Научная статья на тему 'О НОРМИРОВАНИИ СТОЧНЫХ ВОД, ОТВОДИМЫХ НА РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ'

О НОРМИРОВАНИИ СТОЧНЫХ ВОД, ОТВОДИМЫХ НА РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
371
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сточные воды / рельеф местности / зарубежная практика / законодательство / нормирование / wastewater / terrain / foreign practice / legislation / rationing

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — С. А. Варюхина, М. Б. Ходяшев

Существенные изменения, произошедшие в российском природоохранном законодательстве, привели к исключению такого вида негативного воздействия, как отведение сточных вод на водосборные площади и в подземные водные объекты. В результате поставлен в затруднительное положение целый ряд хозяйствующих субъектов, у которых отсутствует возможность отведения сточных вод в поверхностные водные объекты или в централизованные системы водоотведения в силу их значительной удаленности. Рассмотрена зарубежная практика удаления сточных вод при отсутствии и при наличии ц ентрализованной канализации, а также варианты использования очищенных сточных вод, в том числе для пополнения водоносных горизонтов. Проанализированы сведения, предоставленные Федеральным агентством водных ресурсов, об объемах отведения сточных вод на рельеф м естности за период 2010—2015 годы, сгруппированные по видам экономической деятельности, которые свидетельствуют о необходимости правового урегулирования данного вида отведения сточных вод в интересах многочисленных субъектов. При этом необходимо учитывать, что отводимые на рельеф местности сточные воды могут загрязнять не только почву, но и подземные водные горизонты, потенциально пригодные для питьевого водопользования. Результатом проведенного исследования является подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства в части обеспечения условий отведения сточных вод на рельеф местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — С. А. Варюхина, М. Б. Ходяшев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REGULATION OF WASTEWATER DISCHARGED TO THE TERRAIN

Significant changes in the Russian environmental legislation have led to the exclusion of such a type of negative impact as the diversion of wastewater to catchment areas and underground water bodies. As a result, a number of economic entities that do not have the ability to divert wastewater to surface water bodies or to centralized wastewater disposal systems due to their considerable remoteness are put in a difficult position. The foreign practice of wastewater disposal in the absence and in the presence of centralized sewerage, as well as options for using treated wastewater, including for replenishing aquifers, is considered. The data provided by the Federal Water Resources Agency on the volumes of wastewater discharge to the terrain for the period 2010—2015, grouped by types of economic activity, which indicate the need for legal regulation of this type of wastewater discharge in the interests of numerous subjects. At the same time, it is necessary to take into account that waste water diverted to the terrain can pollute not only the soil, but also underground water horizons potentially suitable for drinking water use. The result of the study is the preparation of proposals for improving the Russian legislation in terms of ensuring the conditions for the discharge of wastewater to the terrain.

Текст научной работы на тему «О НОРМИРОВАНИИ СТОЧНЫХ ВОД, ОТВОДИМЫХ НА РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ»

УДК 628.3 DOI: 10.24412/1816-1863-2020-4-69-75

ОРМИРОВАНИИ СТОЧНЫХ ВОД,

О НОРМИРОВАНИИ С. А. Варюхина, старший научный

сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский ОТВОДИМЫХ государственный научно-исследовательский

НА РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ институт региональных экологических я

проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), ^

variuhina@ecologyperm.ru, Пермь, Россия,

О»

о

о -1 X х

cd

Г)

ы

М. Б. Ходяшев, к. хим. н, заместитель §

Q

г>

о

Г)

директора по технологическому развитию, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ УралНИИ «Экология»), §

hodyashevmb@ecologyperm.ru, е

Пермь, Россия

г>

-I

тз

Г)

Существенные изменения, произошедшие в российском природоохранном законодательстве, ^ привели к исключению такого вида негативного воздействия, как отведение сточных вод на во- ^ досборные площади и в подземные водные объекты. В результате поставлен в затруднительное О положение целый ряд хозяйствующих субъектов, у которых отсутствует возможность отведения о сточных вод в поверхностные водные объекты или в централизованные системы водоотведения с в силу их значительной удаленности. Рассмотрена зарубежная практика удаления сточных вод о при отсутствии и при наличии ц ентрализованной канализации, а также варианты использования о очищенных сточных вод, в том числе для пополнения водоносных горизонтов. Проанализиро- X ваны сведения, предоставленные Федеральным агентством водных ресурсов, об объемах отве- о дения сточных вод на рельеф м естности за период 2010—2015 годы, сгруппированные по видам я экономической деятельности, которые свидетельствуют о необходимости правового урегулиро- С вания данного вида отведения сточных вод в интересах многочисленных субъектов. При этом в необходимо учитывать, что отводимые на рельеф местности сточные воды могут загрязнять не только почву, но и подземные водные горизонты, потенциально пригодные для питьевого водопользования. Результатом проведенного исследования является подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства в части обеспечения условий отведения сточных вод на рельеф местности.

