Научная статья на тему 'О перспективах оптимизации уголовной ответственности за служебно-экономические преступления'

О перспективах оптимизации уголовной ответственности за служебно-экономические преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / SERVICE AND ECONOMIC CRIMES / ECONOMIC SAFETY / WARNING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Михаил Георгиевич

Анализируются актуальные проблемы организации профилактической работы в кооперативном секторе экономики. Исследуются проблемы и предлагаются пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Михаил Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of criminal responsibility optimization for the service and economic crimes

Analysis of the current problems of the organization of preventive work in the cooperative sector is given. The problems and ways of their resolution are considered.

Текст научной работы на тему «О перспективах оптимизации уголовной ответственности за служебно-экономические преступления»

ГРИГОРЬЕВА Ирина Валерьевна - адъюнкт. Академия управления МВД России. Россия. Москва. E-mail: rabota.09.2014@mail.ru.

GRIGORYEVA, Irina Valeryevna - Postgraduate Student. Academy of Management of MIA of Russia. Russia. Moscow. E-mail: rabota.09.2014@mail.ru.

УДК 343.97

О ПЕРСПЕКТИВАХ ОПТИМИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ*

М.Г. Иванов

Анализируются актуальные проблемы организации профилактической работы в кооперативном секторе экономики. Исследуются проблемы и предлагаются пути их разрешения.

Ключевые слова: служебно-экономические правонарушения; экономическая безопасность; предупреждение.

M.G. Ivanov. PROSPECTS OF CRIMINAL RESPONSIBILITY OPTIMIZATION FOR THE SERVICE AND ECONOMIC CRIMES

Analysis of the current problems of the organization of preventive work in the cooperative sector is given. The problems and ways of their resolution are considered.

Keywords: service and economic crimes; economic safety; warning.

Современное состояние национальной экономики отличает крайняя неопределенность роли органов государственного управления, отсутствие системности в применении институтов и механизмов управления, стратегии в комплексном развитии отраслей экономики. Недооцениваются такие институты, как государственный заказ, межотраслевые государственные заказы, социально ориентированная, промышленно-интегрированная экономическая деятельность. Вся экономическая деятельность направлена на извлечение сиюминутной выгоды, получаемая прибыль, игнорируя все экономические законы воспроизводства, полностью направляется на удовлетворение частных интересов. В то же время служебно-управ-ленческая деятельность аппаратов управления нацелена на удовлетворение только собственных корыстных интересов, амбиций собственников и топ-менеджеров путем установления ничем не оправданных размеров «окладов», премий и других дивидендов, вплоть до «семейного обслуживания» за счет корпоративных интересов. Аналогичная картина порочного управления наблюдается и в системе государственного управления. Такая система управления усугубляется различного рода приемами по повышению личного «авторитета» руководителя, «все должны работать на меня» является лозунгом, девизом, профессиональным кре-

до отдельных руководителей. Несмотря на наличие множества разработанных регламентов, служебно-управленческая деятельность страдает громоздкостью, отсутствием системности контроля и ответственности, дублированием компетенций, отсутствием интегрированной базы правового регулирования, коррупциоген-ностью. Как ни тяжело признаваться в этом, но такая ситуация характерна как для корпоративной, так и федеральной, региональной государственной системы управления.

В сложившейся обстановке четко прослеживается практика отнесения права, его институтов и механизмов к вспомогательному, вторичному по отношению к экономике феномену. Вместе с тем теория современной науки должна существенно скорректировать подобное отношение. Очевидно (а это доказывает и практическая сторона деятельности), что правовая система так или иначе оказывает непосредственное влияние на формирование формальных и неформальных экономических рычагов управления, является одним из тех фундаментальных механизмов и инструмен-тариев, которые не просто эволюционируют экономические отношения, но и могут оказать

*Научная статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Кабинета Министров Чувашской Республики по проекту № 16-13-21002.

106

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 3(25)

существенное негативное влияние на собственное развитие экономики. Национальная правовая система, в сущности, предопределяет модели и параметры экономических отношений, поменять которые можно посредством радикального изменения реального экономического правопорядка. Поэтому архиважно на сегодняшний момент исследование тех обстоятельств, которые так или иначе определяют содержание национальной правовой системы. Национальное благополучие, а не узкие корпоративные интересы и амбиции отдельных социальных групп должны определять сущность правовых норм.

Вместе с тем очевидно и то, что для модернизации экономики страны, ее служебно-управленческой составляющей нужно нечто большее, чем простое видоизменение системы права. Потребуется модернизация общественной жизни и общественного сознания. Необходим, как глоток свежего воздуха, концептуальный подход к оптимизации служебно-экономи-ческой деятельности, в которой сохранялась бы здоровая конкуренция среди управленческого персонала, исключались бы избирательная безнаказанность, двойные стандарты, реа-лизовывались бы антикоррупционные меры и т.д. Разумеется, модернизация такого формата неизбежно должна содержать в себе элементы формирования реального разделения ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти и жесткие меры юридической ответственности. Вместе с тем потребуется реальная и эффективная защита не только права собственности, но и личности руководителя, ибо наблюдается непоследовательность в политике государственно-правовой защиты служеб-но-управленческой деятельности. Предстоит нелегкая работа по формированию личности законопослушного руководителя, предпринимателя-руководителя, который является сердцевиной возникновения новой социальной группы населения. От реализации этой важнейшей задачи зависит непосредственное развитие экономики России, ее состоятельность и формирование в ней ответственного за свою страну гражданского общества.

