Научная статья на тему 'О периодизации истории отечественной стоматологии'

О периодизации истории отечественной стоматологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1817
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стоматология / МЕДИЦИНА / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / одонтология / stomatology / Medicine / History of medicine / Odontology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашков Константин Анатольевич

До настоящего времени отсутствует целостная характеристика истории зубоврачевания и стоматологии в России, в связи с чем вопрос о периодизации истории отечественной стоматологии является весьма актуальным. Проведен анализ материалов по истории зубоврачевания и стоматологии за тысячелетний период их развития в России с учетом требований науковедения к периодизации истории науки и современных тенденций в периодизации стоматологии во всемирном масштабе. Выделены пять периодов истории отечественной стоматологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Till present times there were no complete history of teeth healing and dentistry in Russia, which makes actual the problem of periodization of history of national stomatology. The analyze of historical documents of teeth healing and dentistry during their millenary development period in Russia was made with taking into consideration the requirements of science of science to periodization of history of science and the modern trends in periodization of worldwide stomatology. The major five periods of history of Russian dentistry were given.

Текст научной работы на тему «О периодизации истории отечественной стоматологии»

ИСТОРИЯ НАУКИ

УДК 617.52:681.3

О ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

© 2011 г. К.А. Пашков

Московский государственный медико-стоматологический университет, ул. Долгоруковская, д. 4, стр. 7, г. Москва, 127473, [email protected]

Мозсом! State Medical and Dental University, Dolgorukovskaya St., 4, build. 7, 127473, historymed@mail. ru

До настоящего времени отсутствует целостная характеристика истории зубоврачевания и стоматологии в России, в связи с чем вопрос о периодизации истории отечественной стоматологии является весьма актуальным. Проведен анализ материалов по истории зубоврачевания и стоматологии за тысячелетний период их развития в России с учетом требований науковедения к периодизации истории науки и современных тенденций в периодизации стоматологии во всемирном масштабе. Выделены пять периодов истории отечественной стоматологии.

Ключевые слова: стоматология, медицина, история медицины, одонтология.

Till present times there were no complete history of teeth healing and dentistry in Russia, which makes actual the problem of periodization of history of national stomatology. The analyze of historical documents of teeth healing and dentistry during their millenary development period in Russia was made with taking into consideration the requirements of science of science to periodization of history of science and the modern trends in periodization of worldwide stomatology. The major five periods of history of Russian dentistry were given.

Keywords: stomatology, medicine, history of medicine, odontology.

Стоматология как самостоятельная область клинической медицины представляет собой не только научно-учебную дисциплину и соответствующую врачебную специальность, но и один из высокотехнологичных быстро развивающихся медико-технических комплексов. Своеобразие этой важной области медицинской науки и здравоохранения отражено в структуре подготовки профессиональных кадров: в Российской Федерации из клинических дисциплин только стоматология располагает профильными учреждениями высшего и среднего медицинского образования во главе с Московским государственным медико-стоматологическим университетом. Чтобы понять объективную обусловленность и истоки этого своеобразия, надо обратиться к истории данной научной дисциплины и врачебной специальности.

В основных руководствах и учебниках по общей истории медицины [1 - 4] вопросы истории стоматологии не затрагиваются. Единственным исключением является работа [5, с. 457 - 463], где есть раздел «Зубоврачевание», в котором в тезисной форме дана история не только отечественной, но и мировой стоматологии, ее развитие в ХХ в. не рассматривается вообще.

Работы по различным вопросам истории отечественной стоматологии представлены многочисленными статьями в стоматологических журналах и материалах съездов стоматологов, юбилейных сборниках, историческими обзорами в учебниках по основным разделам стоматологии, монографиями и диссертациями [6]. Анализ этих ценных источников свидетельствует, с одной стороны, о достаточной разработанности ряда вопросов, касающихся определенных этапов истории, направлений развития, разделов сто-

матологии и их ведущих проблем, биографий ее наиболее выдающихся лидеров, а также созданных ими научно-учебных центров и научных школ, с другой -о разрозненности этих материалов. До настоящего времени отсутствует целостная картина истории зубоврачевания и стоматологии в России, проанализированной на основе научно обоснованного выделения основных этапов и направлений ее развития и прослеженной до конца ХХ в. В связи с этим вопрос о периодизации истории отечественной стоматологии представляется весьма актуальным.

Научно обоснованная периодизация истории любой клинической дисциплины должна учитывать влияние социально-экономических и историко-культурных, естественнонаучных и внутридисципли-нарных факторов, определивших этапность её развития [7, 8], т.е. три элемента, которые остроумно выделил выдающийся советский хирург С.С. Юдин: наука, организация и люди [9]. При этом периодизация может базироваться на разных методологических подходах: опираться на хронологическую модель, последовательно приводя значимые события в соответствии с их датировкой либо брать за основу движение и борьбу научных идей, а значит, ориентироваться преимущественно на создание центров научных исследований, роль их лидеров и научных школ или исходить из периодизации более общей области науки, в нашем случае - хирургии.

