обособленные специфически присущие ему функции. Вместе с тем, очевидно, что предпринимательство как социально-экономическое явление может осуществляться только в единстве и взаимодействии всех трех указанных элементов. Собственник предприятия может не быть ни предпринимателем, ни менеджером, а менеджер часто оказывается не предпринимателем. Особое значение в осуществлении этого триединства играет предприниматель, объединяющий и организующий работу всех звеньев в едином логически выстроенном проекте. (2)
Рассматривая эту схему (собственник - предприниматель - менеджер), необходимо дополнить ее звеном «исполнители». В него входят менеджерский и исполнительный персонал, рабочие и служащие. В нашем случае для предприятий народных художественных промыслов основное звено - это художники, мастера и дизайнеры.
Художник-мастер, автор в художественном промысле создает образец, который может быть тиражирован, войти в ассортимент промысла, а может остаться в единственном экземпляре. Но главное в том, что образец должен побуждать мастеров исполнителей к самостоятельному творчеству. Важно, чтобы мастер не просто скопировал образец, а творчески использовал его в своей работе.
Четкая организация творческой работы на предприятиях народных художественных промыслов есть одно из важнейших условий развития самих промыслов. И этой работе предприниматель должен уделять особое внимание.
Предприниматель в сфере народных художественных промыслов обеспечивает художников и мастеров всем необходимым для плодотворной творческой и производственной деятельности (помещения, фонды, оборудование, сырье и материалы и т.д.). Управление финансами и производством, кадрами, материальными поставками, сбытом продукции - все это сфера деятельности предпринимателя. Он ставит искусство художественных промыслов на экономическую основу. Предприниматель становится необходимым фактором реализации планов художников-мастеров. Художники-мастера выступают как субъекты и носители интеллектуальной собственности, а предприниматель выступает в качестве пользователя этой собственности. Между ними складываются специфические экономические отношения.
Народные художественные промыслы находятся как бы на стыке производства и искусства. Поэтому предпринимателю, действующему в этой области, необходимо учитывать основные особенности и специфику народных художественных промыслов, основанную на исторической традиционности приемов применения ручного творческого труда мастеров и художников, воплощающего в себе духовные и практические возможности человека.
Все это позволяет нам сделать вывод, что предпринимательство и его поддержка со стороны государства в нынешних условиях рыночной экономики способны создать и организовать основные экономические условия сохранения, возрождения и развития центров народных художественных промыслов и ремесел.
Литература:
1. Й. Шумпетер. Теория экономического развития. М., 1982. С. 199.
2. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. М.: ТриЛ, 1994. - 232.
Ахмедова Э.О.
О необходимости введения особого экономического режима в Республике Дагестан
Новое время требует новых подходов особенно в плане использования ресурсов, экономических и социально-политических отношений, развития производства. Долгосрочная траектория развития экономики России и ее регионов должна корректироваться, дополняться новыми элементами в целях выработки эффективной стратегии социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности регионов. Это особенно важно для республики Дагестан, экономика которой достигла предельных порогов состояния угроз ее развитию, что может привести к необратимым последствиям, если не будут приняты эффективные и кардинальные меры.
Положение в экономике республики характеризуется крайне тяжелым спадом, поставившим на грань выживания целые отрасли, определяющие технический уровень республиканской экономики, и дестабилизирующим социальную обстановку в республике. В наиболее критическом положении находятся
предприятия машиностроительного комплекса республики, что обусловлено их вынужденной ориентацией на привозное сырье и отгрузку готовой продукции за пределы Дагестана.
Особенности развития экономики республики связаны с тем, что в ней нет внутренних ресурсов для коренной переориентации ряда производств, ранее являвшихся структурообразующими.
К этому нужно добавить политико-геостратегическую ситуацию в Дагестане. Республика Дагестан с существующей административной границей с Чеченской Республикой оказалась в состоянии достижимости для действий непримиримых отрядов чеченских боевиков. Отсюда очевидная необходимость решать проблемы Чечни с учетом интересов народов Дагестана, защищенность их чести и достоинства.
Нападения боевиков на Дагестан в 1999 г. привели к гибели мирных граждан, военнослужащих, работников милиции. Результаты: сильнейшей психологический стресс всего общества; призывы к массовому вооружению и ответным действиям; разрушения в приграничных районах (до сих пор не ликвидированные); рост вооруженности даже в среде глубоко мирного населения; рост активности организованных преступных группировок - это далеко не полный перечень последствий событий осени 1999 г.
