DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-39-44
О нормативном закреплении управления конкурентоспособностью российских университетов в компетенциях их руководителей
А. И. Васильев1*
1 Университет «Синергия», Москва, Россия ' [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ российского образовательного и трудового законодательства, а также квалификационных справочников и профессиональных стандартов с целью определить нормативно-правовое закрепление в компетенциях руководителей российских университетов требований об управлении конкурентоспособностью образовательных организаций. Автор опирается на официальные источники, описывающие и квалифицирующие профессиональную деятельность ректора по управлению вузом, с целью выявления требований, предъявляемых к профессиональным управленческим компетенциям, составляющих ядро профессионального руководства образовательной организацией, которые напрямую обеспечивают конкурентоспособность вуза. Автор цитирует основные законодательные положения, устанавливающие профессиональный статус ректора вуза - руководителя российского университета. В результате анализа правовых норм и норм квалификационных справочников и профессиональных стандартов он приходит к выводу, что стратегически значимые компетенции высших и средних руководителей образовательных организаций по обеспечению конкурентоспособности организации высшего образования в настоящее время не представлены в Российской Федерации ни в квалификационных справочниках, ни в профессиональных стандартах, ни в государственных образовательных стандартах, ни в нормативно-правовых актах трудового и образовательного законодательства. В заключении статьи приводятся предложения и рекомендации автора по нормативному отражению в компетенциях руководителей российских университетов компетентности по управлению конкурентоспособностью образовательной организации.
Ключевые слова: квалификационные требования, профессиональная компетенция, конкурентное действие, руководитель университета, управление конкурентоспособностью
Для цитирования: Васильев А. И. О нормативном закреплении управления конкурентоспособностью российских университетов в компетенциях их руководителей // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 39-44. Р01: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-39-44
On normative fixation of rector's competence in management of the competitiveness of Russian universities
A. Vasilev1*
1 Synergy University, Moscow, Russia ' [email protected]
Abstract. The article analyzes the Russian educational and labor legislation, as well as qualification guides and professional standards, in order to determine the regulatory and legal definition of the competence of the heads of Russian universities in managing the competitiveness of educational organizations. The author relies on official sources describing and qualifying the rector's professional activities in university management in order to identify the requirements for professional managerial competencies that make up the core of the professional leadership of an educational organization, which directly ensure the competitiveness of the university. The author quotes the main legislative provisions establishing the professional status of the rector of a university - the head of a Russian university. As a result of the analysis of legal norms and norms of qualification reference books and professional standards, the author comes to the conclusion that the strategically important competences of higher and secondary leaders of educational organizations to ensure the competitiveness of higher education organizations are currently not represented in the Russian Federation either in qualification reference books or in professional standards. Neither in the state educational standards, nor in the regulatory legal acts of labor and educational legislation. The article concludes with the author's suggestions and recommendations on the normative reflection in the competences of the heads of Russian universities of the competence in managing the competitiveness of an educational organization.
Keywords: qualification requirements, professional competence, competitive action, head of the university, competitiveness management
For citation: Vasilev A. On normative fixation of rector's competence in management of the competitiveness of Russian universities. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.2, pp.39-44 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-39-44
Введение
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования является стратегической целью [1-3], закрепленной в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Согласно ч. 11 п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе недопустимости ограничения или устранения конкуренции
в сфере образования. Таким образом законодатель не просто признает наличие в образовательной сфере конкурентных отношений, но и подчеркивает принципиальное значение поддержания и развития конкуренции между образовательными организациями.
Специальные функции управления конкурентоспособностью образовательной организации требуют наличия соответствующих профессиональных компетенций управления конкурентоспособностью у высших и средних руководителей вуза [4]. Понимание этого полностью соответствует компетентностному подходу [5-8], который сегодня системно реализуется и закрепляется во множестве офи-
циальных документов: в федеральных законах Российской Федерации, в федеральных государственных стандартах высшего образования, в квалификационном справочнике должностей, в профессиональных стандартах должностей. Таким образом, в действующих нормативно-правовых актах и профессиональных стандартах неизбежно должны быть отражены профессиональные компетенций высших и средних руководителей образовательных организаций в сфере управления конкурентоспособностью российских образовательных организаций.
Проанализируем официальные источники, описывающие и квалифицирующие профессиональную деятельность ректора по управлению вузом, с целью выявления из кластера профессиональных управленческих компетенций профессиональных компетенций, составляющих ядро профессионального руководства образовательной организацией, которые напрямую обеспечивают конкурентоспособность вуза.
