Научная статья на тему 'О НОВОЙ КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ М. 1 : 3 168 000'

О НОВОЙ КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ М. 1 : 3 168 000 Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НОВОЙ КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ М. 1 : 3 168 000»

А. М. СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКАЯ

О НОВОЙ КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ М. 1 : 3 168 ООО 1

В 1964 г. вышла новая карта растительности Соединенных Штатов Северной Америки, составленная А. Кюхлером в м. 1:3 168 ООО. Выход в свет этой карты с пояснительным текстом вызвал особый интерес, потому что после публикации в 1924 г. Шанцем и Зоном «Карты растительности США» в м. 1:8 ООО ООО (Shanz a. Zon, 1924) обзорных карт растительности для этой территории опубликовано не было. Карта охватывает территорию Соединенных Штатов Северной Америки без Аляски и Гавайских островов.

Легенда новой карты состоит из 2 частей: легенда на карте и легенда в пояснительном тексте. На самой карте, напечатанной на одном листе, приведена красочная шкала и легенда из 115 выделов, объединенных в четыре группы: I — западные леса; II — западная кустарниковая и травянистая растительность; III — центральная и восточная травянистая растительность; IV — восточные леса.

Леса, как западные (I), так и восточные (IV), подразделяются на 3 типа: хвойные (needleleaf forests), широколиственные (broadleaf forests) и широколиственные и хвойные (broadleaf and needleleaf forests). Внутри этих подразделений конкретные выделы группируются не по формациям, а с севера на юг. Название выделов дается по-английски, в скобках указываются родовые латинские названия древесных пород. Например: пихтово-хемлоковые леса — Fir-hemlock forest (Abies-Tsuga) или елово-пихтовые леса Великих озер — Great Lakes spruce-fir forest (Picea-Abies).

Термин «смешанные леса (mixed forests)» употребляется тогда, когда в строении лесов участвуют разнообразные древесные породы, например, на западе: смешанные хвойные леса из елей, сосен и псевдотсуги — Mixed conifer forest (Abies-Pinus-Pseudotsuga) или на востоке: смешанные мезофитные леса — Mixed mesophytic forest (Acer-Fagus-Liriodendron-Quercus-Tilia). Внутри настоящих смешанных, т. е. хвойно-широколи-ственных или широколиственно-хвойных лесов, выделяются такие типы, как Northern hardwoods (Acer-Betula-Fagus-Tsuga) или Oak-hicory-pine forest (Quercus-Carya-Pinus). В группу хвойных западных лесов, кроме того, включены разреженные можжевеловые леса, например Juniper-

1 A. W. K ii c h 1 e r. Potential natural vegetation of the conterminous United States. Scale 1 : 3 168 000. Manual to accompany the map potential natural vegetation of the conterminous United States. New York, 1964. (Amer. Geogr. Soc. Spec, publ., № 36).

Pinyon-woodland (Juniperus-Pinus), the same with Jochua trees (Yucca brevifolia) или Juniper steppe woodland {Juniperus-Artemisia-A gr ору ron).

Группа западной кустарниковой и травянистой растительности подразделяется на три подгруппы: 1) кустарники (shrub); 2) травянистая растительность (grasslands) и 3) комбинации кустарников и травянистой растительности (shrub and grassland combinations). В первую подгруппу входят различные типы чаппараля (из Adenostoma Hook., Arctostaphylos Adans., Ceanothus L.) и заросли кустарничков (полыней, солянок, креозота), а также юкки, мескита и др. В эту же подгруппу входит «высокогорная пустыня», где растительность практически отсутствует. Травянистая растительность включает степи (типчаковые, ковыльные и др.)» альпийские луга и прерии. К подгруппе «комбинации кустарников и травянистой растительности» отнесены кустарничковые степи (sagebrush steppe, shrubsteppe) из полыней, креозотового куста с пыреем, аристидой и видами Hilaria H. В. К., иногда в сочетании с можжевельником и юккой. Кроме того, сюда входят саванны [мескитовые (Prosopis L.), дубовые, акациевые и др. |.

Центральная и восточная травянистая растительность состоит из: 1) травянистых типов (различные типы прерий, плавней) и 2) комбинаций травянистых и лесных типов, т. е. саванн (дубовых, можжевеловых, мескитовых, таксодиевых), заболоченных лесов и лугов. Расположение конкретных выделов внутри указанных подразделений дается также, по-видимому, в широтном направлении, т. е. с севера на юг, но этот признак не всегда выдерживается. Так же как и в лесных типах, названия выдела дается всюду по-английски, а в скобках указывается родовое название доминирующих растений. Такова в общих чертах первая часть легенды, расположенная на самой карте.