Реформы породили такой феномен как натурализация потребления, что проявляется в стремлении населения, включая городское, повысить свою самообеспеченность продуктами питания. В этом случае растет доля населения в производстве сельхозпродукции, к сожалению, на примитивном уровне. Население Дагестана всегда тяготело к самообеспеченности, однако, в настоящее время эта проблема превратилась для части жителей из национально-экзотической в жизненно- необходимую.
Приходится констатировать, что рыночно -ориентированная региональная политика федерального центра пока находится в стадии становления и практически малозаметна и неэффективна.
Политика выживания для республики бесперспективна, только переход к экономическому росту, прогрессу способны обеспечить нормальное будущее и реальные перспективы. Нельзя пассивно ожидать, эффективных реформационных решений из Центра, необходимо искать свой путь преодоления кризиса и выхода на нормальную траекторию развития экономики Республики, соответствующую современным мировым и отечественным тенденциям.
Реформы в России привели к обострению процессов дифференциации экономического развития регионов, что связано с влиянием различных факторов: природно-географических, ресурсных, национальных, политических и социально-экономических. Многие регионы оказались в сложном политическом и социально-экономическом положении, что обусловило необходимость поиска нетрадиционных (имеется в виду не общих для всех субъектов Федерации) решений по выходу их кризисной ситуации. И поиск этот идет по разным направлениям, но так или иначе связывается с установлением особых экономических режимов функционирования.
Учитывая особенности социально-экономического и геополитического положения Дагестана, вполне обоснована постановка вопроса о придании ему особого экономико-правового статуса.
В настоящее время в Дагестане делаются попытки поиска новых эффективных решений развития и выхода экономики республики их кризиса. И прежде всего можно отметить позицию Председателя Дагестанской народной партии реформ С. Д. Амирова, который в своей работе "Дагестан на рубеже третьего тысячелетия: от выживания к прогрессу", обосновал идею концепции особого экономического режима (ОЭР) для Дагестана. Сущность ОЭР он логично связывает с получением республикой особого административно-правового и экономического статуса на период преодоления отставания от других российских регионов по основным социально-экономическим параметрам. В работе С.Д. Амирова дается обоснование ОЭР и основные пути его реализации.
В настоящее время это реальный путь решения практических проблем развития Дагестана, учитывая особенности реформирования переходного периода. В развитие этой идеи я считаю, что речь должна идти не просто об отработке определенных режимов функционирования экономики Дагестана, а о том, чтобы придать Дагестану особый финансово-экономический режим. При этом речь должна идти не об аналоге свободной экономической зоны с ее либерально-экономическим свободными формами экономических взаимоотношений, а об особом режиме, имея в виду не только льготы в области таможенного регулирования и налогообложения, а систему мер по выводу экономики республики из экономического кризиса и обеспечение ее национальной и экономической безопасности.
Республика Дагестан в экономике России давно уже фактически является особым экономическим районом. Это положение обусловлено целым рядом
фактором, к которым относятся вооруженный конфликт на Северном Кавказе, обрыв транспортных сообщений, создание практически неурегулированной пограничной ситуации, социально-этнические проблемы, катастрофический обвал в агропромышленном и индустриальном комплексе республики -все это позволяет говорить о том, что республика находится в особых социально-экономических и политических условиях.
В этой связи представляется необходимым изучить возможность введения в Дагестане особого финансово-экономического режима. В данном случае речь не идет о создании одного из аналогов СЭЗ - свободных экономических зон. Скорее речь идет о поиске особого экономического режима, ориентированного, прежде всего, не на прорыв на мировой рынок, а на выход из критической ситуации, поиск эффективной системы экономического выживания региона и переход к экономическому подъему.
Попытки поиска особых режимов для регионов России уже делались Имеется в виду придание статуса особой, экономической зоны Калининградской области. Опыт этот достаточно интересен, но даже при наличии ряда общих черт положение Дагестана и Калининграда, схема Калининградской зоны не подходит Дагестану.
Наиболее существенным аргументом в пользу такого решения может явиться анализ некоторых тенденций реформирования и их результатов в Республике Дагестан. К важнейшим из них можно отнести:
• более медленно протекающий процесс уменьшения влияния государства на развитие экономики республики;
• углубляющийся разрыв в уровне жизни отдельных слоев населения республики;
• катастрофическое падение объемов производства в структурообразующих для республики отраслях промышленности;
• почти полный разрыв большинства экономических связей, прекращение поставок комплектующих изделий;
• разрыв коммуникаций, транспортная блокада республики;
• критическая ситуация военно-политического характера на границах республики.
