Научная статья на тему 'О новых пьесах С. М. Слонимского'

О новых пьесах С. М. Слонимского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1634
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (Р. 1932) / СБОРНИКИ ПЬЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / SLONIMSKIY SERGEY MIKHAYLOVICH (BORN 1932) / CONTEMPORARY MUSIC / MUSIC FOR CHILDREN / HOME PLAYING MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарновская Татьяна Константиновна

В работе впервые объектом анализа становятся новые (написанные в 2010 г.) детские пьесы для фортепиано широко известного в России и за рубежом композитора С. М. Слонимского. Данные циклы рассматриваются как художественно ценный инструктивный материал, адресованный как учащимся ДШИ, так и широкому кругу интеллигентных любителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New musical play by Sergey M. Slonimskiy

The article may be considered as the first try to analyze the new (2010) piano pieces for children written by Sergey M. Slonimsky, the well-known composer both in Russia and abroad. The viewed cycles are presented as a valuable educational guidance which may be addressed to students of Art Schools for children as well as to a wide range of intelligent music lovers.

Текст научной работы на тему «О новых пьесах С. М. Слонимского»

УДК 78(092)Слонимский

Т. К. Тарновская О новых пьесах С. М. Слонимского

В работе впервые объектом анализа становятся новые (написанные в 2010 г.) детские пьесы для фортепиано широко известного в России и за рубежом композитора С. М. Слонимского. Данные циклы рассматриваются как художественно ценный инструктивный материал, адресованный как учащимся ДШИ, так и широкому кругу интеллигентных любителей музыки.

Ключевые слова: Слонимский Сергей Михайлович (р. 1932), сборники пьес для детей, современная музыка, домашнее музицирование

Tatyana K. Tarnovskaya New musical play by Sergey M. Slonimskiy

The article may be considered as the first try to analyze the new (2010) piano pieces for children written by Sergey M. Slonimsky, the well-known composer both in Russia and abroad. The viewed cycles are presented as a valuable educational guidance which may be addressed to students of Art Schools for children as well as to a wide range of intelligent music lovers.

Keywords: Slonimskiy Sergey Mikhaylovich (born 1932), contemporary music, music for children, home playing music

Первые шаги юных музыкантов - один из сложных, ответственных и волнующих этапов обучения как для детей, так и для педагогов. Именно на начальном этапе важно сохранить и расширить музыкальные интересы ребенка, умело и чутко при этом подбирая репертуар. Разнообразный хоровод новых учебных пособий и экспериментальных программ, ориентированных на новые образные сферы, ежегодно пополняет методический и репертуарный фонды детских музыкальных учреждений. Так, современные сборники представляют богатейшие возможности для развития творческой активности малышей и увлекательного погружения в мир звуков благодаря пьесам-путешествиям по разным странам и континентам, пьесам танцевального характера, пьесам-портретам знакомых персонажей из сказок и мультфильмов.

Отдельно выделим фортепианные пьесы для детей выдающегося широко известного в России и за рубежом петербургского композитора, педагога, просветителя и исследователя С. М. Слонимского. Наряду с операми, симфониями, музыкой к кинофильмам и спектаклям, маэстро на протяжении всей своей богатой творческой биографии обращается и к детской музыке. Большой популярностью у юных музыкантов и взрослых любителей музыки пользуются сборники пьес «От 5 до 50».

В 2010 г. С. М. Слонимский сочинил новые сборники пьес для юных пианистов. Автор назвал их (как указано на рукописи) «Веселые и

грустные, страшные и смешные приключения: шесть циклов легких и трудных пьес для учащихся младшего и среднего возраста». Это 6 тематических тетрадей, каждая из которых связана внутри не только программой, но и определенными исполнительскими задачами, при этом у каждой пьесы свой определенный сюжет, свое образное содержание. Ориентируясь на детское восприятие и фантазию ребенка, автор проявляет удивительную изобретательность: кажется то, о чем говорит музыка, сразу кратко сформулировано в названии. Например: «Волк зайца не догнал», «Крутая дискотека», «Крокодиловы слезы», «Гигантский динозавр», «Компьютерный робот» и другие.