Представляется, что нет необходимости в противопоставлении названных методологических подходов; мы попытались использовать возможности каждого из них в зависимости от особенностей конкретного периода. Надо учитывать как вехи общеистори-

ческого процесса, так и специфику развития данной области знания - время появления собственных методов исследования и основных направлений, открытий, теорий, заложивших основы современного знания; образование понятийного аппарата; становление организационной структуры (исследовательские центры, учебные кафедры, общества, журналы) и др.

Выделяя определенный этап, следует стремиться среди различных воздействующих факторов установить те, которые можно было бы квалифицировать как дисциплинообразующие. Историк нейрохирургии Б.Л. Лихтерман в [8] различает социально-исторический, естественнонаучный и институциональный (организационный) факторы. В качестве дисциплино-образующих социально-исторических факторов он рассматривает, во-первых, уровень развития общества, обусловливающий востребованность и возможность появления новой научной дисциплины; во-вторых, войны как фактор, определяющий развитие хирургии и травматологии. Естественнонаучный фактор (развитие естествознания и техники) позволяет создать теоретическую, методическую и техническую базу дисциплины. Аналогичных взглядов придерживался и видный историк хирургии М.Б. Мирский [10] применительно к отечественной трансплантологии. Институциональный фактор реализуется в форме таких составляющих, как появление научных лидеров и школ, системы подготовки кадров, возникновение специализированных отделений в больницах, кафедр и институтов, научных обществ и журналов.

В данной работе использован этот подход при анализе исторического пути стоматологии. Учитывалось также, что специфика развития стоматологии заключается в том, что основы современного научного знания формировались здесь лишь в последней четверти XIX и в XX в., являясь плодом развитого естествознания и научно-технического прогресса. Мы полагаем, что применительно к истории стоматологии к дисциплинообразующим факторам и их составляющим, т.е. критериям, позволяющим проводить вычленение и разграничение отдельных этапов, относятся развитие научной, лечебной и технической базы, система подготовки специалистов, их место и роль в здравоохранении, появление профессиональных объединений и печати, наличие университетских образования и науки по специальности, организация специализированной врачебной службы.

Анализ материалов по истории зубоврачевания и стоматологии за тысячелетний период их развития в России с учетом требований науковедения к периодизации истории науки и современных тенденций в периодизации стоматологии во всемирном масштабе позволил нам выделить пять периодов истории отечественной стоматологии.

1. Зубоврачевание в рамках народной медицины и хирургического ремесла (от древности до XVIII в. включительно). Медицина Древней Руси, Московского государства и Российской Империи XVII -XVIII в. предоставляет нам многочисленные свидетельства наличия сведений о болезнях зубов и способах их лечения, но, как и в средневековой Европе, это лечение осуществлялось в рамках народной медицины, было частью безбрежного моря народного «само-

обслуживания» в лице местных знахарей и целителей. Зубоволоки - народные врачеватели зубов - пользовались рукописными книгами (лечебники, травники, зелейники), содержавшими сведения о лекарственных растениях (настои трав, припарки из семян и пр.), владели способами укрепления зубов проволочными «шинами», ставили пломбы на зубные «чревоточи-ны». Верхушечный слой населения обслуживали иностранные лекари.

В XVIII в. продолжалась политика привлечения иностранных лекарей, но одновременно реализовыва-лись преобразовательные проекты «императора-зубодёра» Петра I (музейная коллекция сохранила 73 зуба, лично и успешно удаленных императором), учреждение Аптекарского приказа, открытие госпитальных школ, поднятых потом до уровня медико-хирургических училищ, а затем и образование академий (1798), знаменуя первые шаги развития медицины в России как государственной системы. Недаром, конечно, и звание «зубной врач» появилось в период открытия постоянных военных госпиталей, а на их базе госпитальных школ, в которых преподавание велось на практической основе, у постели больного.

2. Зубоврачевание как самостоятельная область лекарской помощи и одновременно - становление челюстно-лицевой хирургии как особого направления в клинической хирургии (1-я половина XIX в.). В первой половине XIX в. хирургия развивалась уже не как ремесленная специальность, противопоставляемая дипломированной медицине (терапии), а как полноправная ветвь официальной (научной) медицины; в ее рамках стало формироваться особое направление - челюстно-лицевая хирургия. В то же время зубоврачевание приобретает все более четкое понятийное оформление. Первые «правила об экзаменах» уже называют своим именем специальность - «зубной лекарь». Утвержденные в 1838 г. врачебные правила включают вполне оформленную специальность «дантист».