Пояснительный текст издан отдельной книжкой. Он состоит из предисловия и нескольких глав: 1 — понятие о растительности, 2 — растительность США, 3 — легенда к карте, 4 — цветная шкала, 5 — фотографии, 6 — основная библиография из 318 названий, 7 — расширенная легенда. Разделы текста 1—5 очень краткие (в общей сложности не более печатного листа). Основную часть текста занимает расширенная легенда, описание каждого номера которой построено по единому плану, включающему следующие разделы: 1) название выдела; 2) краткая физиономическая характеристика выдела (Physiognomy); 3) видовой состав основных доминантов (Dominants); 4) остальные компоненты (Other components); 5) распространение (Occurense); 6) фотография, изображающая выделенную категорию растительности (размером 15x15 см из архива U. S. Forest Service или Soil conservation Service).

Все эти сведения, по мнению А. В. Кюхлера, необходимы для более точной характеристики выделенных на карте типов, потому что растительность США настолько пестра и многообразна, что подчас бывает трудно определить, к какому типу растительности следует отнести тот или иной выдел. Особенно много затруднений вызывает разграничение лесных и кустарниковых типов, так как не только можжевельники, но и многие сосны и дубы дают по существу кустарниковые формы. В то же время, с хозяйственной точки зрения, участки с разреженным можжевельником и такими соснами, как Pinus edulus Engelm., P. monophylla Torr, et Trem. и другими, относятся к коммерческим лесам. В Аризоне переходные формы между деревьями и кустарниками образуют виды рода Cerci-dium Tul., а в Техасе очень много древовидных зарослей мескита (виды Prosopis L.). Все это затрудняет разграничение тех или иных выделов растительности при составлении карты. Единообразная стандартная характеристика этих типов с указанием доминантных и других видов, с краткой характеристикой условий местообитаний и структуры сообщества

вместе с фотографией помогут разобраться во всем многообразии растительного покрова.

В качестве примера расширенной легенды можно привести характеристику выдела № 3, относящегося к западным хвойным лесам.

1. Название выдела: псевдотсугово-пихтовые леса (Abies-Pseudo-tsuga).

2. Краткая физиономическая характеристика: густые леса из высоких вечнозеленых хвойных деревьев с разреженным кустарниковым подлеском.

3. Состав основных доминантов: тихоокеанская пихта (Abies ата-bilis), псевдотсуга (дугласия) (Pseudotsuga menziesii).

4. Остальные компоненты: Abies grandis, А. procera, Acer circinatum, Arctostaphylos nevadensis, Pachystima myrsinites, Rhododendron macro-phyllum, Thuja plicata, Tsuga heterophylla, Vaccinium membranaceum.

5. Распространение: западные склоны Каскадных гор.

Сочетание фотографий, карты и краткой характеристики выделенных

типов является новым и очень перспективным приемом. Благодаря этому создается более полное впечатление о структуре и характере сообществ, а также о ландшафтах, в которых они распространены.

В пояснительном тексте А. Кюхлер говорит о том, что потенциальная растительность понимается в соответствии с предложениями Тюксена (Тйхеп, 1956). При характеристике растительности США он обращает внимание на то, что влияние на растительный покров выпаса и пожаров проявилось задолго до начала интенсивного освоения территории человеком. Воздействие огня и выпаса имеет настолько большое значение для растительности, что их нельзя не учитывать. Некоторые типы растительности обязаны своим существованием именно этим двум факторам. Например, без воздействия пожаров псевдотсуговые леса на западных склонах Каскадных гор перешли бы в туево-хемлоковые леса; на юго-востоке Атлантического побережья на месте сосняков восстанавливались бы листопадные леса, а бородачевые прерии сменились бы дубово-хикориевыми и кленово-липовыми лесами.

