Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
189
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«зеленая» экономика / электромобили / производство. / «green economy» / electric vehicles / production

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Танташев Ринат Ахмедович, Мамаджанов Сардор Сабохиддин Угли

В статье рассматриваются исследуются теоретико методологические основы оценки отдельных консалтинговых компаний и аналитических структур по перспективам развития электромобильной отрасли в мире, показано состояние и перспективы реализации производства электромобилей в рамках реализации Стратегии «зеленой» экономики в Республике Узбекистан. Цель статьи изучить основы практической имплементации перспективах развития электромобильной отрасли в Узбекистане, которые получают все больше развитие, и дать авторское видение на ситуацию. В результате исследования были сформированы следующие выводы и рекомендации: исходя из прогнозов экспертов в области автомобилестроения, ориентировочное развитие электромобилей в Узбекистане будет возможно через 5 лет, в т.ч. с учетом интереса населения к переходу на автотранспортные средства на электрической тяге, развития инфраструктуры и создания соответствующих нормативных актов для успешной реализации отдельных направлений «зеленой» экономики. Возможное использование разработки ученого Д.Хамраева будет способствовать новому подходу к использованию альтернативного вида топлива, успешно реализовать Стратегию «зеленой» экономики, и отдельные задачи, обозначенные в Постановлении Кабинета Министров №812 от 2020 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности по прокату и аренде автомототранспортных средств, а также расширению использования электромобилей, мототранспорта и велосипедов для передвижения по стране».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DEVELOPMENT PROSPECTS ELECTROMOTIVE INDUSTRY IN UZBEKISTAN

The article examines the theoretical and methodological foundations of the assessment of individual consulting companies and analytical structures on the prospects for the development of the electric vehicle industry in the world, shows the state and prospects for the implementation of the production of electric vehicles in the framework of the implementation of the Strategy of the «green» economy in the Republic of Uzbekistan. The purpose of the article is to study the basics of practical implementation of the prospects for the development of the electromobility industry in Uzbekistan, which are increasingly being developed, and to give the author's vision of the situation. As a result of the study, the following conclusions and recommendations were formed: based on the forecasts of experts in the field of automotive industry, the approximate development of electric vehicles in Uzbekistan will be possible in 5 years, incl. taking into account the interest of the population in the transition to electric vehicles, the development of infrastructure and the creation of appropriate regulations for the successful implementation of certain areas of the «green» economy. Possible use of the development of scientist D.Khamraev will contribute to a new approach to the use of an alternative fuel, to successfully implement the Green Economy Strategy, and certain tasks outlined in the Resolution of the Cabinet of Ministers № 812 of 2020 «On additional measures to support the rental and rental of motor vehicles, as well as the expansion of the use of electric vehicles, motor vehicles and bicycles for movement around the country».

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Scientific Journal Impact Factor

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Танташев Ринат Ахмедович, Мамаджанов Сардор Сабохиддин угли соискатели

Аннотация: В статье рассматриваются исследуются теоретико -методологические основы оценки отдельных консалтинговых компаний и аналитических структур по перспективам развития электромобильной отрасли в мире, показано состояние и перспективы реализации производства электромобилей в рамках реализации Стратегии «зеленой» экономики в Республике Узбекистан. Цель статьи - изучить основы практической имплементации перспективах развития электромобильной отрасли в Узбекистане, которые получают все больше развитие, и дать авторское видение на ситуацию.

В результате исследования были сформированы следующие выводы и рекомендации: исходя из прогнозов экспертов в области автомобилестроения, ориентировочное развитие электромобилей в Узбекистане будет возможно через 5 лет, в т.ч. с учетом интереса населения к переходу на автотранспортные средства на электрической тяге, развития инфраструктуры и создания соответствующих нормативных актов для успешной реализации отдельных направлений «зеленой» экономики. Возможное использование разработки ученого Д.Хамраева будет способствовать новому подходу к использованию альтернативного вида топлива, успешно реализовать Стратегию «зеленой» экономики, и отдельные задачи, обозначенные в Постановлении Кабинета Министров №812 от 2020 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности по прокату и аренде автомототранспортных средств, а также расширению использования электромобилей, мототранспорта и велосипедов для передвижения по стране».