Особенность в развитии отечественной медицины этого периода состоит в том, что при недостаточных масштабах подготовки врачей в России образуются два мощных центра формирования высококачественной подготовки медицинских кадров: Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и Московский университет. Не случайно именно в первой складываются две крупнейшие научные школы: анатомическая П.А. Загорского и хирургическая И.Ф. Буша. П.А. Загорский в [11] изложил основы анатомии челюстно-лицевой области. В [12] представлены основы хирургической и терапевтической стоматологии, зубопротезного дела, профилактики болезней зубов. Еще раньше вышла книга основоположника отечественного акушерства Н.М. Максимович-Амбодика, где подробно описаны болезни полости рта в период беременности (патология десен, пульпиты, молочница), а также дефекты уздечки языка, предложено хирургическое лечение заячьей губы [13]. Начало отечественной литературе по стоматологии было положено.

Ученик П.А. Загорского и И.Ф. Буша, крупнейший русский хирург допироговского времени И.В. Буяль-ский ввел в хирургию операцию резекции верхней челюсти при ее опухолевом поражении, успешно делал пластическую операцию восстановления нижней

губы из кожи подбородка. Как управляющий Петербургским хирургическим инструментальным заводом он разрабатывал новые зубоврачебные инструменты. С именем великого хирурга России Н.И. Пирогова связаны разработка методов пластических операций на лице, и прежде всего ринопластики, успешное выполнение многих других операций челюстно-лицевой хирургии, изготовление наборов хирургических, в том числе зубоврачебных, инструментов.

3. Реформа образования (частные зубоврачебные школы вместо ремесленного ученичества, первые курсы и кафедра одонтологии в университетах); возникновение профильных обществ, съездов, печати как подготовка к организационному оформлению врачебной профессии стоматолога (2-я половина XIX - начало XX в.). Основы будущего организационного оформления стоматологии как самостоятельной врачебной профессии и одного из научных разделов клинической медицины закладываются в это время в России с участием крупнейших отечественных хирургов. Так, ученик Н.И. Пирогова П.П. Заболоцкий-Десятовский опубликовал классические труды [14] с подробным описанием способов их оперативного лечения. Операции в челюстно-лицевой области, проведенные С.П. Ко-ломниным и Н.В. Склифосовским, были доступны только хирургам самого высокого уровня оперативного мастерства. Особенности челюстно-лицевых огнестрельных ранений, неотложную помощь и оперативные пособия при них изучал один из ведущих отечественных военно-полевых хирургов Н.А. Вельяминов. К концу XIX в. относятся организация Н.В. Склифосовским первой самостоятельной клинической доцентуры по одонтологии при кафедре факультетской хирургической клиники Московского университета (1885 г.). Открытие первой в России самостоятельной кафедры одонтологии в Клиническом институте усовершенствования врачей (Санкт-Петербург) во главе с А.К. Лимбергом состоялось в 1899 г.

В российском зубоврачевании второй половины XIX в. особое значение приобретают принципиально важные научные выводы, связанные с комплексным подходом к заболеванию зубов как к отражению общего состояния организма; постановка на повестку дня государственной политики вопросов принятия профилактических мер в борьбе с болезнями; акцент на оздоравливающем значении диеты. Однако это происходило на фоне ничтожных масштабов организации зубоврачебной помощи по Российской Империи в целом.

К переломным моментам в истории становления отечественного зубоврачевания следует отнести появление профессии одонтолога. Переход зуболечебного дела от целительства в рамках народной медицины и ремесленного зубоврачевания к одонтологии как медицинской специальности произошел в России только на рубеже XIX - XX в. Этот перелом наступил под влиянием комплексного воздействия внешнеис-торических факторов (социально-экономический прогресс, влияние войн, профилактическое направление земской медицины; стремительное развитие как естествознания, в том числе анатомии и физиологии, бактериологии и иммунологии, клинико-эксперименталь-

ного метода в патологии, так и техники) и дисципли-нообразующих факторов внутренней истории науки. Применительно к формированию одонтологии к ним можно отнести революционные преобразования в хирургии: появление и внедрение в оперативную практику наркоза, антисептики и асептики, методов борьбы с кровотечением, топографической анатомии, с резким повышением хирургической активности и расширением круга оперативных вмешательств, обусловившие стремительное развитие многих ее разделов и направлений, включая челюстно-лицевую хирургию; развитие и совершенствование специального медицинского образования; появление первых профильных стационарных лечебных учреждений; проявления общественной медицины в одонтологии (организация научных обществ, съездов, журналов по специальности).

