Научная статья на тему 'О необходимости создания учебникапо истории Камчатки для школьников края'

О необходимости создания учебникапо истории Камчатки для школьников края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / УЧЕБНИК / КАМЧАТКА / NATIONAL AND REGIONAL COMPONENT / REGIONAL COMPONENT / REGIONAL STUDIES / TEXTBOOK / KAMCHATKA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков Андрей Анатольевич

В статье анализируется теоретико-методический и практический опыт по созданию учебников по региональной истории в различных субъектах Российской Федерации. Рассматриваются условия и ресурсы, которые позволят создать учебник по истории Камчатки для школьников края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NECESSITY OF CREATING A TEXTBOOKON THE HISTORY OF KAMCHATKA FOR PUPILS OF THE KRAI

Theoretical-methodological and practical experience of creating textbooks on regional history in various subjects of the Russian Federation is analyzed in the article. Conditions and resources which will allow to create a textbook on the history of the Kamchatskiy krai for pupils of the krai are considered.

Текст научной работы на тему «О необходимости создания учебникапо истории Камчатки для школьников края»

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGY

УДК 371.671.11 : 94(571.66)

А. А. Волков

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ КАМЧАТКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КРАЯ

В статье анализируется теоретико-методический и практический опыт по созданию учебников по региональной истории в различных субъектах Российской Федерации. Рассматриваются условия и ресурсы, которые позволят создать учебник по истории Камчатки для школьников края.

Ключевые слова: национально-региональный компонент, региональный компонент, регионоведение, краеведение, учебник, Камчатка.

А. А. Volkov

ON THE NECESSITY OF CREATING A TEXTBOOK ON THE HISTORY OF KAMCHATKA FOR PUPILS OF THE KRAI

Theoretical-methodological and practical experience of creating textbooks on regional history in various subjects of the Russian Federation is analyzed in the article. Conditions and resources which will allow to create a textbook on the history of the Kamchatskiy krai for pupils of the krai are considered.

Key words: national and regional component, regional component, regional studies, textbook, Kamchatka.

Становление и развитие понятия национально-региональной истории в отечественной науке активно началось с 1990-х гг. и ознаменовало собой формирование отдельного предмета и объекта для научного осмысления. На рубеже XX-XXI вв. становление региональной истории продолжилось. Окрепнув, она стала синтезом истории, географии, культурологии, социологии, политологии. Более того, новая дисциплина стала претендовать на статус «супер-дисциплины» в системе гуманитарного знания. Позиции современной отечественной и зарубежной исторических школ в определении научного поля дисциплины близки. Наши коллеги под региональной историей понимают комплексные историко-географические исследования или так называемую географическую историю. Это позволяет опираться на опыт и достижения российской и зарубежной научных школ, которые продуктивно синтезируются и вписываются в российский научный и образовательный контекст.

В последние десятилетия в субъектах Российской Федерации ведется активная работа по реализации национально-регионального компонента исторического образования, созданию программно-учебно-методических комплектов по истории регионов. Наиболее успешно она идет в Башкортостане, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Татарстане, Владимирской, Магаданской, Новгородской облас-

тях, Хабаровском крае, в Сибири и других субъектах федерации. Итогами данной продуктивной работы стало создание широкой научно-методической базы национально-регионального компонента школьного исторического образования в этих регионах. При этом взаимодействие федерального и национально-регионального компонентов школьных курсов истории осуществляется либо в рамках общего курса истории России, либо в виде самостоятельного курса истории региона или при сочетании обоих подходов [8].

