Научная статья на тему 'О ПЕРЕХОДЕ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) В БЕЛАРУСИ'

О ПЕРЕХОДЕ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) В БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулейко Д.Ч.

В статье представлена авторская модель перехода к новому поколению региональных свободных экономических зон (СЭЗ); установлены элементы кластерной модели, имплементация которых поддержит инновационное развитие эконмических зон.. Объект исследования - свободные экономические зоны (СЭЗ) Республики Беларусь. Деятельность СЭЗ подвергается критике из-за замедления роста их результативности. В этой связи целью исследования является разработка предложений по развитию региональных свободных экономических зон Беларуси и их организационных преобразований. В основной части отражены данные, свидетельствующие о снижении эффективности СЭЗ, указаны организационные причины их низкой инновационной деятельности. Описан мировой опыт развития СЭЗ, в том числе таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия, Китай, Россия и др. Установлено, что во многих странах с развитой и переходной экономиками сохраняется роль региональных СЭЗ в преодолении отставания отдельных территорий, расширении их промышленного и инновационного потенциала. Разработана модель перехода к новому поколению белорусских региональных СЭЗ, реализующих стратегию инновационного развития через имплементацию организационных компонентов модели кластера. Научная новизна данной модели заключается в новом подходе к преобразованию региональных СЭЗ на трех организационных уровнях: центральном, региональном и администрации СЭЗ. Апробирована методика внедрения динамической системы регионального стимулирования инвестиций, включающая построение рейтинга деловой активности областей и районов страны, разработку параметров экстерриториального признака и параметров инвестиционного проекта региональной СЭЗ. Научная новизна заключается в переходе от существующего централизованного порядка установления преференций к динамической системе стимулирования инвестиций по экстерриториальному принципу, успешно показавшей себя в других экономиках. Полученные результаты могут быть применены органами государственного и местного управления, научно-исследовательскими институтами, администрациями и предприятиями-резидентами СЭЗ, образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE TRANSFORMATION TO A NEW GENERATION OF REGIONAL FREE ECONOMIC ZONES (FEZ) IN BELARUS

The article propose the author's model of transformation to a new generation of regional free economic zones (FEZ); the elements of the cluster model have been established, the implementation of which will support the innovative development of economic zones. In the introduction, the object of the study is indicated - free economic zones (FEZ) of the Republic of Belarus. The activities of SEZs are criticized due to the slowdown in the growth of their performance. In this regard, the purpose of the study is to develop proposals for the development of regional free economic zones of Belarus and their organizational transformations. The main part reflects data indicating a decrease in the efficiency of SEZs, and indicates the organizational reasons for their low innovation activity. The world experience in the development of SEZs is described, including such countries as Poland, the Czech Republic, Hungary, China, Russia, etc. innovative potential. A model of transition to a new generation of Belarusian regional SEZs has been developed that implements the strategy of innovative development through the implementation of the organizational components of the cluster model. The scientific novelty of this model lies in a new approach to the transformation of regional FEZs at three organizational levels: central, regional and FEZ administration. A methodology for introducing a dynamic system of regional investment promotion has been developed and tested, including building a rating of business activity of regions and districts of the country, developing parameters of an extraterritorial feature and parameters of an investment project for a regional SEZ. The scientific novelty lies in the transition from the existing centralized procedure for establishing preferences to a dynamic system of stimulating investments on an extraterritorial basis, which has successfully shown itself in other economies. The results can be applied by state and local government bodies, research institutes, administrations and FEZ resident enterprises, educational institutions.

Текст научной работы на тему «О ПЕРЕХОДЕ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) В БЕЛАРУСИ»

УДК 33.338.2 Д.Ч. ШУЛЕЙКО

начальник отдела внешнеэкономической деятельности ГУ «Администрация СЭЗ «Гродноинвест», Республика Беларусь

Статья поступила 8 апреля 2022 г.

О ПЕРЕХОДЕ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) В БЕЛАРУСИ

В статье представлена авторская модель перехода к новому поколению региональных свободных экономических зон (СЭЗ); установлены элементы кластерной модели, имплементация которых поддержит инновационное развитие эконмических зон..

