Научная статья на тему 'О новых идеях в современной социологии (по материалам журнала "социологические исследования"). (обзор)'

О новых идеях в современной социологии (по материалам журнала "социологические исследования"). (обзор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4570
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / НЕЙРОСОЦИОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ядова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новых идеях в современной социологии (по материалам журнала "социологические исследования"). (обзор)»

В заключение хотелось бы отметить, что выборочный обзор тематических публикаций в текущей отечественной специализированной периодике призван способствовать информированности и позитивному профессиональному диалогу исследователей, которые работают в разных областях социального знания.

2018.01.001. ЯДОВА М.А. О НОВЫХ ИДЕЯХ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»). (Обзор).

Ключевые слова: социология; нейросоциология; информационные технологии; социологические методы; социологические метафоры; социальная теология; теологический поворот в социальных науках.

Вниманию читателей предлагается обзор некоторых актуальных материалов, опубликованных в рубриках «Новые идеи в общественном сознании и социальной практике» и «Особое мнение» ведущего российского социологического журнала «Социологические исследования». В фокусе - нетривиальные мнения, оценки отечественных обществоведов и подходы, разработанные ими за последние годы.

Статья заведующего кафедрой философии Ульяновского государственного университета В.А. Бажанова посвящена новому в современной социологии направлению - нейросоциологии [Бажа-нов, 2017]. Автор убедительно показывает, что при анализе механизмов развития различных социумов необходимо учитывать влияние и / или корреляцию с некоторыми особенностями нейро-структур, которые видоизменяются в зависимости от социально-культурных характеристик конкретных обществ. Если ХХ век может быть назван атомным веком, рубеж ХХ и ХХ1 вв. считается торжеством информационных технологий, то ХХ1 век, по мнению Бажанова, имеет все шансы стать столетием нейронауки. Предпосылки к этому были положены еще в конце ХХ в., когда правительство США объявило 1990-е годы временем изучения мозга. Чуть позже Европейский союз и США запустили широкомасштабные программы исследования мозга. В ЕС такого рода программа дей-

ствует примерно с 2007 г.1; в 2013 г. президент США сообщил об аналогичной государственной программе2.

В.А. Бажанов подчеркивает, что «биологическое» и «социальное» - по своей сути не антиподы, а некие полюса реальности, до недавнего момента изучавшиеся в отрыве друг от друга. Ему представляется весьма эффективным исследование различных форм активности сознания на индивидуальном и коллективном уровнях с учетом влияния на них нейробиологических структур. Именно такого рода установки фактически лежат в основаниях нейросоциологии и содержательно близкой ей социальной (когнитивной) нейронауки3.

В качестве примера взаимообогащающего научного взаимодействия социологии и нейронауки автор статьи приводит результаты ряда нейросоциологических исследований. В частности, было обнаружено, что у членов так называемых коллективистских -обычно восточных - обществ и культур наблюдается большее содержание серотонина - вещества, отвечающего за хорошее настроение и поддержание социальной иерархии. Представители западных культур, считающихся индивидуалистскими, генетически более предрасположены к проявлениям тревожности, депрессивных состояний и пр.4 Для коллективистских сообществ характерен холистический принцип познания, согласно которому контекст всегда важнее отдельных частей. Членам индивидуалистских обществ свойственно социальное познание аналитического типа: в

1 Human brain project / The European Commission. - Mode of access: https:// www. humanbrainproject.eu/en/ [Accessed 20.09.2017.]

Brain initiative: Fact sheet / The White House; Office of the Press Secretary. -02.04.2013. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/04/ 02/fact-sheet-brain-initiative [Accessed 20.09.2017]; Sorensen G. The White House brain initiative hits a tax hurdle // The Wall Street j. - N.Y., 2013. - Apr 15. - Mode of access: http://www.wsj.com/articles/SB100014241278873241009045784045801193069 00 [Accessed 20.09.2017.]

Franks D.D. Neurosociology: The nexus between neuroscience and social psychology. - N.Y: Springer, 2010; Handbook of neurosociology / Ed. by D.D. Franks, J.H. Turner. - N.Y: Springer, 2013.

4 Theory and methods in cultural neuroscience / Chiao J.Y., Hariri A.R., Ha-rada T., Mano Y., Sadato N., Parrish T.B., Iidaka T. // Social cognitive a. affective neuroscience. - Oxford, 2010. - Vol. 5, N 2-3. - P. 359.

первую очередь внимание обращается на конкретные вещи, контекст же явления не столь важен1 [Бажанов, 2017, с. 28-29].

