Научная статья на тему 'О непрерывности этнологического образования'

О непрерывности этнологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О непрерывности этнологического образования»

181

О НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Л. Набок

Проблема непрерывности образования имеет, на наш взгляд, особый смысл для образования этнологического, для решения того сложного комплекса задач, которые связаны с формированием современного этнологического сознания, с развитием толерантности, с профилактикой и преодолением межэтнической и межконфессиональной конфликтности в обществе. Это определяется возрастанием значимости этнонациональных факторов общественного развития, потребностью противостояния нарастающей глобализации, которая оборачивается нивелированием разнообразия, многокрасочности культурной жизни и, в конечном счете, ее гомогенизацией, ориентированной на однотипное, безальтернативное, манипулируемое, нетворческое

потребление.

Сегодня как никогда остро стоит проблема смысла и назначения образования. Именно ее понимание, на наш взгляд, определяет характер происходящих перемен в отечественной системе образования - ее перманентного реформирования, перестройки, модернизации. Сегодня темп смены инновационных установок настолько высок, что становится невозможным на практике проверить их адекватность требованиям современного общества, их эффективность и обоснованность. Хотя в этой смене, выражающейся, в частности, в появлении все новых «поколений» государственных образовательных стандартов, есть область удивительного постоянства, «неприкасаемости» - строго фиксируемый объем преподавания иностранного языка и физической культуры (заметим, не русского языка и не

182

И. Jl. Набок

духовной культуры, состояние которых становится все более кризисным). В чем же состоит смысл и назначение образования: в формировании «грамотного потребителя» (с соответствующими физическими «кондициями» и коммуникационными возможностями) или духовно суверенной и, одновременно, социально, нравственно ответственной личности? Увы, сам характер и направленность современной культурной жизни ставит эти, казалось бы взаимодополняющие и в равной степени необходимые стороны направленности образования в позицию альтернативности.

Непрерывность, на наш взгляд, прежде всего должна быть рассмотрена как характеристика взаимодействия образования и культуры. Образование, несомненно, является способом, межпоколенной трансляции культуры, действие которого во многом зависит от органичного соотношения традиционности и инновационности. В ситуации современного информационного взрыва достигнуть такого соотношения становится все труднее, ибо особенностью современной культурной ситуации, согласно известной «культурологической формуле» И. Иоффе, является то, что «горизонталь истории стала вертикалью современности». Вовлечение всей «горизонтали истории» в современную социальную и культурную жизнь ставит перед образованием проблемы трудноразрешимые: «охват» информационно перенасыщенной «вертикали современности» невозможен на основе прежней «информационно накопительной» системы образования. Указанный «охват», как достаточная база для дальнейшего развития, может осуществляться личностью в основном на основе самостоятельной (т. е. внеучебной, внешкольной, вневузовской) деятельности. А перед образовательной системой остро встает задача перехода от «информационно накопительной» к «методологически ориентирующей» модели

И. Jl. Набок

183

институциализированной образовательной деятельности. Одним из главных условий такого перехода оказывается, на наш взгляд, именно непрерывность в отношениях культуры и образования.

Между тем, реальная культурная жизнь, реальная информационная среда, содержание которой сегодня формируется в основном коммерчески ориентированной массовой культурой, по своим ценностным установкам, по своему «потребительскому пафосу», по своему упрощенному «прогрессизму», отрицающему традицию как нечто устаревшее, «нетехнологичное», совершенно очевидно разрушает эту непрерывность. Результатом этого разрушения оказывается новый тип культурного сознания, отличающийся дискретностью и фрагментарностью, преобладанием ситуативности, адаптационности.

Разрыв между образованием и культурой усугубляется несогласованностью в самой системе управления этими сферами, первая из которых призвана формировать личность, развивать и возвышать ее потребности, решать проблемы ее социализации, а вторая - ориентирована на извлечение коммерческой прибыли, прежде всего, на удовлетворение потребностей в том, что носит отнюдь не возвышающий характер. В этом смысле весьма неадекватной масштабу происходящего, но очень показательной оказалась попытка изменить ситуацию введением специального телеканала с очень характерным названием «Культура», почти равносильная официальной констатации «внекультурности» всех остальных телевизионных каналов.

Таким образом, непрерывность образования в указанном выше аспекте означает непрерывность в трансляции культуры, которая определяется прежде всего адекватным соотношением традиционного и инновационного.

Именно здесь становится очевидным значимость

184

И. Jl. Набок

непрерывного этнологического образования. Этническая солидарность, в отличие от солидарности социальноклассовой, является солидарностью по исторической вертикали, солидарностью со своими предками, сохраняющей духовную преемственность. Признание этничности как особого типа связи между людьми, как выражения органичности выработанных в процессе формирования этнической общности взаимоотношений человека с природой (вне и внутри себя), как особого качества культуры, сохраняющего свою актуальность, на наш взгляд, является необходимым условием эффективности современного образования. В то же время этнологическое знание до сих пор остается в основном узко профессиональным, цеховым, уделом специализированных университетских кафедр и немногочисленных музейных этнографических учреждений. Как и периодически вспыхивающие и затухающие методологические споры о предмете этнологии, о ее месте в системе наук об обществе и природе, о статусе этничности, о конструктивизме и примордиализме. В то же время проведение с 1999 г. в РГПУ им. А. И. Герцена ежегодных научно-практических конференций «Реальность этноса» наглядно демонстрирует стремительное развитие того, что можно условно назвать педагогической «этнологической активностью». На всех уровнях образования - от дошкольного до вузовского и послевузовского - сегодня практиками образования остро ощущается потребность формирования адекватного отношения к национальному духовному наследию, к истории своего отечества, к родному языку, к духовному наследию, истории и языку других народов, живущих рядом, объединяемых одним государством, имеющих общее культурное пространство. Для многонациональной России эта проблема стоит особенно остро, как и необходимость признания, понимания исторической роли русского языка и