Объект исследования - свободные экономические зоны (СЭЗ) Республики Беларусь. Деятельность СЭЗ подвергается критике из-за замедления роста их результативности. В этой связи целью исследования является разработка предложений по развитию региональных свободных экономических зон Беларуси и их организационных преобразований.

В основной части отражены данные, свидетельствующие о снижении эффективности СЭЗ, указаны организационные причины их низкой инновационной деятельности.

Описан мировой опыт развития СЭЗ, в том числе таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия, Китай, Россия и др. Установлено, что во многих странах с развитой и переходной экономиками сохраняется роль региональных СЭЗ в преодолении отставания отдельных территорий, расширении их промышленного и инновационного потенциала.

Разработана модель перехода к новому поколению белорусских региональных СЭЗ, реализующих стратегию инновационного развития через имплементацию организационных компонентов модели кластера. Научная новизна данной модели заключается в новом подходе к преобразованию региональных СЭЗ на трех организационных уровнях: центральном, региональном и администрации СЭЗ.

Апробирована методика внедрения динамической системы регионального стимулирования инвестиций, включающая построение рейтинга деловой активности областей и районов страны, разработку параметров экстерриториального признака и параметров инвестиционного проекта региональной СЭЗ. Научная новизна заключается в переходе от существующего централизованного порядка установления преференций к динамической системе стимулирования инвестиций по экстерриториальному принципу, успешно показавшей себя в других экономиках. Полученные результаты могут быть применены органами государственного и местного управления, научно-исследовательскими институтами, администрациями и предприятиями-резидентами СЭЗ, образовательными учреждениями.

Ключевые слова: инвестиции, свободные экономические зоны, региональное развитие, кластерные элементы, инновации.

SHULEIKO D.Ch.

Head of the Department of Foreign Economic Activity SE "Administration of FEZ "Grodnoinvest", Republic of Belarus

ABOUT THE TRANSFORMATION TO A NEW GENERATION OF REGIONAL FREE ECONOMIC ZONES (FEZ) IN BELARUS

The article propose the author's model of transformation to a new generation of regional free economic zones (FEZ); the elements of the cluster model have been established, the implementation of which will support the innovative development of economic zones.

In the introduction, the object of the study is indicated - free economic zones (FEZ) of the Republic of Belarus. The activities of SEZs are criticized due to the slowdown in the growth of their performance. In this regard, the purpose of the study is to develop proposals for the development of regional free economic zones of Belarus and their organizational transformations.

The main part reflects data indicating a decrease in the efficiency of SEZs, and indicates the organizational reasons for their low innovation activity.

The world experience in the development of SEZs is described, including such countries as Poland, the Czech Republic, Hungary, China, Russia, etc. innovative potential.

A model of transition to a new generation of Belarusian regional SEZs has been developed that implements the strategy of innovative development through the implementation of the organizational components of the cluster model. The scientific novelty of this model lies in a new approach to the transformation of regional FEZs at three organizational levels: central, regional and FEZ administration. A methodology for introducing a dynamic system of regional investment promotion has been developed and tested, including building a rating of business activity of regions and districts of the country, developing parameters of an extraterritorial feature and parameters of an investment project for a regional SEZ. The scientific novelty lies in the transition from the existing centralized procedure for establishing preferences to a dynamic system of stimulating investments on an extraterritorial basis, which has successfully shown itself in other economies.

The results can be applied by state and local government bodies, research institutes, administrations and FEZ resident enterprises, educational institutions.

Keywords: investments, free economic zones, regional development, cluster elements, innovations.

