Научная статья на тему 'О парадигмальном статусе синергетики'

О парадигмальном статусе синергетики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О парадигмальном статусе синергетики»

УДК 1

Е.И. Петрова СГГ А, Новосибирск

О ПАРАДИГМАЛЬНОМ СТАТУСЕ СИНЕРГЕТИКИ

Первая научная картина мира была построена Исааком Ньютоном, на долгие годы определив особенности научного познания. В ньютоновской Вселенной не было места случайностям, все события были строго предопределены законами причинности. Классическая картина мира была основана на принципе детерминизма, определенности. Однако реальная Вселенная не похожа на этот образ. Для нее характерны стохастичность, нелинейность, неопределенность, необратимость. Реальный мир склонен к хаотическим состояниям. Законы природы для нелинейного мира носят вероятностный характер, а его наиболее характерным свойством являются процессы самоорганизации, в которых и сам хаос играет конструктивную роль. Открытия термодинамики показали, что хаос, состояние « тепловой смерти» - это неизбежное конечное состояние мира.

Базовые принципы нелинейного образа мира: принцип открытости, нелинейности, когерентности (согласованности) процессов. Отличительная особенность развития нелинейных систем - чередование периодов относительно монотонного самодвижения в режиме аттракции (состояние, в котором за счет отрицательных обратных связей автоматически подавляются малые возмущения) и зон бифуркации, где система утрачивает устойчивость по отношению к малым возмущениям. В результате качественной перестройки открывается спектр альтернативных возможных эволюционных сценариев. Эволюционировать система может либо структурно, либо системно. В первом случае она сохраняет устойчивость за счет перестройки своей структуры, во втором случае переходит на качественно новый уровень. В зоне бифуркации фундаментальное значение имеет случайность. Работы ученых ясно показали, что не найдя научного подхода к изучению явлений хаоса, научное познание зайдет в тупик.

Первые серьезные усилия по научному исследованию вопросов самоорганизации были предприняты в кибернетике, возникшей на рубеже 40-50-х годов ХХ века, которую интересовали гомеостатические системы, поддерживающие свое функционирование в заданном режиме. Простейшая, элементарная форма самоорганизации имеет место уже в рамках физической и химической форм движения материи. Чем сложнее форма движения материи, тем выше уровень ее самоорганизации. В гомеостатической системе речь идет именно о самоорганизации, направленной на достижение оптимальной структуры ее элементов, обеспечивающей устойчивость. В кибернетике проблема гомеостазиса рассматривалась с чисто функциональной точки зрения, в ней не анализировались конкретные механизмы самоорганизации, то есть не было ответа на вопрос: как возникают новые системы. Научные наблюдения и обобщения привели к возникновению междисциплинарного научного направления, изучающего общие и универсальные механизмы самоорганизации - синергетики (от гр.:

synerdos - согласованный). Термин был введен профессором Штутгартского университета Германом Хакеном.

Зарождение синергетики произошло в нашей стране. В 60-х годах ХХ века Б.Н. Белоусовым были начаты, а затем А.М. Жаботинским продолжены эксперименты с автокаталическими химическими реакциями, которые показали, что их наличие значительно ускоряет процессы самоорганизации в химических формах движения. Позднее эти реакции послужили основой для построения математической модели самоорганизующихся процессов И.Р Пригожиным. Эти исследования были продолжены школой академика А.А. Самарского и члена-корреспондента РАН С.П. Курдюмова. Было обнаружено, что разного типа системы, далекие от состояния равновесия (термодинамические, социальные, экологические и др.), демонстрируют способность к самоорганизации. Проходя через стадии крайней неустойчивости, (точки бифуркации), они спонтанно образуют новые упорядоченные структуры. Таким образом, создатели синергетики показали, что способность к самоорганизации является атрибутом материи, поэтому синергетика на сегодня - наиболее общая теория самоорганизации.

Синергетика схожа с кибернетикой, поскольку обе эти науки обнаруживают общность в феноменах самоорганизации, встречающихся в системах неживой и живой природы, а также в социальных системах. Однако если кибернетика в свое время претендовала на общенаучное значение в изучении процессов управления, то синергетика выступает как новое миропонимание, как основа концепции глобального эволюционизма. Ориентация современной науки на изучение сложных саморазвивающихся и самоорганизующихся систем существенно модернизирует ее методологические и философские основания. Методы нелинейной науки, зародившиеся в сфере современного естественнонаучного знания, весьма перспективны при исследовании проблем социокультурной динамики. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции. Само научное познание вписывается в общекультурный контекст и рассматривается в аспекте ценностных ориентаций и мировоззренческих установок эпохи. Наука освобождается от своего классического картезианского идеала социально-нейтральной науки, она экологизируется и гуманизируется. Развитие современной научной картины мира как синтеза достижений различных дисциплин укладывается в русло глобального эволюционизма, который соединяет идеи эволюции и системности. Синергетика органична в этом процессе.

