О НЕОТОРЫХ ФОРМАХ, МЕТОДАХ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ж. А. Хамидов
Старший преподаватель Чирчикского государственного педагогического института
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются некоторые формы, методы трудового воспитания школьников младших классов и детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, трудовое объединения, творческую активность, формы и методы трудового воспитания.
ABOUT SOME FORMS, METHODS OF LABOR EDUCATION OF
YOUNGER SCHOOLERS
J. A. Khamidov
Senior Teacher of Chirchik State Pedagogical Institute
ABSTRACT
The article reveals some forms, methods of labor education of primary schoolchildren and preschool children
Keywords: labor, labor education, labor associations, creative activity, forms and methods of labor education.
ВВЕДЕНИЕ
Труд людей, занятых в сфере производства включают многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении в школе способствует подготовке учащиеся к жизни, к творческому труду.
Трудовая подготовка учащихся проводится во дворцах молодежи, на станциях юных техников, в технических клубах и кружках в свободное от учебы время школьники занимаются моделированием, конструированием и изготовлением приборов, механизмов и машин. Эти занятие расширяют технический кругозор, воспитывают любовь к труду, к технике, формирует инициативу, творческое мышление.
Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурси на изготовление лучшей модели, приборы, наглядного пособия.
Дать школьникам трудовые навыки и умения - это еще не значит подготовить их к жизни, к труду. Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды комплектного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовки является главным средством трудового воспитания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Широко распространенная форма вовлечения учащиеся в общественно полезный, производительный труд - трудовое объединения школьников. Трудовые объединения школьников - ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, трудовые отряды школьников, школьного лесничества и т.п. - организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительности труда и активного отдыха.
Трудовые объединения школьников играют исключительно важную роль в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в подготовке их к сознательному и творческому участию в общественном производстве. Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественного полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии в общественный богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству. Одним из существенным способом воспитания дошкольного возраста и в начальных классах являются.
Методы стимулирования поведения и деятельности. Первый этап правильно организованного воспитание- знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования создания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирование чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группа назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение
формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться по этапе развития сознания методы достигают цели, когда у воспитанников, сформировалась готовность активно.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая, беседа, внушение, инструктаж, диспут; доклад, пример.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простату все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.
В республики Узбекистан начиная с 2016 года придаётся огромное значение развитию дошкольного образования. Организовано министерство дошкольного образования, построено и введено в эксплуатацию несколько тысяч дошкольных образовательных учреждений. Раньше 2016 года если речь шла только о дошкольной воспитании, а теперь, в основном и в средствах массовых информациях говорится о дошкольном образованные. Причин, вновь построенные дошкольные образовательные учреждения отвечают всем современных требованиям, стандартам, снабжены всеми необходимыми оборудованиями, игрушками, разными развлекательными техническими средствами, где дети могут конструировать и собирать разные конструкции моделей. В этих детских садах разрешено принимать детей старше одного года. С раннего детского возраста, дети в этих начальных образовательных учреждениях начинают мыслить, думать, развивать и тренировать умственную систему.
Не понятия, убеждения а конкретные дела, поступки характеризует воспитанность личности. В этой связи организации деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.
Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способом и приемом работы, соблюдение правил техники безопасности.
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.
Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроения учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудится на общую пользу.
ОБСУЖДЕНИЕ
В методике трудового воспитания наиболее важным является определения порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отделение участки работы и определение формы поведения результатов и выполнения. В трудовой деятельности учащихся важным является практический показ и обучение их способом и приемом работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда, в начальных классах, и оказание помощи учащимися в освоении рациональными способами его выполнения. Большое значение имеет стимулирование учащихся для формирования добросовестного отношения к труду. Труд становится воспитывающим фактором при следующих условиях:
1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Ученик должен осознать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносить пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (ремонт школьной мебели и учебных пособий, работа на пришкольном участке и озеленение школьного двора).
2. Труд школьника должен быть коллективным, коллективный труд - это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачу, выполнение которого под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.
3. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен явно зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает желание трудиться, они работают по принуждению, нечестно.
4. Труд школьника должен быть инициативным, желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому поискам.
5. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
6. В труде должны применятся различные формы самоуправления, самореализации и самостоятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.
7. По возможности труд школьников должен быть увязан их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.
8. Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принужденным наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудится в коллективе и с коллективом.
ВЫВОД
Таким образом, мы можем сделать вывод, что имеются такие формы и методы как:
Форма трудового воспитания:
1. Школьные - уроки технологии, дежурство по классу, по школе, уборки (генеральные, класса, школы).
2. Внешкольные - кружки, трудовые десанты, выставки декоративно -прикладного творчества, шефская деятельность, пришкольный участок, производственная бригада, труд в семье, субботники, ремонт классов и школы, реализация социально - значимых проектов в области трудового воспитания.
Методы трудового воспитания:
- методы формирования сознания: беседы, пример, диспуты, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж;
- методы организации деятельности и формировании опыта поведения: поручение, приучение, переключение, упражнение, педагогические требования, воспитывающая ситуация, общественное мнение;
- методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнования.
REFERENCES
1. M.E.Khaydarov, D.B.Lukhmanov (2020). People's Labor Traditions in The Process of Labor Preparation for Schoolchildren. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol.24, Issue 09
2. Abduxamidov, S. M., & Shadiyev, A. Y. (2020). Milliy qadriyatlar qadr topgan maskan.
Maktab va hayot, 2(1), 25-26.
3. Achilov T., Shadiyev A., & Hayitboyeva S. (2019). Activities in Decision of Healthy Life. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 17(2), 140-143.
4. Eraliyevich, S. X., Orinbayevna, A. S., & Shavkatovich, X. R. (2020). THE IMPORTANCE OF EXHIBITIONS AND COMPETITIONS IN ORGANIZING FINE ART CLUBS IN SCHOOLS. JOURNAL OF CRITICAL REVIEWS, 7(15), 2519-2523.
5. Ergashev M., Butunov J., & Xumoyun M. (2020). International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology. The Experience of Using Polymer Coolant in Electrical Contact Baking, 7(6), 14116-14119.
6. Khamidov, J. A., & Sayidova, M. X. (2020). About Some Forms, Methods Of Labor Education Of Younger School Children. International Journal of Research, 07(04), 375-378.
7. Lukhmanov, D. B., & Khaydarov, M. E. (2019). People's Labor Traditionsin The Processof Labor Preparation for Schoolchildren. International Journal ofPsychosocialRehabilitation, 24(09), 2405-2412.
8. MATYOKUBOV K. (2020). Using-IT-Technologies and Reseources and in the Teaching OF the school Course in General Physics. International Online Conference on Economics and Social Sciences, 9(1), 84-89.
9. Umaraliyeva D., Nurmatov F., & Atabekov F. (2020). THE PROBLEM OF GENDER EQUALITY IN SPORTS: STAGES OF DEVELOPMENT OF WOMEN'S SPORTS IN UZBEKISTAN. KONSENSUS, 3(1), 106-116.
10. Yakubova M. (2020). TA'LIM-TARBIYA JARAYONIDA KREATIV YONDASHUVNING DOLZARBLIGI VA UNING AHAMIYATI. Xalq ta'limi, 3(1), 84-88.
11. Абдувалиевич, А. У., & Рузщулович, Б. Ж. (2020). КОМПЛЕКСНАЯ УБОРКА ХЛОПКА-СЫРЦА МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ. ПРОЦЕССЫ И МАШИНЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ, 1(70).
12. Халмухамедова, М. А. (2020). На^шбандия тарщати воситасида талабаларнинг касбий компетентлигини такомиллаштириш (технологик таълим мисолида). Музаллим, 1(1).
13. Шадиев А. (2020). СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Pedagogik mahorat, 2(6), 29-31.
14. Шермухамедов Р., & Бурханов А. (2020). СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. XALQ TA'LIMI, 3(1), 120-123.