Введение. В январе 2022 года резидентами белорусских свободных экономических зон (СЭЗ) являлись 42 субъекта хозяйствования, из которых 25 были зарегистрированы в 2021 году, с инвестициями из более 30 стран мира. Общая сумма заявленных инвестиций в реализацию проектов на территории СЭЗ республики составила около 7,5 млрд долл. США. В 2021 году резиденты СЭЗ, при 5% от среднесписочной численности работающих по стране, привлекли около 23% прямых иностранных инвестиций на чистой основе, обеспечили 21% экспорта товаров и 18% производства промышленной продукции, сформировали порядка 5% ВВП. При этом финансовые результаты резидентов СЭЗ в 2021 году значительно улучшились в сравнении с предыдущими периодами. Объем производства и экспорта промышленной продукции вырос в 1,4 раза, инвестиции в основной капитал - в 1,1 раза, суммарная чистая прибыль - в 7,7 раза [1]. Резиденты белорусских СЭЗ играют важную роль в региональном развитии. В отдельных регионах они формируют до 70% инвестиций, до половины экспорта товаров и трети объемов промышленного производства. Средняя заработная

плата на предприятиях-резидентах СЭЗ в среднем на 15% выше среднего [2].

Однако деятельность СЭЗ Беларуси в последнее время все чаще подвергается обоснованной критике из-за замедления роста их результативности. Во многих странах в разной степени зарождаются или уже функционируют новые модели СЭЗ, которые ставят перед собой цель привлечения и имплемен-тации новых высоких технологий. Особую роль в этом процессе играют инновационные кластеры, которые на равных с иными кооперационными и организационными формами включились в борьбу за мировые инвестиционные потоки. В этой связи становится особенно актуальной разработка новой модели развития белорусских СЭЗ, позволяющая решить накопившиеся проблемы с учетом имеющего мирового опыта, результатов последних научных исследований и экономических условий в стране. В статье представлена авторская модель перехода к новому поколению региональных свободных экономических зон (СЭЗ) с применением элементов кластерной модели.

Основная часть. Анализ результативности СЭЗ Беларуси за период с 2004 года по-

казал снижение одного из ключевых показателей результативности СЭЗ - чистого притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (рисунок 1).

В период 2005-2008 г.г., когда деятельность белорусских СЭЗ была унифицирована, наметился рост чистого притока ПИИ по отношению к ВВП Беларуси. К 2008 году удельный вес ПИИ соствил 3,6%. Далее темп привлечения ПИИ начал замедляться, снизившись до 2,3% по итогам 2020 года. При этом удельный вес СЭЗ в общем объеме чистого притока ПИИ, привлекаемых в Беларусь, увеличивался и достиг в 2020 году отметки в 0,5% против 0,1% в 2004 году. Данные динамики одного из ключевых параметров деятельности СЭЗ Беларуси свидетельствует о том, что влияние СЭЗ как инструмента по привлечению ПИИ ежегодно возрастает, однако это происходит на фоне замедления притока инвестиций в целом в экономику Беларуси.

В [5] мы указали на причины снижения эффективности и низкой инновационности деятельности СЭЗ, ряд из которых имеет организационный характер:

— преференции СЭЗ лишь косвенно связаны с инновационными целями, состоянием и приоритетами регионального развития;

— функции разработки преференций чрезмерно централизованы, региональный уровень не имеет полномочий устанавливать

их в соответствии с приоритетами своего развития;

— администрация СЭЗ не располагает полномочиями и методическими рекомендациями для отбора резидентов по критериям связи с приоритетами регионального развития, специализацией зоны и инновационности дятельности;

— администрация СЭЗ не имеет полномочий разрабатывать совместно с региональным уровнем власти льготы для мотивации резидентов к кооперации в инновационных разработках в приоритетных направлениях деятельности.

Замедление результативности и низкая инновационность деятельности белорусских СЭЗ ставят на повестку вопрос об их будущем, для решение которого считаем необходимым обратиться к имеющемуся мировому опыту их развития.

В странах с развитой экономикой на смену зонам приходят инновационно-промышленные кластеры, с которыми в настоящее время связываются стратегии инновационного развития. Многонациональные компании инвестируют в авиационно-космические кластеры, производство медицинских приборов, электрических и легковых автомобилей, ИКТ, финансовые услуги и др.

В отдельных развитых странах (Финляндия, Италия) СЭЗ уже уступили место инновационным и промышленным кластерам [6].

