О НОВОМ ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматривается новый Федеральный Закон. Поясняются его отличия от ранее действующего.
Ключевые слова: федеральный закон, выборы, назначение, депутат, губернатор.
1 июня 2012 г. вступил в действие Федеральный Закон от 02.05.2012 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот закон в обществе уже стали называть законом о выборах губернатора. Действительно, в основе содержания закона определена новая процедура замещения государственной должности высшим должностным лицом субъекта РФ, возглавляющим непосредственно основной орган исполнительной власти субъекта РФ — Администрации и именуемый в большинстве субъектов РФ наряду с Главой администрации еще и Губернатором.
Упрощенное название закона его сторонниками призвано подчеркивать главную отличительную особенность — «всенародную выборность» высшего должностного лица субъекта РФ в отличие от прежнего «назначения» этого лица Президентом РФ. Однако данная трактовка как в отношении прежнего порядка замещения высшей должности субъекта РФ, так и нынешнего — не совсем точна.
Если говорить о прежнем порядке, то он не был в юридическом (формальном) смысле назначением. Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предложение по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносилась Президентом РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий этого лица. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ должен был рассмотреть предложенную Президентом кандидатуру в течение 14-ти дней со дня представления. Решение законодательного органа считалось принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа. В случае отклонения законодательным органом кандидатуры Президентом РФ вносилась не позднее 7-ми дней со дня отклонения кандидатура повторно. В случае двукратного отклонения кандидатур президент РФ был вправе распустить законодательный орган и назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ. В то же время Президент РФ имел возможность провести консультации после двукратного отклонения кандидатур законодательным органом государственной власти субъекта и
предложить третью кандидатуру, уже после отклонения которой становился возможным также роспуск законодательного органа.
Немаловажно сказать еще об одном дополнении процедуры Федеральным Законом «О политических партиях». Политическая партия вправе была внести предложение Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. Если же предложения могли поступить более чем от одной партии, то законодательный орган государственной власти субъекта РФ должен был направить Президенту РФ только предложение от одной партии, поддержанное наибольшим числом голосов, которое должно быть не менее чем большинство голосов от числа избранных депутатов.
На практике существующее партийное большинство было всегда известно заранее, поэтому ситуация с предложениями более чем от одной партии была невозможной. Президент РФ из нескольких кандидатур одной партии выбирал одну кандидатуру и предлагал ее законодательному органу субъекта. При данном порядке не оставалось сомнений в том, что кандидатура Президента РФ будет большинством депутатов законодательного органа субъекта (партийным большинством) утверждена. Вследствие указанных особенностей процедуры многие считали, что вполне оправдано было говорить о том, что высшее должностное лицо субъекта РФ (губернатор) просто назначается Президентом РФ. Но все-таки от реального назначения имелось существенное отличие: формальный характер назначения губернатора законодательным органом государственной власти субъекта РФ вносил реальные правовые последствия — правовую ответственность законодательного органа за утвержденную кандидатуру губернатора.
Какой же порядок существует теперь? Сами инициаторы нового порядка (высшее политическое руководство государства) говорят о выборах с использованием некоего «президентского фильтра». Что представляет собой этот «фильтр» и в какой степени он будет ограничивать всенародное волеизъявление, характерное для всеобщих прямых выборов?
По новому закону кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора) выдвигаются политическими партиями. Законами субъектов может быть предусмотрено выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения. Законы субъектов, конкретизирующие рассматриваемый федеральный закон, должны быть приняты в период не позднее 31.12.2012. Некоторые субъекты уже приняли соответствующие законы. Причем, например, в Челябинской и Новгородской областях региональные законодатели не предоставили возможности самовыдвижения.
Президент, по закону, «может» по своей инициативе провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов, а также с кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения. Порядок таких консультаций определяется Президентом РФ. Кандидаты, выдвинутые политической партией и в порядке самовыдвижения, должны получить поддержку от 5 до 10% депутатов в представительных органах муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта. Конкретное число лиц поддержки определяется законом субъекта. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в 3/4 му-
ниципальных районов и городских округов субъекта РФ. Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом или главой муниципального образования своей подписи на листе подписки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. В настоящее время, например Закон Ивановской области предусматривает поддержку на уровне 10%, а в Челябинской области — на уровне 7% депутатов и глав муниципальных образований.
Из содержания закона следует, что поддержку кандидатам на должность губернатора могут оказать только депутаты — однопартийцы. В ближайшее время ни одна из оппозиционных партий не сможет иметь необходимого представительства своих партийных депутатов и глав муниципальных образований, чтобы выставить своих кандидатов. Теоретически это возможно при выдвижении единого кандидата от всех оппозиционных сил. Насколько это возможно практически покажет время. Возможно этот фактор будет несколько сдерживать уже начавшийся бурный рост количества партий, что вызвано последними изменениями в Федеральном Законе «О политических партиях». С другой стороны, новый порядок выборов губернаторов будет подталкивать оппозиционные партии гораздо больше внимания уделять работе на муниципальном уровне.
В ближайшие же годы уже очевидно, что кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта РФ будут только представители партии, имеющей подавляющее большинство депутатов представительных органов и глав муниципальных образований. К тому же и самих выборов будет немного. Так, только в период с декабря 2011 г. до момента вступления нового закона в силу смогли смениться губернаторы в 23 субъектах РФ. Там теперь выборы состоятся только через 5 лет. В текущем 2012 году выборные кампании должны пройти только в Новгородской, Белгородской и Брянской областях.
Следовательно, использованный «фильтр» действующей властью применительно к порядку замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ существенно ограничивает известные принципы всеобщих прямых выборов и ставит вопрос о том, насколько, в целом, демократизируется эта процедура в сравнении с прежней.
Литература
1. Федеральный Закон от 02.05.2012 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
3. Федеральный Закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
4. [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.rosbalt.ru.
5. [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.polit.ru.
G. G. Savelyev
ABOUT THE NEW ORDER OF REPLACEMENT OF A POSITION OF THE SENIOR OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION
The new federal law is considered. Its differences from earlier operating are explained.
Keywords: the federal law, elections, purpose, the deputy, the governor.
Савельев Георгий Григорьевич — доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВПО Псков ГУ, канд. пол. наук, [email protected].
Е. Н. Наумова
КЛАСТЕРЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Проведен анализ отраслей промышленности субъектов Северо-Западного федерального округа с целью выявления промышленных кластеров.
Развитие экономики и сохранение ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе неразрывно связано с разработкой и освоением инноваций. В связи с этим создание механизма инновационного развития экономики является приоритетом, как на федеральном, так и на региональном уровне управления. Важное место в структуре данного механизма занимают инновационные кластеры. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве важнейшего направления перехода к инновационному развитию регионов рассматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
Инновационный кластер представляет собой объединение различных организаций (промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров и лабораторий, кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, бизнес-ангелов, органов государственного управления, общественных организаций и т. д.), позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения. Кластеры, будучи межотраслевыми образованиями, усиливают взаимосвязанность, взаимодополняемость предприятий благодаря более быстрому распространению специфических для региона технологий, профессиональных навыков, информации и маркетинга (специфические конкурентные преимущества как бы перете-