Научная статья на тему 'О НОВОСИБИРСКОЙ НЕФТИ, ЕЁ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯХ И ОЖИДАЕМОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ'

О НОВОСИБИРСКОЙ НЕФТИ, ЕЁ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯХ И ОЖИДАЕМОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / НЕФТЯНОЙ ПОЛИГОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Запивалов Н. П.

В статье рассматриваются вопросы о проблемах освоения и выработки нефтяных месторождений севера Новосибирской области, а также истории их открытия. Автором предлагается создать научно-исследовательский нефтяной полигон в этом районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL IN NOVOSIBIRSK REGION: FIRST DISCOVERIES AND LONG-TERM PROSPECTS

The article discusses the problems of petroleum mining and oil-field development in the northern part of Novosibirsk region, and the history of oil discoveries. The author proposes to set up a testing ground for oil recovery techniques in this area characterized by geological diversity.

Текст научной работы на тему «О НОВОСИБИРСКОЙ НЕФТИ, ЕЁ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯХ И ОЖИДАЕМОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

УДК 553. 982.2

DOI 10.33764/2618-981X-2022-2-3-3-11

О новосибирской нефти, её первооткрывателях и ожидаемой перспективе

Н. П. Запивалов1

1 Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, г. Новосибирск, Российская Федерация ZapivalovNP@ipgg.sbras.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о проблемах освоения и выработки нефтяных месторождений севера Новосибирской области, а также истории их открытия. Автором предлагается создать научно-исследовательский нефтяной полигон в этом районе.

Ключевые слова: нефтяные месторождения Новосибирской области, нефтяной полигон

Oil in Novosibirsk region: first discoveries and long-term prospects

N. P. Zapivalov1

1 Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics, SB RAS, Novosibirsk,

Russian Federation ZapivalovNP@ipgg.sbras.ru

Abstract. The article discusses the problems of petroleum mining and oil-field development in the northern part of Novosibirsk region, and the history of oil discoveries. The author proposes to set up a testing ground for oil recovery techniques in this area characterized by geological diversity.

Keywords: oil fields of Novosibirsk region, testing ground

Нам нефть из недр не поднесут на блюдце —

В борьбе у нас нет классовых врагов, Лишь гул подземных нефтяных течений, -Но есть сопротивление пластов, Есть ломка старых представлений

В. Высоцкий

На рубеже 2001 и 2002 годов произошло знаменательное событие: совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.12.2001 г. N° 947-Р и Администрации Новосибирской области от 23.01.2002 г. № 1-Р группе новосибирских геологоразведчиков присвоено почетное звание «Первооткрыватель месторождения» за открытие и эффективную разведку Верх-Тарского нефтяного месторождения в Новосибирской области (1970-1974 гг.).

Постарались собрать фотографии первооткрывателей именно того времени и тех событий. Вот их имена (рис. 1).

Безусловно, людей, достойных быть Первооткрывателями, значительно больше. Это, по существу, весь многотысячный коллектив Новосибирского тер-

риториального геологического управления (НТГУ), включая отделы, экспедиции, партии, отряды и научно-исследовательские лаборатории.

Рис. 1. Первооткрыватели Верх-Тарского нефтяного месторождения

В составе первооткрывателей пропорционально присутствуют все специалисты: 4 геолога, 4 буровика, 4 геофизика, 4 испытателя, 2 руководителя и ученый. Здесь нет засилия «чистых» геологов, как это иногда бывает.

Есть и другие примечательные моменты. Например, четверо из числа признанных первооткрывателей окончили Свердловский горный институт (ныне Уральская государственная горно-геологическая академия, г. Екатеринбург): Рожок Н.Г. (1936 г.), Запивалов Н.П., Минько В.А., Родионов В.А. (1955 г.). Причем последние трое из одной студенческой группы ГН 50-2. Они всю свою трудовую биографию наполнили сибирской геологией, не изменяя Новосибирскому территориальному геологическому управлению. Есть и представители молодой в то время томской нефтяной школы. Важно и то, что семейная пара геологов Варак-синых отдала лучшие годы своей молодой жизни нефтяным месторождениям на севере Новосибирской области.