Рисунок 1. - Чистый приток ПИИ в Беларусь, %

Источник: собственная разработка по данным [3, 4]

Вместе с тем правительства развитых стран в своей экономической политике уходят от создания привилегированных районов, дискриминирующих базирующиеся за пределами зон фирмы, и отдают предпочтение равным условиям ведения бизнеса на принципах экстерриториальности и поддержки инвестиций в региональное развитие. Этот тренд хорошо иллюстрирует пример Польши. Зоны Польши преуспели в привлечении инвестиций и создании рабочих мест. К июню 2018 года совокупное количество рабочих мест, созданных в 14 зонах, достигло 448 000, а инвестиции превысили $ 35 млрд [7]. Преимуществом для инвесторов было освобождение от корпоративного подоходного налога.

Будучи членом ЕС, Польша должна была привести преференциальные условия, предлагаемые инвесторам в СЭЗ, в соответствие с регламентами общего блока. В 2018 году страна приняла закон о создании «Инвестиционной зоны Польши». Этот новый экстерриториальный режим позволил инвесторам воспользоваться льготами уже на всей территории Польши, то есть дискриминация регионов была устранена. Существующие органы СЭЗ взяли на себя функцию администрирования нового режима в своих регионах [8].

Польские СЭЗ все еще дискриминируют ряд субъектов МСП, поскольку получение бизнесом льгот, адресованных резидентам СЭЗ, зависит от размера инвестиций. В этой ситуации большинство инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса не может воспользоваться преференциями. Дискриминационный характер СЭЗ смягчил новый Закон о поддержке инвестиций, который снизил критерии получения государственной поддержки, чтобы на нее могли претендовать больше МСП. Кроме того, система скорректирована таким образом, чтобы инвесторы в менее развитые регионы могли получить более щедрую государственную поддержку. Новые критерии основаны не только на количественных показателях, но также учитывают устойчивость и инновационные аспекты проектов.

Кроме того, соседние страны, такие как Чехия, Венгрия и Словакия, предлагали инвесторам льготы по подоходному налогу независимо от их местоположения. Поэтому система зон повышала риски Польши как в качестве пункта назначения для прямых ино-

странных инвестиций, так и в качестве места для внутренних инвестиций в МСП. Таким образом, изменения в режиме преференций ослабили дискриминационные элементы польского законодательства об СЭЗ с точки зрения географии и размера инвестиций, уделяя больше внимания внешним аспектам, включая знания и навыки, а также социальные и экологические воздействия.

Отметим, что во многих странах с развитой и переходной экономиками (Китай, Россия, Турция, Франция, США) сохраняется роль региональных СЭЗ в преодолении отставания отдельных территорий, расширении их промышленного и инновационного потенциала.

Анализ направлений развития СЭЗ в зарубежных экономиках различного уровня дает основание для следующих выводов:

- по мере развития национальных экономик и изменения стратегий их развития, с одной стороны, и достижения целей уже действующими в них СЭЗ - с другой, создаются новые поколения зон с целями, адекватными новым национальным экономическим стратегиям [9];

- приоритеты деятельности СЭЗ все больше смещаются в направлении инноваций и высоких технологий;

- региональные СЭЗ сохраняют свое значение, позволяя преодолевать отставание в развитии территорий и сосуществуя с инновационно-промышленными кластерами;

- дискриминационный характер СЭЗ в отношении других территорий нивелируется через реализацию принципов экстерриториальности.

Включится в успешные тренды развития позволит переход к новому поколению региональных белорусских СЭЗ, ориентированному на расширение инновационной деятельности, принципы экстерриториальности и динамического стимулирования инвестиций. В этих целях автором разработана модель перехода к новому поколению региональных СЭЗ, включающая кластерные механизмы поддержки инноваций. Основные преимущества модели обусловлены:

a) ее соответствием условиям белорусской экономики, в которой кластеры только зарождаются, а СЭЗ уже стали весьма значимыми;

b) преодолением наметившегося снижения результативности региональных

СЭЗ посредством включения кластерных механизмов содействия инновациям;

с) продолжением курса на преодо-

ление разрывов в социально-экономическом развитии территорий через преобразование преференциальных режимов.