Также было обнаружено, что мера социально-политической активности коррелирует с активностью некоторых генов (в первую очередь с генами МАОА и 5 ННТ), которые связаны с регуляцией чувства страха и преодолением состояний стресса. Обладатели определенных генов, заглушающих чувство страха, более открыты новому и способны на нетривиальные решения. Больший удельный вес серого вещества в правой миндалине, как правило, характеризует человека с консервативными взглядами, а в передней части поясной извилины мозга - с либеральными2 [Бажанов, 2017, с. 31].

Особенности социальной организации определяются и размером мозга. Антрополог Р. Данбар заметил, что феномены моногамных парных брачных и дружеских союзов наблюдаются только у живых существ с увеличенным объемом мозга и особенно не-окортекса3. Он нашел, что размер неокортекса линейно коррелирует с количеством поддерживаемых постоянных социальных связей. Предельное количество постоянных социальных связей, которое способен поддерживать человек, составляет в среднем 150; это число принято называть «числом Данбара». Разумеется, поддержание таких отношений требует значительных интеллектуальных способностей, знаний об индивидуальных чертах характера, особенностях социального положения тех, с кем общаешься. Все это позволяет с уверенностью говорить о «социальном мозге», который получил свое развитие в процессе эволюции и социальных взаимодействий человека [Бажанов, 2017, с. 31-32]. Подводя итог, В.А. Ба-жанов отмечает, что развитие человеческого мозга неразрывно свя-

1 Sfera A., Osorio C. Thinking pattern East and West // SOJ psychology. - Normal (IL), 2014. - Vol. 1, N 4. - P. 1-2.

Political orientations are correlated with brain structure in young adults / Ka-nai R., Feilden T., Firth C., Rees G. // Current biology. - N.Y., 2011. - Vol. 21, N 8. -P. 678.

Новая кора (неокортекс; лат. neocortex) - новая область коры головного мозга, которая составляет основную его часть и наиболее развита только у человека. Неокортекс отвечает за координацию работы мозга и формирование сложных форм поведения.

Подробнее см.: Dunbar R.I. Darwin and the ghost of Phineas Gage: Neuro-evolution and the social brain // Cortex. - San Diego (CA), 2009. - Vol. 45, N 10. -P. 1119-1125.

зано с теми условиями культуры и социума, в которых мы существуем.

В статье доцента факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета В.И. Дудиной анализируются изменения, которым подвергаются социологические подходы, данные и методы под влиянием развития информационных технологий [Дудина, 2015].

Прекращение доминирования опросных методов. Прежде всего автор замечает, что в условиях цифровой социологии среди методов сбора социологических данных перестают доминировать опросные методы. Образ социолога как «человека с анкетой» обычно уместен в условиях искусственной экспериментальной ситуации. Необходимость создания такой ситуации отпадает, когда появляется возможность собирать, обрабатывать и анализировать изначально цифровые данные (например, информацию о пользователях социальных сетей) [Дудина, 2015, с. 18].

Появление новых методов анализа информации. В случае неограниченности данных возникает необходимость их «сворачивания» до более удобного формата. Поэтому важным методом анализа становится визуализация данных, с помощью которой избыточная информация структурируется в более компактную и доступную для последующего анализа форму. По словам Дудиной, примерами визуальных моделей в социальных науках могут служить геодемографические профили в маркетинге1, приемы визуализации социальных сетей2 и т.п. [Дудина, 2015, с. 19].

Изменение характера социологических интерпретаций. Новые информационные технологии позволяют отслеживать всевозможные потоки действий и коммуникаций. При этом не всегда имеются данные о социально-демографических характеристиках пользователей и их мотивах, знание о которых традиционно считается условием предсказания поведения и построения «объяснительных» моделей. По мнению автора статьи, в сложившихся условиях эта информация теряет свою актуальность: исследователям

1 Геодемографические исследования изучают взаимосвязи между географическим местоположением и демографическими характеристиками.

2 Визуализация социальной сети - метод представления структуры социальной сети в виде удобного для понимания оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, схем и т.д.).

стоит сместить фокус внимания с изучения социодемографических характеристик и интерпретаций, связанных с теми или иными действиями, на изучение самих действий и их последовательностей [Дудина, 2015, с. 19-20].

Переосмысление представлений о выборке и репрезентативности. В.И. Дудина предполагает, что в эпоху big data исследователю могут быть доступны данные обо всей генеральной совокупности. Отметим, впрочем, достаточную радикальность подобного утверждения: информация обо всей генеральной совокупности доступна отнюдь не повсеместно, а лишь в ограниченном ряде случаев (например, при анализе мнений пользователей группы социальной сети). В то же время трансформации, происходящие в социологии, действительно способствуют переосмыслению того, что такое выборка и как она должна строиться [Дудина, 2015, с. 20].