Ключевые слова: «зеленая» экономика, электромобили, производство.

Лппо1а181уа: Ushbu maqolada dunyodagi elektromobШar sanoatini rivojlantirish istiqbollari, mintaqadagi elektr avtomobШarini ishlab chiqarish bo'yicha alohida konsalting kompaniyalar va tahШiy tuzilmalarning baholari hamda O'zbekiston Respublikasida "yashil" iqtisodiyotning Strategiyasini amalga oshirish

Scientific Journal Impact Factor

doirasida elektrtransport vositalari ishlab chiqarishning holati va istiqbollari ko'rsatilgan.

Maqolaning maqsadi - O'zbekistonda tobora rivojlanib borayotgan elektromobillik sanoatini rivojlantirish istiqbollarini amaliy tatbiq etish asoslarini o'rganish va vaziyatga muallifning qarashlarini berishdir.

O'rganish natijasida quyidagi xulosalar va tavsiyalar shakllantirildi: avtomobilsozlik sohasi mutaxassislarining prognozlariga asoslanib, O'zbekistonda elektr transport vositalarining taxminiy rivojlanishi 5 yil ichida, shu jumladan aholining elektr transport vositalariga o'tishga qiziqishini hisobga olgan holda, infratuzilmani rivojlantirish va "yashil" iqtisodiyotning ayrim yo'nalishlarini muvaffaqiyatli amalga oshirish uchun tegishli normativ hujjatlarni yaratish.

Olim D.Xamraevning tadqiqotlaridan foydalanish yangi yondashuvga yordam beradi muqobil yoqilg'i turidan foydalanishga, "yashil" iqtisodiyot Strategiyasini muvaffaqiyatli amalga oshirishga va Vazirlar Mahkamasining 2020 yil 812-sonli "Avtotransport vositalarini ijaraga berish va ijaraga berishni qo'llab-quvvatlashga oid qo'shimcha chora-tadbirlar to'g'risida" gi qarorida belgilangan ayrim vazifalarga shuningdek, mamlakat bo'ylab harakatlanish uchun elektr transport vositalari, avtotransport vositalari va velosipedlardan foydalanishni kengaytirish ".

Kalitso'zlar: "yashil" iqtisodiyot, elektrmobillar, ishlab chikarish.

Abstract: The article examines the theoretical and methodological foundations of the assessment of individual consulting companies and analytical structures on the prospects for the development of the electric vehicle industry in the world, shows the state and prospects for the implementation of the production of electric vehicles in the framework of the implementation of the Strategy of the «green» economy in the Republic of Uzbekistan.

The purpose of the article is to study the basics of practical implementation of the prospects for the development of the electromobility industry in Uzbekistan, which are increasingly being developed, and to give the author's vision of the situation.

As a result of the study, the following conclusions and recommendations were formed: based on the forecasts of experts in the field of automotive industry, the approximate development of electric vehicles in Uzbekistan will be possible in 5 years, incl. taking into account the interest of the population in the transition to electric vehicles, the development of infrastructure and the creation of appropriate

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

regulations for the successful implementation of certain areas of the «green» economy.

Possible use of the development of scientist D.Khamraev will contribute to a new approach to the use of an alternative fuel, to successfully implement the Green Economy Strategy, and certain tasks outlined in the Resolution of the Cabinet of Ministers № 812 of2020 «On additional measures to support the rental and rental of motor vehicles, as well as the expansion of the use of electric vehicles, motor vehicles and bicycles for movement around the country».

Keywords: «green economy», electric vehicles, production.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в ответ на последствия кризиса, потерей рабочих мест в различных странах и необходимостью смягчения климатических изменений требуется масштабный переход к «зеленой» экономике, цели которой весьма амбициозны. Она способна обеспечить взаимодействие между тремя основными уровнями развития - экономическим ростом, социальным благополучием и охраной окружающей среды и здоровья нации.