Обратимся к позитивному опыту и рассмотрим две линии региональных учебников: «История Татарстана». [1, 2, 3, 4, 9, 10] и «История Сибири» [5, 12, 13, 14, 16, 26]. Выбор именно этих двух комплектов из всего многообразия региональных пособий объясняется тем, что на сегодняшний день они являются относительно целостными и завершенными линиями учебников, реализующими национально-региональный компонент общего исторического образования на всем протяжении обучения в основной и старшей школах. В своем содержании они отражают многовековое историко-культурное прошлое своих регионов: с древнейших времен до наших дней, что открывает перед учителями перспективы интеграции региональных курсов истории с курсами отечественной и всеобщей истории в период, предшествовавший вхождению территорий

ПЕДАГОГИКА

А.А. Волков

О необходимости создания учебника по истории Камчатки для школьников края

Сибири и Татарстана в состав Российского государства. Методическая концепция этих учебников достаточно современна: в пособиях задействованы практически все структурные компоненты учебной книги, ориентированные на возрастные познавательные возможности школьников 5-11 классов и адекватную им самостоятельную работу с текстовыми и внетекстовыми источниками, решение проблемных задач, формирование и аргументацию собственной точки зрения. Региональные «вертикали учебников» Новосибирской, Томской областей и Республики Татарстан обладают развернутыми учебно-методическими комплексами: рабочими тетрадями, атласами, электронными пособиями, хрестоматиями и другими материалами.

В начале 2000-х гг. пособия по региональной истории были подготовлены в Магадане, Приморье, на Сахалине. Коллективы авторов разработали и издали учебники, курсы лекций для школьников и студентов. Среди них можно выделить следующие работы: учебное пособие «История Дальнего Востока России в Новое и Новейшее время», «История Дальнего Востока. Эпоха средневековья (V — первая половина XVII вв.), «История Якутии» [11, 25, 6]. В 2004 г. в Магадане был опубликован учебник «История родного края» для 7 класса общеобразовательной школы, а во Владивостоке «История Российского Приморья: учебное пособие для 8-9-х классов [29, 17].

Ознакомившись с данными учебниками можно сделать вывод о том, что в части работ авторы придерживаются традиционного подхода, представляя историю региона только с момента вхождения его в состав России [6]. Тем менее ряд авторских коллективов выполнил более сложную задачу и показал регион еще до вхождения в состав государства [17]. Несмотря на верное замечание Е. Е. Вяземского о том, что общей и основной для региональных учебников выступает тема социально-экономического и культурного развития территории в составе Российской империи — Советского Союза — Российской Федерации [8], стоит особо выделить как элемент новизны ряд сюжетов в характеризуемых пособиях. Среди них более развернутая этническая характеристика населения территории, связь российского Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в прошлом и настоящем, значительный региональный персональный ряд. Во всех названных пособиях разработан достаточный методический аппарат.

В эти же годы работа по созданию регионального компонента велась и на Камчатке. Так, в начале 1990-х гг. в г. Петропавловске-Камчатском учителя-

практики проводили уроки краеведения в рамках факультативных занятий на базе школ № 1, 26, 35, 40, 42. В 1993-1995 гг. учителя средней общеобразовательной школы № 30 г. Петропавловска-Кам-чатского А. В. Костыря и Т. А. Наймушина разработали интегрированный курс «География и история Камчатки». Данный курс прошел экспертизу в Камчатском областном институте повышения квалификации и был рекомендован Управлением Образования Камчатской области как один из вариантов реализации регионального компонента в школах Камчатки. Новый курс был подготовлен для школьников 8-9 классов. Первая часть курса представляла историю и географию Камчатки с древнейших времен до конца XIX в. Во второй части курса рассмотрены важнейшие сюжеты по новейшей истории региона. Программа курса была вписана в концентрическую систему исторического и географического образования. Новую дисциплину могли реа-лизовывать учитель истории и географии, но допускалась и раздельная работа учителей предметников. Для учебно-методического обеспечения этого курса авторами были подготовлены программа, учебно-методические рекомендации для учителя и две рабочие тетради для школьников. Это существенно облегчило работу педагогов Камчатской области по изучению региональной истории и географии.