Как это было

В середине 60-х годов Новосибирское геологическое управление практически все силы бросило на разведку нефти в Томской области, тем более что «фартило» там здорово, даже Тюмень хотели догнать. Такую мечту лелеял Егор Кузь-

мич Лигачев - первый секретарь Томского обкома КПСС. Соответствующие постановления ЦК КПСС и Правительства, а также приказы министерств приходилось тогда выполнять безоговорочно. В августе 1968 года с помощью Министерства геологии СССР Е.К. Лигачев организовал Томское территориальное геологическое управление, выделив его из Новосибирского, тогда головного треста в Западной Сибири.

Новосибирцы остались практически без буровых станков и без надежд. Доказывать в Москве (Мингео РСФСР и Мингео СССР) необходимость проведения поисково-разведочных работ на нефть в Новосибирской области хотя бы в минимальном объеме было чрезвычайно трудно, так как южные районы Западной Сибири, в том числе и наша область, считались «землями малоперспективными». Было получено разрешение только на одну скважину [1].

Ситуация складывалась критическая, но благодаря невероятными усилиями уже в зиму 1969-70 один из буровых станков был задействован на Верх-Тарском поднятии.

12 мая 1970 скважина набрала давление и вспыхнул на выкиде факел. Заполняем ёмкость - есть 150 кубометров в сутки. Бутылку шампанского вдребезги на выкиде (традиция корабелов) - получай, Сибирь, еще один подарок геологов. Передали мы с буровой радиограммы-рапорты, сели на вездеход и уехали с Гав-риловым Владимиром Фроловичем, начальником экспедиции, и Вараксиным Юрием Николаевичем, главным геологом экспедиции, на Пешковское озеро -встретить майское прохладное утро в кристальной тишине северного края.

Много всего непредсказуемого было в процессе разведки данного месторождения. Как известно, в формулу подсчета запасов входит главный параметр - пористость. Это поровое пространство песчаников, заполненное нефтью. Оно определяется по керну (выбуренной породе в скважине). Самая рыхлая пористая часть породы (керна) размывается в процессе бурения, и на поверхности мы обычно имеем 30-40 %, редко 60 % керна от проходки по продуктивному пласту. Естественно, процент пористости, определяемый по образцам керна на поверхности, оказывается заниженным. Мы всеми мерами и средствами пытались его увеличить, потому что 1 % пористости давал увеличение запасов на 3-5 млн. тонн. Это было существенно и принципиально!

Четкий оперативный контроль за разведкой месторождения позволял нам управлять и регулировать многие процессы. Начальник партии физики пласта Людмила Васильевна Залазаева определила возможность увеличения среднеарифметического значения пористости по всему месторождению за счет большего количества образцов для анализа. В бурении оставалась она из последних разведочных скважин - № 16. Проходку осуществлял один из лучших буровых мастеров Архипов Владимир Кузьмич. 30 дней в январе 1973 г. Мы с Варакси-ным Ю.Н. находились на буровой и занимались операцией по выносу керна в этой скважине. Температура -42оС, пришлось облачаться в меховые костюмы. Мы, геологи, на квадрате бурового инструмента делали метку для буровиков через каждый метр. Всего один метр проходки - и затем приходилось поднимать колонну бурильных труб длиной 2450 м, чтобы достать керн. Но буровикам это

не выгодно. За «майна-вира» денег не платят, нужна проходка. Я, как главный геолог управления, обещал буровой бригаде премию за хороший вынос керна. Буровики верили нам. В итоге этой операции нам удалось получить много образцов с высокой пористостью, которая достигала 17 % против 15 %, имевшихся ранее.

В процессе разведки этого месторождения были внедрены новые технологии, созданные коллективом Новосибирского геологоуправления. Так, мы заменили снаряд СДК, который давал плохой вынос керна (2-19 %) на ДКНУ, с помощью которого мы получали уже до 60 % и даже 100 % выноса керна. Внедрялись новые виды промыслово-геофизических исследований, в том числе: газовый, электрический, индукционный, нейтронный гамма-каротаж и так далее. Особенно тщательно проводились испытания продуктивного пласта. Для совершенства вскрытия пласта применялись жидкие пороховые генераторы производства Бийского завода. Чрезвычайно эффективным оказалось техническое решение - строить буровые на сваях. Эта разработка главного инженера управления Алексея Ивановича Кретова была новаторской для болотных условий, особенно в северной части месторождения. Создавались специальные свайные бригады. В болото, до твердого грунта забивались деревянные сваи - стволы деревьев длиной 5-8 метров. Таких свай под буровой станок (завод) надо было забить 500-900 штук. Летом буровая была похожа на морскую платформу. Этот метод потом широко применялся в Новосибирской и Томской областях.

