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов используется в меньшей степени, что не умаляет его значения в правовом регулировании, а напротив, требует своего развития.
Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:
- фактическим основанием для него являются деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;
- оно связано с оценкой уже совершенных деяний;
- оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
- оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;
- оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемых, стимулируя, побуждая их [8, с. 338, 340].
При этом одним из факторов, влияющих на результаты борьбы с преступностью, является готовность граждан участвовать в этой борьбе. Правоохранительные органы любой страны мира с древнейших времен не обходятся без использования информации, поступающей от населения
[9, с. 11].
Думается, что государство должно поощрять факты сообщения работниками предприятий - участников оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, гражданами о фактах нарушения законодательства, обеспечивающего за-
Юридическая наука и правоохранительная практика конность и безопасность оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.
Такие представления основываются на следующем. Во-первых, поощрение способствует формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры (когда поощряется правомерное поведение). Во-вторых, формируется система внутреннего контроля, которая в силу объективных причин является более эффективной.
Конкретными формами реализации такого содействия должны стать:
- проведение широкой разъяснительной и пропагандисткой компании на постоянной основе;
- организация «телефонов доверия», размещение контактной информации на предприятиях - участниках оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов;
- привлечение к профилактической работе общественности (инициативных граждан, общественных формирований правоохранительной направленности и т.д.), организация взаимодействия с предприятиями, осуществляющими торговлю гражданским и служебным оружием.
I. В целом суть пропаганды соблюдения правил обращения с оружием сводится к систематическому разноплановому информационному воздействию на владельцев оружия и персонал предприятий, являющихся объектами разрешительной системы, и имеет целью формирование у широкого круга лиц как стереотипов допустимого и возможного поведения, так и стереотипов безоговорочного отказа от возможных неправомерных поступков.
Обращаясь к рассмотрению различных способов информационного воздействия на владельцев оружия, можно выделить различные его формы.
На начальных этапах становления разрешительной системы методы пропаганды ограничивались проведением разъяснительных бесед, занятий с трудовыми коллективами организаций, осуществляющих оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.
С увеличением объема легального оборота оружия в целом и ростом доли владельцев оружия стали применяться несколько иные формы работы - тематические публикации в печатных изданиях, организация радиопередач.
Однако в современных условиях этого явно недостаточно; для повышения правовой культуры участников легального оборота оружия необходимо использовать все доступные методы и формы работы.
В современных условиях, когда информационные технологии за последние 20 лет совершили качественный скачок вперед, а степень вовлеченности общества в информационную сферу продолжает расти, на наш взгляд, требуется пересмотр подходов к решению вопросов пропаганды.
Представляется, что информационное воздействие на общество в рамках пропаганды должно носить систематический, разноплановый и инновационный характер, при этом должен быть достигнут разумный компромисс между внедрениемдорогостоя-щих современных технологий и рациональностью расходования бюджетных средств.
Вот только несколько актуальных направлений работы в этой области.
1. В рамках прохождения гражданами соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием представляется целесообразным непосредственное участие инспектора по лицензионно-разрешительной работе на вводном и заключительном занятиях с целью разъяснения правил оборота оружия, а также демонстрации наглядных фото- и видеоматериалов для формирования у обучаемых установки на недопустимость нарушения Правил обращения с оружием.
2. Безусловно, важным и наиболее массовым инструментом информационного воздействия на население является внедрение различных форм социальной рекламы, которая может быть реализована в виде специализированных аудио- и видеороликов на радио и телевидении, различных мультимедийных решений, реализованных на Интернет-сайтах государствен-
82
ных органов, а также путем размещения различной печатной продукции.
3. Наиболее прогрессивной и адресной представляется работа с владельцами оружия посредством электронной почты, SMS-рассылок через сайты операторов сотовой связи либо Интернет-порталов, а также социальные сети. Это позволяет быстро и без дополнительных затрат доводить необходимую информацию до владельцев оружия. Для этого необходимо при приеме заявления о получении, продлении лицензии (разрешения) указывать в графе заявления «особые отметки» соответствующие контактные сведения (адрес электронной почты, номер сотового телефона, сведения о регистрации в социальных сетях). Первый опыт использования такого информирования показал его высокую эффективность.