Демократизация производства знания и начало периода «нового тоталитаризма». Цифровая эпоха позволяет людям использовать множество разнообразных цифровых приложений для фиксации своей повседневной деятельности в блогах и аккаунтах, что дает обществоведам огромные возможности для массового наблюдения. В то же время все чаще звучат опасения по поводу таких побочных эффектов развития новых технологий, как вмешательство в частную жизнь пользователей соцсетей, утечка персональной информации и пр. Приходит понимание, что пользование бесплатными приложениями на самом деле предоставляется в обмен на личные данные и возможность для специалистов отслеживать поведение участников [Дудина, 2015, с. 20-21].

В следующих анализируемых работах ставятся вопросы о том, что такое социология и насколько она близка к другим сферам человеческой деятельности. Что, допустим, роднит ее с искусством? Готова ли она к изучению не только видимой, социальной, но и трансцендентной реальности?

Статья ведущего научного сотрудника социологического факультета МГУ профессора А.И. Кравченко посвящена роли метафор в формировании теоретического языка социологии, построении методического инструментария и интерпретации полученных данных [Кравченко, 2016]. Концептуальные метафоры, пишет А. И. Кравченко, лежат в основании категориального аппарата любой научной дисциплины, и каждая из них проходит долгий путь

адаптации. Возникнув 20, 50 или 100 лет назад в качестве яркого образа, метафора постепенно «стареет», принимая форму научного термина.

Автор показывает, что уникальные метафоры составляют основу наиболее влиятельных социологических парадигм - марксизма, структурного функционализма, символического интеракционизма. К. Маркс, например, использовал заимствования из архитектурной терминологии, создавая модель общества как единого здания, состоящего из базиса и надстройки. Г. Спенсер перенес на социологическую почву биологические метафоры. Социальные институты он уподоблял органам человека, правительство сравнивал с человеческим мозгом, а дороги и магистрали - с венозной системой. Т. Парсонс мельчайшие элементы своей системы социального действия называл единичными актами, в чем прослеживаются явные механистические ассоциации [Кравченко, 2016, с. 128].

А. И. Кравченко приводит яркие примеры метафоризации отечественной социологии. Так, он ссылается на книгу чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко «Фантомы российского общества», в которой вводятся в научный оборот новые категории-метафоры, придающие привычным образам оригинальный социальный смысл1. Галерея фантомных типажей, выделенных Ж.Т. Тощенко, представлена бесами, мутантами, позерами, политическими клоунами, шутами, нарциссами, геростратами, эпигонами и пр.

По мнению А.И. Кравченко, использование метафор сближает социологию с искусством. В связи с этим он задается рядом вопросов. Если социология - наука, то почему в ней гармонично уживаются, казалось бы, малосовместимые количественная и качественная методологии? «Если она наука, то почему не происходит аккумуляции научного знания и последовательной смены парадигм, как в физике» [Кравченко, 2016, с. 132]? Почему в ней одновременно сосуществуют несколько перспектив, подходов, общих теорий, не имеющих между собой ничего общего? Не напоминает ли эту ситуацию, сложившуюся в мировой живописи или музыке?

Однако, признавая за социологической наукой творческую составляющую, отметим в качестве ответа на вопросы, предложен-

1 Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015.

ные А.И. Кравченко, принципиальное отличие социогуманитарных дисциплин от «жестких» естественно-научных и технических. Первые, как известно, изучают не просто объект, но объект-субъект, способный к собственным реакциям на действия исследователя, что не может не отразиться на результатах исследований. Поэтому достаточно бессмысленно ждать от социологии создания на данном историческом этапе «единственно правильной» теоретической парадигмы и «картины миры».

Доктор социологических наук, профессор В.А. Бачинин обращает внимание читателя на возникшую в последние годы тенденцию к теологизации социогуманитарного сознания [Бачинин, 2015]. Впрочем, по его мнению, «теологический поворот» проявляется большей частью внешним, а не содержательным, образом: проводятся конференции и семинары на религиоведческие темы, издаются работы религиозных мыслителей прошлого и современных западных богословов.

По убеждению автора статьи, социология перехватила у социальной теологии инициативу в исследованиях отношений между человеком и обществом, элиминировав при этом из зоны своего интереса трансцендентную реальность. В результате в представлениях социологов социум превратился из медиатора между Богом и человеком в некую первичную данность. Последнее, уверен В.А. Бачинин, существенно обеднило интеллектуальный ландшафт социологии. Вместе с тем, по мнению исследователя, сближение социологии и социальной теологии вполне вероятно, поскольку существуют объективные предпосылки для подобного процесса.