Верх-Тарское нефтяное месторождение было открыто 9 мая 1970 г., закончено разведкой в 1973 г. и защищено в Государственном комитете по запасам СССР в мае 1974 г. Из протокола №2 7172 заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 31 мая 1974 г.: «ГКЗ постановляет: ...п.5. Качество отчета и разведочных работ признать хорошим» (Председатель комиссии А. Быбочкин). «Отметить хорошее качество проведенных разведочных работ и хорошее качество представленного отчета по расчету запасов Верх-Тарского месторождения» (эксперт ГКЗ СССР Г.Б. Курдюкова). Авторы отчета: Минько В.А., Плуман И.И., Родионов В.А., Запива-лов Н.П. В этом отчете был даже предложен возможный принцип разработки месторождения путем превращения нефтяного месторождения в газоконденсатное за счет использования свободного газа из рядом расположенного Казанского газового месторождения. Это было предложение И.И. Плумана на основе разработок профессора И.Н. Стрижова (1968 г.). Оно выходило за рамки требований к отчету и служило свидетельством делового подхода новосибирских геологоразведчиков. Кстати, внедрение такой технологии разработки месторождения позволяет обеспечить 100%-ое извлечение балансовых запасов нефти.

На месторождении пробурили 18 разведочных скважин, из них 10 давали хорошие фонтанные притоки нефти. Даже в одной из скважин черпанули и палеозойскую нефть. Каждая скважина была как первая невеста. Проходка одной скважины глубиной 2500 метров длилась 40-60 дней с большой геологической и геофизической нагрузкой. Нужны были достоверные данные о геологическом разрезе, пласте, залежи, свойствах нефти, газа и т.д. В разведке ошибаться нельзя.

Балансовые (геологические) запасы были утверждены в объеме 50,1 млн. тонн, а извлекаемые - 24,5 млн. тонн. Месторождение по запасам почти крупное (30 млн. тонн).

Вообще даже на стадии разведки и чуть позже Верх-Тарское месторождение можно было считать научно-технологическим полигоном. Именно здесь впервые в Западной Сибири была выполнена газовая съемка по снегу. Мы провели ее за наш счет, совместно с Институтом геологии и геофизики СО АН СССР по предложению профессора В.С. Вышемирского. Данные этой съемки показали увеличение контуров нефтеносности месторождения. Этот метод затем был успешно применен академическим институтом в Приуральской части Западной Сибири (Урай, Тюменская область). Эффективность была настолько высока, что в течение нескольких лет Институт имел устойчивый и выгодный хоздоговорной заказ.

Верх-Тарское месторождение было закончено разведкой в 1973, в следующем 1974 году было открыто еще одно нефтяное месторождение в северном районе Новосибирской области - Малоическое в девонских карбонатных толщах (рис. 2). Суточный дебит нефти на данной площади превысил 400 т.

Именно на Малоичском месторождении впервые в Сибири были открыты залежи палеозойской нефти, что стало первой ласточкой принципиально нового палеозойского нефтегазоносного этажа. Научное руководство этим направлением активно осуществлял и продвигал академик А.А. Трофимук. Благодаря этому открытию, значимость Западно-Сибирского фундамента как потенциального объекта нефтеносности существенно возросла [7].

В день своего 85-летнего юбилея он сделал доклад, который назывался «Палеозой - золотая подложка Западной Сибири». Историческим фактом является обсуждение этого открытия в 1977 г. в Кремле с участием руководителей государства (председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин и председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков). Подробнее о некоторых трудностях исследований и обоснованиях перспективности нефтегазоносности палеозойских отложений Западной Сибири описано в книге А.А. Трофимука «Сорок лет борения...» [2].

