О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ПРОВЕРКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА
Васин Е.К.
МБОУ Пучежская гимназия, г. Пучеж, Российская Федерация
В статье рассматривается педагогический эксперимент по проверке сформирован-ности ИТ-компетенции учащихся 5 класса при изучении предмета «Технология» в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника. В исследовании использовалась предложенная В.П. Беспалько система уровней освоения действий в соответствии с осуществляемым видом самостоятельной деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника формирование ИТ-компетенции осуществляется на более высоком качественном уровне.
Ключевые слова: ИТ-компетенция; смешанное обучение; деятельностный треугольник; электронный образовательный ресурс.
ABOUT THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT TO VERIFY THE FORMATION OF THE IT COMPETENCE OF PUPILS OF 5 CLASSES IN THE STUDY OF THE SUBJECT "TECHNOLOGY" IN THE CONTEXT OF BLENDED LEARNING ON THE BASIS OF FUNCTIONING OF THE ACTIVITY TRIANGLE
Vasin E.K.
MBOU gymnasium Puchezh, Puchezh, Russian Federation
The article discusses the pedagogical experiment to verify the formation of the it competence ofpupils of 5 classes in the study of the subject "Technology" in the context of blended learning on the basis of functioning of the activity triangle. The study used proposed by VP. Bespalko system levels of action in accordance with carried out as independent activities. It is concluded that in the context of blended learning on the basis of functioning of the activity triangle formation of it competencies is carried out at a higher quality level.
Keywords: it competence; blended learning; activity-based triangle; electronic educational resource.
Существует множество трактований понятия «педагогический эксперимент» (от лат. experimentum - «проба», «опыт», «испытание») (Ю.З. Кушнер, М.Н. Скаткин, И.П. Подласый, И.Ф. Харламова и др). В определениях всех вышеперечисленных авторов ключевой тезис заключается в том, что педагогический эксперимент является научно аргументированной и превосходно продуманной системой реализации педагогического процесса, целеобусловленной открытием нового педагогического знания, выяснения и обоснования предварительно сформулированных научных предположений, гипотез [3].
Объектом данного исследования является сформированность ИТ-компетенции учащихся 5 класса при изучении предмета «Технология» в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника. Для этого в ходе педагогического эксперимента проверялась гипотеза о том, что в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника, предполагающего двухуровневую схему учебной деятельности «дистант - практикум» и использующего электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в ранге участника образовательного процесса, качество сформированности ИТ-компетенции обучающегося в сравнении с классно-урочным подходом будет значительно выше.
Педагогический эксперимент был осуществлен в МБОУ Пучежская гимназия и МБОУ лицей г. Пучеж в 5 классе при изучении предмета «Технология», входящего в естественно-научный кластер дисциплин общеобразовательной школы, в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника. При этом использовалась предложенная В.П. Беспалько [1] система уровней освоения действий в соответствии с осуществляемым видом самостоятельной деятельности. С учетом особенностей предмета «Технология» и возрастных особенностей пятиклассников эта система бьша адаптирована к условиям смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника.
ИТ-компетенцию (компетенцию в области использования информационных технологий) мы позиционируем как объединение неразрывно связанных в содержательном и деятельностном аспектах информационно-коммуникационной (способность использовать: основные методы, способы и средства поиска, накопления, хранения, обработки и передачи информации; компьютер как средство управления информацией; глобальные компьютерные сети; ключевые требования информационной безопасности; технологии создания документов на основе HTML-кода с использованием Web-редакторов; приемы анализа и оценки информации с позиции ее свойств и продуктивности) и пользовательской (способность: представлять сложноструктурированный материал посредством средств ИТ; работать с файлами; применять текстовые и табличные редакторы, презентационные пакеты Microsoft Office и Open Office для структурирования текста, работы со стилями, вставки формул, оглавления и сносок, разработки слайдов, создания анимации, работы с траекториями, настройками гиперссылок и всплывающих подсказок, включая фрагменты
изображений, действий с листами, вставки формул, форматирования, адресных и относительных ссылок, использования основных функций, построения диаграмм, вложенных функций, использования технологий работы с числовыми данными (выбор параметров, поиск решений) и условного форматирования; применять растровые и векторные графические редакторы для создания, обработки и редактирования графических файлов) компетенций обучающегося [2].