Модель перехода от действующих многопрофильных региональных экономических зон к их новому поколению предполагает соответствующие преобразования на всех уровнях организации их деятельности: центральном, региональном и администрации СЭЗ, а также использование при их проведении новых методических решений: (рис. 2).

В предлагаемой модели перехода к новому поколению региональной СЭЗ, ориентированному на инновационное развитие, предусмотрены следующие новые методические подходы к принятию решений:

1. Центральный уровень — методика внедрения динамической системы регионального стимулирования инвестиций.

2. Региональный уровень — методические инструменты для определения приоритетных отраслей по критриям инновационности, значимости и динамичности развития.

3. Уровень администрации экономической зоны — методические инструменты для определения якорных видов деятельности и организаций для создания условий по горизонтальным кооперационным и инновационным взаимодействиям резидентов.

Рассмотрим далее рекомендации по переходу к новому поколению белорусских региональных СЭЗ, адресованные центральному организационному уровню их деятельности.

В настоящее время регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами, иными государственными органами, ключевым из которых является Министерство экономики Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в отношении СЭЗ, координирует работу по обеспечению их функционирования и развития, утверждает программы развития свободных экономических зон, рассматривает предложения администрации СЭЗ о подготовке нормативных правовых актов по вопросам функционирования свободной экономической зоны, в том числе по совершенствованию специального правового режима свободной экономической зоны и др.

Отметим следующие организационные причины замедления результативности региональных СЭЗ, связанные с центральным организационным уровнем:

Рисунок 2. - Модель перехода к новому поколению белорусских региональных СЭЗ

Примечание — Источник: собственная разработка

- устанавливаемые правительством и проводимые администрациями преференциальные режимы СЭЗ не настроены на мотивацию резидентов, инвестирующих в новые высокие технологии с высокой добавленной стоимостью, не дифференцированы к состоянию и приоритетам развития территорий;

- многие из преференций имееют узкий локальный характер, не нашли применения в практике субъектов хозяйствования;

- мониторинг применения преференций проводится лишь эпизодически, отстутствует обратная связь для оценки их действенности, в том числе в различных областях и регионах.

Обозначенные выше барьеры центрального уровня преодолеваются в разработанной модели посредством создания и применения рейтинга деловой активности регионов, перехода к экстерриториальному принципу распределения преференций.

Для адаптации принципов динамической системы стимулирования инвестиций к условиям Республики Беларусь автором разработана и апробирована методика внедрения динамической системы регионального стимулирования инвестиций, которая включает построение рейтинга деловой активности областей и регионов. Такой рейтинг рассматривается нами как инструмент государственной политики выравнивания социально-экономического развития регионов, создавая объективную платформу для распределения преференций.

В рейтинге задействованы четыре показателя развития региона: розничный товаро-

оборот на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, занятое население, количество микро и малых организаций на 1000 человек (таблица 1).

По каждому из показателей региону присваиваются баллы, которые суммируются. Проведен анализ развития каждого из 118 районных центров и 11 городов областного значения. Все районы разбиты на 4 группы в зависимости от набранного числа баллов. Данные представлены в виде Карты деловой активности Беларуси (рисунок 3).

В топ-10 городов и районов вошли Минск и Минская область (по 36 баллов из 40 возможных), областные центры Гродно (28 баллов), Брест (27), Гомель (25), Витебск (23), Могилев (23), а также Смолевичский, Соли-горский (по 20 баллов) и Островецкий районы.

Меньше всего - 7 баллов, набрали 22 района, большая часть из которых расположены в Могилевской области (7).

Построенный рейтинг обеспечивает дифференциацию подходов к предоставлению преференций регионам на всей территории Беларуси, что является необходимым условием реализации экстерриториального принципа формирования региональных СЭЗ. Основным критерием для получения права на преференции для инвестора в регион, получивший статус СЭЗ, станет наличие сертификатов работ и услуг собственного производства, которые выдаются после проведения экспертизы и подтверждают принадлежность работ и услуг к работам и услугам собственного производства.