Совершенствование системы профессионального образования в XIX в. - важнейший дисциплино-образующий фактор на этом этапе истории стоматологии - во многом обязано в России частному почину самих врачей. Наиболее передовые из них настаивали, хоть и безуспешно, на введении высшего одонтологического образования (Н.В. Склифосовский, А.К. Лим-берг, И.М. Коварский и др.): добиться разрешения правительства на такое нововведение в тот период не удалось. Первая частная «Русская школа для изучения зубоврачебного искусства Ф.И. Важинского» открылась в столице империи в 1881 г. [15] и положила начало отходу от повсеместной практики цехового ученичества дантистов - отходу, подхваченному во всех университетских городах.

После 10-летних проволочек власти утверждают закон «О преобразовании обучения зубоврачебному искусству» (1891), который узаконил существование зубоврачебных школ и легализовал звание зубного врача для выпускников этих школ (к концу века их было всего 9), сдавших экзамен в университете, а всех оставшихся «за бортом» практиков ремесленного зубоврачевания сохранил дантистами. В отношении постановки систематического образования для зубных техников правительство было настроено отрицательно и настаивало на сохранении цехового ученичества, относя этот важнейший сектор зубоврачевания к ювелирному делу.

Другая особенность развития отечественного зубоврачевания в рассматриваемый период связана с социально ответственным отношением медицинской интеллигенции к состоянию народного здоровья. Эта тенденция проявилась, прежде всего, в развитии земской медицины (и зубоврачевания в земстве) - уникального явления в истории мировой медицины, а также в организации первым профессором одонтологии и пионером отечественной детской стоматологии А.К. Лимбергом в 1886 г. первой в России бесплатной школьной зубоврачебной амбулатории, в пропаганде им и его последователями профилактических мер в широких массах народа, в разработке им идеи плановой санации полости рта.

Получила развитие информационная сторона зубоврачебного дела, связанная с изданием книг отечественных и зарубежных авторов, налаживанием выпуска профессиональной периодики, подготовкой

первых фундаментальных учебных пособий и программ, которые одним своим появлением придали мощный импульс организации систематической профессиональной подготовки зубных врачей. Список выдающихся отечественных изданий для них открыл в 1829 г. труд А.М. Соболева [16], продолжила книга Б.С. Вагенгейма [6] и завершили классический учебник [17], где были изложены все разделы зубоврачевания, работа одного из основоположников отечественной педиатрии Н.П. Гундобина [18]. Имена российских ученых и практиков зубоврачевания становятся известными читающей публике империи. Среди множащихся диссертаций должны быть отмечены первая в мире работа [19]; исследование о профилактике кариеса [20]; диссертация о пульпе зуба [21].

Начинается выпуск профильных периодических медицинских изданий. В их числе «Зубоврачебный вестник» Ф.А. Звержховского (1885-1917), «Одонтологическое обозрение» И.М. Коварского и Г.А. Ефрона (1899-1915), «Зубоврачебное дело» А.В. Фишера (с 1906 г.). Периодические медицинские издания естественным образом становятся центрами консолидации одонтологической научной мысли, эффективной трибуной для формирования корпоративной солидарности, которая также сыграла роль мощного катализатора научно-практического прогресса в российском зубоврачевании.

В 1880 - 1890-х гг. в обеих столицах империи были созданы научные зубоврачебные общества. С 1896 г., когда в Нижнем Новгороде состоялся первый съезд дантистов России, до революции 1917 г. было проведено 6 общероссийских одонтологических съездов и 5 Всероссийских делегатских съездов созданного в 1905 г. Союза зубных врачей, сыгравших исключительную роль в развитии отечественного зубоврачевания.

Таким образом, в начале XX в. российская одонтология представляла собой определенную отрасль здравоохранения с собственной инфраструктурой для подготовки кадров, профессиональными объединениями, систематическими научными исследованиями. Вместе с тем в течение третьего периода истории отечественной стоматологии не удалось приблизиться к решению проблемы обеспечения населения России зубоврачебной помощью: ее уровень оставался крайне низким. Так, в 1909 г. 97,7 % больных, обратившихся за зубоврачебной помощью, были приняты фельдшерами и врачами общей практики и только 2,3 % - зубными врачами.

4. Становление и развитие стоматологии как самостоятельной области научной медицины в СССР (20 - 80-е гг. XX в.). После революции 1917 г. Народный комиссариат здравоохранения приступил (во главе с наркомом Н.А. Семашко и руководителем зубоврачебной подсекции П.Г. Дауге) к созданию государственного зубоврачевания в стране, что ознаменовало начало четвертого (советского) периода истории отечественной стоматологии. Основными задачами системы зубоврачевания в то время были организация массовой зубоврачебной и зубопротезной помощи и подготовка кадров стоматологов. В 1920 г. в соответствии с постановлением Народных комиссариатов здравоохранения и просвещения на медицин-

ских факультетах университетов были созданы кафедры стоматологии.