Что такое синергетика: теория, парадигм, наука, междисциплинарный подход, движение, околонаучная мода? Чтобы занять свое место в современной системе наук, она должна очертить свою предметную область, определить систему методологических принципов и включить их в состав сложившейся системы научного знания. Синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей особой картины реальности (дисциплинарной онтологии), но и перед проблемой включения своих онтологических принципов в научную картину мира. Она претендует на то,

чтобы стать системообразующим ядром общенаучной картины мира. На этом пути новая наука сталкивается с неприятием ее некоторыми критиками. Критика относится не к ее конкретным моделям, а к программе включения ее принципов в общенаучную картину мира в качестве такового ядра.

На каких основаниях синергетика может претендовать на междисциплинарный и трансдисциплинарный статус? Прежде всего, на тех основаниях, что ее язык начинает применяться в самых различных областях знаний. Но этого не достаточно. Одна из проблем обретения синергетикой трансдисциплинарного статуса - отсутствие «канона». Недостаток должной культуры конструктивной научной критики, дефицит литературы, достаточно доступной для понимания непрофессионала, но с сохранением необходимого уровня научности изложения - все это привело к тому, что за последние тридцать лет возникло обширное пестрое междисциплинарное синергетическое движение с различными слоями дисциплинарных предпочтений, различными уровнями формализации и метафоризации. По сути, синергетика обнаруживает тенденции развития по законам неструктурированного рынка, моды. Профанация синергетики - это неизбежное зло или оборотная сторона популярности. Дилетантская восторженность и метафорическая игра с текстовым содержанием, небрежное отношение или просто незнание принципов и методов синергетики, которые для многих ограничиваются лишь использованием синергетической терминологии, создает опасность размывания основ и принципов синергетики, угрозу ее дискредитации. Главная проблема даже не в метафоричности языка, который допустим логикой моделирования развивающихся систем (например, как начальный этап моделирования человекомерных систем), а в том, что гипертрофированное метафорическое окружение все больше отслаивается и отдаляется от аутентичного ядра синергетики. Все большая часть так называемых синергетиков не стремятся изучать и применять методологию строгой синергетики, предпочитая ограничиться модной метафорой. Но ведь синергетика - это, прежде всего, модели, понимание сложных внутренних механизмов эволюционных процессов в природе и обществе, а не просто метафорическая терминология.

В качестве апологии синергетики можно сказать, что, конечно, любое концептуальное ядро имеет окружение, «ауру», и степень профессиональности применения синергетических идей уменьшается по мере удаления от ядра, нарастают терминологический произвол и нестрогость интерпретаций, допускается неконтролируемая метафоризация. Но именно в неформализованной терминологии, становящейся языком междисциплинарных контактов, укореняется синергетика в массовом сознании, в мировоззрении, в современной постмодернистской философии. Именно антропогенный характер современной цивилизации вынуждает понятийный аппарат синергетики выходить за пределы собственно естественнонаучного дискурса. Поэтому мы можем рассматривать синергетику не только лишь как инструмент моделирования процессов

различной природы, но и как самостоятельную философию. Метафорическое использование синергетической терминологии пусть и с расширением объема ее понятий позитивно как для осмысления происходящих в культуре и социуме процессов, так и для формирования интуиций, обеспечивающих сценарное предвидение их будущих состояний. Внедрение соответствующих этой терминологии образов мышления в общественное сознание задает ориентиры для выживания человека в современном мире. В этом смысле не следует путать популяризацию с профанацией. Собственно, синергетика в России и начала бурно развиваться именно через философию синергетики, в философском контексте, когда С.П. Курдюмов, один из ее основателей со своими учениками стал писать популярные книги о приложении синергетики к футурологии, к развитию общества, к творчеству человека. Только через общемировоззренческий контекст собственно концептуальное ядро синергетики вызвало к себе интерес.