Занятое население, тыс. чел.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

200 178 156 134 112 90 68 46 24 0

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5000000 1000000 700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0

Розничный товарооборот, руб.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

9 000 8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

Количество микро и малых организаций на 1000 человек, ед.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

25 23 20 17 14 11 8 5 2 0

Примечание - Источник: собственная разработка

Таблица 1. - Распределение баллов по количественным показателям развития региона

Общее число баллов

ШШ от 30 от 20 от 10 ло 10

Рисунок 3. - Карта деловой активности Беларуси по данным за 2019 год

Примечание — Источник: собственная разработка

Оформлением данных документов занимается Белорусская торгово-промышленная палата по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В авторской модели центральный уровень перераспределяет часть своих полномочий по предоставлению преференций резидентам СЭЗ на уровень администрации региональной СЭЗ, устанавливая при этом при этом параметры экстерриториального признака СЭЗ (таблица 2) и реализации инвестиционного проекта СЭЗ (таблица 3).

Для инвестора централизованно устанавливается ограничение на минимальный объем инвестиций, а также указываются иннова-

ционные (производство инновационной продукции, проведение НИР, регистрация патентов) и качественные характеристики проекта.

Для регистрации в качестве резидента СЭЗ инвестор обязан набрать минимум 3 балла по качеству проекта. Это позволит учесть национальные и региональные интересы развития экономики, стимулировать создание инновационных производств, научную деятельность, профессиональную подготовку кадров, стимулировать предпринимательство в малых городах и депрессивных районах, выровнять распределение доходов по территории страны.

Форма поддержки 5 блоков преференций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект поддержки Резидент СЭЗ

Обязательства по поддержке Минимальный объем инвестиций, выполнение качественных параметров проекта

Административный орган Администрации СЭЗ

Локация Экономически активная территория Республики Беларусь

Период возмещения На период реализации проекта, до 2049 года включительно

Минимальные требования Количественные (объем инвестиций), инновационные (2 параметра), качественные критерии (8 параметров)

Примечание — Источник: собственная разработка

Таблица 2. — Краткое описание параметров экстерриториального признака СЭЗ Беларуси

Таблица 3. - Качественные параметры реализации инвестиционного проекта в СЭЗ

1. Реализация проекта в приоритетном для региона секторе_

2. Ориентированность проекта на инновации либо импортозамещение (>50% от продукции / услуг собственного производства)_

3. Проведение и финансирование научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских разработок, регистрация патентов_

4. Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых помещений, незавершенных строительством строений_

5. Участие в зарегистрированном кластере_

6. Развитие кооперации с действующими резидентами СЭЗ республики_

7. Создание высокооплачиваемых рабочих мест (средняя з/п выше среднего значения по региону)

8. Создание более 50 новых рабочих мест_

9. Использование экологически чистых видов энергии (солнечная, ветряная, атомная и др.)_

10. Стратегическое сотрудничество с профессионально-техническими, специальными или высшими учебными заведениями_

Примечание - Источник: собственная разработка

Предлагается распределять преференции для реализации конкретных инвестиционных проектов в зависимости от минимального объема инвестиций и суммарного числа баллов по инновационным и качественным критериям (рисунок 4).

В данной инициативе предусматривается гибкая шкала минимальных требований к объему инвестиций, а также минимально необходимое число баллов по качеству проекта - 3. Подробнее о распределении преференций в таблице 4.

Заключение. Адаптированная к условиям белорусской экономики методика внедрения динамической системы регионального сти-

мулирования инвестиций как составляющая центрального уровня модели перехода к новому поколению региональных СЭЗ позволит, во-первых, таргетировать иностранные инвестиции в наиболее приоритетные и инновационные отрасли, во-вторых, усилить мотивацию для отечественных и зарубежных инвестиций в отстающие регионы, выравнивая деловую активность областей и районов Беларуси с учетом их сильных отраслевых направлений, сырьевых и человеческих ресурсов и, в-третьих, создать условия для децентрализации функций применению преференций с расширением полномочий регионального уровня.