Significant changes in the Russian environmental legislation have led to the exclusion of such a type of negative impact as the diversion of wastewater to catchment areas and underground water bodies. As a result, a number of economic entities that do not have the ability to divert wastewater to surface water bodies or to centralized wastewater disposal systems due to their considerable remoteness are put in a difficult position. The foreign practice of wastewater disposal in the absence and in the presence of centralized sewerage, as well as options for using treated wastewater, including for replenishing aquifers, is considered. The data provided by the Federal Water Resources Agency on the volumes of wastewater discharge to the terrain for the period 2010—2015, grouped by types of economic activity, which indicate the need for legal regulation of this type of wastewater discharge in the interests of numerous subjects. At the same time, it is necessary to take into account that waste water diverted to the terrain can pollute not only the soil, but also underground water horizons potentially suitable for drinking water use. The result of the study is the preparation of proposals for improving the Russian legislation in terms of ensuring the conditions for the discharge of wastewater to the terrain.

Ключевые слова: сточные воды, рельеф местности, зарубежная практика, законодательство, нормирование.

Keywords: wastewater, terrain, foreign practice, legislation, rationing.

Нормирование является важнейшим инструментом охраны окружающей среды, регулирования природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, которое широко применяется как в отечественной, так и в зарубежной

практике экологического менеджмента. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» цель нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допусти-

69

о

т

I-

и

со о X

о ^

и а

о ^

о

о

и

Ш

IX

о ^

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

о ^

и Ф т

о

70

мого воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также при разработке государственных стандартов и иных нормативных д окумен-тов [1].

С 2016 года в Российской Федерации началось время перемен в правовом регулировании природоохранных отношений, влияющее на деятельность промышленных предприятий. Введенные изменения установили новую систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду и, соответственно, новую систему определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является ключевым моментом регулирования хозяйственной д еятельности промышленных предприятий.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года)» [2] были внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ч асти видов негативного воздействия на окружающую среду и их оплаты. Статья 16 указанного закона претерпела существенные изменения вследствие исключения из нее таких видов негативного воздействия, как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в подземные водные объекты и на водосборные площади. После внесения этих изменений и до настоящего времени разрешенным видом негативного воздействия относительно сбросов загрязняющихся веществ остается их сброс в водные объекты.

Предприятия, имеющие такой вид негативного воздействия, как сброс на водосборные площади (рельеф местности), в настоящее время не могут получить разрешение на сброс загрязняющих веществ, ввиду отсутствия таких полномочий у Рос-природнадзора. Также не имеют возможности рассчитать и согласовать нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ на рельеф местности и, соответственно, вносить плату за сброс сточных вод. Как следствие, контролирующими органами устанавливается факт нарушения природоохранного законодательства, и предприятия вынуждены платить штра-

фы и возмещать вред, причиненный окружающей среде сточными водами, попадающими на поверхность земли.

Анализ зарубежного опыта обращения с хозяйственно-бытовыми, дождевыми сточными водами показывает, что в европейских странах и США реализуется подход, основанный на обеспечении экономической целесообразности и безопасности для здоровья людей.

Вопросами автономной канализации в Англии занимаются территориальные агентства по охране окружающей среды, выпускающие подробные руководящие документы, регламентирующие правила строительства автономных систем канализации. Кроме того, существуют местные и общеевропейские строительные нормы, стандарты и достаточно жесткий строительный контроль. Одним из таких документов являются «Руководящие принципы по обработке и удалению сточных вод при отсутствии централизованной канализации» (РРС4), подготовленные в 2006 году совместными усилиями агентств по охране окружающей среды Англии. Варианты отведения бытовых стоков в централизованные сети возможны только в том случае, если застройщик докажет агентству, что предлагаемое им решение лучше вписывается в общий водный баланс территории. Все сточные воды не должны представлять опасность для здоровья людей. Для этого используется септик и последующая внутрипочвенная очистка/поглощение или малая аэрационная установка (АУ). Сточные воды после аэрацион-ных установок могут сбрасываться в почву (поглотительный колодец), если грунтовые условия это позволяют, либо в водоемы и водотоки при наличии согласия на такой сброс от агентства по охране окружающей среды, которое рассматривает каждый случай применения АУ. Если у владельца дома есть участок земли достаточной площади и подходящий для устройства сооружения почвенного поглотителя, он должен в первую очередь рассмотреть возможность строительства септика или АУ, согласовав все это с агентством. Если участок земли не пригоден для строительства сооружений почвенной фильтрации, тогда сточные воды направляются в централизованную систему во-доотведения или вывозятся ассенизаци-

