Научная статья на тему 'О перспективных формах организации работы органов внутренних дел по добровольной сдаче незаконно хранящихся средств вооружения'

О перспективных формах организации работы органов внутренних дел по добровольной сдаче незаконно хранящихся средств вооружения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПОЛИЦИЯ / ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / WEAPON AND AMMUNITION / CRIME PREVENTION / POLICE / LICENSING SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмидт А. А.

Статья посвящена проблеме совершенствования механизма осуществляемого органами внутренних дел контроля за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов. Автором проведен анализ форм профилактической работы органов внутренних дел, сформулированы предложения по использованию инновационных форм агитации и профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On perspective forms of organization of work of law enforcement bodies on voluntary surrender of illegally held arms

The article is devoted to a problem of improving the law enforcement bodies control of trafficking in arms, ammunition and explosives. The ways of prevention work carried out by law enforcement bodies are analyzed in the article. Proposals for the use of innovative forms of propaganda and prevention are given by the authors.

Текст научной работы на тему «О перспективных формах организации работы органов внутренних дел по добровольной сдаче незаконно хранящихся средств вооружения»

О ПЕРСПЕКТИВНЫХ фОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ДОБРОВОЛЬНОЙ СДАЧЕ НЕЗАКОННО ХРАНЯЩИХСЯ СРЕДСТВ ВООРУжЕНИЯ

А.А. Шмидт

(инспектор по особым поручениям Центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления МВД России по Челябинской области, кандидат юридических наук; artem-shmidt@yandex.ru)

Статья посвящена проблеме совершенствования механизма осуществляемого органами внутренних дел контроля за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов. Автором проведен анализ форм профилактической работы органов внутренних дел, сформулированы предложения по использованию инновационных форм агитации и профилактики.

Ключевые слова: оружие и боеприпасы, профилактика правонарушений, полиция, ли-

цензионно-разрешительная система.

Вопросам формирования правосознания владельцев оружия и стереотипов правомерного поведения сегодня уделяется повышенное внимание.

Нестабильная социально-экономическая ситуация, криминализация экономики, а также возникновение ряда локальных вооруженных конфликтов в 90-е гг. ХХ в. и в XXI в. привели к ослаблению контроля со стороны государства за распространением оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ среди населения и в криминальной среде.

В такой сложной обстановке причинами недостаточной подготовленности и укомплектованности для эффективной борьбы с подобного рода преступлениями органов внутренних дел оказались:

1) недостаток в подразделениях ОВД справочного и методического материала по ведению расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

2) низкий уровень взаимодействия подразделений ОВД между собой, а также с иными службами и ведомствами, так или иначе связанными с взрывотехническими объектами;

3) недостачная практическая подготовка сотрудников ОВД по вопросам, связанным с противодействием незаконному обороту, обнаружением, описанием, изъятием и исследованием боеприпасов и взрывчатых веществ;

4) низкий уровень дисциплины отдельных владельцев оружия, руководителей юридических лиц, осуществляющих хранение и использование оружия, допускающих нарушения правил хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, что приводит к утратам и хищениям объектов лицензионно-разрешительной системы, их перетеканию в незаконный оборот.

Указанные причины во многом сохраняют свое влияние на состояние оперативной обстановки сегодня.

Так, по сведениям ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области, территориальными органами внутренних дел за 8 месяцев 2012 года выставлено в розыск 34 единицы утраченного оружия, зарегистрировано 22 преступления с применением оружия, в том числе 2 преступления прошлых лет. Отмечается рост на 2,7 % преступлений, связанных с незаконным приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ). Всего за 8 месяцев зарегистрировано 190 таких преступлений. Кроме того, в 2012 году органами внутренних дел Челябинской области возбуждено два уголовных дела по ч. 1 ст. 222 УК РФ по фактам хищения взрывчатых материалов на горнодобывающем предприятии ОАО «Южуралзолото». Материалы уголовных дел направлены в городской суд

80

г. Пласт, и в июне текущего года бывшие работники предприятия были осуждены и приговорены к лишению свободы.

В этих условиях оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов нуждается в совершенствовании, разработке и внедрении новых методов правового воздействия.

Среди методов правового воздействия (регулирования) традиционно выделяют обязывание лиц, установление запретов, выражение дозволения, наделение лиц правомочием, стимулирование [1, с. 197-201]. Если первые четыре метода нашли свое правовое закрепление в УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе «Об оружии», Постановлении Правительства «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», то метод стимулирования должного отражения в нормативных правовых актах не нашел и, как следствие, в практической деятельности ОВД реализован не в полной мере.