ТЕРРИТОРИЯ

рейтинг деловой активности

30+БАЛЛОВ

20-29 БАЛЛОВ

от 1 млн евро

Т"

/V

10-19 БАЛЛОВ

от 10 «ли евро

.¿Гх

от 500 тыс. евро от 5 млв евро

1 1 1 1 1 1 1 1

1 баллы качества 1 баллы качества ^^В 1 баллы качества 1 ^^Н баллы качества ^^Н

Л К 00 00 11 11 А К 00 0 0 11 11 А К 00 00 11 11 Л К 00 00 11 11

набор преференций набор преференций набор преференций набор преференций 1

11 11 □□ ИИ 11 11 ИИ ИИ 11 11 ИИ ИИ 11 11 ИИ ИИ

Рисунок 4. - Распределение преференций в зависимости от количественных и качественных

показателей проекта

Примечание - Источник: собственная разработка.

Таблица 4 — Преференции и льготы для резидентов СЭЗ

1 блок Освобождение от уплаты налога на прибыль* Освобождение от уплаты налога на землю, арендной платы** Освобождение от уплаты налога на недвижимость*** Освобождение от налога на добавленную стоимость**** Иные преференции, предусмотренные законодательством о СЭЗ Преференции для логистических компаний*****

2 блок предоставление возможности отчуждения либо передачи в безвозмездное пользование неиспользуемых объектов недвижимого имущества предоставлять без проведения аукциона земельные участки приобретателю незавершенного незаконсервированного капитального строения для целей завершения его строительства.

3 блок возмещение затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктуры до границ земельного участка резидента за счет средств республиканского и консолидированного бюджета областей (не более 10% от стоимости всего проекта)

4 блок распространение налоговых льгот на субъекты, применяющие льготное кредито-упрощенную систему налогообложения вание

5 блок установить размер обязательных страховых взносов в ФСЗН в размере 31% установить ставку налога при упрощенной системе налогообложения в размере 1 процента от валовой выручки

Примечание — Источник: собственная разработка

* - без привязки к экспорту и поставкам другим резидентам в течение 10 лет с момента объявления прибыли, далее — 50% от установленной ставки на весь период реализации проекта

** - за земельные участки на территории СЭЗ без привязки к экспорту и поставкам другим резидентам на весь период реализации проекта

*** - по зданиям и сооружениям на территории СЭЗ без привязки к экспорту и поставкам другим резидентам на весь период реализации проекта.

**** - взимаемого таможенными органами, помещаемые резидентами СЭЗ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

***** - освобождение от налога на прибыль прибыли, полученной от оказания транспортных услуг резидентами СЭЗ, имеющими собственный подвижной состав (включая арендованный), за пределами Республики Беларусь; освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь объектов подвижного состава и контейнеров.

Отметим также, что основные методические положения представленной модели апробированы и нашли применение при разработке проекта развития региональной СЭЗ «Гродноинвест» в [9].

Список литературы

1. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь в январе — декабре 2021 г] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/statistika-malykh-territoriy/cvobodnye-ekonomicheskie-

zony/operativnye-dannye/. — Дата доступа: 17.03.2022

2. В 2021 году резиденты СЭЗ сформировали пятую часть основных республиканских показателей // Министерство экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://economy.gov.by/ru/news-ru/view/v-2021-godu-rezidenty-sez-sformirovali-pjatuju-chast-osnovnyx-respublikanskix-pokazatelej-46078-2022/. — Дата доступа: 18.02.2022

3. Свободные экономические зоны // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-

okruzhayushchaya-sreda/statistika-malykh-territoriy/cvobodnye -ekonomicheskie-zony. -Дата доступа: 10.03.2022.

4. World development indicators [Electronic resource] // The World Bank. - Mode of access:

https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators. - Date of access: 24.02.2022

5. Шулейко, Д. Ч. Кластерная трансформация СЭЗ: методы идентификации «якорных» отраслей и резидентов / Д. Ч. Шулейко, Л. Е. Совик // Экономика и банки. - 2020. -№ 1. - С. 76-88.