Как следствие, ожидается постепенное восстановление пострадавшей от кризиса экономики, создание новых производительных рабочих мест, уменьшение различных форм бедности, сведение к минимуму зависимости от углерода и предотвращение дальнейшего разрушения биосистемы.

Курс на восстановление экономики на «зеленой» основе необходим для предотвращения наихудших последствий чрезмерного использования природных ресурсов и изменения климата, а также создания и закрепления большого спектра высокооплачиваемых инновационных рабочих мест.

В настоящее время крупнейшие автоконцерны мира стараются активно освоить производство автотранспорта на альтернативных источниках энергии -на основе водорода и электродвигателей. Так, по данным консалтинговой компании «EV-volumes» (Швеция), по сравнению с 2,26 млн в 2019 году, количество продаж автомобилей в мире в 2020 г. составило 3,24 млн ед [1].

В свою очередь, по прогнозам аналитической организации S&P Global (США) в 2040 году количество электромобилей в мире превысит 400 млн. ед [2].

Консалтинговая компания «Acumen Research and Consulting» (США) информирует о том, что рост числа электромобилей по всему миру в период с 2019 по 2026 гг. составит в среднем 25,6% [3].

Scientific Journal Impact Factor

За последние годы тенденция развития электромобильной отрасли в Узбекистане в целом отражает положительную динамику. Согласно данным Госкомстата, в 2020 году число импортированных электромобилей в Узбекистан составило 131 ед. по сравнению с 2019 годом (39 ед.).

В ходе анализа и изучения рассмотриваемого вопроса, использованы методы сравнительного анализа и синтеза.

Развитие электромобилей в Узбекистане возможно с учетом интереса населения к переходу на автотранспортные средства на электрической тяге, развития инфраструктуры и создания соответствующих нормативных актов для успешной реализации отдельных направлений «зеленой» экономики.

В связи с присоединением Узбекистана к Парижскому соглашению об изменении климата (2015 г.), страна взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов и снижению воздействия на окружающую среду [4].

Наряду с этим, в условиях изменения климата существуют взаимосвязанные проблемы и потребности, которые необходимо учесть при обеспечении эффективной, ресурсосберегающей и экологически безопасной экономики.

Более того, ускоренная индустриализация и рост численности населения существенно увеличивают потребность в ресурсах и одновременно усиливают негативное антропогенное воздействие на окружающую среду и рост выбросов парниковых газов.

Вместе с тем, недостаточный уровень энергоэффективности экономики, нерациональное потребление природных ресурсов, медленное обновление технологий, слабое участие малого бизнеса во внедрении инновационных решений для развития «зеленой» экономики препятствуют достижению первоочередных целей устойчивого развития национальной экономики [5].

Необходимость рассмотрения вопроса по реализации производства электромобилей в Республике Узбекистан характеризуется ростом количества традиционных автотранспортных средств на двигателях внутреннего сгорания, что способствует росту выбросов углекислого газа, негативно отражающегося на экологию и здоровье населения.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Scientific Journal Impact Factor

По информации пресс-службы Главы государства, поставленная перед АО «Узавтосаноат» задача по выпуску в год 50-60 тыс. бюджетных авто и электромобилей играет немаловажную роль в улучшении социального и экономического благосостояния республики [6].

Указанная отрасль является одной из ведущих в национальной экономике, на долю которой приходится 11% промышленного производства. Особое внимание в реализации производства электромобилей в Узбекистане указаны в Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019 - 2030 годов, а также в Концепции Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г.

В частности, вышеуказанными документами рассматриваются следующие вопросы:

- внедрение производства электромобилей полного цикла;

- подготовка законодательной базы для производства и внедрения электромобилей, а также для строительства необходимой инфраструктуры;

- поэтапный переход пассажирского транспорта на электробусы и электромобили с полным отказом от автотранспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе, на light-fast-trains (технология (проект) разработки легких поездов, осуществляющих скоростную поездку по странам на большие дистанции и большой скорости (свыше 200 км/ч), как в Малайзии и Сингапуре;

- изменение подхода к планировке городов путём создания инфраструктуры для передвижения на велосипедах, мест для парковки/зарядки электромобилей.