Для оценки сформированное™ ИТ-компетенции были определены уровни обученности (низкий, средний, высокий), а затем разработаны требования к ним.
1. Низкий уровень обученности предполагает наличие у обучающегося знаний и умений управление компьютером, создание и форматирование текста в текстовом редакторе MS Word, работа со стандартным набором инструментов графического редактора Paint, использование меню входящих в комплекс электронных образовательных ресурсов и их разделов «Справка». Учебная деятельность на низком уровне обученности осуществляется под непосредственным контролем и при помощи учителя и на уровне дистанта, и на уровне практикума.
2. Средний уровень обученности предполагает наличие у обучающегося знаний и умений, характерных для низкого уровня, но применяемых им на уровне дистанта самостоятельно, без помощи учителя. Кроме этого, обучающийся должен знать и уметь самостоятельно осуществлять навигацию по страницам ЭОР, входящих в комплекс, а при необходимости может воспользоваться информацией, представленной в разделе «Справка» используемого ЭОР. Обучающийся должен использовать по назначению кнопки управления с соответствующими информирующими названиями и символами (пиктограммами), всплывающие диалоговые окна с пояснительной информацией к ним, контекстные меню, аудиосопровождение выполняемых действий пользователя. Учебная деятельность на среднем уровне обученности осуществляется на уровне дистанта самостоятельно, а на уровне практикума - под непосредственным контролем учителя и консультативной помощи ЭОР
3. Высокий уровень обученности предполагает наличие у обучающегося знаний и умений, характерных для среднего уровня. Кроме этого, обучающийся должен обладать знаниями и умениями самостоятельного поиска в Интернете учебной информации, содержание которой обусловлено целью занятия, тема которого определена функционально-архитектурной композицией ЭОР. Ученик на уровне дистанта должен, используя технологии гипертекста и мультимедиа, самостоятельно находить обусловленную темой и целью занятия информацию, чтобы впоследствии самостоятельно применить ее для решения определенной практической задачи на уровне практикума при осуществлении информационно-проектного взаимодействия.
Перечисленные уровни обученности оценивались по результатам диагностического тестирования. Правильность выполнения каждого задания теста оценивалась по дихотомической шкале (0 баллов за отрицательно выполненное задание, 1 балл за положительно выполненное
задание). Было определено, что педагогический тест должен содержать 20 заданий (двадцатибалльная шкала измерения), сгруппированных в 3 блока.
1-й блок состоял из заданий с 1-го по 7-е. Их содержание отражало требования, характерные для низкого уровня обученности учащихся 5 класса использованию комплекса ЭОР для осуществления самостоятельной учебной деятельности (СУД) при изучении предмета «Технология».
2-й блок состоял из заданий с 8-го по 14-е. Их содержание отражало требования, характерные для среднего уровня обученности учащихся 5 класса использованию комплекса ЭОР для осуществления СУД при изучении предмета «Технология».
3-й блок состоял из заданий с 15-го по 20-е. Их содержание отражало требования, характерные для высокого уровня обученности учащихся 5 класса использованию комплекса ЭОР для осуществления СУД при изучении предмета «Технология».
С учетом особенностей дисциплины «Технология» и возрастных особенностей пятиклассников, для осуществления диагностического тестирования использовались: тестовые задания в закрытой форме с выбором альтернативного ответа и задания, предполагающие множественный выбор (применялись для диагностирования низкого, среднего и высокого уровней обученности); тестовые задания в закрытой форме, предполагающие восстановление соответствия (применялись для диагностирования среднего и высокого уровней обученности); тестовые задания в закрытой форме, предполагающие установление правильной последовательности (применялись для диагностирования высокого уровня обученности).