И. Jl. Набок

185

русской культуры для создания и развития этого полиэтничного единства. Но всегда ли эта активность опирается на прочную профессиональную базу? Вопрос вполне риторический в силу отсутствия традиции массового этнологического образования, отсутствия педагогической специальности «этнология», отсутствия многоуровневого взаимодействия академической этнологической/

этнографической науки с системой образования. Сегодня вполне уместно затевать общероссийскую кампанию по ликвидации «всеобщей этнологической безграмотности» населения. Особую остроту ситуации придает еще и то, что сфера этнического была и остается сферой политических спекуляций и манипуляций, что, кстати, говорит как раз о ее значимости для общества, общественного сознания.

На наш взгляд, непрерывное этнологическое образование является важнейшим условием реализации самого принципа непрерывности в образовании, так как прежде всего ориентировано на сохранение культурной преемственности, т. е. исторической непрерывности. С другой стороны, смысл непрерывности здесь связан прежде всего с восстановлением этнологической «составляющей» всей системы образования, а не с введением отдельных этнологических дисциплин или так называемого «национально-регионального компонента», на практике оказывающегося своеобразным «довеском» к образовательной программе. В подготовленном к заседанию Государственного Совета Российской Федерации аналитическом обзоре «Российское образование в 2001 году» отмечается следующее: «Характерной чертой является

недостаточная разработанность содержания национальнорегионального компонента образования. Мало внимания уделяется вопросам этнокультурного образования и в целом вопросам национальной школы». Но за этой красноречивой констатацией не следуют меры по исправлению ситуации. И

186

И. JJ. Набок

связано это прежде всего с непониманием ее масштаба, характера, методологического содержания. Этнонациональное «измерение» культуры и общественной жизни носит всеобщий, всепроникающий характер, это - не отдельно взятая сфера, но сторона, «срез» любой гуманитарно-образовательной сферы, касающийся фундаментальных оснований самого бытия личности и общества. Понимаемое в широком смысле слова этнологическое образование не может ограничиваться введением учебного предмета «этнология» или «этнография», оно должно пронизывать всю систему гуманитарного знания. Речь идет о принципиальном восстановлении некогда полностью «снятой» в системе образования односторонне, упрощенно понимаемым социально-классовым подходом важнейшей, много решающей стороне общественной и культурной жизни, о восстановлении «исторической вертикали солидарности», т. е. солидарности со своими историческими предками, в конечном счете, о восстановлении преемственности - одного из сущностных свойств культуры.

Разумеется, необходим и сам предмет «этнология» как один из методологических, мировоззренческих стержней подготовки специалиста. Но он может быть эффективен только в том случае, если будет сопряжен с этнологическими аспектами в преподавании других дисциплин: истории, философии,

культурологии, истории религии, политологии, социологии, экологии, этики, эстетики и др. А это означает необходимость специальной этнологической подготовки и переподготовки и учителей, и вузовских преподавателей. Социологический опрос участников 5-й Международной конференции «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования», проходившей 18-21 марта 2003 г., показал, что 98% процентов участников, представлявших на конференции более 70-ти городов России, ближнего и дальнего зарубежья, разделяют именно такой подход к проблеме.

И. Jl. Набок

187

Но решающей областью здесь остается, на наш взгляд, педагогическое образование, ибо именно оно призвано обеспечить непрерывность и многоуровневый характер этнологического образования. Возвращаясь к проблеме «национально-регионального компонента», отметим, что этнонациональное, этнологическое измерение педагогического образования не может ограничиваться содержанием этого раздела. Такое содержание должно пронизывать всю образовательную программу и строиться с учетом корреляции следующих уровней: собственно этнологического (этнология, этнография как мировоззренческие, ценностно-оринтирующие учебные дисциплины); уровня освоения этнологических аспектов в преподавании других дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла; уровня освоения (теоретического и культуротворческого, художественно-эстетического) культуры своего родного народа и других народов России; уровня знаний, в области межэтнической коммуникации и этноконфликтологии.

Опыт, накопленный в Институте народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена по подготовке из числа представителей коренных малочисленных народов Севера учителей-этнокультурологов, фундаментом профессиональной подготовки которых стало методологическое и методическое сопряжение культурологии, этнологии (этнографии), истории, фольклора и традиционной художественной культуры, может быть полезен и для других регионов России. Подготовка учителей-этнокультурологов, способных решать в единстве образовательные и культуро-экологические задачи, весьма актуальна и для русской национальной школы. Ситуация с угасанием этничности, ослаблением духовной преемственности, утратой чувства сопричастности к национальной традиции, на наш взгляд, затрагивает и русский этнос, о чем говорят, в частности, и искажающая модернизация русского

188

И. Jl. Набок

языка, и «сувенирно-туристическая» профанация многих символов русской национальной культуры.

Непрерывность этнологического образования, как мы старались показать, оказывается важнейшим условием подлинной модернизации отечественной системы образования, в которой инновационность будет не противопоставлена, а сопряжена с традиционностью, т. е. с теми основами духовной жизни и культуры, которые относятся к фундаментальным, не подлежащим пересмотру национальным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.