Задача философии в том, чтобы обеспечить возможность включения синергетики в систему культуры, осмыслить материал этой новой научной дисциплины, сделать его интеллигибельным. Нужна интерпретация, делающая эту теорию понятной. Наиболее непонятным в синергетике является вопрос о причинах и механизмах когерентного поведения элементов самоорганизующихся систем. И это вызывает критические замечания о том, что поскольку речь идет об открытых системах, никакой самоорганизации быть не может, процессы идут за счет окружающей среды. Однако С.П. Курдюмов как-то заметил, что « всякая система открыта, но не всякая система является самоорганизующейся». Как и почему возможна кооперация элементов в синергийных типах систем? Вопрос остается открытым. Возможно, мы сталкиваемся не с отказом от объяснения, а с другим типом теоретической реконструкции, отличающимся от причинного. Может, в синергетику проникает объяснительная стратегия, рассматривающая явление как « естественное», не нуждающееся в объяснении через что-то другое? Например, сторонники финалистского направления в биологии, интерпретируя явление целесообразности в живой природе, называют ее имманентной живым системам. Такой телеологизм многих ученых не удовлетворяет. Возможно, именно в этом кроется причина скептического или негативного отношения к концепции самоорганизации и к самому термину «самоорганизация». Человеческому разуму свойственно все объяснять через производящую причину. Тот, кто не привык искать действующие причины и не обладает навыками методологической рефлексии, неизбежно зацикливается на метафорическом этапе. Относительно самого термина « самоорганизация»: когда мы говорим «камень катится» - это антропоморфизирование природы, мифологизирование реальности, а когда мы скажем, что камень катится под действием таких-то и таких-то внешних по отношению к нему сил - это уже научный, десакрализованный подход к объяснению действительности. Понятие самоорганизации имеет налет мистики. К метафорам в синергетике уже привыкли, но они не должны уводить от поиска действующих причин. А причины эти конечно же редуцируемы к множеству действующих причин.

Просто на микроуровнях или в социуме привычные законы не локализуются в пространстве - времени, появляется память системы, новые элементы с внутренними пространствами. Здесь действующие причины усмотреть не всегда просто. Язык причинной необходимости неэффективен.

Применимо ли к синергетике определение парадигмы? Вопрос о каноне, парадигмальном статусе синергетики свидетельствует о насущной необходимости философского осмысления синергетического направления мысли. Томас Кун в работе «Структура научных революций» подчеркивал, что философское осмысление имманентно идеям о парадигмальности строения науки, особенно в периоды ее трансформации. Термин «парадигма» для его конкретизации Кун заменяет представлением о дисциплинарной матрице и показывает ее сложную структуру. Матрица, по его мнению, имеет открытый, незавершенный характер. Она представляет собой целостность, состоящую из « метафизических предписаний», образующих спектр концептуальных моделей, снабжающих научное сообщество предпочтительными и допустимыми аналогиями и метафорами, из символических обобщений, ценностных предпочтений и, наконец, из «образца», для которого, по замечанию автора, наиболее уместным был бы собственно термин «парадигма». Т. Кун отмечал, что парадигма управляет не областью исследования, а группой исследователей. Многообразие толкований синергетической парадигмы показывает, что следование образцу не означает его тождественного воспроизведения. Одна из причин этого в том, что в качестве образца выступает и каждый из выделенных компонентов матрицы (метафизика, ценности, символические обобщения, образцы решения задач), и матрица в целом. В научном сообществе необходима ответственная позиция каждого участника, влияющая на динамику коммуникационных связей - языка, мотивов, установок. Следование парадигме в таком случае невозможно как простое копирование и имитирование.

Сама постановка вопросов об интерпретации квантовой физики, осуществленная А. Эйнштейном, Н. Бором, В. Гейзенбергом, М. Борном, И. Пригожиным, определила специфику современного этапа развития науки, специфику постнеклассической рациональности и ее основные методологические принципы: соответствия, дополнительности, антропности, неопределенности, сложности и, что существенно, принцип ответственности. Именно он «учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте... с ценностно-целевыми структурами». Особую этико-онтологическую роль этот принцип обретает в сфере социального познания, поскольку регулирует не только познавательные стратегии научного сообщества, но и обеспечивает его единство как коллективного субъекта.

В качестве основных мировоззренческих положений синергетики можно выделить следующие:

- Сложноорганизованным системам (в том числе природе) нельзя навязывать собственные сценарии развития;

- Относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них;

- Наличное состояние системы детерминируется ее будущим состоянием (будущее способно влиять на настоящее);

- Хаос способен выступать в качестве конструктивного аспекта эволюции;

- В моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные тенденции, это значит, что в критические моменты человеческой истории возрастает роль деятельности каждого отдельного человека.

В.С. Степин рассматривает синергетику как продолжение диалектики. И диалектика является философской концепцией, и синергетика является таковой. В силу этого она имеет большую эвристическую ценность для науки, для культуры в целом. Поэтому мы вправе проводить ее не «по ведомству» науки, а «по ведомству» философии.

© Е.И. Петрова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.