Вместе с тем ГУ МВД России по Челябинской области накоплен значительный опыт в этой сфере. Так, за последние 10 лет в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий под условным наименованием «Оружие» населением области добровольно сдано за вознаграждение 5 гранатометов, 4 пулемета, 2 424 единицы огнестрельного гладкоствольного и нарезного оружия, 313 977 патронов к нему, 1 416 единиц газового оружия, в том числе переделанного для стрельбы боевыми патронами, 492 единицы гранат, мин и снарядов, 2 694 средства взрывания, более 347 килограммов взрывчатых веществ промышленного и военного назначения.

В других регионах России эти показатели, как правило, меньше.

При отсутствии финансирования подобного рода профилактических мероприятий приоритетными становятся методы нематериального стимулирования добровольной сдачи населением незаконно хранящегося оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.

По целям и средствам управленческого воздействия метод стимулирования очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчиненным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощрения [2, с. 146].

В течение последних тридцати лет теоретические проблемы правового поощрения освещались в специальных работах В.М. Баранова [3], Г.М. Петрова [4], А.В. Малько [5, с. 26], В.Н. Кудрявцева [6], А.С. Налбандяна [7] и других.

Этот метод в силу специфики отношений по контролю за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов используется в меньшей степени, что не умаляет его значения в правовом регулировании, а напротив, требует своего развития.

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

- фактическим основанием для него являются деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;

- оно связано с оценкой уже совершенных деяний;

- оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

- оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;

- оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемых, стимулируя, побуждая их [8, с. 338, 340].

При этом одним из факторов, влияющих на результаты борьбы с преступностью, является готовность граждан участвовать в этой борьбе. Правоохранительные органы любой страны мира с древнейших времен не обходятся без использования информации, поступающей от населения

[9, с. 11].

Думается, что государство должно поощрять факты сообщения работниками предприятий - участников оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, гражданами о фактах нарушения законодательства, обеспечивающего за-

Юридическая наука и правоохранительная практика конность и безопасность оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.

Такие представления основываются на следующем. Во-первых, поощрение способствует формированию правосознания и повышению уровня правовой культуры (когда поощряется правомерное поведение). Во-вторых, формируется система внутреннего контроля, которая в силу объективных причин является более эффективной.

Конкретными формами реализации такого содействия должны стать:

- проведение широкой разъяснительной и пропагандисткой компании на постоянной основе;

- организация «телефонов доверия», размещение контактной информации на предприятиях - участниках оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов;

- привлечение к профилактической работе общественности (инициативных граждан, общественных формирований правоохранительной направленности и т.д.), организация взаимодействия с предприятиями, осуществляющими торговлю гражданским и служебным оружием.

I. В целом суть пропаганды соблюдения правил обращения с оружием сводится к систематическому разноплановому информационному воздействию на владельцев оружия и персонал предприятий, являющихся объектами разрешительной системы, и имеет целью формирование у широкого круга лиц как стереотипов допустимого и возможного поведения, так и стереотипов безоговорочного отказа от возможных неправомерных поступков.

Обращаясь к рассмотрению различных способов информационного воздействия на владельцев оружия, можно выделить различные его формы.

На начальных этапах становления разрешительной системы методы пропаганды ограничивались проведением разъяснительных бесед, занятий с трудовыми коллективами организаций, осуществляющих оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов.

С увеличением объема легального оборота оружия в целом и ростом доли владельцев оружия стали применяться несколько иные формы работы - тематические публикации в печатных изданиях, организация радиопередач.

Однако в современных условиях этого явно недостаточно; для повышения правовой культуры участников легального оборота оружия необходимо использовать все доступные методы и формы работы.

В современных условиях, когда информационные технологии за последние 20 лет совершили качественный скачок вперед, а степень вовлеченности общества в информационную сферу продолжает расти, на наш взгляд, требуется пересмотр подходов к решению вопросов пропаганды.

Представляется, что информационное воздействие на общество в рамках пропаганды должно носить систематический, разноплановый и инновационный характер, при этом должен быть достигнут разумный компромисс между внедрениемдорогостоя-щих современных технологий и рациональностью расходования бюджетных средств.

Вот только несколько актуальных направлений работы в этой области.

1. В рамках прохождения гражданами соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием представляется целесообразным непосредственное участие инспектора по лицензионно-разрешительной работе на вводном и заключительном занятиях с целью разъяснения правил оборота оружия, а также демонстрации наглядных фото- и видеоматериалов для формирования у обучаемых установки на недопустимость нарушения Правил обращения с оружием.

