Научная статья на тему 'О переходе на систему тарификации медицинских услуг стационарной помощи в обязательном медицинском страховании на основе клинико-экономических стандартов'

О переходе на систему тарификации медицинских услуг стационарной помощи в обязательном медицинском страховании на основе клинико-экономических стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ (ОМС) / OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ (МЭС) / MEDICO-ECONOMICAL STANDARD / КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГРУППА (КСГ) / CLINICAL AND STATISTICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семёнов М. Е., Соколов А. В., Левин С. В.

Работа по формированию новой системы тарификации стационарной медицинской помощи в Санкт-Петербурге начата с 2005 г. В качестве основной модели выбрана система тарификации стационарных медицинских услуг в системе ОМС Москвы на основе медико-экономических стандартов (МЭС) и клинико-статистических групп (КСГ). Для исключения разбалансирования финансово-экономических взаимоотношений внедрение новой системы тарификации проводится в несколько последовательных этапов. Перечислены положительные результаты внедрения новой тарифной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семёнов М. Е., Соколов А. В., Левин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new tariffing system based on medico-economical standards in hospital care in the obligatory medical insurance

New tariffing system was launched in St Peterborough in 2005. Medical and economical standards were chosen top be the basis for tariffs. The implementation was taking place step-by-step in order to prevent errors. Positive results of new tariff policy are mentioned.

Текст научной работы на тему «О переходе на систему тарификации медицинских услуг стационарной помощи в обязательном медицинском страховании на основе клинико-экономических стандартов»

О ПЕРЕХОДЕ НА СИСТЕМУ ТАРИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ НА ОСНОВЕ КЛИНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

М.Е. Семёнов, A.B. Соколов, C.B. Левин

Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр», Санкт-Петербург

Работа по формированию новой системы тарификации стационарной медицинской помощи в Санкт-Петербурге начата с 2005 г. В качестве основной модели вы1брана система тарификации стационарные медицинских услуг в системе ОМС Москвы1 на основе медико-экономических стандартов (МЭС) и клинико-статистических групп (КСГ). Для исключения разбалансирования финансово-экономических взаимоотношений внедрение новой системы1 тарификации проводится в несколько последовательные этапов. Перечислены1 положительные результатыь внедрения новой тарифной политики.

.Ключевые слова: обязательное медицинское страхование (ОМС), стандартизация, медико-экономический стандарт (МЭС), клини-ко-статистическая группа (КСГ).

В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию четко сформулирована необходимость гарантированного бесплатного для граждан предоставления медицинской помощи в соответствии со стандартным перечнем лечебно-диагностических услуг и лекарств и определения минимальных требований к условиям предоставления медицинской помощи. Реализация этой политической задачи отнесена к основным приоритетам в деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ на ближайшие два года. Об этом заявлено в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минзд-равсоцразвития России на 2006 г. и на период до 2008 г.: «Конкретизировать гарантируемые объемы и повысить качество медицинских услуг позволит стандартизация медицинских техноло-

гий. Реализация государственных гарантий будет осуществляться в рамках стандартов с утвержденным тарифом на медицинские услуги и лекарственные средства. Будет законодательно установлена единая система стандартизации медицинской помощи и осуществлен переход от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования медицинской помощи по стандарту ее оказания, вне зависимости от места ее оказания». В том же докладе в очередной раз подчеркнуты роль и значение стандартизации в здравоохранении: «Главным инструментом повышения структурной эффективности здравоохранения является стандартизация медицинской помощи».

К настоящему времени Минздравсоцразви-тия России утверждены современные классификаторы медицинских услуг, номенклатура

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

работ и услуг в здравоохранении, реестр услуг с указанием условных единиц трудозатрат, протоколы ведения больных, более 770 клинических стандартов в виде клинико-экономических матриц. Для наполнения раздела медикаментозного обеспечения стандартов Формулярным комитетом РАМН в 2007 г. выпущено 3-е издание справочника лекарственных средств, в который ведущими специалистами нашей страны отобраны важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства. Справочник содержит формулярные статьи о 611 важнейших лекарственных средствах и ориентировочные цены на минимальные дозировки лекарственных препаратов. Ведущими специалистами РАМН и независимыми клиническими фармакологами проведена экспертиза их клинической полезности, наличия доказательств эффективности и экономической целесообразности. Механизмом практического использования федеральных протоколов и клинических стандартов может стать разработка на их основе протоколов ведения больных лечебных учреждений и введение их в практическую деятельность. В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» на уровне субъекта Федерации должны быть разработаны медико-экономические стандарты (МЭС). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время имеется необходимая нормативная база трехуровневой системы стандартизации (федеральный, региональный уровни и уровень медицинской организации), регулирующей объемы и качество оказания медицинской помощи в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 91500.01.0007—2001 «Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения».