Новые сборники, так же как и циклы «От 5 до 50», построены по принципу возрастания сложности. Так, в первой тетради «Первые шаги на клавиатуре» представлена компактная версия традиционной хрестоматии для начинающих пианистов. В ней мы встретим упражнения сродни тем, что предлагают в «Фортепианной школе» А. Николаев, в «Фортепианной азбуке» Е. Гнесина, а также многие издания, широко распространенные в фортепианных школах США и Израиля. Здесь и знакомство с красками мажора-минора на примере двух пьес («Веселый день», «Грустный день»), объединенных одним тематическим материалом. Далее - жанровая миниатюра «Детский вальс». Наконец, словно следуя построению хрестоматии, завершает сборник забавный четырехручный ансамбль «Веселый галоп».

Во второй тетради задачи усложняются не только в техническом, но и в метроритмическом отношении. Палитра выразительных средств обогащается и расцвечивается современными «колючими» гармониями, регистровыми тембрами и яркими динамическими красками. Фактура «взрослеет» вместе с учеником, готовя к исполнению полифонических и кантиленных произведений. Особая задача композитора - текучая, изменчивая ритмическая жизнь произведения. Отсюда - включение достаточно сложных ритмических рисунков (полиритмия, пунктирные сочетания, сложные размеры) в пьески для самых юных исполнителей.

Например, в цикле «Три лесных истории» представлены разнохарактерные образы и сюжеты. Здесь мы встретим и неугомонного «Воробья», «прыгающего» с ветки на ветку, и «Опасную Зверюгу», крадущуюся сквозь густые заросли и неукротимо приближающуюся к своей жертве.

Работа над созданием музыкальных образов лесных жителей помогает не только пробудить фантазию ученика, но и направляют юного исполнителя на поиски подходящих технических средств и приемов, тембровых красок. Так, например, певучая и нежная мелодия главенствует в светлой миниатюре «Цветок на лугу».

Исполнена светлой мечты лирическая зарисовка «Весна в лесу». Пробуждение Природы расцвечено разными средствами. Это - тембровые и регистровые краски, скользящие модуляции и сдвиги в разные тональности, средства фактуры (арпеджато) и ритма (триольные пассажи). Все это поможет ученику найти новые приемы звукоизвлечения, овладеть разными оттенками туше.

В пьесе «Рок-ансамбль на поляне» в аккордовой фактуре предстает ироничная лесная «дискотека», как будто отражая не лучшие сегодняшние тенденции в музыкально-развлекательном мире молодежи. Обилие синкоп, однообразная ритмическая сетка, постоянно нарастающая динамика звучания, тяжелые акценты, имитирующие притопы танцующих, и даже топот ногами исполнителем в конце пьесы, предписанный автором, говорят о массовом «трансе» танцующей толпы.

Ко многим пьесам второй тетради автор предписывает исполнение с педалью, а это уже предполагает как расширение и обогащение слуховых представлений, так и овладение первым опытом педальной техники юными пианистами. Помимо этого, на материале данного цикла ученики знакомятся с размерами 6/8, 3/2, с переменным размером и триольными последовательностями.

В третьей тетради практически все пьесы

включают сложные ритмические рисунки и написаны в размерах, редко встречающихся в детской музыке. И это очень важно, ибо композитор перекидывает некий мост к восприятию «большой» современной музыки, отличающейся изощренной ритмикой.

Таков цикл «В Африке». Здесь можно расслышать и топот слонов, и крики диких птиц, обезьян, и шелест зарослей. Отсюда - обилие синкоп, наслоение педальных красок, прихотливые смены размеров, динамики, внезапных «провалов» звучности и такое же внезапное ее нарастание.

Здесь уже значительно расширился регистровый (от контроктавы до четвертой октавы) и динамический (от pp - до А) диапазон произведения, причем динамика неожиданно меняется практически в каждом такте, подчеркивая острые и колючие гармонические последовательности.

Необычно легко, свежо и свободно звучит пьеса «Тропический дождь». Диссонансный интервал (септима) лежит в интонационной основе всего произведения. Тонкая игра динамических оттенков и акцентов, размер 5/4, удивительно точно отображают и легкий порыв ветра, и стремительные капельки, барабанящие по листве, по крышам домов. Подчеркнем: несмотря на широкие интервалы и быстрый темп, пьеса удобна в исполнении.