2. Безусловно, важным и наиболее массовым инструментом информационного воздействия на население является внедрение различных форм социальной рекламы, которая может быть реализована в виде специализированных аудио- и видеороликов на радио и телевидении, различных мультимедийных решений, реализованных на Интернет-сайтах государствен-

82

ных органов, а также путем размещения различной печатной продукции.

3. Наиболее прогрессивной и адресной представляется работа с владельцами оружия посредством электронной почты, SMS-рассылок через сайты операторов сотовой связи либо Интернет-порталов, а также социальные сети. Это позволяет быстро и без дополнительных затрат доводить необходимую информацию до владельцев оружия. Для этого необходимо при приеме заявления о получении, продлении лицензии (разрешения) указывать в графе заявления «особые отметки» соответствующие контактные сведения (адрес электронной почты, номер сотового телефона, сведения о регистрации в социальных сетях). Первый опыт использования такого информирования показал его высокую эффективность.

Таким образом, можно заключить, что в последние годы инструментарий для реализации различных форм пропаганды существенно расширился.

II. Практика организации «телефонов доверия» в сфере борьбы с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и других сферах доказывает эффективность проводимой работы.

Организация «телефонов доверия» по вопросам нарушения законодательства об оружии и взрывчатых материалах представляется весьма эффективной, так как в ряде случаев мотивом сообщения информации, полезной с точки зрения контроля за оборотом объектов разрешительной системы, могут быть сознательность граждан, идейные соображения, устранение конкурентов, месть и т.д. Здесь необходимо отметить, что по общему правилу сообщение гражданами информации о фактах нарушения законодательства должно осуществляться на негласной основе, так как объективные обстоятельства требуют, чтобы сведения о лице, ее сообщившем, остались неизвестными для остальных граждан.

Считаем, что в ряде случаев целесообразно материальное поощрение лиц, предоставивших информацию, благодаря которой был предотвращен вред жизни и здоровью граждан, крупный вред имуществу вне зависимости от форм собственности.

III. Обеспечение правопорядка в стране предполагает разностороннюю деятельность, в которую вовлекаются не только работники различных государственных структур, военнослужащие, но и представители общественных организаций, что для цивилизованного общества является вполне разумным и приемлемым. В этих целях участковым уполномоченным полиции и сотрудникам подразделений лицензионноразрешительной работы необходимо ориентировать граждан и должностных лиц на предоставление информации о фактах незаконного хранения, реализации, приобретения оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов гражданами, проживающими на административном участке и территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России.

Однако наибольший интерес представляет возможность привлечения к работе по побуждению граждан к добровольной сдаче оружия со стороны организаций, осуществляющих торговлю оружием. Такая работа может проводиться следующим образом. В целях побуждения граждан к добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия и боеприпасов, которые ранее были утрачены и найдены, не были обнаружены после смерти владельца оружия и своевременно не изъяты сотрудниками полиции, иным образом вышли из-под контроля органов внутренних дел, необходимо совместно с торгующими предприятиями осуществлять маркетинговые решения.

Так, например, возможно предоставление скидок на приобретение оружия и других сопутствующих товаров для охоты и рыбалки. При этом размер скидки может зависеть от вида и количества добровольно сдаваемых незаконно хранящихся средств вооружения. Так, например, при установлении фиксированной суммы за сдачу одной единицы огнестрельного гладкоствольного оружия в 2 000 рублей гражданин может приобрести в установленном порядке оружие или сопутствующие товары на сумму 10 000 рублей со скидкой 20 %. Консультации с руководителями магазинов оружия показали, что возможны различные решения вопросов содействия

добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия, в том числе предоставление фиксированных и гибких скидок.

Организация взаимодействия с предприятиями, осуществляющими торговлю гражданским и служебным оружием, при организации профилактических мероприятий по добровольной сдаче оружия является новой, но, как нам представляется, весьма перспективной формой профилактической работы, которая в комплексе с другими вышеуказанными мерами должна принести значительные результаты в работе по добровольной сдаче гражданами средств вооружения.

1. Сырых В.М. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред.

В.М. Сырых. М.: Эксмо, 2008. 528 с.

2. Конин Н.М. Административное право России: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 444 с.

3. Баранов В.М., Байтин М.И. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1978. 147 с.

4. Петров Г.М. Особенности применения поощрительных норм // Совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности: тез. докл. областной науч.-практ. конф., 25-26 октября 1989 г. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1989. С. 23-26.

5. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3.

С. 26.

6. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология: монография. М.: Наука, 1982. 287 с.

7. Налбандян А.С. Применение поощрительных норм российского права. Проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. 288 с.

8. Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право России: учебник. М.: Эксмо, 2009. 608 с.

9. Васьковская Е.В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005. 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.