Формирование отечественной стоматологии как научно-учебной клинической дисциплины и массовой врачебной специальности состоялось в СССР в 20 -30-е гг. XX в., явилось закономерным итогом эволюционного развития одонтологии, произошло на фоне общей тенденции к дифференциации клинической медицины и на основе слияния сложившейся уже одонтологии как врачебной профессии и обозначившегося в хирургической клинике направления - челюстно-лицевой хирургии, создания сети специализированных стоматологических стационаров и поликлиник и организации подготовки соответствующих кадров врачей -стоматологов. Исключительно важную роль на этом этапе имела организация двух самостоятельных медицинских стоматологических вуза (в Москве и на Украине) и первого научно-исследовательского учреждения - Одесского НИИ стоматологии (1928), а на послевоенном этапе (1962) - и Центрального научно-исследовательского института стоматологии (Москва). К 1990 г. в СССР действовали два стоматологических института (московский и полтавский, бывший харьковский) и 44 стоматологических факультета (общий прием на первый курс 8700 чел.).

В становлении стоматологии в СССР, организации научных исследований особенно существенную роль сыграли научные одонтологические центры, созданные в Москве, Ленинграде, на Украине, деятельность видных ученых, ставших ее основоположниками (Е.М. Гофунга, А.И. Евдокимова, В.Ю. Курляндско-го, И.Г. Лукомского, Д.А. Энтина и др.). Характерными чертами развития стоматологической науки и практики были профилактическое и функциональное (клинико-экспериментальное) направления и нозологический принцип.

Профилактическое направление стало главной особенностью советской стоматологии. Разработанные П.Г. Дауге положения социальной стоматологии, опиравшиеся на государственный характер медицины, принцип бесплатности медицинской помощи, профилактическое направление советского здравоохранения в целом, провозглашенные советским государством в качестве основных принципов строительства новой медицины в СССР, получили дальнейшее развитие в качестве неотъемлемого принципа деятельности каждого из основных разделов стоматологии; в детской стоматологии этот принцип стал основополагающим. В 1986 г. в Московском медицинском стоматологическом институте была создана самостоятельная кафедра профилактики стоматологических заболеваний. Важнейшими слагаемыми профилактического метода стали организационный принцип диспансеризации населения; плановая санация ротовой полости; фторирование воды и молока; гигиеническое воспитание населения; эпидемиологические исследования с выявлением факторов риска.

Функциональное направление также получило развитие во всех разделах стоматологии, что отражало общую тенденцию клинической медицины в первой половине XX в. Функциональный взгляд на проблемы патологии, клинико-экспериментальный подход в научных исследованиях, особое внимание к вопросам

функциональной диагностики были в равной мере характерны и для клиники внутренних болезней и для хирургии [22, 23]. Во всех разделах клинической медицины того времени разработка классификаций болезней опиралась на нозологический принцип (синдром-ный подход стал реально конкурировать с ним только во второй половине ХХ в.), научно разработанное понятие о болезни как нозологической единице; это оказало прямое влияние на стоматологию, прежде всего в таких ее разделах, как терапевтическая стоматология, челюстно-лицевая хирургия, ортодонтия.

В соответствии с общемировой тенденцией к дифференциации и специализации науки в стоматологии также начался процесс дифференциации. Еще в довоенные годы задачи советского здравоохранения (решающая роль массовости охвата населения, а не качества стоматологической помощи) определили три профиля специализации врачей-стоматологов: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология. В дальнейшем сформировались пять основных разделов стоматологии: терапевтическая и хирургическая, ортопедическая и детская стоматология, ортодонтия.

Основоположниками терапевтической стоматологии как научного раздела в СССР следует считать (в алфавитном порядке) Е.М. Гофунга, А.И. Евдокимова, И.Г. Лукомского, Е.Е. Платонова, Д.А. Энтина. При формировании терапевтической стоматологии главными социальными научными проблемами были изучение этиологии и патогенеза и разработка вопросов терапии и профилактики основных стоматологических заболеваний - кариеса зубов (поражает 70-90 % населения) и пародонтоза (50-60 %). В современной терапевтической стоматологии происходит дальнейшая дифференциация знаний, что обусловило выделение более узких, специализированных, ее разделов, таких как кариесология, эндодонтия, предмет которой - осложнения кариеса зубов, пародонтология, учение о болезнях слизистой оболочки ротовой полости.