Однако в силу объективных причин не сложился один из самых важных компонентов учебно-методического комплекса — учебник для школьника. Частично остроту проблемы снимало учебно-методическое пособие «Страницы истории Камчатки», написанное преподавателем Камчатского государственного педагогического института, кандидатом исторических наук В. Д. Сергеевым [27]. Данное пособие охватывало период с древнейших времен до начала XX в. Учителя школ активно использовали его при изучении первой части курса «География и история Камчатки». Однако в процессе преподавания возникали определенные трудности, так как пособие в большей степени было ориентировано не на школьную, а на студенческую аудиторию. Таким образом, несмотря на значительность проделанной работы, единый учебник для школы создать не удалось ни во второй половине 1990-х, ни в начале 2000-х гг.

В настоящий момент сложились условия, которые позволяют приступить к поэтапному решению этого вопроса. Так, на базе Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга специалистами кафедры истории и философии были разработаны и успешно реализуются курсы региональной истории для студентов всех отделений.

A. A. Volkov

ON THE NECESSITY OF CREATING A TEXTBOOK ON THE HISTORY OF KAMCHATKA FOR PUPILS

PEDAGOGY

А именно: «История Дальнего Востока», «История и география Камчатки», «Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона», «Религии и верования народов Камчатки», «Культура коренных народов Камчатки», «История Северо-Востока в XIX-XX вв.».

Научными сотрудниками кафедры Т. В. Воробьевой, В. А. Ильиной, Н. В. Камардиной, А. И. Кирилловой, С. Г. Кошкаревой, В. О. Елизаровой, А. В. Пта-шинским были выполнены монографии по различным аспектам региональной истории [7, 15, 19, 20, 22, 24]. За последнее десятилетие сотрудниками кафедры были проведены более десяти региональных научных конференций, посвященных малоизученным аспектам и проблемам региональной истории. Уделяя значительное внимание методологическим, историографическим, источниковедческим вопросам регионального прошлого, коллектив кафедры не забывает оказывать помощь школам Камчатки. В 2013 г. было подготовлено и издано учебно-методического пособие для преподавателей средних общеобразовательных учреждений «Региональный компонент исторического образования для основной ступени обучения в школах Камчатского края» под редакцией А. В. Костыря, В. А. Ильиной [23]. Данное пособие — это первая целостная учебно-методическая разработка для школьного образования, которая дает возможность учителям средних школ организовывать и проводить полноценные занятия, внеклассную работу на основе региональной истории. Авторы сочли необходимым безвозмездно предоставить Камчатскому институту развития образования (КИРО) электронную копию книги, для размещения на сайте института. Продолжая оказывать помощь учителям Камчатки, коллектив кафедры в 2015 г. подготовил и издал учебно-методическое пособие «Камчатская область в годы Великой Отечественной войны» [21]. Пособие состоит из трех разделов, которые органично дополняют друг друга. Так, в первом представлены материалы по содержанию, а во втором и третьем даны методические рекомендации по реализации региональных тем. В составлении методической части пособия принимали участие студенты-историки. В ходе архивной практики они изучали

Библиографич

1. Аминов А. М. История Татарстана (Краткий курс). ХХ в. Учебное пособие для учащихся 9 класса. — Казань, 2009. — 60 с.

2. Аминов А. М. История Татарстана (Краткий курс). С древнейших времен по XVIII в. Учебное пособие для учащихся 10 класса. — Казань, 2009. — 56 с.

малоизвестные документы военного времени, на основе которых подготовили тематические презентации, включенные в данное пособие.

Выполненные научные исследования, подготовленные учебно-методические пособия коллективом кафедры можно рассматривать как значительный вклад в общую научно-методическую базу регионального компонента школьного исторического образования. Однако усилий одного коллектива кафедры недостаточно. Второй заинтересованной стороной для организации работы по подготовке учебника и современного учебно-методического обеспечения курсов региональной истории может выступить Министерство образования и науки Камчатского края. Объединение усилий двух структур позволит наметить этапы работы, определить концепцию регионального компонента, организационно-правовую базу будущей деятельности и решить давно поставленную задачу.

Подведем предварительные итоги.