Среди внешних факторов, содействующих сближению социологии с социальной теологией, он выделяет следующие [Бачинин, 2015, с. 143-145].

1. Общее количество христиан в мире и в России (треть населения Земли являются христианами) не позволяет социологам игнорировать их познавательные запросы.

2. Энергичное продвижение исламской цивилизации в сторону западных политических, социальных, культурных территорий и аналогичные процессы в России интенсифицируют практику диалога с мусульманским миром. В подобных условиях социологам сложно придерживаться только секулярной мировоззренческой позиции.

3. Вступление цивилизации и культуры в постсекулярную фазу развития ослабило процесс жесткой секуляризации, и атеизм уже не празднует полную победу.

4. Теологический поворот социогуманитарной мысли вызвал интерес к теме сакрального. К настоящему времени сакральное выделилось в отдельную проблемную область для многих теоретиков социологии1. Надо ли говорить, что в данном случае сакральное рассматривается как своеобразный мостик между профанной и трансцендентной реальностью?

Помимо этого, В.А. Бачинин отмечает внутренние факторы, подталкивающие социологию к сближению с социальной теологией, среди которых ключевыми он считает истощение мировоззренческих и методологических ресурсов, периодические «интеллектуальные коллапсы», характерные для современной социологии.

Автор также фиксирует ряд факторов, препятствующих такому сближению [Бачинин, 2015, с. 145-148].

1. Родовая травма социологического сознания. Социологическая наука как дитя раннего модернизма, секуляризма и позитивизма мало восприимчива к восприятию феноменов трансцендентной реальности.

2. Мировоззренческий барьер и наличие атеистических предубеждений у большинства социологов.

3. Языковой барьер. Социологам, готовым к теологическому повороту, непросто адаптироваться внутри непривычной языковой среды и осваивать категориальный аппарат социальной теологии.

4. Наконец, с сожалением констатирует автор статьи, пребывать внутри привычной секулярной парадигмы многим исследователям просто удобно.

В то же время В.А. Бачинин уверен, что, несмотря на разность интеллектуальных традиций социальных наук и теологии,

1 См., например: Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: Архив и свидетель. - М.: Европа, 2011; Батай Ж., Кайуа Р. Сакральная социология современного мира // Коллеж социологии / Сост. Д. Олье; пер. с франц. под ред. В.Ю. Быстрова. - СПб.: Наука, 2004. - С. 163-167; Куракин Д. Ускользающее сакральное: Проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсоциологии // Социологическое обозрение. - М., 2011. -Т. 10, № 3. - С. 41-70; Мосс М. Социальные функции священного: Избр. произведения / Пер. с франц. под общ. ред. И. В. Утехина. - СПб.: Евразия, 2000.

научное взаимодействие социологов и социальных теологов вполне вероятно и продуктивно; при взаимном творческом настрое их общая цель - приращение нового знания - будет достигнута.

Как видим, современная социология по-прежнему остается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей социального знания, чему способствует появление ряда оригинальных идей и исследовательских подходов в последнее время.

Список литературы

1. Бажанов В. А. Идея нейросоциологии в современной социальной мысли // Социологические исследования. - М., 2017. - № 4. - С. 27-33.

2. Бачинин В.А. Что может ждать социологию за теологическим поворотом? // Социологические исследования. - М., 2015. - № 3. - С. 140-149.

3. Дудина В.И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социологические исследования. - М., 2015. - № 6. - С. 13-22.

4. Кравченко А.И. Метафоры в социологии: Новые перспективы или путь в никуда? // Социологические исследования. - М., 2016. - № 7. - С. 124-133.

2018.01.002. ПОНАМАРЕВА А.М. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ. (Обзор).

Ключевые слова: политика памяти; национальное самосознание; национально-государственная идентичность; традиции; Э. Хобсбаум; культурный детерминизм; инструментализм.

Обновление исторического сознания общества - процесс сложный и многофакторный. На начальном этапе переосмысление истории может сопровождаться развитием синдрома «вакуумного мышления», когда в обществе торжествует эгоизм сиюминутности на фоне внезапно возникшего ощущения тотальной неукорененности. Между тем разделяемые представления о прошлом являются одной из базовых опор идентичности любых национальных групп, что обусловливает исключительную значимость проблематики политики памяти. Отталкиваясь от этого тезиса, в рамках настоящего обзора мы представляем работы отечественных исследователей разных лет, в которых политика памяти рассматривается не обо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.