Хотя удаление зуба относится к самым древним приемам народного зубоврачевания, современная хирургическая стоматология оформилась в СССР одновременно с терапевтической на основе объединения традиционной хирургии ротовой полости в рамках ремесленного зубоврачевания и хирургии челюстно-лицевой области как самостоятельного раздела врачебной хирургической специальности. Наряду с удалением зубов ее основными направлениями являются имплантология, гнойная хирургия ротовой полости (включая ротовой сепсис), челюстно-лицевая хирургия. Основоположниками хирургической стоматологии в СССР были А.И. Евдокимов, заложивший начала клинико-анатомического направления в хирургии челюстно-лицевой области; А.А. Лимберг, А.Э. Рауэр, Ф.М. Хитров, ставшие основателями травматологии и восстановительной хирургии как ее важнейших разделов. Ее проблемы разрабатывались как на кафедрах челюстно-лицевой хирургии в институтах усовершенствования врачей (Москва, Ленинград и др.), так и в специализированных челюстно-лицевых отделениях, открытых в 1930-е гг. в институтах травматологии и ортопедии в крупных городах страны (Москва, Ленинград, Харьков, Свердловск и др.).

Важную роль в ее развитии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенные годы сыграли специализированные челюстно-лицевые госпитали.

Ортопедическая стоматология как третья стоматологическая специальность оформилась в 1936 г. До этого данный раздел был известен как зубопротезирование. С первых лет становления ортопедической стоматологии наметились основные направления: анатомо-физио-логическое, клинико-экспериментальное, техническое в тесной взаимосвязи. Уровень практической врачебной и научной работы в этой области в высшей степени зависит от технической оснащенности. В 1920-е г. проблемам массового зубопротезирования были посвящены исследования Е.М. Гофунга, Д.А. Энтина и др. Новый этап в развитии ортопедической стоматологии связан с разработанной во второй половине XX в. В.Ю. Курляндским концепцией функциональной патологии зубочелюстной системы. Клинико-экспери-ментальные исследования стоматологов позволили научно обосновать показания и противопоказания к протезированию и оценить эффективность различных видов протезов.

Были разработаны новые сплавы металлов, по своим свойствам не уступающие золоту, в результате чего страна получила его значительную экономию. Изготовление фарфоровых, цельнолитых металлических коронок, облицованных фарфором (металлокерамика), ситаллов, цельнолитых мостовидных протезов, облицованных фарфором, цельнолитых съемных конструкций - бюгельных протезов было шагом в улучшении эстетических свойств протезов и способствовало улучшению качества ортопедической помощи. Вместе с тем длительная изоляция отечественной науки от мировых достижений и отсутствие рыночных механизмов экономического развития обусловили резкое отставание ортопедической стоматологии в СССР от мировых стандартов в отношении аппаратуры, материалов и технологий, а следовательно, в качестве зубопротезного обслуживания пациентов.

В СССР впервые в мире была создана научно обоснованная система медицинского наблюдения за развитием и состоянием здоровья ребенка, что было реализовано и в детской стоматологии [24]. В 1922 г. была опубликована разработанная П.Г. Дауге «Инструкция зубоврачебной секции лечебного отдела Нар-комздрава о проведении санации зубной системы у детей». На II Всесоюзном одонтологическом съезде (1925) было провозглашено, что государственная зубоврачебная помощь должна базироваться на широком профилактическом охвате подрастающего поколения с перенесением центра тяжести в область систематической санации полости рта. На рубеже 1920 -30-х гг. Н.И. Агапов научно обосновал метод плановой профилактической санации полости рта и доказал, что необходимы оздоровление не только постоянных, но и молочных зубов и предупреждение образования аномальных прикусов [25].

В 1930-е гг. наметились три направления стоматологических исследований в детском возрасте - терапевтическое, хирургическое и ортопедическое, но они развивались в рамках соответствующих разделов общей стоматологии. Первая в стране кафедра стомато-

логии детского возраста была открыта в 1963 г.

A.А. Колесовым при поддержке А.И. Евдокимова,

B.Ю. Курляндского, Е.Е. Платонова в Московском медицинском стоматологическом институте. Здесь было объединено преподавание всех стоматологических дисциплин детского профиля; кафедра явилась организационным, научно-методическим центром развития детской стоматологии. Спустя пять лет такая же кафедра была организована в Центральном институте усовершенствования врачей (1968, руководитель Т.Ф. Виноградова). Аналогичные кафедры были созданы также в Пермском, Калининском (Тверском), Полтавском, Ленинградском им. акад. И.П. Павлова, Львовском, Минском медицинских институтах (на рубеже XX-XXI вв. в вузах Российской Федерации насчитывалось 27 таких кафедр). Плановая санация полости рта у детей в 1960-е г. перешла в качественно новую форму - диспансеризацию детей со стоматологическими заболеваниями. В 1983 г. на кафедрах стоматологии детского возраста был введен курс первичной профилактики. В 1984 г. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ № 670 «Об улучшении стоматологической помощи населению», согласно которому в номенклатуру врачебных специальностей была введена специальность «стоматолог детский». Были открыты самостоятельные детские стоматологические поликлиники со всеми видами специализированной стоматологической помощи. С этого времени детская стоматология была признана в СССР в качестве четвертой стоматологической специальности. Стратегия оказания помощи детям менялась от лечения по обращаемости через плановую санацию к диспансеризации. Стоматологическую помощь оказывали миллионам детей с момента их рождения и до совершеннолетия в специализированных детских стоматологических поликлиниках и в кабинетах, созданных в школах и дошкольных учреждениях.