Обращаясь к криминологической составляющей субъекта служебно-экономической деятельности [3], следует заметить, что он ведет себя как личность, по существу, так же, как и любой служащий. Он стремится достаточно эффективно использовать предоставленные в его распоряжение должностные полномочия и служебное положение. Субъект рассматривает различные варианты своей деятельности, в том числе и криминальный по характеру, воз-

можные затраты и предполагаемые выгоды для каждого случая и, разумеется, принимает на этой основе свое решение. Решение совершить какое-либо злоупотребление и встать тем самым на преступный путь, в принципе, не отличается от решения заниматься законопослушной деятельностью.

Следует отметить, что современная экономическая теория использует в качестве измерителя затрат и выгод исключительно стоимостные показатели. Исходя из этого, и нам необходимо абстрагироваться от определенных социально-этических измерений, ибо они непосредственно не оказывают влияния на показатели доходов и расходов. При этом мы должны исходить из следующих положений. Во-первых, это то, что мы утверждаем, будто все служебно-экономические преступники действуют рационально. Во-вторых, это то, что рациональная модель криминального служеб-но-экономического поведения была признана корректной; вполне достаточно, если рационально ведет себя основная масса служебно-экономических правонарушителей. В-третьих, если основные принципы поведения субъектов служебно-экономической деятельности и в криминальной ее направленности оказываются одинаковыми, то экономическая теория преступлений и наказаний имеет, в сущности, то же самое содержание, что и общая экономическая теория.

Однако между законопослушной и криминальной служебно-экономической деятельностью есть достаточно принципиальное различие. Чтобы лучше его осмыслить, есть необходимость обратиться к анализу субъективной стороны совершения экономических преступлений.

В этой части следует указать, что цель любой криминальной экономической деятельности - получение различного рода выгод, благ и преимуществ, поэтому с экономической точки зрения данная форма злоупотребления выражается в присвоении, пользовании и распоряжении публичной собственностью в личных интересах. Это все достигается путем злоупотребления должностными полномочиями, получения незаконного вознаграждения.

Понятно, что вопросы научного объяснения процессов формирования преступного служебного поведения могут быть разрешены только тогда, когда мы охватим интегративным анализом как внешнюю сторону противоправного деяния, так и внутреннюю. Внешняя обстановка формирования модели совершения преступления состоит из ситуационных обстоятельств. Они в одних случаях могут служить

лишь условием совершения, в других - причиной противоправного поступка.

Морально-психологическая атмосфера в обществе, несомненно, влияет на уровень кри-миногенности. Каждому чиновнику рано или поздно приходится встать перед выбором: принимать взятку или нет. И на решение данного вопроса влияют различные факторы и обстоятельства. Морально-психологические факторы, включая уровень правосознания и нравственные устои, также во многом влияют на этот выбор. И, пожалуй, чтобы определиться, как бороться, например, с различными злоупотреблениями в сфере экономики, откуда они берут свои истоки, нужно понять природу мотивов и целей совершения злоупотреблений.

Вместе с тем для полного представления картины совершения преступления, как мы отметили ранее, необходимо установление процесса формирования внутреннего импульса к совершению противоправного деяния. В таком качестве выступают мотивы совершения преступления. Умышленно обозначив внутренние побуждения во множественном числе, мы изначально допускаем существование гипотезы о разнохарактерном содержании мотива совершении преступлений, т.е. при совершении того или иного преступления может присутствовать как основной, генеральный, ведущий мотив, так и второстепенные по значимости и целям достижения преступного результата мотивы. Надо иметь в виду, что в любой отрасли знаний происходят, по мере углубления и расширения знаний, уточнение понятий и определений, пересмотр устоявшейся методологии. Нельзя забывать важнейшие требования, предъявляемые к методике: ее однозначность, строгая определенность, ясность, устойчивость, совместимость со всем комплексом, используемым в науке методологии.

В контексте предъявляемых к научному познанию требований следует отметить, что исследование основного мотива совершаемого преступления позволит познать объективную сторону преступления, узнать степень важности для виновного совершения деяния преступного характера, соотношение индивидуальной и общественной значимости таких действий и их последствий. Анализ второстепенных мотивов позволяет индивидуализировать совершенное преступное поведение, изымая его при этом из всей массы мотивов человеческого поведения. Такой интегративный подход, в целом, позволяет дистанцироваться от сомнений в отношении влияния обстановки на совершение преступления и дать оценку степени соотношения данного деяния с поведением большинства индивидов из привычной среды

реализации трудовых обязанностей и обитания виновного, а также исследуемой массы людей в той или иной обстановке [2].