Диагностическое тестирование проводилось по алгоритму, в соответствии с которым тестируемый выполнял сначала все задания 1-го блока. При правильном выполнении всех заданий он приступал к выполнению заданий 2-го блока. Если тестируемый правильно выполнял все задания 2-го блока, то приступал к выполнению заданий 3-го блока. При обработке результатов тестирования учитывалось количество правильно выполненных учащимся заданий педагогического теста. По их количеству определялся уровень обученности ученика. Если по завершении выполнения теста тестируемый демонстрировал правильное выполнение не более 3-х заданий 1-го блока, то его уровень обученности не определялся.
Поскольку обучение в 5 классе является начальным этапом освоения учебной программы основного общего образования, перед началом педагогического эксперимента, с учетом знаний, полученных учащимися в начальной школе, было выдвинуто требование о том, что в эксперименте могут участвовать только учащиеся 5 класса, обладающие необходимым уровнем начальных знаний. Для этого тестируемый должен был правильно выполнить не менее 50% заданий оценочного теста. Правильность выполнения каждого задания оценивалась по дихотомической шкале (0 баллов за отрицательно выполненное задание, 1 балл за положительно выполненное задание). Оценочный тест содержал 20 заданий (двадцатибалльная шкала измерения).
В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 4-х классов-комплектов 5 класса МБОУ Пучежская гимназия и учащиеся 4-х классов-комплектов 5 класса МБОУ лицей г. Пучеж. Педагогический эксперимент осуществлялся в ходе констатирующего (1-й этап), формирующего (2-й этап) и заключительного (3-й этап).
В начале констатирующего этапа из учащихся этих классов случайным образом были сформированы две группы по 60 человек (экспериментальная и контрольная).
С помощью оценочного тестирования в обеих группах была проведена оценка уровней начальных знаний пятиклассников. Результаты оценочного тестирования показали, что все тестируемые правильно выполнили более половины (50%) заданий теста, что позволило им всем принять участие в педагогическом эксперименте по проверке сформированное™ ИТ-компетенции при изучении предмета «Технология» в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника.
Схожесть результатов послужила основанием для выдвижения статистической гипотезы Н0 (1) об однородности сформированных групп по уровню начальных знаний, которая проверялась на уровне значимости а=0,05 по критерию согласия х2 Пирсона. Статистика критерия согласия х2 Пирсона рассчитывалась по формуле:
2 = у («, - "О"
А; набл. / л ?
где: п — количество правильных выполненных заданий в экспериментальной группе;
т1 — количество правильных выполненных заданий в контрольной группе.
Расчет статистики критерия согласия х2 Пирсона сведен в таблице 1.
Таблица 1.
Количество пра- Количество учащихся экс- Количество учащихся Расчет статистики крите-
вильно выпол- периментальной группы, контрольной группы, рия согласия ЗС2 Пирсона
ненных тестовых правильно выполнивших правильно выполнивших
заданий, i данное число тестовых заданий, п. данное число тестовых заданий, т. (п-т ,)2 (п. - т)2/т.
от 12 до 14 8 10 4 0,4000
15 16 12 16 1,3333
16 17 18 1 0,0555
17 7 13 36 2,7692
от 18 до 19 12 7 25 3,5714
Статистика критерия согласия X2 набл Пирсона 8,1294
Квантиль распределения х2 Пирсона, соответствующий нижней границе критической области при четырех степенях свободы равен х21н1 (4) = 9,48. Ввиду того, что х2 на6л< х21н1 (4), нулевая статистическая гипотеза Н (1) была принята как правдоподобная.
На формирующем этапе эксперимента СУД учащихся 5 класса в экспериментальной группе осуществлялась в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельност-ного треугольника, а в контрольной группе изучение предмета «Технология» осуществлялось по традиционной для классно-урочного подхода методике.