В рамках детской стоматологии с 1960-х гг. (до этого - в рамках ортопедической стоматологии) формировалось ортодонтическое направление советской стоматологии. Основополагающий вклад в развитие отечественной ортодонтии внес А.Я. Катц, который в 1933 г. выступил с программой профлактической ор-тодонтии и изложил методические основы ортодон-тического лечения функционально действующими аппаратами (так называемая направляющая коронка Катца и др.), что стало основной вехой в развитии функционального направления в ортодонтии. Предложенная им классификация аномалий зубочелюст-ной системы (1939), кроме морфологических признаков, содержала функциональную характеристику состояния жевательной мускулатуры [26].

Важную роль в развитии этой стоматологической специальности сыграли в 1950-60-е гг. работы В.Ю. Курляндского и его научной школы на кафедре ортопедической стоматологии в Московском медицинском стоматологичеком институте, в которых получила научное обоснование ортодонтия сформированного прикуса, что обусловило распространение ортодонти-ческого лечения на взрослое население. Кафедра челю-стно-лицевой хирургии под руководством А.А. Лим-берга (а затем - В.А. Козлова) в Ленинграде разрабатывала эффективные методы сочетанного хирургического и ортодонтического лечения и зубопротезирова-

ния при патологии челюстно-лицевой области [27]. С 1970-х гг. Ф.Я. Хорошилкина - руководитель первой в нашей стране кафедры ортодонтии, «отпочковавшейся» в 1980 г. от кафедры ортопедической стоматологии ЦИУ врачей, применив новые методы исследования, определила возрастные показания к выбору методов лечения зубочелюстных аномалий, разработала и применила новые конструкции ортодонтических аппаратов. В 1990 г. была организована кафедра ортодонтии и детского протезирования во главе с Л.С. Персиным, выделившаяся из кафедры детской стоматологии Московского медицинского стоматологического института; она стала научно-методическим центром ортодонтии.

5. Поиск эффективной модели стоматологической помощи населению в постсоветской России (конец XX - начало XXI в.). Пятый и четвертый периоды истории отечественной стоматологии демонстрируют решающую роль социально-исторического дисциплинообразующего фактора на определенных этапах развития науки и здравоохранения. С распадом СССР, наступлением в 1990-х г. в России эпохи рыночных отношений произошли принципиальные изменения в организации, управлении и структуре стоматологической службы. В здравоохранение была введена система платных услуг. Реальное управление здравоохранением, в том числе и финансирование, стало перемещаться в регионы. Недостаточность бюджетного финансирования (в 1990-е гг. применительно к стоматологии оно упало до 20 - 40 % от потребности) обусловила быстрое развитие частной (платной) стоматологии (к 2000 г. в стране было более 5 тыс. частных стоматологических поликлиник и кабинетов, из них около тысячи - в Москве).

По справедливому замечанию В.К. Леонтьева, «В стоматологии гораздо шире (в десятки раз), чем в любой другой медицинской специальности, представлен альтернативный государственному рьнок стоматологических услуг в самых различных формах -платные услуги, частные кабинеты, лечебно-профилактические предприятия, индивидуальные частные предприятия, аренда рабочих мест и др. Сейчас этот вновь созданный рынок приобретает цивилизованные формы» [27]. Приходится, однако, признать очевидное: надежды на то, что рыночные отношения сами собой все отрегулируют, провалились полностью. Создание системы обязательного медицинского страхования в России распространилось и на стоматологию, но также не решило многих ее проблем. Поиски эффективной модели продолжаются.

В основе развития современной стоматологии как медико-технического комплекса лежат не только достижения медико-биологических наук и клинической медицины, в том числе челюстно-лицевой хирургии, анестезиологии и фармакологии, но и появление новых технологий, новейшие разработки в области стоматологического оборудования и материаловедения. Положительным явлением этого времени стало значительное развитие отечественной промышленности, выпускающей стоматологические оборудование и материалы относительно высокого качества.