онными машинами на очистные сооружения [3].

В Германии существует специальный сбор для домовладельцев — налог на дождь. Дождевая вода попадает в общественную канализацию с частной территории. Соответственно, поднимается уровень сточных вод, а иногда старые ливневые системы могут и не справляться с потоком. Чтобы избежать подтоплений, нужны профилактические работы в виде прочистки и обновления водостоков, которые финансируются из собираемых налогов. Поэтому налог на дождевую воду, по сути, является составной частью налога на сточные воды. Участки территории с водонепроницаемой поверхностью в большинстве случаев классифицируют муниципалитеты — при помощи аэрофотоснимков. Изображения направляют домовладельцу для согласования, а после уже рассчитывают сумму сбора. В категорию водонепроницаемых площадей попадают:

• крыши,

• террасы или веранды,

• асфальтированные участки придомовой территории,

• парковочные места с твердым покрытием,

• подъездные пути к гаражу.

Для сбора дождевой воды предлагается устанавливать специальные цистерны. Подход прост: нужно просто не давать дождевой воде стекать в канализацию, в результате чего отпадает необходимость платить налог, кроме того, сокращается расход водопроводной воды. Например, собранной водой можно поливать садовые растения или использовать ее для мытья автомобиля или для других бытовых целей [4].

Кроме того, в Германии широко распространены «растительные» очистные сооружения, которые являются прототипами наших полей фильтрации [5].

Повторное использование воды вводят в различных штатах США, включая пересохшие города в Техасе, где очищенную сточную воду сразу пускают в систему водоснабжения. Техасские города Уичито -Фолс и Биг Спринг смогли без происшествий направить очищенную воду прямиком в систему питьевого водоснабжения. В Уичито-Фолс используют эту технологию с июля 2014 года [6]. В Калифорнии

введены ограничения на использование свежей воды, поэтому для целей орошения полей для гольфа, в зоопарках и на фермах во многих городах штата уже используется очищенная сточная вода. Лос-Анджелес тоже планирует к 2024 году обеспечение на четверть потребностей города питьевой водой за счет закачки очищенной сточной и дождевой воды в водоносные горизонты [7].

Имеющийся зарубежный опыт свидетельствует о наличии различных подходов в отведении и использовании дождевой и очищенной сточной воды, обеспечивающих ее рациональное использование.

Для оценки ситуации в Российской Федерации по количеству сточных вод, сбрасываемых на рельеф местности, в 2019 году был сделан запрос в Федеральное агентство водных ресурсов и был получен ответ, содержащий сведения о количестве годовых объемов сбросов сточных вод на рельеф местности по отраслям промышленности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Сведения запрашивались за период 2010—2015 гг., такой период обусловлен тем, что с 2016 года были внесены изменения в ФЗ-7 в части видов воздействия на окружающую среду и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Запрошенные сведения были подготовлены Федеральным агентством на основе обобщенных данных об использовании воды в разрезе сброса сточных вод на рельеф местности за 2010—2015 гг. и приведены в таблице.

Представленные в таблице данные свидетельствуют, с одной стороны, об относительно невысоком объеме сточных вод, отводимых на рельеф, а с другой — о необходимости правового урегулирования отведения даже таких объемов вследствие отсутствия технической возможности осуществлять сброс в водные объекты или в централизованные системы водоотведения по причине их отсутствия. Результатом неконтролируемого сброса сточных вод на рельеф местности является загрязнение земель, почв, подземных водоносных горизонтов, нарушение прав собственников сопредельных земельных участков.