В связи с этим, замена или модернизация производственных мощностей АО «Узавтосаноат» для производства электромобилей позволяет отметить несколько положительных аспектов реализации развития стратегий:

- расширение ассортимента компании в предоставлении населению определенного спектра выбора автотранспортных средств;

- модернизацию инфраструктуры промышленных предприятий, обеспечение их устойчивости за счет повышения энергоэффективности не менее чем на 20 % и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов;

- расширение производства и использования моторного топлива и автотранспортных средств с улучшенными характеристиками

Scientific Journal Impact Factor

энергоэффективности и экологичности, а также развитие электрического транспорта [7].

На дальнейшее развитие автомобильной промышленности также указано в Постановлении Кабинета Министров № 812 от 29.12.20 г., предусматривающим переход АО «Узавтосаноат» к производству легковых автомобилей и мототранспортных средств на электродвигателях.

В настоящее время АО «Узавтосаноат» совместно с зарубежными специалистами идет разработка прототипа электромобиля на базе «ЬаЬо».

На начальном этапе в автомашину будет внедрены комплектующие части электромобиля взамен традиционных (ДВС, коробка передач, карданный вал и т.д.). При успешном прохождении необходимых испытаний (полевых и технических), технология внедрения электродвигателей в авто местного производства перейдет и на другие модельные ряды АО «Узавтосаноат».

Важность проведения дорожных испытаний состоит в том, что жаркие климатические условия Республики Узбекистан могут оказать негативное влияние на работоспособность электродвигателя и аккумулятора, тем самым снижая ресурс и повышая риск повреждения частей, не выдерживающих высокие «термоусловия». В связи с чем, разрабатывается также и система охлаждения, соответствующая климатическим условиям республики.

До 1 февраля 2021 года компании было поручено привлечь иностранных экспертов и консалтинговые компании и разработать проект концепции.

Кроме того, отменится сбор при покупке электромобилей внутри страны и временный ввоз (уплачивается при регистрации авто в органах МВД).

Вместе с тем, анализ материалов и экспертных опросов в сфере автомобилестроения указывает на нижеследующие препятствующие факторы для полной реализации электромобильной промышленности:

- отсутствие квалифицированных специалистов в области производства электромобилей;

- нежелание работы крупных производителей электромобилей на территории Республики Узбекистан из-за отсутствия необходимого сырья, логистики, инфраструктуры, рынка;

- небольшой период автономного заряда батарей;

- недостаточно энергоемкие аккумуляторы на бюджетных линейках электромобилей, создающие проблемы для поездки на дальние расстояния (к примеру, электромобиль имеется запас хода в 300 км, путь из Самарканда

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

в Ташкент составляет примерно 350 км, что предполагает дополнительную трату времени для зарядки и вероятность отсутствия электростанций в пути);

- отсутствие современных мощностей, необходимого сырья и дороговизна технологии для локального производства литиево-ионных аккумуляторов;

- дорогостоящее оборудование по производству электромобилей (в зависимости от производителя, передовые конвейеры варьируются в сумме от 3 млрд. дол. США).

Таким образом, для производства электромобилей в Узбекистане имеется ряд вопросов, требующих дополнительного изучения. Среди которых:

- модернизация производственных мощностей АО «Узавтосаноат» для производства дополнительной линейки авто с электродвигателями;

- ведение совместной деятельности со стартап компаниями по производству электромобилей под национальным брендом;

- частичная модернизация завода АО «Узавтосаноат» для производства электромобилей на базе моделей (Labo, Damas, Spark, Cobalt, Gentra), с реализацией поставок электродвигателей и энергоемких аккумуляторов или локализацией производства вышеуказанных компонентов;

- разработка и внедрение по всей республике электростанций мощностью 240 и 380 (по технологии Fast Charging1) Ватт;

- рассмотрение ведущими узбекскими специалистами в области физики и других научных направлений вопроса по созданию прототипа «революционного» электродвигателя, генерирующего энергию на основе альтернативного топлива.

