Научная статья на тему 'О перспективах информационной системы "Музыкальная культура Сибири"'

О перспективах информационной системы "Музыкальная культура Сибири" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / MUSIC INFORMATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ / MUSICAL CULTURE OF SIBERIA / ВЕБ-РЕСУРС / ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА / SEARCH TECHNOLOGIES / WEBSITE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мичков Павел Александрович, Чистяков Николай Александрович

В статье рассматриваются перспективные направления в информационной системе «Музыкальная культура Сибири». На основе статистического анализа проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом, определяется уникальность разрабатываемой системы. В статье излагаются принципы использования сервиса расширенного поиска, формируемого в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On prospects of information system "Musical culture of Siberia"

In article the perspective directions in the information systemMusical Culture of Siberia” are considered. Based on the statistical analysis of the projects supported by the Russian humanitarian scientific fund, uniqueness of the developed system is defined. The article describes the principles of use of the advanced search service, which is being formed at present time.

Текст научной работы на тему «О перспективах информационной системы "Музыкальная культура Сибири"»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ

УДК 78.06

П. А. Мичков, Н. А. Чистяков

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ»1

роект создания единой информационной системы «Музыкальная культура Сибири» направлен на решение фундаментальных проблем исследования музыкальной культуры этого региона. Создаваемая информационная база позволит восполнить многочисленные пробелы и обобщить накопленные к настоящему времени данные и в дальнейшем в полной мере развернуть широкие сравнительно-исторические исследования Сибири [4]. Поскольку реализация проекта осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, возникает необходимость определить место и роль настоящей разработки в ряду подобных проектов.

Для того чтобы сформировать представление о месте проекта, был использован информационный модуль поиска поддержанных проектов РГНФ [6]. Указанный сервис позволяет осуществить поиск с учетом ряда заданных параметров, анализируя сведения о завершенных и продолжающихся исследованиях. На основе данных, предоставленных модулем, осуществлена предметная выборка за период 2010-2015.

Рассматривая состав грантов по направлениям, можно сделать вывод, что в процентном соотношении проекты, результатом которых является создание программно-информационного продукта (проекты типа «в»), среди общего количества проводимых исследований занимают нишу в 3% (рис. 1). Вполне вероят-

© П. А. Мичков, Н. А. Чистяков, 2016

но, что размер указанной величины связан со спецификой таких проектов, поскольку помимо проведенного исследования гуманитарного профиля требуется представить данные в виде программного комплекса. Это ведет к необходимости разработки теоретических основ и их практической реализации в программно-информационной среде.

Все проекты типа «в» подразделяются на направления: исторические науки, экономические науки, искусствоведение и филология, общественные науки, психология и образование, международные отношения. В количественном соотношении распределение научных исследований по направлениям представлено на рис. 2.

На диаграмме наглядно изображено, что направление «искусствоведение и филология» является доминирующим по количеству проектов.

В свою очередь направление «искусствоведение и филология» имеют следующее деление: языкознание, литературоведение, текстология, архитектура, музыковедение, фольклористика, филология, изобразительное искусство, театроведение (рис. 3). Как и в распределении проектов по направлениям, соотношение профильной ориентированности научных исследований неравномерно. В преобладающем большинстве находятся проекты по профилю «языкознание», количество которых превышает число иных профильных исследований в несколько раз.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта 14-04-12011.

Проекты РГНФ в 2010-2015

Рис. 1. Проекты создания информационного обеспечения

Поддержка РГНФ научных проектов в 2010-2015

Психология и образование 12%

Общественные науки 13%

Международные

Исторические науки

Искусствоведение филология 45%

отношения

Экономические науки

Рис. 2. Распределение научных исследований типа «в» по направлениям

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ..

Музыковедение

6%

Создание информационного обеспечения (классификация по научным направлениям)

Фольклористика.. 4% \

Филология

3%

.Изобразительное искусство 1%

Архитектура. 6%

Театроведение 1%

Текстология

9%

Литературоведение.

