УДК 51(077)
А.А. Малышев, аспирант ГОУВПО АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
В статье говориться о необходимости совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской школе, о возможностях использования метода проектов на уроках математики в современной сельской школе и приводятся примеры проектных заданий по математике.
Ключевые слова: метод проектов, сельская школа, малая наполняемость классов, гиперконтроль, психологическое давление, мотивация учащихся, социализация личности, коммуникативные навыки, творческая деятельность, исследовательские умения, проектные задания по математике.
Современная сельская школа является важной и уникальной образовательной средой. Не ослабляющееся внимание общества к сельской школе диктуется целым рядом факторов: потребностями сохранения целостной социально-культурной среды, демографическими и миграционными процессами, интересами развития сельскохозяйственного производства, наконец, собственно образовательными проблемами, связанными с необходимостью сохранения единого образовательного пространства [1].
Малая наполняемость классов уже давно стала характерной чертой многих современных школ сельской местности [2, с. 3]. Демографические процессы, миграционный отток жителей села в город, привели к тому, что для сельских школ стали характерны классы с малой наполняемостью, включающие в среднем от двух до двенадцати человек. В таких условиях преподавание отдельных дисциплин, в частности математики, обретает свою специфику.
Малочисленность классов приводит к трудностям организации учебного процесса. Отдельными причинами этих трудностей является: невысокий уровень обучения; гиперконтроль каждого действия ученика учителем; непрерывность зрительного контакта учителя и каждого ученика в течение всего урока; быстрая утомляемость учащихся; ограниченность сферы общения учащихся на уроке; низкий уровень мотивации школьников к учебному процессу.
Наблюдения и анализ уроков математики в сельских малокомплектных школах позволяют констатировать тот факт, что учебный воспитательный процесс организуется в них приблизительно так же, как и в городских школах. К сожалению, в практике обучения нередки случаи, когда учителя механически переносят различные формы учебной деятельности учащихся на уроке с класса большой наполняемостью на класс, состоящий из 2-3 учеников. Шаблонность в действиях педагога в таких случаях исключительно негативна.
Далеко не все учителя используют преимущества малой наполняемости класса, в частности: задания школьникам даются одинаковые, проверка их выполнения осуществляется фронтально, на уроках преобладает вопросно-ответная форма деятельности, практически отсутствуют виды самостоятельной работы, из всех форм учебной деятельности доминирует фронтальная, в то время как складывающийся на уроке в таких школах резерв времени позволяет значительно разнообразить учебно-воспитательный процесс на уроке, делая его более интересным.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в классах с малой наполняемостью, можно осуществить с помощью применения новых педагогических подходов и технологий. Большие возможности в этом плане открывает метод проектов, направленный на развитие личности школьника через активные способы действия.
Метод проектов - это метод обучения, обеспечивающий условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают новые знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные навыки, когнитивные и социальные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения и критическое мышление.
Суть данного метода состоит в предоставлении возможности ученику самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою работу. Школьники самостоятельно добывают знания и находят пути решения проблем. Работа над проектом способствует формированию навыков поисковоисследовательской деятельности учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, творчески решать проблемы, привлекая для этого различные источники знания из разных областей науки. Работа учащихся над проектами дает возможность сформировать знания о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «общество-природа-хозяйство», осознать место человека в окружающем мире. Проектные работы обычно выполняются на основе решения проблем, осуществления проектно-поисковой деятельности, школьники учатся оценивать, прогнозировать, проектировать развитие тех или иных процессов. В результате создаются условия для развития личности, формирования опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру.
Несмотря на то, что многие перспективные идеи использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе достаточно давно получили развитие в трудах отечественных и зарубежных педагогов (Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, и др.), в сельской школе на сегодняшний день крайний дефицит учителей, умеющих квалифицированно реализовать идеи проектного обучения в работе с детьми.
Проектная деятельность имеет очень большое значение для сельского социума, поскольку предполагает изначально обучение непосредственно связанное с жизнью, имеющее практическую направленность. Еще в свое время французский педагог и мыслитель, Селестен Френе, адресовал практические рекомендации по применению метода проектов в первую очередь малокомплектной сельской школе.
Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать многие трудности, возникающие при организации и провидении уроков в малокомплектной школе. Применение метода проектов на уроках математики создает условия, при которых расширяется речевое общение учащихся в условиях малочисленного класса, снижается психологическое давление со стороны учителя на ученика, повышается мотивация учащихся к обучению. Таким образом, преподавание математики в условиях сельской школы раскрывает новые возможности для применения элементов проектной деятельности.
Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе способствует более быстрому процессу социализации личности, что является одним из важных аспектов в работе сельской школы. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и приобретению опыта школьниками из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, коммуникативные умения и навыки, инициативу и рефлексию. Выполнение учебного проекта предполагает, прежде всего, организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.
Кроме того использование метода проектов на учебных занятиях позволяет учитывать и использовать преимущества сельской малокомплектной школы. К таким преимуществам относится, непосредственная близость школы к сельскому хозяйству и живой природе. Первое открывает большие возможности не только для формирования системы глубоких, осознанных и конкретных знаний о научных основах важнейших отраслей народного хозяйства, но и для систематического привлечения школьников к непосредственному участию в посильном общественно полезном труде. Второе, т.е. живая природа в ее многообразии, являясь в условиях сельской школы по сути дела постоянным компонентом учебно-воспитательного процесса, может быть незаменимым средством формирования и развития у учащихся эстетических чувств, любви к родному краю, готовности к активной созидательной работе по его преобразованию.
Метод проектов и его отдельные элементы могут быть также эффективно задействованы в обучении сельских школьников математике. Чаще всего это осуществляется посредством выдачи ученикам проектных заданий по математике, которыми могут быть:
а) краткосрочные проекты, выполняемые в рамках одного урока по отдельному предмету для решения отдельной проблемы;
Темами таких мини-проектов могут быть: «Координаты точки и координаты вектора», «Расстояние от точки до плоскости», «Угол между прямой и плоскостью», «Правильная пирамида», «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
б) среднесрочные проекты, содержащие достаточно значимую проблему, проводятся в течение одного - двух месяцев, в основном предназначенные для факультативов по материалам углубленного изучения;
Примерами таких проектов являются: «Односторонние пределы», «Непрерывность функции».
в) долгосрочные проекты, посвященные довольно крупной проблеме или нескольким взаимосвязанным проблемам, являются, как правило, междисциплинарными, реализуются во внеурочное время, хотя контролироваться могут и во время учебных занятий. Такие проекты и, соответственно, уроки не должны проводиться слишком часто, их организация и проведение требует обоснованного и разумного подхода.
Примерами долгосрочных проектов могут быть: «Лента Мебиуса и ее свойства», «Золотое сечение и его применение в архитектуре родного села», «Симметрия в мире многогранников» [3, с. 11].
Реализация метода проектов, весьма перспективна при изучении математики; работа в этой форме вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. В процессе работы над учебными проектами у школьников зарождаются основы системного мышления; формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиск аргументов; развиваются творческие способности, воображение, фантазия; воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
В настоящее время элементы проектной деятельности используются не только в обучении, но и в сфере воспитания. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей; чувства ответственности, самодисциплины; нравственных качеств; творческого отношения к делу, способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять свои таланты на благо общества.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы повышения качества общеобразовательной подготовки сельского школьника: по материалам Всеросс. науч.-прак. конференции. - Орел: ОГУ, 2002.
2. Зайкин, М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. - Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.
3. Величко, М.В. Математика 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2007.
Статья поступила в редакцию 09.03.10
УДК 371.036:745
Л.В. Ивойлова, соискатель АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
В данной статье анализируются закономерности формирования художественно-образной системы в сфере декоративно-прикладного творчества; исследуются основные семантические оттенки символической системы, представленной в изделиях народных мастеров, а так же анализируются воспитательные возможности занятий декоративно-прикладным творчеством.
Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, символ, традиционная культура, педагогический процесс.
Занятия народным декоративно-прикладным творчеством обладают большими возможностями развития и воспитания детей. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка, развивает ассоциативное, образное мышление. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия, ритм, образ. Именно в занятиях искусством ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Составляя органическую часть предметной среды произведения декоративноприкладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем постоянно воздействуют на душевное состояние человека, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру [1, с. 49].
Это искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам народного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Стадиальность формирования и развития декоративно-прикладного искусства многие исследователи (А.В. Бакушинский, М.А. Некрасова, В.С. Воронов и др.) связывают с процессом смены общественных формаций. В русле формационного подхода этапы развития народного декоративно-прикладного творчества совпадают с характером общественно-экономических процессов и, оставаясь синкретичным феноменом, акцентируют основную для формации функцию. Люди создавали необходимые им в быту вещи: традиционное оформление жилища, одежду, утварь, орудия труда и боевое оружие.
Временем зарождения декоративно-прикладного искусства исследователи считают эпоху Верхнего Палеолита. Эстетическая функция художественной деятельности не могла