В 1992 г. была создана Стоматологическая ассоциация России (СтАР); с 1995 г. ежегодно проводятся российские съезды ассоциации, конференции, выставки.

Кроме журнала «Стоматология» (с 1922 г.), стали издаваться журналы «Новое в стоматологии» и «Клиническая стоматология» (Москва), «Пародонтология» (С. Петербург), «Челюстно-лицевая хирургия» (Новосибирск) и др. География стоматологической науки существенно расширилась: не только в Москвей и С. Петербурге, но и в ряде других университетских городов (Тверь, Иркутск и др.) сформировались крупные научные центры, которые разрабатывают как научные, так и организационные проблемы стоматологии. Московский государственный медико-стоматологический университет - головной вуз России по подготовке высококвалифицированных специалистов, разработке и внедрению новейших достижений стоматологии. Другим важнейшим научным центром стоматологических исследований является Центральный НИИ стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздравсоцразвития РФ (Москва).

Всесторонний анализ как развития, достижений и неудач стоматологии советского периода, так и особенностей и сложностей ее постсоветского развития с учетом опыта и тенденций мировой стоматологии способствует выявлению и научному обоснованию приоритетов в решении конкретных проблем современной стоматологии в России. Так, исторический опыт мировой и отечественной стоматологии позволяет думать, что эффективная стоматологическая помощь населению нашей страны в ближайшие годы будет строиться на основе модели, сочетающей конкурирующие друг с другом государственный, рыночный и ведомственный принципы ее организации.

Литература

1. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины.

М., 1960. 398 с.

2. Мультановский М.П. История медицины. М., 1961. 347 с.

3. История медицины / П.Е. Заблудовский [и др.]. М., 1981.

352 с.

4. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2008. 400 с.

5. Сорокина Т.С. История медицины. М., 2009. 549 с.

6. Вагенгейм Б. Санкт-Петербургский зубной врач. Рассу-

ждение о приличном обхождении со здоровыми и больными зубами. СПб., 1838.

7. Бородулин В.И. Очерки истории отечественной кардио-

логии. М., 1988. 287 с.

8. Лихтерман Б.Л. Нейрохирургия: становление клиниче-

ской дисциплины. М., 2007. С. 25 - 26.

Поступила в редакцию

9. Юдин С.С. Заметки по военно-полевой хирургии. М.,

1943. 646 с.

10. Мирский М.Б. История отечественной трансплантоло-

гии. М., 1985. 240 с.

11. Загорский П.А. Сокращенная анатомия или руководство

к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке. СПб., 1802.

12. Буш И.Ф. Руководство к преподаванию хирургии: в 3 ч.

СПб., 1807.

13. Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания или

науки о бабичьем деле. Град С. Петра, 1784.

14. Заблоцкий-Десятовский П.П. О болезнях рта и соседних

ему частей. СПб., 1856.

15. Аржанов Н.П. Роли частной инициативы и государ-

ства в эволюции стоматологического образования в Российской Империи // Стоматолог. 2003. № 2. С. 66.

16. Соболев A.M. Дентистика или зубное искусство о лече-

нии зубных болезней с приложением детской гигиены. СПб., 1829.

17. Хрущев И.И. Полный зубоврачебный курс. СПб., 1886.

626 с.

18. Гундобин Н.П. О прорезывании зубов у детей. СПб.,

1894.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Антоневич В.М. О реплантации и трансплантации зубов:

дис. ... д-ра медицины лекаря. СПб., 1865. 25 с.

20. Лимберг А.К. Современная профилактика и терапия кос-

тоеды зубов: дис. ... д-ра медицины. СПб., 1891. 174 с.

21. Кудряшов А.И. Об изменениях пульпы зуба при общих

болезнях организма: дис. ... д-ра медицины. СПб., 1894. 44 с.

22. Бородулин В. И. История медицины России. Клиника

внутренних болезней во второй половине XIX - первой половине XX в. М., 2011. С. 74 - 80.

23. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности.

Очерки истории. М., 2000. 615 с.

24. История развития детской стоматологической службы в

России. URL: http://stomfak.raЛietskayа-stomatoloqiya/ (дата обращения. 22.06.2011).

25. Классификация зубочелюстной системы по А.Я. Катцу.

Основные принципы классификации. URL:http: // me-duniver.com/Medical/Stomatologiya/ (дата обращения: 22.06. 2011).

26. Троянский Г.А. Вклад профессора В.Ю. Курляндского в

развитие научных проблем ортопедической стоматологии. К 75-летию со дня рождения // Стоматология. 1983. № 6. С. 75, 76.

27. Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и

перспективах ее развития (отчетный доклад на VI Всероссийском съезде стоматологов) // Стоматология. 2002. № 1. С. 75 - 84.

1 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.