12%

Рис. 3. Распределение научных исследований в секции «Искусствоведение и филология»

Интересующей нас предметной областью являются проекты по профилю «музыковедение». За указанный период было осуществлено и проводятся в настоящее время 8 исследований:

1. Мультимедийная информационная система «Темперация и орнаментика в музыке эпохи барокко» (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург);

2. Мультимедийная информационная система «Многострунные народные музыкальные инструменты» (Санкт-Петер-бургская государственная консерватория, г. Санкт-Петербург);

3. Мультимедийная информационная система «Электронный архив киномузыки Микаэла Таривердиева» (Санкт-Пе-тербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург);

4. Автоматизированная система научных исследований в области компьютерной семиографии (Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва);

5. Создание информационной системы «Электронный фонограммархив по музыкальному фольклору народов Северной Азии» (Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск);

в. Информационная система «Архив народной музыки» на базе Научного центра народной музыки Московской консерватории (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, г. Москва);

7. «Электронная нотница» - нотная электронная библиотека партитур и партий оркестровых произведений современных российских композиторов (Издательство «Композитор», г. Москва);

8. Информационная система «Музыкальная культура Сибири» (Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, г. Новосибирск).

Большинство этих сайтов носит преимущественно информационно-просвети-телъский характер. Как правило, на них представлены сведения узкого профиля,

либо ознакомительная информация -о фольклорных ансамблях, о научных конференциях, фольклорных фестивалях и выступлениях фольклорных коллективов.

Таким образом, если представить картину научных проектов, результатом исследования которых является создание информационного программного ресурса, становится очевидно, что информационные системы музыкального профиля, ориентированные на специфику какого-либо конкретного региона, классифицируются на:

1) базы данных, ориентированные на академическое направление;

2) базы данных, ориентированные на традиционное направление;

3) базы данных, ориентированные на массовую музыкальную культуру.

Третий тип информационных систем в настоящее время представляет собоЗ разрозненный конгломерат информации на отдельных интернет-ресурсах, как правило, не обеспеченных какой-либо единой системой классификации и но-

сит, в основном, популярный характер [2, с. 114].

ИС МКС является комплексным ресурсом, а ее особенность состоит в объединении трех типов информационных направлений в условиях строгой системы классификации. Таким образом, сведения по, казалось бы, совершенно различным музыкальным направлениям оказываются собраны воедино в рамкой одной информационной системы.

Информация по каждому направлению представлена в виде иерархической структуры, с реализацией линейного типа поиска (рис. 4). В данном случае посетитель ресурса следует пошаговой стратегии для нахождения необходимых сведений.

Помимо общего древа категорий в системе сформированы подкатегории (такие как Персоналия, Коллективы, Организации, Произведения), где выборка ограничена рамками указанного раздела.

В настоящее время некоторые разделы информационной системы находятся в стадии реализации и представляют осо-

Дерево категорий Персоналии

Коллективы

Организации

Произведения

События

Жанры

Музыкальные инструменты

Географические объекты Термины Источники

1лд1п

^-Академическая (528) а Исполнительство Р Си&ирр (1213 а Музыкальная цритицэ и уурнэлиСТИКЗ С15} а наука о нуэы*е(муэь<ко?нэние1 №9) ФОбразование и просвещение И191 В Творчество композиторов Сибири Щ23 ВМ9СС<?ВЭЯ(55)

бытовое любительское музицирование ® Джаз

^МаССОИ« ?тцрмуанкэ (5) В Песенные жанры (6] ФПоп-музыка. Эстрада (в) ?ЕИШ)

? художественная самодеятельность (21 Электроника, рэп вТрадиционная(141]

В Исполнительский Фолькяооизн Г25> »Конфессий Г16^ В Коренных народов <771 в Народов мир? р Сибири [14) ФПереселенцев Сибири (45)

Сохранение и изучение ТМКС Г371 а Этнически диаспор (зз)

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ

Рис. 4. Структура категорий ИС МКС

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ..

бый интерес в плане дальнейших перспектив развития. На наш взгляд ключевым компонентом, отличающим проект информационной системы «Музыкальная культура Сибири» от подобных ресурсов является создаваемый полнофункциональный сервис расширенного поиска. Указанная функция находится на стадии разработки и внедрения.

Сейчас на сайте представлена возможность реализовать поиск стандартными средствами, включающими в себя поиск по ключевому слову. В этом случае, результат процедуры ограничивается формальным поиском искомых сведений, без возможности включения в поисковый запрос какого-либо рода уточнений с возможностью дальнейшей дифференциации информации [1, с. 331]. В таком виде ресурс выполняет роль электронной энциклопедии, где собраны воедино сведения об источниках Музыкальной куль-

туры Сибири. В базу данных включены материалы о профессиональной и традиционной музыке Сибири, в том числе о коллективах и учреждениях культуры, музыкальном театре, образовании и композиторском творчестве, жанрах и стилях музыкального фольклора, традиционном инструментарии коренных и переселенческих народов, а также о персоналиях.