О новосибирской нефти сегодня

Сейчас спустя полвека хотелось бы высказаться о нынешней ситуации с новосибирской нефтью. Хочу напомнить, что мы единственный в Сибири академический институт, который занимается проблемами нефти. На нас лежит ответственность за судьбу новосибирских нефтяных месторождений.

Ниже на графике показана динамика добычи нефти по годам в XXI веке на Верх-Тарском месторождении Новосибирской области (рис. 3).

Суммарная добыча уже составила боле 15 млн тонн из оцененных разведкой геологических запасов 50,1 млн тонн [4, 7]. Зеленым на графике показана начавшаяся позднее добыча нефти на Малоичском месторождении из палеозоя. В 2015 г. добыча снизилась по сравнению с 2014 г. на 26%.

<э [VI с* Система Отдел -> К; й; ез £ Цитологическая колонна <1 £ § 1 % 1 с Ц| III (э ь * р ? ^ I; С. С; 1 1 Пористость открытая (%) 12 3 4 1 1

£ ЭЙ 0= ..".I 0 50 100

< 2600 ■т. • ■ У • - • г-

•й 2900 1 1 1 ШЩ Л» Ш----- 1

II II XXX XV

СГц II 1 * к , хххх ( _

3000 1! II _

(о хх из

— 11 11

Е35? Гц» № —

и 11 1 11 А хх*хх XXX -

?юо II N г-, -

П л* г^

II 1 А

Ч 32011 II 1 А Л/ -

<3 1 || " | А XX

(а * II 11 г^ А ГМ "М XX

3300 II II || ххх -

'51 — • II • ( • X

эг ■о • II* |. XX —

а УМ 1 II _

1 11

1 1 А X

* 3500 1 1 1 1 А

1 1

•а и , 1 11 А X _

и ЗЫЮ 1 I

-с 1 (1 —

ч 1 1 X С -

II 1 А с

то • 1*1. А

( 1! -

11 II А — „ _

ГО Ж) 1 1

1 1

1 1 _

О 3300 [ 1

1— V —1_ V * ч -

— 1 ! „ р

1 и XV

< то II ( А Лиг ГУ ___

-а 1 с

1 1 1 1 А X ,1 --

Сг то 1 1; X г-*

• 1 " Й • А (V XX -

ас • 1 • 1 • (V —■—

Сз £ 1 1 ли X ^ х ,

<о то 1 II -

* I

С; Ь; 1 II

•а ш 1 1

С: > 1 1

1 1 А

11 1 1 —

<«5 Сз 4Ш 1 1! X X

II I

1 I! X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 ■ъ к? ^

4500 1 1- X

со 1 1 <

II 1, х х хх>

/ г/и II к XX XXX

чоии II И 1 » 1

"Т т

■ Т ■' - т

1 ^ 2

14

55

хл:

: _1

*

. .

■ VI.

33*

11

х-х

П 13

м

Рис. 2. Геологический разрез скважины 4 Малоичского месторождения.

1 - песчаники; 2 -алевролиты; 3 -аргиллиты; 4 -угли; 5 -известняки; 6 - доломиты; 7 - битуминозные известняки; 8 -вулканогенные породы; 9 - промышленный приток нефти; 10 - приток нефти (опробование в открытом стволе); 11 - признаки нефти

Рис. 3. Динамика добычи нефти на Верх-Тарском месторождении по годам

Месторождения: 1 - Межовское; 2 - Восточно-Межовское; 3 - Веселовское (газовое); 4 - Малоичское; 5 - Верх-Тарское; 6 - Ракитинское; 7 - Тай-Дасское; 8 - Во-сточно-Тарское; 9 - Восточное

В дальнейшем снижение добычи продолжалось: по информации от компании «Новосибирскнефтегаз», объем добычи нефти за 2019 г. составил 114,4 тыс. тонн, в 2020 г. - 86,0 тыс. тонн (из них: Верх-Тарское - 63,1; Малоичское - 12,0; Восточно-Тарское - 10,9); в 2021 году планировалось добыть всего лишь 64,1 тыс. тонн (из них: Верх-Тарское - 45,5 тыс. тонн; Малоичское - 8,8; Во-сточно-Тарское - 9,8).

