РЫНОК ТРУДА
УДК 331.5
Гончар Г. П.
канд. экон. наук, доцент.
Сеееро-Каеказскгш институт РАНХнГС
Кривуца П. В.
канд. экон. наук,
МГГУим. Шолохова
О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ПИЛОТНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В данной статье проанализированы правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населении, внесенные поправки в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», План мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 годы.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, территориальная мобильность, безработица, рынок труда, рынок арендного жилья.
Gonchar G.P.
Candidate of Economic sciences, Associate Professor.
The North - Caucasus branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration
Krivutsa P. V.
Candidate of Economic sciences.
The State Duma of the Russian Federation
ON NORMATIVE LEGAL REGULATION OF UPWARD MOBILITY OF LABOR RESOURCES IN THE PILOT TERRITORIES OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract. The article analyses legal, economic and organizational basis of State policy to promote employment, the amendments to the Federal Law "On employment in the Russian Federation", the Action Plan which improves the mobility of citizens of the Russian Federation in 2014-2018 years.
Keywords: labor resources, territorial mobility, unemployment, labor market, rental-housing market.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (далее - Закон о занятости населения) [1].
Согласно статье 5.1. Закона о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость [1].
Более того, государственная политика в области содействия занятости населения на основании статьи 5.2. направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.
Известно, как высокая территориальная мобильность трудовых ресурсов влияет на развитие рыночной экономики. Трудно переоценить важность этого фактора для современной российской экономики.
Статистика свидетельствует о том, что мобильность трудовых ресурсов России значительно ниже, чем в развитых странах. По данным экспертов Всемирного банка [2], гражданин России за свою жизнь всего лишь два раза в среднем меняет местожительство, гражданин США переезжает с места на место в среднем 13 раз, англичанин - семь раз. [3]
В этой связи увеличение внимания со стороны государства к решению задачи повышения мобильности трудовых ресурсов, в частности мотивации населения к перемене места жительства, повышения экономической привлекательности территорий, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, актуально и своевременно.
В соответствии с Планом мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014 - 2018 годы [4], Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 года № 1805 - р, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 года № 1806 - р в целях создания привлекательных условий для переезда гражданам будет оказана поддержка, включая компенсационные или иные выплаты.
Планом мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации определены направления основной деятельности:
- мероприятия по совершенствованию трудовой и профессиональной мобильности населе-
- информирование о возможностях трудоустройства за пределами места постоянного проживания, включая создание общероссийской базы вакансий;
- меры по развитию рынка арендного жилья и иной инфраструктуры, необходимой для развития мобильности граждан.
В соответствии со статьями 7.1. и 22.1. Закона «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), а также содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), также содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) [1].
Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
- оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;
- суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;
- оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Услуги по оказанию содействия безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для временного трудоустройства в 2014 году предоставлены 7424 безработным гражданам. [5]
В 2014 году численность экономически активного населения составила 75,4 млн. человек,
в том числе 71,5 млн. человек (94,8 %) были заняты экономической деятельностью, 3,9 млн. человек не имели доходного занятия, но активно его искали. [6]
По сравнению с 2013 годом численность безработных снизилась на 0,2 млн. человек или на 6 %. Уровень общей безработицы в среднем составил 5,2 % от численности экономически активного населения против 5,5 % в 2013 году.
Коэффициент напряженности на рынке труда в целом по России снизился с 0,7 % в 2013 году до 0,6 % в 2014 году. [5]
Мировой финансовый кризис сопровождался как для России, так и для зарубежных стран ростом уровня безработицы, рассчитанной по методологии МОТ, в среднем на 2,3 %, по сравнению с предкризисным периодом.
По данным Росстата показатели регистрируемой безработицы с 2005 года по 2014 год совпадала с изменениями показателя безработицы, рассчитанного по методологии МОТ.
По мере роста объемов ВВП показатель безработицы в стране устойчиво снижался, начиная с 2010 года.