Подготовка условий для перехода к новой системе тарификации стационарной медицинской помощи в Санкт-Петербурге начата в январе 2005 г. Был изучен опыт различных регионов РФ по внедрению системы тарификации стационарных медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В качестве основной модели была выбрана система тарификации стационарных медицинских услуг, действующая более пяти лет в системе ОМС г. Москвы с модификацией, проведенной

в Белгородской области. Выбор обусловлен тем, что основой указанных систем тарификации являются МЭС, которые сформированы с использованием отраслевых классификаторов «Простые медицинские услуги» и «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также содержат клинико-статистические группы (КСГ). Последние представляют из себя группировки нозологически родственных групп заболеваний в соответствии с Международной классификацией болезней, сходных по объему затрат на их лечение, что в перспективе обеспечивает единство нормативной базы системы тарификации в масштабах России. С целью формирования единой системы тарификации и обеспечения разграничения тарифов по степени трудо- и ресурсоемкости предлагалось использовать опыт Московской области по применению единых весовых коэффициентов (баллы) для тарификации не только стационарных, но и амбулаторных, а также отдельных лечебно-диагностических медицинских услуг. Распоряжением Комитета по здравоохранению от 29.12.2005 г. № 504-р были утверждены основные направления новой тарифной политики в системе ОМС и классификаторы медицинских услуг для законченного случая стационарного лечения однородных групп заболеваний для взрослого и детского населения и классификатор оперативных пособий. Временные МЭС стационарной медицинской помощи для взрослого и детского населения утверждены распоряжением Комитета по здравоохранению от 25.01.2006 г. № 24-р. Этим же распоряжением определены общие положения и правила применения временных МЭС. Также утверждены классификаторы анестезиологических и реанимационных пособий, специализированной стационарной онкологической помощи для взрослого и детского населения.

Для исключения возможного риска разба-лансировать финансово-экономические взаимоотношения в системе ОМС города внедрение новой системы тарификации должно проводиться в несколько этапов:

Первый этап: создание предпосылок для модификации системы тарифного регулирования стационарной медицинской помощи.

Второй этап: реализация новой системы тарификации на основе КСГ заболеваний в ограниченном числе стационаров в форме пилотного проекта. В пилотный проект включились

5 крупных многопрофильных стационаров города (3 взрослых и 2 детских). Итогами второго этапа явились стабильная лечебная и финансово-экономическая деятельность стационаров в пределах установленных плановых заданий, оптимизация структуры и сроков стационарного лечения пациентов и развитие деятельности в режиме стационаров дневного пребывания и амбулаторно-консультативных отделений.

Третий этап: подведение предварительных итогов и планомерный переход на новую систему тарификации на основе КСГ временных МЭС заболеваний в масштабах города. В результате проводимых мероприятий и постепенного расширения количества участников пилотного проекта произошло сокращение количества госпитализаций на койки круглосуточного пребывания без снижения числа пролеченных пациентов за счет развития стационарозамещающих технологий. Для достижения оптимальной степени упорядочивания в системе охраны здоровья граждан посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач, для проведения экспертизы, согласования и внедрения МЭС медицинской помощи, протоколов ведения больных и других документов системы стандартизации в здравоохранении Санкт-Петербурга создан Экспертный совет по стандартизации в здравоохранении при Комитете по здравоохранению и профильные комиссии (распоряжение Комитета по здравоохранению от 24.04.2006 г. № 166-р). Формирование рабочих групп по экспертизе временных МЭС и их работа позволили постепенно переходить с временных на модернизированные МЭС, утвержденные Экспертным советом. В целях реализации национального проекта «Здоровье» и политики Правительства Санкт-Петербурга по реформированию здравоохранения в направлении стандартизации и управления качеством оказания медицинской помощи создана компьютерная информационно-аналитическая система «Эксперт—МЭС», призванная решать следующие задачи:

■ обеспечение разработки, экспертизы, ведения и актуализации МЭС медицинской

помощи детскому и взрослому населению Санкт-Петербурга;

■ формирование предпосылок для мотивированной и прозрачной тарификации МЭС с учетом заложенных трудозатрат и медикаментов;

■ экспертиза объема оказанной медицинской помощи в конкретном случае лечения в сопоставлении с примененным МЭС;

■ статистический анализ выполнения массивов однородных МЭС в одном и/или нескольких медицинских учреждениях с целью выработки управленческих решений и внесения предложений по коррекции МЭС.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 г. № 730 создана единая система управления качеством медицинской помощи, важными элементами которой являются МЭС и индикаторы качества.

Четвертый этап: планомерный переход на систему тарификации стационарных медицинских услуг в соответствии с утвержденными Экспертным советом МЭС, что предполагает последовательное введение модернизированных МЭС по всем КСГ. Результатами введения новой тарифной политики являются:

1. Положительные изменения в структуре госпитализированной заболеваемости за счет сокращения числа госпитализаций лиц, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении.

2. Рост числа госпитализаций в стационары дневного пребывания.

3. Увеличение количества амбулаторно-кон-сультативных посещений.

4. Улучшение качества медицинской помощи за счет соблюдения технологических сроков госпитализации и минимальных объемов лечения в соответствии с клинико-экономическими стандартами.

5. Стабилизация финансово-экономической деятельности стационаров за счет использования тарифов, дифференцированных в соответствии с расходами стационаров на определенные виды медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.