В 2022 г. планируется дальнейшее снижение до 59 тыс. тонн. Геологоразведочные работы на месторождениях в этом районе больше не ведутся. Бурения новых скважин не предполагается. Почему же при таком объеме запасов резко падает добычной потенциал? Видимо, так распоряжается основной недропользователь - компания «Нефтиса» (г. Москва) с 2014 «Новосибирскнефтегаз» вошла в её состав. А недродержатель - Новосибирская область - устранился и не контролирует эти вопросы. Таким образом, постепенно уничтожается это месторождение.

Необходимо срочно приложить все усилия к тому, чтобы на базе нефтяных месторождений Новосибирской области был создан научно-исследовательский и образовательный нефтяной полигон, возможно, федерального уровня, с привлечением Новосибирского государственного университета. Этот район харак-

теризуется уникальным разнообразием геологических условий [5-7]. Имеется мощная толща песчано-глинистых, терригенных мезозойских пластов и карбонатный палеозой. Здесь же находятся погребенные граниты Межовского массива. Причем нефтегазоносность установлена во всех перечисленных породах.

Более интересного натурного объекта для постоянных геолого-геофизических наблюдений и разного рода комплексных исследований трудно найти в Западной Сибири, к тому же территориально близкого к Академгородку. Проект создания такого нефтяного полигона в Новосибирской области концептуально вписывается в знаменитую «триаду Лаврентьева»: три взаимодействующие основные элементы - фундаментальная наука, подготовка научных кадров и внедренческий (инновационный) центр. Необходимо соединить освоение нефтяных месторождений с их научным всесторонним исследованием.

«Без светоча науки и с нефтью будут потемки!» Д.И. Менделеев

С предложением создать такой нефтяной полигон автор неоднократно выступал в своих публикациях, начиная с 1993 г. Эту идею до сих пор не удалось воплотить, хотя были многократные обращения автора к недропользователям, областному руководству и другие авторитетные места. К сожалению уважаемая академическая элита Новосибирска пока не поддержала данный проект.

Между тем в 2019 г. в письме из Президиума Академии наук РФ автору была выражена полная поддержка проводимых им научно-практических исследований, в том числе по вопросу «о целесообразности создания научно-образовательных полигонов на базе таких уникальных месторождений, как Малоичское» (письмо от 29.08.2019 № 4-3-993-1851, г. Москва). Надо заметить, что проблема хищнического метода разработки месторождений и необходимости внедрения научно обоснованного бережного подхода с целью восстановления ресурсов не только сибирская, она является глобальной и уже признана на международном уровне.

Изучать, беречь и лечить месторождения - и они станут вечными!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Запивалов Н.П. Всему дают геологи начало. Новосибирск: ИНГГ СО РАН, 2002. - 52 с.

2. Трофимук А. А. Сорок лет борения за развитие нефтегазодобывающей промышленности Сибири. - Новосибирск: СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - 370 с.

3. Запивалов Н.П. Геофлюидодинамические полигоны - основа геоэкологического и промыслового мониторинга в районах с интенсивным освоением нефтегазовых ресурсов // Геол. аспекты развития и комплексного использования сырьевых ресурсов: XIII Губкинские чтения, Москва, 16-18 ноября 1993 г. - М., 1993. - № 7. - С. 42.

4. Геологическое строение и нефтегазоносность юга Западной Сибири по новым данным: Тр. ЗапСибНИГНИ / Под редакцией Н.П. Запивалова. Тюмень, 1976. Вып. 116. 145 с.

5. Запивалов Н.П. Как продлить жизнь нефтяного месторождения и получить большую нефтеотдачу // Горные ведомости. 2012. - № 3 - С. 13.

6. Запивалов Н.П. Нефтяной полигон для образования, науки и практики // Известия вузов. Нефть и газ. Тюмень. - 2019. - № 4. - С. 49-56.

7. Запивалов Н.П. Как лечить "уставшие" месторождения // Недра и ТЭК Сибири: информационно-аналитический отраслевой журнал. - 2019, № 4 - С. 12-14.

© Н. П. Запивалов, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.