Наблюдая взаимосвязь динамики показателей безработицы и ВВП в Российской Федерации, можно предположить, что, в силу действия ряда объективных факторов (более низкий уровень производительности труда, избыточная и теневая занятость и др.), занятость населения России менее подвержена влиянию экономических кризисов, чем в экономически развитых странах. [6]
По результатам расчетов при любом из прогнозных вариантов сокращения ВВП уровень безработицы в России в 2015 году не превысит уровня 2009 года (8,3 %).
Содействием сокращению уровня безработицы в посткризисный период, как показывают расчеты на основе материалов государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [7], а также прогноза Министерства экономического развития России (январь 2015 год), явилось устойчивое снижение суммарных расходов федерального бюджета на содействие занятости населения в процентах к ВВП в 2012 - 2015 годах. [8]
Услуга по оказанию содействия безработным гражданам в трудоустройстве по имеющейся у них профессии (специальности) в 2014 году оказана 330 безработным гражданам. Численность членов семей безработных граждан - 369, в том числе трудоустроенных - 131 человек.
Важно понимать, что ключевым условием экономического роста является повышение производительности труда, которое затрагивает все сферы деятельности.
В этой связи серьезные изменения в июле 2014 года внес утвержденный Правительством Российской Федерации План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, в котором предусмотрены меры по формированию благоприятного инвестиционного климата и условий, способствующих технологическому обновлению производства, а также по развитию профессионального образования, повышению гибкости и мобильности рынка труда [9].
Решающий шаг в сторону повышения мобильности трудовых ресурсов произошел при принятии Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Закон предусматривает создание условий для повышения мобильности трудовых ресурсов, в том числе привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, не включенных в указанный перечень.
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 465-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [10], предусматривающий освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные и иные выплаты (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания), предоставляемые работодателем в пределах средств, предусмотренных серти-
79
фикатом на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, получаемым работодателем в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» являются стимулирующими и мотивирующими для работодателя в части привлечения трудовых ресурсов в «особые» субъекты страны.
Итак, в сфере нормативно-правового регулирования повышения мобильности трудовых ресурсов в пилотных субъектах Российской Федерации на 2015 год определены следующие приоритетные задачи:
- утверждение перечня субъектов Российской Федерации, привлечения трудовых ресурсов, которые являются приоритетными;
- совершенствование портала «Работа России» в части облегчения поиска работодателем потенциальных работников;
- проведение собеседований в on-line режиме;
- проведение апробации механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в нескольких пилотных субъектах Российской Федерации;
- проведение мониторинга системы образования в части сведений и численности граждан, обучающихся по договорам о целевом приеме и целевом обучении, а также о заключении договоров о целевом приеме и целевом обучении, предусматривающих трудоустройство выпускников образовательных организаций за пределами места постоянного проживания, подготовка на их основе предложений по повышению мобильности граждан.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 (ред.от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации»
2. Рост экономики Российской Федерации сдерживает низкая мобильность - Гиль \\ РИА (Новости) \\ http: //www.rian.rn // ecotomy //
3. Кирпечев В. В. «Высокая территориальная мобильность населения - Гиль // (РИА Новости) // http: //www.rian.ru // ecotomy //
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 663 - р «Об утверждении плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 годы» Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 663 - р.
5. Федеральная служба государственной статистики http: Wwww.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/
6. Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации (Минтруд) [Электронный ресурс] http: // govermment.ru
7. Постановление Правительства Российской Федерации № 298 от 15 апреля 2014 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»
8. Указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606. Информация Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации о ходе реализации отдельных поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606, а также в поручениях и указаниях, связанных с реализацией данных Указов (по состоянию на январь 2015 года) http://www. rosmintrud.ru
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 1250 - р «О плане мероприятий по обеспечению производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест» // URL:http://www.garant.ru/products/iPod\preme/ doc/70594184/ (lfnf j,hfotybz 17/02/2015 г.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05. 08. 2000 г. № 117 - ФЗ (ред. от 08. 03. 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 04. 2015 г.).