УДК 001
Баландина Наталья Викторовна
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой электроснабжения инженерного факультета филиала Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске [email protected]
Боровик Ольга Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Ессентукского института управления, бизнеса и права г. Ессентуки [email protected]
Шимаров Виктор Александрович
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права г. Ессентуки [email protected]
О ПЕРСПЕКТИВАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Natal’ya V. Balandina
candidate of physical and mathematical Sciences, Head of the Department of power supply. Engineering faculty,
North Caucasian Federal University, branch in Pyatigorsk [email protected]
Olga V. Borovik
candidate of jurisprudence, associate professor of criminal law.
Essentuki Institute of Management, Business and Right milena [email protected]
Victor A. Shimarov
applicant at the Department of all-humanitarian and natural-science disciplines. Essentuki Institute of Management, Business and Right [email protected]
On prospects of
REPRODUCTION OF
THE social relations
Аннотация. Для рассматриваемой темы имеет значение обращение к наиболее современным способам организационной формы совместной деятельности людей. По нашему мнению, в этом ряду концепция «философии жизни» может рассматриваться как актуальная для научного понимания объектов, явлений и процессов воспроизводства социальных отношений. В то же время, актуальное для социальной философии обоснование комплексной проблемы воспроизводства социальных отношений проникнуто спецификой восприятия и интерпретации научных теорий различного масштаба.
Ключевые слова: социальные отношения, общество, философия жизни.
Annotation. For the topic under consideration the appeal to the most modern ways of organizational form of joint activity of people has a significant value. In our opinion, in this row the concept of "life philosophy can be considered as actual for scientific understanding of objects, the phenomena and processes of reproduction of the social relations. At the same time justification of a complex problem of reproduction of the social relations, actual for social philosophy, is imbued with the specifics of perception and interpretation of scientific theories of various extend.
Keywords: social relations, society, life philosophy.
Конструктивные принципы научного анализа воспроизводства социальных отношений прямо определяются условиями и перспективами существования и развёртывания всех сфер жизни конкретного общества. В целях описательной формализации актуальных для данной темы положений «философии жизни» выделим вклад таких мыслителей, как: Ф. Ницше, В. Диль-тей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Л. Клагес, Т. Лессинг, X. Ортега-и-Гасет и др.
Как в масштабных, так и в частных философских теориях воспроизводство социальных отноше-
ний учитывает не отдельные изменения, а их предельное множество, инициирующее изменения элементной базы, параметры структуры общественных институтов. Здесь могут рассматриваться как обособленные, так и взаимодействующие подсистемы материальной, духовной, идеологической, оценочной природы.
Т ак, в сферах материального и духовного производства развитие характеризуется содержанием и целевым базисом движения, мотивацией изменения, преобразования и реализации для соответствующих векторов общественной динами-
37
ки. В то же время, оценочные предпочтения для перспектив воспроизводства социальных отношений восходят от отдельных изменений к их множеству, к системе изменений по структуре и составу элементов общественной композиции. В теории и практике научной аргументации организационных форм совместной деятельности людей такое понимание статуса философского подхода характерно, например, для Г. Гегеля, Дж. Дьюи, К. Ясперса, М. Хайдеггера, в отечественной редакции для идей И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Э.В. Ильенкова, Н.Н. Моисеева, Н.Г. Алексеева и др.
Перспективы воспроизводства социальных отношений могут описываться в модуле изменения состояния фрагментов развивающегося объекта. Это актуально для анализа активности субъекта в конкретной сфере отношений. В то же время, основным содержанием процессов развития остаются существенные изменения в строении коллективного субъекта и параметров индивидуальной жизни.
Источники и предпосылки воспроизводства социальных отношений часто скрыты наслоениями психологического, идеологического, религиозного, поведенческого состава. Активность рассматриваемой динамики, чаще всего, уже заложена потенциалом общественного развития как смена состояний, указывающая на невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования. «Особая роль труда, - пишет В.Я. Ельмеев, - состоит в том, что производство и, следовательно, труд производят человека. Если история есть результат деятельности людей, то этим результатом выступают не только вещи, но и, в конечном счете, человек, делающий историю, прежде всего посредством труда» [1].
Переход на каждый следующий уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для конкретного субъекта, рассматривается по условиям изменения организации объекта. Объективность развития социальных групп, общностей, институтов отражает особого рода историческую, культурную связь времён и поколений. В трактовках современных исследователей эта связь не случайна. Но и предсказуемая хаотичность компонентов социума не должна препятствовать целостности изменений. Ожидаемые трансформации по количественным и качественным параметрам социальной системы не должны выходить за критические модули существования самой системы. В то же время, здесь предполагается внутренняя связь, преемственность между качественными изменениями для элементов в пределах системы. То есть, исходные состояния не только закреплены интегралом последующего с предыдущим, но и предполагают тенденцию к изменениям и приданию социальной системе новых возможностей.
В содержании воспроизводства социальных отношений мы выделяем следующие признаки:
1) общие признаки, учитывающие качественный характер изменений;
2) специфические признаки необратимости, устойчивости изменений в пространстве и во времени;
3) признаки направленности и преемственности социального развития.