Целью любого нормирования в природоохранной сфере является установление

о>

о

о -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

о ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз

а

71

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих, с одной стороны, экологическую безопасность населения и, с другой стороны, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов при условии устойчивого развития хозяйственной деятельности. Таким видом нормативов для сточных вод при сбросе на рельеф могут выступать предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные для хозяйственно-питьевого водопользования. Важным аргументом при этом может быть тот факт, что очищенные сточные воды, проходя через поверхность земли, попадают в подземные горизонты и могут являться потенциальными источниками воды, предназначенной для питьевого водопользования. Согласно Федеральному закону от 03.03.1995 № 27-ФЗ «О недрах» [8] и Санитарным правилам СП 2.1.5.1059—01 [9], подземные воды могут быть использованы или потенциально

могут быть пригодны для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения прописаны в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [10]. Данный закон регулирует отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Следовательно, при принятии решения об отводе сточных вод на рельеф местности (стоковую площадку) необходимо соблюдение требований не только законодательства об охране окружающей среды, но и требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поэтому предлагается при нормировании сточных вод руководствоваться

Таблица

Годовые объемы сточных вод, сбрасываемые на рельеф местности, тыс. м3

72

Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 33,17 27,83 26,52 25,23 22,83 21,02

Рыболовство, рыбоводство 0,05 0,07 0,13 39,63 0,05 0,26

Добыча полезных ископаемых 10,05 7 11,33 12,2 10,51 10,88

Обрабатывающая промышленность 8,87 9,37 8,87 8,43 6,87 6,3

Производство и распределение электроэнер- 97,06 94,67 90,18 93,72 95,34 91,22

гии, газа и воды

Строительство 1,71 1,88 1,47 1,92 1,38 1,04

Оптовая и розничная торговля, ремонт 0,5 0,93 0,94 0,96 0,87 0,61

автотранспорта, бытовых изделий и предме-

тов личного пользования

Гостиницы, рестораны 0,99 1,15 0,84 0,78 0,69 0,58

Транспорт и связь 5,89 7,39 6,67 6,37 5,72 5,7

Финансовая деятельность 0,12 0,35 0,38 0,35 0,37 0,33

Операции с недвижимым имуществом, 14,84 14,45 19,76 18,99 19,91 13,56

аренда и предоставление услуг

Госуправление и обеспечение военной 16,69 9,94 10,11 11,01 10,04 10,92

безопасности, социальное страхование

Образование 0,29 0,26 0,14 0,2 0,14 0,1

Здравоохранение и предоставление социаль- 3,02 2,76 3,06 2,98 4,47 3,96

ных услуг

Предоставление прочих коммунальных, 6,78 3,39 2,4 1,89 1,69 5,63

социальных и персональных услуг

Деятельность экстерриториальных органи- 0,01 0,01 0,01

заций

ИТОГО 200,0 181,4 182,8 224,7 180,9 172,1

санитарно-гигиеническими требованиями ГН 2.1.7.2041—06 [11].

При отведении сточных вод на рельеф местности необходимо учитывать непосредственно само место отведения — «точки сброса». В качестве такой точки может выступать стоковая площадка. Согласно ГОСТ 19179—73 «Гидрология суши. Термины и определения» стоковая площадка — это участок склона, ограниченный от окружающей территории водонепроницаемым бортиком и оборудованный устройствами и приборами для измерения поверхностного стока [12]. В настоящее время на практике д остаточно широко используются различные способы отведения сточных вод — это поля фильтрации, поля орошения, искусственные водоемы и другие технические решения. Несмотря на то, что такие решения на сегодняшний день имеют достаточно широкое применение, на законодательном уровне такой вопрос окончательно не урегулирован. Поэтому предлагается внести изменение в действующее законодательство по определению видов негативного воздействия на окружающую среду и, соответственно, введение термина стоковой площадки.

В системе нормирования загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих на стоковую площадку в виде полей фильтрации, полей орошения или искусственного водного объекта, должна быть отражена возможность их миграции через почвы в подземные, поверхностные водные объекты, а также транслокация загрязняющих веществ в растительность. Пороговые концентрации при этом по данным показателям — это количество токсикантов в почве, при котором концентрация в сельскохозяйственных растениях не должна превышать ПДК для пищевых продуктов; в грунтовых водах не должна превышать ПДК для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, в атмосферном воздухе — ПДК населенных мест, в искусственном водоеме — не должна превышать ПДК для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения в соответствии с требованиями ГН 2.1.7.2041—06 [11].