В частности, касательно последнего пункта рассматриваемого вопроса следует отметить научный подход к получению энергии в 2009 г. доктора технических наук, сотрудника Научно-технологического комплекса ГУП «Фан ва тараккиёт» профессора Джумы Хамраева [8].

Разработанный им двигатель-генератор, работающий на углеводородном топливе или соленой воде, при расходе топлива 0,01 г в

1 Fast Charging - технология быстрой зарядки электромобилей посредством внедрения новых технологий и дорогих компонентов в станции зарядки. Время зарядки зависит от размера аккумулятора и мощности дозатора, а также других факторов. Большинство автомобилей способны получить 80% заряда примерно за час, используя большинство доступных в настоящее время устройств быстрой зарядки постоянного тока.

Scientific Journal Impact Factor

секунду (36 г в течение часа) в режиме генератора (по его расчётам) будет выдавать электрическую энергию 1600 кВт/ч, а в режиме двигателя - 1000 кг силы механической тяги. Экономия топлива в режиме генератора электрической энергии получается в 32.000 раз на единицу мощности по сравнению с аналоговым магнитно-гидродинамическим генератором У25 российской разработки.

В результате осуществленного исследования, автором сформированы следующие заключения и предложения:

Исходя из прогнозов экспертов в области автомобилестроения, ориентировочное развитие электромобилей в Узбекистане будет возможно через 5 лет, в т.ч. с учетом интереса населения к переходу на автотранспортные средства на электрической тяге, развития инфраструктуры и создания соответствующих нормативных актов для успешной реализации отдельных направлений «зеленой» экономики.

В данном контексте апробация разработки Д.Хамраева и возобновление вышеуказанного проекта могла бы способствовать новому подходу к использованию альтернативного вида топлива, тем самым успешно реализовать Стратегию «зеленой» экономики, и отдельные задачи, обозначенные в Постановлении Кабинета Министров № 812 от 29.12.2020 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности по прокату и аренде автомототранспортных средств, а также расширению использования электромобилей, мототранспорта и велосипедов для передвижения по стране».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(REFERENCES)

1. Roland Irle, EV-volumes.com Global Plug-in Vehicle Sales Reached over 3,2 Million in 2020 // The electric vehicle world sales database website -https://www.ev-volumes.com

2. Ben Kilbey, Rocco Canonica. Electric vehicles to make up 50% of new autos by 2040: Platts analytics // S&P Global Platts -https://www.spglobal.com/platts/en/market-insights/latest-news/electric-power/120419-electric-vehicles-to-make-up-50-of-new-autos-by-2040-platts-analytics, 04.12.2019.

3. Electric Vehicle Market: Battery Electric Vehicle, Hybrid Electric Vehicle, and Plug-in Hybrid Electric Vehicle - Global Industry Size, Share, Trends and Forecast

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Scientific Journal Impact Factor

2019-2026 // Acumen Research and Consulting website -https://www.acumenresearchandconsulting.com/electric-vehicle-market

4. UZA.UZ. Стратегия по переходу на «зеленую» экономику: цели и задачи // Веб-сайт Национального информационного агентства Узбекистана -http://uza.uz/ru/society/strategiya-po-perekhodu-na-zelenuyu-ekonomiku-tseli-i-zadach-08-11 -2019, 08.11.2019.

5. Приложение №1 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 октября 2019 года № ПП-4477.

6. Пресс-служба Президента Республики Узбекистан. Рассмотрены вопросы развития машиностроительной промышленности // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан - https://president.uz/ru/lists/view/4077, 13.01.2021.

7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 04.10.2019 г., № 11114477 «Об утверждении стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов».

8. ИА Regnum. Узбекский ученый изобрел новый двигатель-генератор // Вебсайт информационного агентства Regnum -https://regnum.ru/news/society/! 150362.html, 13.04.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.