Решение о создании особого экономического района в отношении Республики Дагестан - должно приниматься Государственной Думой РФ и иметь статус федерального закона. С принятием такого закона решение многих проблем республики переводится из области деклараций в практическую плоскость, что связано с установлением четких, а главное, гарантированных государством правил и условий, обеспечивающих функционирование новой структуры. В соответствии с условиями экономического режима проектом закона устанавливается особый, льготный по сравнению с общим режим инвестиций и предпринимательской деятельности, а также реализуются меры по обеспечению его экономической безопасности.
Особый экономический режим должен предусматривать:
• регламентирование и правовую защиту инвестиций, включая гарантии от изменения законодательства;
• специальное таможенное регулирование;
• меры по защите интересов местных товаропроизводителей;
• налоговые льготы, включающие полное освобождение от уплаты налога на прибыль российских и иностранных инвесторов (в течение первых пяти лет после заключения договора о реализации зонального инвестиционного проекта) в отношении той части прибыли, которая инвестируется в развитие производства;
• разрешение заключать соглашения со структурами иностранных государств.
Важное место в законе должно занимать положение о самоокупаемости Дагестана и финансировании из федерального бюджета в связи с обстоятельствами чрезвычайного характера.
Республике должны быть предоставлены дополнительные административные, правовые возможности не только в плане обеспечения разработки механизмов защиты и гарантий привлечения инвесторов в регион, но и проведения активной протекционистской политики по отношению к собственным производителям. Республика должна иметь возможность защитить своих производителей и все население не только в плане обеспечения их экономической безопасности, но также и гарантировать порядок и жизнеобеспечение приграничных районов Республики и их населения.
Определенная разбивка экономического пространства республики (как временная мера) должна быть направлена на решение ключевых социально-политических проблем, а также на поддержку приоритетных сегментов экономики республики, которые, используя современные технологии и выпуская кон-
курентоспособную продукцию, должны стать "очагами" и "зонами роста" в экономике республики.
Практически речь идет о создании или точнее кардинальной реструктуризации производственно-финансового комплекса республики, способного активизировать внутренний спрос и выйти на отечественные и мировые рынки.
Для этого (на первых этапах) должен быть выработан особый порядок трансферта из федерального фонда поддержки региона, имея в виду дальнейшее решение вопроса о финансовой самодостаточности региона.
Одним из документов, определяющих экономическую политику особого района Республики Дагестан должна стать Стратегия экономической безопасности республики, основные положения которой должны найти отражение во всех механизмах, обеспечивающих регулирование развития экономики и общества республики.
Особый режим должен вводиться на определенный период, наиболее целесообразно на 2000-2002 годы, с возможной его пролонгацией в случае сохранения негативных явлений еще на 3-5 лет.
Литература:
1. Дагестанская правда, 28.01.99
2. Асалиев А.М. Государство в экономике переходного периода. - М., 1996.
3. Белякова Е. Мотивация и поведение российских предприятий //Вопросы экономики. 1996. №6.
4. Бузгалин А.В. Переходная экономика - М.: Таурус, 1994.
5. Экономическая безопасность, производство, финансы, банки / (под ред. В.К.Сенчагова). - М.: Финстатинформ, 1998.
Шихалиева Д.С., Исламов А.М.,Кадиев М.А.,Шихалиев С.С.,
Выбор критерия оптимальности промышленной системы
Экономический потенциал страны определяется состоянием и уровнем развития ее промышленного комплекса. Необходимость возрождения экономики все более актуализирует проблемы модернизации промышленности. Промышленная система является многогранной и полиструктурной. На наш взгляд, в ней можно выделить следующие составляющие:
- организационная структура;
- управленческая структура;
- технико-технологическая структура;
- отраслевая (внутри и межотраслевая) структура;
- воспроизводственная структура;
- территориальная структура;
- инфраструктура;
Указанные структуры находятся в сложном переплетении и требуют анализа каждой из них во взаимосвязи со всеми остальными. Материализация этой идеи в методологическом аспекте представляется довольно сложной и объемной. Один из подходов к этому вопросу предполагает нахождение ведущей структуры, определяющей другие, что само по себе является трудным и, как нам кажется, не принципиальным. Однако промышленный комплекс, рассматриваемый в вышеназванных разделах, представляется целостной системой, требующей сбалансированности и пропорциональности. Сбалансированность и пропорциональность предопределяют перевод промышленности в состояние оптимальности. Под состоянием оптимальности предлагается понимать нахождение наилучшего, наиболее рационального соответствия структур той или иной системы друг другу. Следовательно, оптимальность промышленной системы должна обеспечивать наиболее рациональную адекватность ее организационной, управленческой, технико-технологической, отраслевой, воспроизводственной и территориальной структур друг другу. Цель познания реальной структуры системы - выявление возможности целенаправленного ее преобразования.