6. Шулейко, Д. Ч. Опыт развития кластерных инициатив в странах Европейского союза / Д. Ч. Шулейко // Сборник трудов XII международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы», Полесский государственный университет, Пинск, 27 апреля 2018 г. / Полес. гос. ун-т [и др.] ; редкол.: К. К. Шебеко (гл. ред.) [и др.]. - Пинск, 2018. - С. 159161.

7. How to do business in Poland [Electronic resource] // Polish Investment & Trade Agency. - Mode of access: https://www.paih.gov.pl/publications/how_to _do_business_in_Poland. - Date of access: 16.03.2022.

8. General directorate of free zones, overseas investment and services [Electronic resource] // Republic of Turkiye, Ministry of Trade. -Mode of access: https://www.trade.gov.tr/free-zones/general-outlook. - Date of access: 16.03.2022.

9. Шулейко, Д. Ч. Активизация инновационного потенциала региональных свободных экономических зон (СЭЗ) / Д. Ч. Шулейко // Экономика и банки. - 2021. - №. 1. - С. 44-55.

References

1. Osnovny'e pokazateli deyatel'nosti rezidentov svobodny'kh e'konomicheskikh zon Respu-bliki Belarus' v yanvare - dekabre 2021 [Key performance indicators of residents of free economic zones of the Republic of Belarus in January-December 2021]. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. (In Russian) Available at:

https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-

okruzhayushchaya-sreda/statistika-malykh-territoriy/cvobodnye-ekonomicheskie-zony/operativnye-dannye/. (accessed:

03/17/2022).

2. V 2021 godu rezidenty' SEZ sformirovali pyatuyu chast' osnovny'kh respublikanskikh pokazatelej [In 2021, FEZ residents formed a fifth of the main republican indicators]. Ministry of Economy of the Republic of Belarus. (In Russian) Available at: https://economy.gov.by/ru/news-ru/view/v-2021-godu-rezidenty-sez-sformirovali-pjatuju-chast-osnovnyx-respublikanskix-pokazatelej-46078-2022/. (accessed: 02/18/2022).

3. [Free economic zones]. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. (In Russian) Available at: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/statistika-malykh-territoriy/cvobodnye-ekonomicheskie-zony. (accessed: 03/10/2022).

4. World development indicators. The World Bank. Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators. (accessed: 24.02.2022).

5. Shuleiko D. Ch., Sovik L. E. Klasternaya transformacziya SE'Z: metody' identifikaczii «yakorny'kh» otraslej i rezidentov [Cluster transformation of SEZ: methods of identifying "anchor" industries and residents]. E'konomika i banki [Economics and banks]. 2020, no. 1, pp. 76-88. (In Russian)

6. Shuleiko D. Ch. Opy't razvitiya klasterny'kh inicziativ v stranakh Evropejskogo soyuza [Experience in the development of cluster initiatives in the countries of the European Union]. Ustojchivoe razvitie e'konomiki: sos-toyanie, problemy\ perspektivy' [Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference "Sustainable Development of the Economy: State, Problems, Prospects"], Polessky State University, Pinsk, April 27, 2018 / Poles. state un-t [and others]; Ed. board: K. K. Shebeko [and others]. Pinsk, 2018, pp. 159-161. (In Russian)

7. How to do business in Poland. Polish Investment & Trade Agency. Available at: https://www.paih.gov.pl/publications/how_to _do_business_in_Poland. (accessed: 16.03.2022).

8. General directorate of free zones, overseas investment and services. Republic of Turki-ye, Ministry of Trade. Available at: https://www.trade.gov.tr/free-zones/general-outlook. (accessed: 16.03.2022).

9. Shuleiko D. Ch. Aktivizacziya innovaczion-nogo potencziala regional'ny'kh svobod-

nykh e'konomicheskikh zon (SE'Z) [Activation of the innovative potential of regional free economic zones (SEZ)]. E'konomika i banki [Economy and banks]. 2021, no. 1, pp. 44-55.

Received 8 April 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.