Для решения вопроса об установлении нормативов качества сточных вод рекомендуется пользоваться действующим законодательством в области санитарно-ги-

гиенического нормирования с учетом существующей антропогенной нагрузки.

При расчете нормативов сбросов загрязняющих веществ и, соответственно, платы за их сброс необходимо вводить дополнительные повышающие коэффициенты для собственников объектов негативного воздействия, сбрасывающих или собирающихся сбрасывать сточные воды на рельеф местности для стимулирования водоотведения в централизованные системы водоотведения или поверхностные водные объекты в соответствии с действующим законодательством.

Такими коэффициентами могут выступать:

— удаленность поверхностных водных объектов и централизованных систем водоотведения: чем ближе расположены приемки сточных вод, тем более жесткие условия должны быть созданы для собственников объектов негативного воздействия;

— существующая загрязненность территории, которая определяется на основании аналитических материалов;

— региональный коэффициент, величина которого может определяться местом положения субъекта Российской Федерации с учетом климатических, метеорологических и гидрогеологических условий;

— кумулятивная способность загрязняющих веществ — суммирование действия повторных доз вредных веществ, когда последующая доза поступает в организм раньше, чем заканчивается действие предыдущей. Для определения значений коэффициентов, а также их функций (понижающих или повышающих) должны быть проведены дополнительные исследования и обоснования каждого коэффициента по направлению их влияния на окружающую среду и благополучную среду обитания человека.

Согласно СанПиН 2.1.5.980—00 «Водо-отведение населенных м ест...» рекомендуется устанавливать качество отводимой воды на основании гигиенических требований для различных ц елей водопользова-ний (питьевого, хозяйственно--бытового и рекреационного) [13]. Учитывая, что при сбросе сточных вод на рельеф сточные воды в первую очередь поступают на поверхность почв и далее в грунтовые воды, необходимо руководствоваться также и

о>

о

о -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

о ^

а

г> л

О г>

г>

-I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз

а

73

требованиями по охране почв и подзем- гиенических нормативов ГН 2.1.7.2041—

¡2 ных вод, установленными постановле- 06» [11] и Правилами охраны подземных

^ нием Главного государственного сани- водных объектов, утвержденными поста-

¡^ тарного врача Российской Федерации от новлением Правительства Российской

§ 23.01.2006 № 1 «О введении в действие ги- Федерации от 11.02.2016 № 94 [14].

о ■_

о

" Библиографический список

о

о

ф

1. Об охране окружающей среды Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/, дата доступа: х 20.12.2020.

§ 2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные зако-

и нодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года) [Электронный

ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165823/, дата д осту-па: 20.12.2020.

О 3. Почвенная утилизация сточных вод [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://

^ www.abok.ru/, дата доступа: 20.12.2020.

и 4. Налог на дождь в Германии. Зачем его платить и можно ли отказаться [Электронный ресурс]. — Ре-

жим доступа: https://aussiedlerbote.de/2018/08/nalog-na-dozhd-v-germanii-zachem-platit/, дата до-

О ступа: 20.12.2020.

х и о

О 20.12.2020.

со

Ф 6. Сточные воды — новое черное золото? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://

О

и ф

т S

5. Водный сектор Германии. Методы и опыт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.umweltbundesamt.de/sites/default/files/medien/publikation/long/2754.pdf, дата доступа:

ru.unesco.org/news/stochnye-vody-novoe-chyornoe-zoloto, дата доступа: 20.12.2020.

О 7. Переработанная вода: из туалета в кран [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://

tjournal.ru/6234-pererabotannaya-voda-iz-tualeta-v-kran-perevod, дата доступа: 20.12.2020. 8. Закон о недрах. Федеральный закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 27-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/10104313/, дата доступа: 20.12.2020. О 9. Санитарные правила СП 2.1.5.1059—01. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана вод-

О ных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения [Электронный

(Т^ ресурс]. — Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data1/9/9745/, дата доступа: 20.12.2020.

10. Гигиенические нормативы. ГН 2.1.7.2041—06. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901966754, дата доступа: 20.12.2020.

11. ГОСТ 19179—73. Гидрология суши. Термины и определения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200009457, дата доступа: 20.12.2020.

12. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980—00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data1/8/8514/, дата доступа: 20.12.2020.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 Об утверждении правил охраны подземных водных объектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71229778/, дата доступа: 20.12.2020.