Особенность разрабатываемого модуля поиска состоит в объединении поисковых форм по ключевым словам и словосочетаниям. В данном случае оказывается возможным производить выборку с учетом нескольких параметров, с задействованием нескольких поисковых фильтров [5, с. 93].

Этот инструмент открывает дальнейшие перспективы использования сайта в научных и образовательных целях, способствует активизации метода научной индукции.

Литература

1. Белоусова Н. В. Содержание и виды поисковой деятельности педагога-музыканта в сети Интернет // Педагогика искусства. - 2012. -№ 1. - С. 327-334.

2. Галкова О. В. Роль современных информационных технологий в сохранении нематериального культурного наследия // Теория и практика общественного развития. - 2011. -№ 3. - С. 113-115.

3. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке современного педаго-га-музыканта // Проблемы музыкальной науки. - 2014. - № 3 (16). - С. 5-10.

4. Информационная система «Музыкальная культура Сибири»: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://media-nsglinka.ru/ свободный. Яз. рус. (дата обращения 20.12.2015).

5. Коновалов А. А., Буторина Н. И. Современные технологии на занятиях по музыкальной

информатике // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. -Екатеринбург, 2015. - С. 92-96.

6. Модуль поиска проектов поддержанных Российским гуманитарным научным фондом: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfh.ru/index.php/en/grant/ isintegr, свободный. Яз. рус. (дата обращения 01.02.2016).

7. Щербаков В. Ф. Формирование нового информационного поля в современной системе музыкального образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. -2010. - № 6. - 106-110.

References

1.Belousova N. V. Soderzhanie i vidy poiskovoj dejatel'nosti pedagoga-muzykanta v seti Internet [The scope and types of searching activity of a teacher-musician in the Internet] Pedagogika iskusstva [Pedagogics of art]. 2012, no. 1, pp. 327-334.

2. Galkova 0. V. Rol' sovremennyh informacionnyh tehnologij v sohranenii nematerial'nogo

kul'turnogo nasledija [Role of modern information technologies in keeping the nonmaterial cultural legacy] Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development]. 2011, no. 3, pp. 113-115.

3.Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii v podgotovke sovremennogo pedagoga-muzykanta [Music and computer

technologies in training the modern teacher-musician] Problemy muzykal'noj nauki [Issues of musical science]. 2014, no. 3 (16), pp. 5-10.

4. Information system "Musical Culture of Siberia": [Electronic resource]. - Access mode: http://media-nsglinka.ru/ is free. Russian Language (date of the address 12/20/2015).

5.Konovalov A.A., Butorina N.I. Sovremennye tehnologii na zanjatijah po muzykal'noj informatike [Modern technologies at the Musical computer studies] Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet [New information technologies in education: papers of the VIII International scientific-

practical conference. Russian State Professional and Pedagogical University]. Ekaterinburg, 2015, pp. 92-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The module of search of the projects supported by the Russian humanitarian scientific fund: [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.rfh.ru/index.php/en/grant/isintegr, free. Language Russian (date of the address 2/1/ 2016).

7. Shherbakov V. F. Formirovanie novogo informacionnogo polja v sovremennoj sisteme muzykal'nogo obrazovanija [Formation of the new information field in the system of modern musical education] Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and prospects of education development in Russia]. 2010, no. 6, pp. 106-110.

О перспективах информационной системы «Музыкальная культура Сибири»

В статье рассматриваются перспективные направления в информационной системе «Музыкальная культура Сибири». На основе статистического анализа проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом, определяется уникальность разрабатываемой системы. В статье излагаются принципы использования сервиса расширенного поиска, формируемого в настоящее время.

Ключевые слова: информационная система, музыкальная информация, Музыкальная культура Сибири, веб-ресурс, технологии поиска.

On prospects of information system «Musical culture of Siberia»

In article the perspective directions in the information system "Musical Culture of Siberia" are considered. Based on the statistical analysis of the projects supported by the Russian humanitarian scientific fund, uniqueness of the developed system is defined. The article describes the principles of use of the advanced search service, which is being formed at present time.

Keywords: Information System, music information, Musical culture of Siberia, website, search technologies.

Мичков Павел Александрович — кандидат искусствоведения, руководитель отдела информационных и медиаресурсов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

E-mail: michkovpa@mail.ru

Чистяков Николай Александрович — руководитель лаборатории информационных технологий Новосибирского государственного технического университета.

Pavel Michkov - PhD in Arts History, head of the Information and Media Resources Department of the Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka. E-mail: michkovpa@mail.ru

Nikolay Chistyakov - head of the Laboratory of Information Technologies of the Novosibirsk State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.