В современных словарных трактовках, развитие -это объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Большинство определений уч и тывают относительную независимость социальной реальности от субъекта познания, субъект познает и оценивает этот процесс. По нашему мнению, в философскую проблематику воспроизводства социальных отношений должны быть включены уровни сложности развития, условия, причины и масштабные следствия его интерпретации. Такой подход обусловлен и наиболее признанными трактовками рассматриваемого процесса. То есть, развитие - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому [2].
Воспроизводство населения - один из главных процессов воспроизводства общества, постоянное возобновление поколений людей. В социально значимом аспекте под «естественным движением» понимаются четыре процесса: рождаемость, смертность, брачность и разводи-мость. В масштабной динамике воспроизводство населения - это постоянное возобновление его численности и структуры как путем естественной смены уходящих поколений новыми, так и перехода одних частей в другие [3].
Как фрагмент социализации, общественные отношения - это отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий -эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни [4].
Основой для масштабных характеристик воспроизводства социальных отношений является философский подход, в котором находим истоки диалектического характера развития социума в динамике переходов от одной научно установленной стадии к другой.
По заданным условиям научного анализа, совокупность востребованных принципов диалектики может быть представлена в следующем виде:
- признание всеобщей взаимосвязи всех явлений;
- понимание всеобщности процессов движения и развития;
38
- аргументация природы конкретных источников развития, формализации и разрешения противоречий;
- выявление, обоснование и всесторонний учёт взаимосвязи количественных и качественных изменений в составе механизма развития;
- методологическая ориентация для вариантов развития через отрицание;
- понятийная мобилизация процессов диалектического отрицания отрицания в направленности процессов развития;
- научная и практическая легитимность для противоречивого единства общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности.
Существенная и перспективная «... задача философии - дать учение о жизни, которое, возникая из переживаний, облекалось бы в действительно жизненную форму и могло бы служить живому человеку» [5].
Выделение философских фрагментов воспроизводства социальных отношений ориентировано к организации коллективной работы по реализации развития в интересах всех участников процедуры. Конструктивный диалог всегда позитивен по конечным целям, даже если в его исходных причинах установлен конфликт.
Существенное значение имеет аналитическая работа учёных в разведении диапазонов противоречивой информации. Разнонаправленная динамика воспроизводства социальных отношений предполагает предельную конкретизацию вопросов и задач исследования. Эффективность процедуры и итогов философского обоснования различных уровней социализации выступает как
Литература:
1. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. М. : Знание. 1998. С. 11.
2. Философия : Энциклопедический словарь. М. : Гардарики / под редакцией А.А. Ивина. 2004. С. 204.
3. Медков В.М. Демография: научное издание. М. : ИНФРА М, 2004. 2004. С. 391.
4. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / под редакцией В.С. Стёпина. М. : Мысль. Т. 3. 2001. С. 204.
5. Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени // Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 209.
6. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому; Отв. ред. Г.А. Антипов. Новосибирск : Сиб. Отделение, 1999. С. 154.
специфическая креативность развития. Уместно предположить, что все наши коммуникативные навыки конструктивны только в той мере, в какой они соответствуют уровню самосознания и межкультурным навыкам. Сочувствование с окружающими понимается и как необходимый признак устойчивости фрагментов социума.
Для устойчивой динамики воспроизводства социальных отношений в современных условиях актуален новый опыт партнёрских отношений. Прежде всего, в сферах политики, культуры, религии, экономики и труда. Сюда мы включаем и опыт конструктивного взаимодействия в разрешении конфликтов. Осознание реальности интересов и целей всеми участниками коммуникации позволяет фиксировать успешный опыт отношений и управлять формированием новых общественно значимых ценностей.
Существенными условиями воспроизводства социальных отношений выступают устойчивость общества, справедливость в оценке каждого и соразмерность самооценки.
Люди всегда равны и всегда неравны. Равны по своему потенциалу, но не равны по своим достижениям, равны в основе, но не равны в деталях [6]. Социальная практика, ориентированная на преобразование реальности, формирует специфическую сферу социальной активности, в которой решаются философские проблемы сознания и деятельности. Признание ценности других людей предполагает уважение и содействие, положительный отклик по реальным векторам коммуникации.
В перспективах философского анализа механизма воспроизводства социальных отношений уместно вести речь о соответствующем планировании, умеренной детализации сопутствующей научной, финансовой, художественной, технической, политической и других видов деятельности.
Literature:
1. El’meev V.Ya. Reproduction of society and man. M. : Knowledge, 1998. P.11.
2. Philosophy : encyclopedic dictionary. M. : Gar-darika / ed. by A.A. Ivin. 2004. P. 204.
3. Medkov V.M. Demography : scientific publication. M. : INFRA M, 2004. 2004. P. 391.
4. New philosophical encyclopedia : in 4 vols. / ed. by V.S. Stepin. M. : Thought, 2001. V. 3. P. 204.
5. Rikkert G. Philosophy of life. Statement and criticism of popular trends of philosophy of our time // Sciences about the nature and culture. M., 1998. P.209.
6. Akulinin V.N. Philosophy of all-unity: from V.S. Solov'yov to P.A. Florenskii; ed. by G.A. Antipov. Novosibirsk : Sib. Branch, 1999. P. 154.
39