Таким образом, можно заключить, что в последние годы инструментарий для реализации различных форм пропаганды существенно расширился.
II. Практика организации «телефонов доверия» в сфере борьбы с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и других сферах доказывает эффективность проводимой работы.
Организация «телефонов доверия» по вопросам нарушения законодательства об оружии и взрывчатых материалах представляется весьма эффективной, так как в ряде случаев мотивом сообщения информации, полезной с точки зрения контроля за оборотом объектов разрешительной системы, могут быть сознательность граждан, идейные соображения, устранение конкурентов, месть и т.д. Здесь необходимо отметить, что по общему правилу сообщение гражданами информации о фактах нарушения законодательства должно осуществляться на негласной основе, так как объективные обстоятельства требуют, чтобы сведения о лице, ее сообщившем, остались неизвестными для остальных граждан.
Считаем, что в ряде случаев целесообразно материальное поощрение лиц, предоставивших информацию, благодаря которой был предотвращен вред жизни и здоровью граждан, крупный вред имуществу вне зависимости от форм собственности.
III. Обеспечение правопорядка в стране предполагает разностороннюю деятельность, в которую вовлекаются не только работники различных государственных структур, военнослужащие, но и представители общественных организаций, что для цивилизованного общества является вполне разумным и приемлемым. В этих целях участковым уполномоченным полиции и сотрудникам подразделений лицензионноразрешительной работы необходимо ориентировать граждан и должностных лиц на предоставление информации о фактах незаконного хранения, реализации, приобретения оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов гражданами, проживающими на административном участке и территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России.
Однако наибольший интерес представляет возможность привлечения к работе по побуждению граждан к добровольной сдаче оружия со стороны организаций, осуществляющих торговлю оружием. Такая работа может проводиться следующим образом. В целях побуждения граждан к добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия и боеприпасов, которые ранее были утрачены и найдены, не были обнаружены после смерти владельца оружия и своевременно не изъяты сотрудниками полиции, иным образом вышли из-под контроля органов внутренних дел, необходимо совместно с торгующими предприятиями осуществлять маркетинговые решения.
Так, например, возможно предоставление скидок на приобретение оружия и других сопутствующих товаров для охоты и рыбалки. При этом размер скидки может зависеть от вида и количества добровольно сдаваемых незаконно хранящихся средств вооружения. Так, например, при установлении фиксированной суммы за сдачу одной единицы огнестрельного гладкоствольного оружия в 2 000 рублей гражданин может приобрести в установленном порядке оружие или сопутствующие товары на сумму 10 000 рублей со скидкой 20 %. Консультации с руководителями магазинов оружия показали, что возможны различные решения вопросов содействия
добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия, в том числе предоставление фиксированных и гибких скидок.
Организация взаимодействия с предприятиями, осуществляющими торговлю гражданским и служебным оружием, при организации профилактических мероприятий по добровольной сдаче оружия является новой, но, как нам представляется, весьма перспективной формой профилактической работы, которая в комплексе с другими вышеуказанными мерами должна принести значительные результаты в работе по добровольной сдаче гражданами средств вооружения.
1. Сырых В.М. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред.
В.М. Сырых. М.: Эксмо, 2008. 528 с.
2. Конин Н.М. Административное право России: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 444 с.
3. Баранов В.М., Байтин М.И. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1978. 147 с.
4. Петров Г.М. Особенности применения поощрительных норм // Совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности: тез. докл. областной науч.-практ. конф., 25-26 октября 1989 г. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1989. С. 23-26.
5. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3.
С. 26.
6. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология: монография. М.: Наука, 1982. 287 с.
7. Налбандян А.С. Применение поощрительных норм российского права. Проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. 288 с.
8. Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2009. 608 с.
9. Васьковская Е.В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005. 179 с.