Многие пьесы из третьей тетради продолжают открывать детям галерею музыкальных образов зверей - обитателей африканского континента. Здесь явно прослеживается усложнение гармонического языка. А это все смелее подводит ребенка к макрокосмосу творчества Слонимского.

Выделим важное: уже с первых шагов композитор приучает юных музыкантов к сложным ритмическим рисункам. Так, размер 7/8 часто встретим и в пьесе «Крокодиловы слезы», и в опусе «Колыбельная слоненку», только здесь 7/8 чередуются с размером 5+3/8.

А в сочинении «Храбрый лев» фрагмент на 7/8 сменяет начальное изложение музыки на 3/4. И далее размер часто меняется: 3 4; 4/4. Чередование размеров, нечетные размеры, смещения сильной доли, внезапные остановки и акценты, характерные для ритмики Слонимского, берут свои истоки в фольклоре.

Использование в репертуаре пьес с чередованием ритмических рисунков способствует развитию исполнительского потенциала ученика и подготавливает его к овладению более сложной метроритмической палитрой, встречающейся, например, в джазовой музыке.

Цикл «В виртуальном мире» обращает на

Т. К. Тарновская

себя внимание необычной звуковой атмосферой, связанной с обилием кластеров, глиссандо, игрой локтями, игрой на струнах с нажатой педалью, игрой ладонью руки, повернутой набок.

Заметим, Сергей Слонимский одним из первых отечественных композиторов стал применять подобные нетрадиционные исполнительские приемы. Удары локтями (или ладонью) по клавишам, кластерная техника встречаются ранее в пьесах «Марш Бармалея», «Мультфильм с приключениями». Уникальную звуковую атмосферу автор создает в «Польке» - четырехручном переложении из музыки к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Здесь для усиления уморительного комического эффекта, а также для создания особого тембрового колорита композитор применяет современный исполнительский прием - на струны рояля кладутся листки бумаги, а поверх них - гребенки.

В области исполнительства на открытых струнах в детской музыке Слонимский вообще является родоначальником. Так, впервые в пьесе «Колокола» (1970) важным исполнительским приемом становится игра на открытых струнах. Неудивительно, что в новых пьесах композитор расширил богатый красочный комплекс, в который непременно входят и приемы токкатной игры, и кластерная техника, и тонкие вибрации открытых струн. Использование кластерной фактуры здесь применяется не столько в роли массированной ударной функции, сколько служит для подчеркивания красочного многоголосия.

Все эти приемы исполнения и звуковые «пятна» как бы отражают стремительно развивающиеся технологии в современном мире и связаны прежде всего с фантастическими образами, с которыми каждый день встречаются дети у экрана компьютера. Им наверняка близки и названия пьес: «Гигантский динозавр», «Компьютерный робот», «Могучий дракон», «Инопланетянин на НЛО». Изучая пьесы данного цикла, дети не только познают особенности строения рояля, но и тайны зарождения звука и его угасания. Почти в каждой миниатюре можно встретить разнообразные указания автора, расшифровывающие незнакомые знаки в тексте вплоть до замечания, как исполнять пьесу: сидя или стоя - как удобнее. Заметим: это воспитывает и артистическую свободу, волю в выборе маленьким исполнителем. Максимальное использование ударной природы фортепиано в виде ударов локтями по клавишам, глиссандо, применение кластерной техники можно найти в пьесах «Тропический дождь», «Храбрый лев», «Гигантский динозавр», «Могучий дракон» («Крутая дискотека» (из 6-й тетради)).

Акустические эффекты, связанные с «беззвучным нажатием клавиш», «игрой на струнах с педалью и без нее», «щипком или повернутой на бок ладонью - комплексом нескольких струн» играют особенную роль в развитии звукового и тембрового мышления юных пианистов. Кроме того, эти эффекты позволяют развивать воображение и фантазию при создании фантастических образов, способствуют расширению красочной палитры, а также стимулируют творческую экспериментальную деятельность учащихся и педагогов.

Четвертая тетрадь - это важная ступенька к формированию слухового восприятия звуковой палитры остро современного фортепиано у учащихся. Изучая данный цикл, учащиеся знакомятся с алеаторикой.

