Научная статья на тему 'О перспективах, основных задачах и направлениях развития системы начального профессионал ьногообразования в Кузбассе'

О перспективах, основных задачах и направлениях развития системы начального профессионал ьногообразования в Кузбассе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах, основных задачах и направлениях развития системы начального профессионал ьногообразования в Кузбассе»

о перспективах, основных задачах и направлениях развития системы начального профессионального образования в Кузбассе

Е. А. Пахомова, кандидат педагогических наук, заместитель начальника департамента образования

и науки Кемеровской области, О. Н. Трофименко, начальник отдела реализации прав участников образовательного процесса департамента образования и науки Кемеровской области

Приоритет последующего десятилетия, обозначенный Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященном перспективам развития профессионального образования, -создание инновационной экономики, экономики знаний. От того, какие кадры и на каком качественном уровне мы их подготовим будет зависеть и наше будущее. В этих условиях система профессионального образования должна сыграть ведущую роль в производстве новых технологий и предъявлении новых требований к специалистам, отвечающих потребностям экономики современной России.

Система начального профессионального образования Кузбасса - одна из наиболее крупных в Западной Сибири. На сегодняшний день это пятьдесят одно учреждение начального профессионального образования, подведомственное департаменту образования и науки Кемеровской области, и одиннадцать учреждений начального профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции России. Однако перед современной системой профессионального образования Кузбасса остро стоит проблема набора обучающихся в учреждения начального профессионального образования, что обусловлено как особенностями демографической ситуации, так и ошибочным негативным восприятием системы начального профессионального образования большинством родителей выпускников школ.

Контингент обучающихся в учреждениях начального профессионального образования

Тем не менее, несмотря на сложную экономическую и демографическую обстановку, за последние три года контингент обучающихся в областных училищах и лицеях уменьшился незначительно (табл. 1).

Основная доля обучающихся в учреждениях начального профессионального образования обучается профессиям строительного, машиностроительного профиля, осваивает профессии пищевой и перерабатывающей промышленности, автомобильного транспорта (табл. 2).

Ежегодно около 8 тыс. человек становятся выпускниками учреждений начального профессионального образования (рис. 1)

Количество выпускников учреждений начального профессионального образования

9500 9000 8500

9028

7845

7824

Рис. 1. Количество выпускников учреждений начального профессионального образования

Таблица 1

Годы Число образовательных учреждений Численность обучающихся (чел.)

2007-2008 56 23 902

2008-2009 55 21 612

2009-2010 50 21 124

Контингент обучающихся в учреждениях НПО по отраслям

Таблица 2

Отрасль 20072008 20082009 20092010

Углеперерабатывающая и угледобывающая 1954 1754 1501

Строительство 3338 3135 3201

Экономика и управление 1070 752 905

Торговля 1685 1510 1499

Машиностроение 3729 3419 3327

Металлургия 539 487 441

Сфера услуг 2909 2601 2501

Пищевая и перерабатывающая 2860 2620 2541

Железнодорожный транспорт и железнодорожные перевозки 1187 1087 1091

Автомобильный транспорт и автомобильные перевозки 2689 2431 2308

Сельское хозяйство 1248 1192 1198

Связь 160 114 121

Химическая 534 510 490

Итого: 23902 21612 21124

Кризис в промышленности и экономике повлёк за собой снижение объёмов производства продукции, свёртывание производственных мощностей. Вместе с тем наиболее значимым показателем качества деятельности учреждения профессионального образования остается трудоустройство выпускников. На рисунке 2 представлена диаграмма, демонстрирующая, что даже в годы экономического кризиса процент трудоустройства выпускников учреждений НПО снижался незначительно.

Сложившаяся ситуация является результатом системной деятельности образовательных учреждений и предприятий-партнёров по трудоустройству выпускников, а также сохранением потребности рынка труда в рабочих кадрах. На сегодняшний день в Кузбассе, по данным департамента труда и занятости населения, тридцать одна тысяча вакансий, из них 80 % демонстрируют потребность экономики региона в рабочих кадрах.

Приоритетные направления развития системы начального профобразования формируют комплекс про-

Трудоустройство вы пускников учреждений НПО по полученной профессии (в % от общего числа выпускников)

Рис. 2. Трудоустройство выпускников учреждений НПО по полученной профессии

фессиональных задач, от успешного решения которых зависит достижение высокого результата деятельности образовательных учреждений:

во-первых, ориентация учреждений начального профессионального образования на возросшие кадровые потребности рынка труда: разработка программ «под заказ», целевая подготовка кадров, освоение методов исследования рынка труда.