Анализ трудового и образовательного федерального законодательства
Согласно ст. 273 Трудового кодекса РФ, руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с российским законодательством, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. В соответствии со ст. 77 Трудового кодекса РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, а также возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», единоличным исполнительным органом образовательной организации является
руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В соответствии с п. 8 ст. 52 этого закона руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
Следует отметить, что в составе компетенций образовательной организации, утвержденного ст. 23 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не упоминаются ни компетенции обеспечения конкурентоспособности российского образования, ни компетенции осуществления конкуренция в сфере образования.
Отсутствие в тексте федерального образовательного законодательства хотя бы упоминания компетенций в сфере управления конкурентоспособностью российских образовательных организаций представляется необъяснимым. Принцип недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, предусмотренный ч. 11 п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», - это единственное упоминание конкуренции/конкурентоспособности в тексте данного закона.
Трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает большой набор обязанностей руководителя образовательной организации. Так, например, согласно ст. 33 Трудового кодекса РФ, руководитель организации представляет интересы работодателя при взаимоотношении с остальными работниками организации. Таким образом, на руководителя организации ложатся все права и обязанности работодателя, предусмотренные трудовым законодательством РФ. В частности, в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников
исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности; принимать локальные нормативные акты. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
При этом подразумевается, что для того чтобы надлежащим образом исполнять свои обязанности, руководитель образовательной организации должен обладать соответствующими компетенциями. Предполагается, что руководитель организации для исполнения своих должностных полномочий (профессиональных обязанностей) должен обладать соответствующими знаниями и навыками. Так, юридическое понимание компетенции (в значении «обязанности») связано с пониманием компетенции в образовании и управлении человеческими ресурсами (в значении «способности, знания и умения»).
Отметим, что в тексте Трудового кодекса РФ нет вообще ни одного упоминания конкуренции или конкурентоспособности либо связанных с ними компетенций руководителя организации.
Помимо общих компетенций руководителя организации, вытекающих из российского образовательного и трудового законодательства, его компетенции дополняются специальными обязанностями, предусмотренными учредительными и иными корпоративными документами: уставом организации, внутренними документами, регулирующими деятельность руководителя, а также трудовым договором.
Анализ стандартов и справочников
Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
В действующем сегодня Едином классификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих предусмотрены квалификационные характеристики к должности «Руководитель (ректор, директор) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»1. Квалификационные характеристики к должности ректора вуза состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации», и ни в одном из этих разделов не содержится указания на конку-
1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"» (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2011 № 20237).
рентоспособность образовательного учреждения. Однако в том же документе среди квалификационных характеристик к должности «Директор (руководитель, заведующий) издательства учебной литературы и учебных пособий» можно найти следующую должностную обязанность: анализирует состояние спроса на выпускаемую учебную литературу в целях обеспечения ее конкурентоспособности на рынке, повышения рентабельности и доходности изданий. Это означает, что отсутствие у должности ректора вуза обязанностей, связанных с обеспечением конкурентоспособности образовательного учреждения, - не случайный недосмотр разработчиков Единого классификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а их сознательное решение, отражающее административно-академический подход к составу компетенций ректора вуза.
После анализа текста ФГОС ВО по управленческим должностям можно прийти к выводу: управление конкурентоспособностью не зафиксировано как трудовая функциональная задача, и соответствующее умение не включено в модель компетенций управленца.
Заключение
Несмотря на то что Президент России целевым ориентиром развития национальной образовательной системы выбрал и обозначил именно повышение глобальной конкурентоспособности российского образования, стратегически значимые компетенции высших и средних руководителей образовательных организаций по обеспечению конкурентоспособности организации высшего образования в настоящее время не представлены в Российской Федерации ни в квалификационных справочниках, ни в профессиональных стандартах, ни в государственных образовательных стандартах, ни в нормативно-правовых актах трудового и образовательного законодательства.
Неизбежным стало принципиальное признание того, что образовательные организации высшего образования функционируют на конкурентном рынке. Следовательно, высшие
и средние руководители вузов должны становиться компетентными именно в управлении конкурентными действиями и обеспечении конкурентоспособности своих образовательных организаций системы высшего образования. Однако по итогам анализа представленных выше источников, описывающих и квалифицирующих профессиональную деятельность по управлению вузом, можно утверждать, что при моделировании и проектировании модели компетенций руководителя организации высшего образования экспертным образовательным сообществом намеренно игнорируется функционал обеспечения конкурентоспособности вуза. В российском образовательном менеджменте обнаруживается теоретический и методологический разрыв между обсуждаемыми моделями компетенций руководителя вуза и той компетентностью в конкурент-менеджменте, которая необходима российскому ректорскому сообществу для адекватного ответа на вызовы глобальной конкуренции в образовании.