ON THE REGULATION OF WASTEWATER DISCHARGED TO THE TERRAIN

S. A. Varyuhina, senior researcher, Federal State Budgetary Institution Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems, hodyashevmb@ecologyperm.ru, Perm, Russia, M. B. Khodyashev, Ph. D. (Chemistry), Deputy Director for Technological Development, Federal State Budgetary Institution Ural State Research Institute of Regional Environmental Problems, hodyashevmb@ecologyperm.ru, Perm, Russia

References

Ob ohrane okruzhayushchej sredy Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ [On environmental protection Federal law No. 7-FZ of 10.01.2002] [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34823/, data access: 20.12.2020.

Ovnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob ohrane okruzhayushchej sredy" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [On amendments to the Federal law "on environmental protection" and certain leg-

1.

74 2

islative acts of the Russian Federation] [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_165823/, data access: 20.12.2020. K

3. Pochvennaya utilizaciya stochnyh vod [Soil utilization of wastewater] [Electronic resource]. — URL: O http://www.abok.ru/for_spec/ articles.php?nid=5501, data access: 20.12.2020. O

4. Nalog na dozhd' v Germanii. Zachem ego platit' i mozhno li otkazat'sya. Pereselencheskij vestnik [A tax on Q the rain in Germany. Why pay it and whether it is possible to refuse] [Electronic resource]. — URL: e https://aussiedlerbote.de/2018/08/nalog-na-dozhd-v-germanii-zachem-platit/, data access: 20.12.2020. n

5. Vodnyjsektor Germanii. Metody i opyt [The water sector in Germany. Methods and experience] [Electronic q resource]. — URL: https://www.umweltbundesamt.de/sites/default/ files/medien/publication/long/2754. 50 pdf, access date: 20.12.2020. e

6. Stochnye vody — novoe chyornoe zoloto? Waste water-the new black gold? [Electronic resource]. — URL: O https://ru.unesco.org/news/stochnye-vody-novoe-chyornoe-zoloto, access date: 20.12.202 Q

7. Pererabotannaya voda: iz tualeta v kran [Recycled water: from the toilet to the tap] [Electronic re- n source]. — URL: https://tjournal.ru/6234-pererabotannaya-voda-iz-tualeta-v-kran-perevod, access date: O 20.12.2020. Q

8. Zakon o nedrah. Federal'nyjzakon Rossijskoj Federacii ot 21.02.1992№ 27-FZ[The law on subsoil. Federal law of the Russian Federation No. 27-FZ of 21.02.1992] [Electronic resource]. — URL: https://base.ga-rant.ru/10104313/, date of access: 20.12.2020. O

Q

n

T3

o

El

D

9. Sanitarnyepravila SP2.1.5.1059—01. Vodootvedenie naselennyh mest. Sanitarnaya ohrana vodnyh ob'ektov. Gigienicheskie trebovaniya k ohrane podzemnyh vod ot zagryazneniya [Sanitary rules of SP 2.1.5.1059—01. Drainage of populated areas. Sanitary protection of water bodies. Hygienic requirements for the protection of groundwater from pollution] [Electronic resource]. — URL: https://files.stroyinf.ru/Data1/9/9745/, S date of access: 20.12.2020. Q

10. Gigienicheskie normativy. GN 2.1.7.2041—06. Predel'no dopustimye koncentracii (PDK) himicheskih vesh- s chestv v pochve [Hygienic standards. GN 2.1.7.2041—06. Maximum permissible concentrations (MPC) _0 of chemicals in the soil. Hygienic standards] [Electronic resource]. — URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/901966754, access date: 20.12.2020.

11. GOST 19179—73. Gidrologiya sushi. Terminy i opredeleniya [GOST 19179—73. Hydrology of the land. o Terms and definitions] [Electronic resource]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/1200009457, access o date: 20.12.2020. X

12. Sanitarnye pravila i normy. SanPiN 2.1.5.980— 00. Gigienicheskie trebovaniya k ohrane poverhnostnyh San- O itary rules and regulations. SanPiN2.1.5.980— 00 [Hygienic requirements for the protection of surface wa- ^ ters] [Electronic resource]. — URL: https://files.stroyinf.ru/DataV8/8514/, date of access: 20.12.2020. n

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11.02.2016№ 94 Ob utverzhdeniipravil ohrany podzemnyh s vodnyh ob'ektov [Decree of the Government of the Russian Federation No. 94 of 11.02.2016 on approval

of the rules for the protection of underground water bodies] [Electronic resource]. — URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71229778/, date of access: 20.12.2020.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.