При этом важно содержание результатов сравнения: чем меньше мы находим соответствие индивидуальной значимости с общей, тем меньше ситуация совершения преступления оказала влияние на формирование преступного мотива. Возможно сформулировать и другой вывод: чем больше соответствие индивидуальной значимости с общей, тем больше ситуация повлияла на формирование мотива. В этой связи необходимо указать на то, что, чем более обособленным становится поведение виновного, тем сильнее и ярче проявляются признаки субъективной стороны, а мотив становится более конкретным и устойчивым.

Предлагаемые частные методики к исследованию субъективной стороны служебно-эко-номического поведения позволяют разрешить те проблемные вопросы, которые относятся к категории онтологической и социокультурной характеристик отклоняющегося поведения. В частности, можно получить ответы на сущностную характеристику абсолютности или относительности преступного должностного злоупотребления; выявить первопричину де-виантного поведения; определить грани между негативно и позитивно отклоняющимся поведением; определить перспективы привлечения к уголовной ответственности.

Частные формулы общей методологии по выяснению содержания формирования мотива совершения служебно-экономического преступления позволяют своевременно, путем принятия новых правовых актов, да и не только, нейтрализовать условия совершения этих видов преступления, что в принципе важно и в контексте организации предупреждения преступлений.

Объяснить причины и условия, детерминирующие формирование мотива, является задачей правоприменения, так как его рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов именно прикладного характера.

В этой связи думается, что глубина и серьезность проблем в этой области помогут формированию законодательной базы по регламентации служебно-экономической деятельности. Она не может быть сведена к эпизодическим новациям и требует интегративного подхода -пересмотра многих положений гражданского, административного, уголовного права, отдельных законодательных актов, регулирующих деятельность государственных, муниципальных, а также контролирующих и надзирающих орга-

108

вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3(25)

нов. Реализация требований времени позволит эффективно обеспечить предлагаемый подход по оптимизации правового регулирования экономических отношений в стране и заложить фундамент для стратегического их развития.

Вместе с тем пассивность законодателя, как одна из причин сложившейся ситуации в этой сфере, объясняется не какими-то объективными трудностями в определении параметров легального экономического правопорядка, а в большей степени боязнью, нежеланием или ложно воспринимаемыми чувствами ограничения свободы субъектов экономической деятельности.

Одной из задач доктрины права является обобщение собственных научных взглядов и личных оценок ученых, специалистов в этой области, изучение зарубежного опыта, апробация их результатов на научно-практических конференциях, семинарах различного уровня. Другой, не менее важной задачей является разработка концепции как логического продолжения и завершения исследования. В отличие от научных публикаций, где авторы представляют собственные научные взгляды и дают личные оценки, Концепция по оптимизации правового регулирования служебно-управленческой деятельности в сфере экономических отношений должна явиться результатом достижения научного, профессионального и социального согласия. Целью предстоящих исследований может быть определение основных экономико-правовых, служебно-управленческих проблем, которые требуют своего немедленного разрешения, обоснования значения и роли проблем в негативном векторе развития экономики, а также разработки предложений по изменениям и дополнениям в национальную законодательную базу, оптимально соответствующих международному и отечественному опыту.

В целях повышения эффективности результатов проводимых исследований есть необходимость проведения различных содержатель-

ных, тематических дискуссий с участием представителей государственных органов, бизнеса и общественности с максимальной возможностью публичного обсуждения. Для организации подобных мероприятий в стране есть ресурсы и научный потенциал. В такие творческие группы могут входить юристы, экономисты и социологи, что позволит избежать профессиональной ограниченности, уйти от узкого формально-догматического, игнорирующего экономические и социальные закономерности обсуждения реально существующих проблем правового регулирования служебно-управленческой деятельности в сфере экономики.

Стратегия рассматриваемого вида деятельности ориентирована на нейтрализацию коррупции, создание невыгодных для чиновника во всех отношениях условий, обстановки общего оздоровления служебно-экономической сферы управления государством, обществом и экономикой [6].

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М., 2016.

2. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2003.

3. Иванов М.Г. Отдельные теоретические аспекты законодательной регламентации экономических преступлений // Пробелы в Российском законодательстве. 2010. № 4. С. 190.

4. Иванов М.Г. Теоретические и методологические аспекты исследования служебно-эконо-мической преступности в современной России // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4(14). С. 66.

5. Курс уголовного права. Особенная часть: учебник для вузов // под ред. М.А. Кириллова, В.И. Омигова. Чебоксары-Пермь, 2015. Т. 3. 467 с.

6. Противодействие преступности. Особенная часть: учебник для вузов // под ред. М.А. Кириллова, В.И. Омигова. Чебоксары, 2015. 613 с.

ИВАНОВ Михаил Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail. ru.

IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: imkafedra54@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.