Чтобы ликвидировать обозначенный теоретический и методологический разрыв между обобщенными моделями компетенций и фактически реализуемыми функциями управления, следует структурировать компетенции высших и средних руководителей вуза по управлению конкурентоспособностью образовательной организации.
Квалификационные характеристики к должности ректора вуза в действующем сегодня Едином классификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих2 должны быть дополнены трудовыми функциями, знаниями и требованиями к квалификации, необходимыми в сфере управления конкурентоспособностью образовательной организации.
2 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"» (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2011 № 20237).
Структурировать компетенции высших и средних руководителей вуза по управлению конкурентоспособностью образовательной организации следует в соот-
Список литературы
ветствии с раскрытыми ранее функциями, уровнями и объектами внутривузовской системы управления конкурентоспособностью.
1. Рубин Ю. Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. C. 26-43.
2. Коваленко А. И. Конкуренция между вузами: институциональная дискриминация // Современная конкуренция. 2010. № 1 (19). С. 79-87.
3. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.
4. Васильев А. И. Конкурентные компетенции высших и средних руководителей образовательных организаций системы высшего образования // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 2 (74). С. 130-139. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10210.
5. Le Deist F. D, Winterton J. What is competence? // Human resource development international. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 27-46. DOI: 10.1080/1367886042000338227.
6. Stoof A, Martens R. L, Van Merrienboer J. J., Bastiaens T. J. The boundary approach of competence:
A constructivist aid for understanding and using the concept of competence // Human resource development review. 2002. Vol. 1. No. 3. P. 345-365. DOI: 10.1177/1534484302013005.
7. Brown R.B. Reframing the competency debate: management knowledge and meta-competence in graduate education // Management Learning. 1994. Vol. 25. No. 2. P. 289-299. DOI: 10.1177/1350507694252008.
8. Bikse V, Rivza B., Latvian I.B. Competitiveness and quality of higher education: graduates' evaluation // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2013. Vol. 15. No. 2. P. 52-66. DOI: 10.2478/jtes-2013-0011.
Сведения об авторе
Васильев Артём Игоревич, ORCID 0000-0002-3518-8125, канд. экон. наук, доцент, ректор, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]
Статья поступила 18.03.2021, рассмотрена 26.03.2021, принята 05.04.2021
Reference
1. Rubin Yu. B. Teoriya konkurentsii izadachipovysheniya konkurentosposobnosti rossiiskogo obrazovaniya [Theory of competition and the tasks of increasing the competitiveness of Russian education]. Vysshee Obrazovanie
v Rossii=Higher Education in Russia, 2007, no.1, pp.26-43.
2. Kovalenko A. I. Peculiarities of competition among HEIS: institutional discrimination. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2010, vol.4, no.1(19), pp.79-87 (in Russian).
3. Vasil'ev A. I. Quality and competitiveness in the system of higher education: aspects of interrelation. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2019, vol.28, no.4, pp.37-43 (in Russian). DOI: 10.31992/08693617-2019-28-4-37-43.
4. Vasilev A. Competitive competence of top managers of university. Sovremennaya konkurentsiya=Journal
of Modern Competition, 2019, vol.13, no.2(74), pp.130-139 (in Russian). DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10210.
5. Le Deist F. D., Winterton J. What is competence? Human resource development international, 2005, vol.8, no.1, pp.27-46. DOI: 10.1080/1367886042000338227.
6. Stoof A., Martens R. L., Van Merrienboer J. J., Bastiaens T. J. The boundary approach of competence:
A constructivist aid for understanding and using the concept of competence. Human resource development review, 2002, vol.1, no.3, pp.345-365. DOI: 10.1177/1534484302013005.
7. Brown R. B. Reframing the competency debate: management knowledge and meta-competence in graduate education. Management Learning, 1994, vol.25, no.2, pp.289-299. DOI: 10.1177/1350507694252008.
8. Bikse V., Rivza B., Latvian I. B. Competitiveness and quality of higher education: graduates' evaluation. Journal of Teacher Education for Sustainability, 2013, vol.15, no.2, pp.52-66. DOI: 10.2478/jtes-2013-0011.
About the author
Artem I. Vasilev, ORCID 0000-0002-3518-8125, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Rector, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]
Received 18.03.2021, reviewed 26.03.2021, accepted 05.04.2021