На заключительном этапе педагогического эксперимента была выдвинута нулевая статистическая гипотеза Н0 (2) об однородности учащихся экспериментальной и контрольной групп по использованию комплекса ЭОР для осуществления СУД, которая проверялась на уровне значимости а=0,05 по критерию согласия х,2 Пирсона по выборкам, полученным в результате диагностического тестирования, проведенного на заключительном этапе педагогического эксперимента.
Вариационный ряд с результатами диагностического тестирования на заключительном этапе педагогического эксперимента по проверке сформированное™ ИТ-компетенции учащихся 5 класса при изучении предмета «Технология» в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника показан на гистограммах (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение школьников экспериментальной (а) и контрольной (б) групп по количеству правильно выполненных тестовые задания на заключительном этапе педагогического эксперимента.
Из гистограмм следует, что большинство (более 50%) учащихся 5 класса экспериментальной группы показали результаты, соответствующие среднему и высокому уровням обучен-ности (8 и более правильно выполненных заданий (диагностического теста), а большинство (более 50%) учащихся контрольной группы показало результаты, соответствующие низкому уровню обученности (не более 7 правильно выполненных заданий диагностического теста).
Расчет статистики критерия согласия %2 Пирсона сведен в Таблице 2.
Квантиль нижней границы критической области при пяти степенях свободы равен Х2,^ (5) = 11,07. Так как условие х2 набл< Х2^ (5) не выполнено, то нулевая статистическая гипотеза Н0 (2) была отвергнута и принята альтернативная статистическая гипотеза Н1 (2). Это значит, что обученность учащихся 5 класса использованию комплекса ЭОР для осуществле-
ния самостоятельной учебной деятельности при изучении предмета «Технология», а значит и сформированность ИТ-компетенции, в экспериментальной и контрольной группах различается значимо, причем различия в выборках носят системный, а не случайный характер.
Таблица 2.
Количество пра- Количество учащихся экс- Количество учащихся Расчет статистики крите-
вильно выпол- периментальной группы, контрольной группы, рия согласия X2 Пирсона
ненных тестовых правильно выполнивших правильно выполнивших
заданий, данное число тестовых за- данное число тестовых (n-m )2 (n — т)21т.
/ даний, п. заданий, т.
от 5 до 6 5 20 225 11,2500
7 9 13 16 1,2307
8 9 6 9 1,5000
9 6 5 1 0,2000
от 10 до 13 21 11 100 9,1111
от 14 до 17 10 5 25 5,0000
Статистика критерия согласия Х2набл Пирсона 28,2918
Сравнение поименных выборок с результатами диагностического тестирования показало, что количество учащихся 5 класса в экспериментальной и контрольной группах, достигших среднего уровня обученности использованию комплекса ЭОР в самостоятельной учебной деятельности при изучении предмета «Технология» составило соответственно 40 человек (66,7%) и 24 человека (40%). Количество учащихся 5 класса в экспериментальной и контрольной группах, достигших высокого уровня обученности, составило соответственно 6 человек (10%) и 3 человека (5%). В сумме это составило: 27 человек (43%) для контрольной группы (меньшинство) и 46 человек (76,7%) для экспериментальной группы (большинство).
Результат педагогического эксперимента по проверке уровней обученности учащихся 5 класса использования комплекса ЭОР для осуществления самостоятельной учебной деятельности при изучении предмета «Технология» позволяет утверждать, что в условиях смешанного обучения на основе функционирования деятельностного треугольника формирование ИТ-компетенции осуществляется на более высоком качественном уровне.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.
2. Васин Е.К. Смешанное обучение на основе функционирования деятельностного треугольника, реализуемое в естественно-научном кластере дисциплин общеобразовательной школы (педагогический и технологический аспекты): монография. Ульяновск: Зебра. 2015. 278 с.
3. Краевский В.В., Хуторской A.B. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.