Во-вторых, привлечение работодателей к решению материальных, технических, информационных, кадровых, социальных проблем профессиональных училищ и лицеев.

В-третьих, обновление содержания образования: разработка подходов к обновлению имеющихся образовательных стандартов, апробация их в условиях конкретного учебного заведения.

В-четвертых, создание многоуровневых образовательных учреждений, расширение их функций за счет ступенчатой подготовки, переподготовки, повышения квалификации, реализации дополнительных образовательных услуг

Развитие системы начального профессионального образования в Кузбассе проходит по таким базовым направлениям, как реструктуризация и оптимизация сети учреждений, изменение структуры подготовки кадров, расширение государственно-частного партнёрства, повышение квалификации профессионально-педагогических кадров, обновление материально-технической базы, внедрение новых финансовых отношений.

В Кузбассе создано три крупных территориально-отраслевых ресурсных центра: ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов металлургического профиля; отраслевой ресурсный центр многоуровневой подготовки кадров для угледобывающей отрасли; ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих кадров для сельского хозяйства. Центры созданы на базе учреждений профессионального образования, вошедших в число победителей федерального конкурсного отбора среди образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы. Данные учебные заведения получили поддержку из средств работодателей и федерального бюджета в среднем по 60 млн рублей каждое. В качестве одной из задач на ближайший период определено создание ресурсных центров подготовки кадров для строительной и транспортных отраслей.

Все города Кемеровской области (кроме г Кемерово) признаны на областном уровне моногородами. Города Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевск включены в федеральную программу по развитию моногородов, то есть в этих территориях будут открыты новые предприятия, которым потребуются квалифицированные рабочие кадры. Таким образом, перед образовательными учреждениями поставлена задача оперативно реагировать на потребности рынка труда.

70

60

50

20

10

2008

2008

2010

В настоящее время в Кузбассе действуют областной и двадцать семь территориальных координационных советов по профессиональной подготовке рабочих кадров для предприятий Кемеровской области. Разработаны, утверждены областными законами и реализуются среднесрочные целевые программы «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы», «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006-2010 годы», включенные в 2007 году в единую региональную целевую программу «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 20082010 гг.». Администрация Кемеровской области и промышленные предприятия области ежегодно подписывают Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. В 2009 году было заключено тридцать три Соглашения, в тридцать одно из них включены пункты о повышении квалификации подготовки и переподготовки специалистов рабочих профессий. На поддержку государственных программ в сфере образования запланировано 35,7 млн рублей.

Одним из наиболее актуальных аспектов модернизации профессионального образования является проблема подготовки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Тридцать учреждений НПО и двадцать два учреждения СПО Кемеровской области будут участвовать в разработке и экспертизе проектов примерных основных профессиональных образовательных программ НПО, СПО в соответствии с ФГОС нового поколения по 16 профессиям НПО и 12 специальностям СПО, соответствующих кадровым потребностям региона на среднесрочную перспективу и по которым проводится обучение в большинстве учреждений НПО, СПО региона.

Сегодня в области функционируют шесть многоуровневых образовательных учреждений (НПО-СПО). Участниками регионального образовательного сообщества развёрнута деятельность по разработке и внедрению преемственных и интегрированных образовательных программ, обеспечивающих подготовку конкурентоспособного работника, готового к выполнению широкого круга трудовых функций и решению различных по характеру и степени сложности профессиональных задач в одной или нескольких областях деятельности. Разработка таких программ обеспечивает формирование «цепочек» в сфере образования типа «лицей-колледж- университет», которые работают в непосредственном контакте с работодателями, являются дополнительным стимулом к развитию и обновлению содержания профессионального образования, к профессиональному росту профессионально-педагогических кадров.

Для обеспечения возможности гибкого реагирования учреждений начального профессионального образова-

ния на требования современного рынка труда, с целью объединения учреждений довузовского профессионального образования в стратегический союз по развитию системы профессионального образования Кемеровской области разработана региональная модель сетевого взаимодействия, предполагающая реализацию на четырех уровнях:

• департамент образования и науки Кемеровской области;

• государственное образовательное учреждение «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»;

• базовые учреждения начального и среднего профессионального образования Кемеровской области;

• учреждения начального и среднего профессионального образования Кемеровской области.

В целом система начального и среднего профессионального образования Кемеровской области развивается по пути адекватного реагирования на динамичные изменения в структуре экономики и общественной жизни, обеспечивая подготовку квалифицированных рабочих кадров по востребованным профессиям для развития Кузбасса!

Награды профессионально-педагогических работников системы начального профессионального образования за 2006 - 2010 годы

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством »II степени

Благодарность Президента РФ - 3

Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» - 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.