Однако, несмотря на то что в современную эпоху количество пожаров сильно сократилось, существование таких «огненных деревьев» (fire-trees), как Pseudotsuga menziesii (С. Mir.) I. Franco к западу от Каскадных гор, Pinus monticola Dougl. в Скалистых горах, P. taeda L. и P. palustris Mill. на юго-востоке Атлантического побережья, а также бородачевых прерий обеспечивается пожарами. Кроме того, травянистая растительность не может существовать без воздействия травоядных животных (диких в прошлом и домашних сейчас). Влияние этих факторов было и останется всегда настолько сильным, что нельзя показывать потенциальную растительность, например на месте прерий, как леса. Для того чтобы вернее отразить на карте влияние этих факторов в соответствующих районах и указать направление смен, на новой карте в туево-хемлоковых лесах на Тихоокеанском побережье, где часто возникают пожары, псевдотсуга показана в качестве доминанта наряду с туей (Thuja plicata D. Don) и хемлоком (Tsuga heterophylla Sargent.). На юго-востоке Атлантического побережья на фоне широколиственных лесов виды «огненных» сосен даны в группе не доминантов, а «остальных» компонентов. На карте на месте бородачевых прерий на востоке Великих равнин показаны мозаичные выделы из прерий и дубово-хикориевых лесов.

Интересным является также разделение травянистых типов на «прерии» и «степи». Напоминая, что термин «прерия» был впервые употреблен первыми переселенцами французами для обозначения травянистых пространств между лесными массивами только на востоке страны, А. Кюхлер предлагает сохранить его для характеристики травянистой растительности равнинных территорий от Аппалачей до Скалистых гор, т. е. для

районов прерий на Великих равнинах. На западе на Плато прерий, в Большом бассейне, в изолированных речных долинах тихоокеанского побережья травянистая растительность, по его мнению, относится к степям, хотя эти степи и отличаются от восточноевропейских и центральносибир-ских настоящих степей. Таким образом, все Типы высокотравных прерий (Tall-grass prairie) на карте Шанца и Зона на новой карте относятся к прериям, а низкотравные прерии (Short-grass prairie) — к степям. Такое разделение травянистых типов растительности на прерии и степи оправдано тем, что оба этих типа образованы различными жизненными формами.

Новостью является также отсутствие на карте пустынь, выделяемых в свое время не только Шанцем и Зоном, но и другими исследователями (Weaver a. Clements, 1938). Все типы полынных, солянковых и креозотовых пустынь отнесены Кюхлером в группу «западной кустарниковой и травянистой растительности», потому что, по его мнению, в Северной Америке настоящих пустынь, где растительность почти отсутствует, нет.

В отличие от ранее изданных карт на новой карте выделены очень разнообразные типы саванн и различные мозаичные сочетания древесных, кустарниковых и травяных типов, близкие к саваннам.

Однако, вследствие того что легенда построена на основе не эколого-фитоценотической, а физиономической классификации растительного покрова, все эти новшества на первый взгляд теряются и выявляются лишь при очень внимательном разборе всей легенды. Совершенно пропадает на новой карте и зональность растительного покрова. Так же как и на предыдущих картах растительности США, на ней выделяются лишь меридиональные различия типов растительности: например, западные и восточные леса. Внутри же этих крупных подразделений совершенно не отражена солярная зональность. Несмотря на то что территория США располагается в нескольких физико-географических зонах, это никак не отражено на новой карте растительности. Не подчеркивается также вертикальная поясность растительного покрова в горных районах, что также характерно для всех американских обзорных карт растительности. Наибольшим преимуществом новой карты растительности США, отличающим ее от всех карт растительности, следует признать расширенную легенду и привлечение фотографий для характеристики выделенных типов. Этот метод комплексного показа: контура на карте, фотографии и легенды с краткой характеристикой структуры сообщества и его флористического состава — следует использовать более широко при составлении карт растительности других стран.

ЛИТЕРАТУРА

Shanz H. L. and R. Z о n. 1924. Natural vegetation, 1 : 8 ООО ООО. В атласе: Atlas of American Agriculture. I. The physical basis of agricultire. 1936. Washington. — T ü x e n R. 1956. Die heutige potentielle natürliche Vegetation als Gegenstand der Vegetationskartierung. Angew. Pflanzensoziol. (Stolzenau/Weser), 13. — Weaver J. and F. M. Clements. 1938. Plant ecology. New York—London.

Küchler А. W. 1964. Potential natural vegetation of the conterminous United States. Scale 1 : 3 168 000. Manual to accompany the шар potential natural vegetation of the conterminous United States. New York. (Amer. Geogr. Soc. Spec. publ., № 36).

Shanz Н. L. and R. Zon. 1924. Natural vegetation, 1 : 8 000 000. В атласе: Atlas of American Agriculture. 1. The physical basis of agricultire. 1936. Washington.

Tüxen R. 1956. Die heutige potentielle natürliche Vegetation als Gegenstand der Vegetationskartierung. Angew. Pflanzensoziol. (Stolzenau/Weser), 13.

Weaver J. and F. М. Clements. 1938. Plant ecology. New York; London.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.