Не служат ли эти пьесы неким подготовительным этапом к исполнению в дальнейшем «Колористической Фантазии» Слонимского?

Пятая тетрадь - «Из русских народных сказок» - символизирует нам о том, что маэстро верен своим любимым с детства сказочным героям и снова обращается к теме доброго волшебного в сказке. Перекликаясь с «Детским альбомом» Чайковского, композитор создает свою особенную «Бабу Ягу на помеле». Если у Чайковского изображен «грозный» сказочный персонаж, то Слонимский рисует не только саму Бабу Ягу, но и ее фееричный полет на помеле.

Некие идеальные сказочные герои изображены в пьесе «Иван Царевич и Василиса Прекрасная». Героическому Ивану Царевичу, готовому к новым подвигам и свершениям, контрастирует лирический образ Василисы Прекрасной (2-я часть пьесы).

В эпической балладе - «Песне о павшем богатыре» - композитор воздает почести героям, которые полегли в разное время на поле брани. Ее выделяют суровая трагичность наряду с тихой светлой печалью. Как данью памяти и напоминанием живым о трагически ушедших героях звучит финальное «колокольное» проведение темы в басовом регистре.

В «Похищении царевны» одним из важных формообразующих элементов становится необычная метроритмическая формула 5/8 в сочетании с размерами 4/8, 3/4. Внезапность «похищения», взволнованные «призывы на помощь» царевны, короткие «перебежки» и остановки во многом ярко отражены благодаря переменности размеров, внезапным акцентам и рельефной динамике. Многоплановость действа, происходящего в пьесе, подчеркнута благодаря переменному размеру (2/4 - 6/8, 2/4 - 6/8), разным фактурным рисункам. Здесь и ликующее торжество с колокольным праздничным перезвоном,

и удалая пляска, и лирическое интермеццо с «темой любви», и яркая кульминация как итог всех сказочных приключений. Неслучайно цикл заканчивается на светлой торжественной ноте, поскольку во всех сказках добро побеждает зло, а всем героям воздается по заслугам.

Отметим еще одну особенность авторского письма - ладовую изменчивость в пьесах-сказках. Даже внутри небольших фрагментов наблюдается гибкое скольжение модуляций. Завораживающая смена гармонических красок еще более заметна в пьесах из шестой тетради под названием «Юность»

Так, в «Романтических напевах» и в «Первом разочаровании» ладовые и метроритмические отклонения связаны с глубоко интимными переживаниями и эмоциональными всплесками. А в романтической «Осенней песне», написанной в трехчастной форме модуляционные переходы словно рисуют то темнеющее небо, то танец летящей разноцветной листвы. Этот опус роднит с одноименной пьесой Чайковского. Протяжная мелодическая линия с щемящими интонационными оборотами, характерными для Чайковского, напоминают его выразительное поэтическое повествование о прощании с Природой - «Осеннюю песню» из «Времен года».

Резким контрастом ей, словно противопоставление двух миров - высокого и низкого, выступает пьеса «Крутая дискотека», где монотонное ритмическое проведение, остинатные ходы

в басу и синкопы символизируют атмосферу современного танцпола. Лишенное всякого намека на гибкость и развитие мелодической линии жесткое акцентированное проведение одного и того же мотива как бы повторяет однообразные движения танцующей толпы под грохот гулких басов из ревущих колонок.

Завершает цикл виртуозная пьеса «Спортивный рекорд». Гаммаобразные пассажи, триолями и квинтолями взлетающие вверх и стремительно спадающие вниз, словно разноцветная лента в руках гибких гимнасток рисуют кружевные узоры. Распределение пассажей между руками, способствующее оттачиванию звуковой ровности, позиционная аппликатура - еще одна особенность детских пьес Слонимского. Дробление протяженных пассажей на звенья и использование пятипальцевой аппликатуры, без подкладывания первого пальца, создает благодатную почву не только для развития и укрепления игрового аппарата учащегося, но и приобщает к точному прикосновению, филигранной игре и динамической красочности.

Подведем итог: новые сборники С. М. Слонимского - важное вложение не только в музыкальное образование, но и в воспитание юных исполнителей и слушателей.

Хочется верить, что данные циклы в скором времени выйдут в свет и помогут юным музыкантам найти свой путь в бескрайний мир музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.