Камчатский край, существующий в настоящий момент как самостоятельное социально-экономическое, культурное пространство, фактически сформировался только во второй половине двадцатого века. Значительная часть населения не имеет региональных «корней», не определяет свою принадлежность данному пространству, свою меру ответственности за процессы, происходящие на территории. Направить внимание человека на регион, определить его место в системах данной территории, в определенной степени локализовать личность — одна из важнейших задач регионального компонента в системах школьного, средне-специального образования Камчатского края.

Изучение практики реализации курсов региональной и национально-региональной истории на Камчатке и в других субъектах РФ позволяет сделать вывод о явном отставании нашего региона в этом процессе.

Опора на предшествующий опыт, деятельность регионального научно-педагогического сообщества, сотрудничество заинтересованных сторон позволяют построить концепцию региональной истории и подготовить для школьников края учебник по истории Камчатки.

еский список

3. Аминов А. М. История Татарстана (Краткий курс). ХК-ХХ вв. Учебное пособие для учащихся 11 класса. — Казань, 2009. — 60 с.

4. Аминов А. М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древнейшие времена и средние века. Для учащихся 8 класса. — Казань: Магариф, 2000. — 127 с.

ПЕДАГОГИКА

А.А. Волков

О необходимости создания учебника по истории Камчатки для школьников края

5. Антипова М. В., Байда О. Н., Бродская И. К. История Сибири для 5 класса, 2008 [электронный ресурс] — URL: http://nashol.com/2016050289237/ istoriya-sibiri-5-klass-antipova-m-v-baida-o-n-brodskaya-i-k-2008.html (дата обращения: 25.03.2017).

6. Васильев Н. И. История Якутии: Учеб. пособие для ст. кл. — Якутск, 2004. — 108 с.

7. Воробьева Т. В. Калифорнийская историческая школа о расширении территории Российского государства. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 223 с.

8. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент исторического образования [электронный ресурс] — URL: http://old.prosv.ru/ebooks/ Vazemskii_Nacional komponent/3.html (дата обращения: 25.03.2017)

9. Гилязов И. А., Пискарев В. И., Хузин Ф. Ш. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца Х1Х в. Учебное пособие для 10 класса. — Казань: Хэтер, 2008. — 271 с.

10. Гилязов И. А., Пискарев В. И., Султанбеков Б. Ф., Хузин Ф. Ш. Казановедение. Учебное пособие для начальной школы / Под. ред. В. И. Пискарева. — Казань: Тамга, 2006. — 192 с.

11. Завалишин А. Ю. История Дальнего Востока России в Новое и Новейшее время: Учеб. для 89 кл. — Хабаровск, 2001. — 285 с.

12. Зверев В. А., Зуев А. С., Кузнецова Ф. С. История Сибири: учебное пособие для 8 класса. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. — 369 с.

13. Зверев В. А., Кузнецова Ф. С. Хрестоматия по истории Сибири: XVII - начало ХХ вв. - Новосибирск : ИНФОЛИО-пресс, 2003. — 291 с.

14. Зуев А. С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.): учеб. пособие для ст. кл. общеобразоват. учреждений. — 2-е изд. — Новосибирск : ИНФОЛИО-пресс, 1999. — 364 с.

15. Ильина В. А. Акционерное Камчатское общество в хозяйственном освоении и развитии Камчатки в 1927-1941 гг. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. — 279 с.

16. Исупов В. А., Кузнецов И. С. История Сибири: учебное пособие для 9 класса. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. — 329 с.

17. История российского Приморья: Учебное пособие для 8-9-х классов общеобразовательных учреждений всех типов; под редакцией Ларина В. Л. — Владивосток. Дальпресс, 2004. — 248 с.

18. Камардина Н. В. Изучение региональной истории как способ как способ социализации личности (из опыта работы Камчатского государственного университета имени В. Беринга г. Петропавловск-Камчатский) // Проблемы современной науки. — 2016. — № 24. — С. 73-80.

19. Камардина Н. В. Советский Дальний Восток в военные и послевоенные годы: идеология и общест-

венное сознание (1941-1953 гг.). — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 154 с.

20. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны: неизвестные страницы: коллективная монография / Т. В. Воробьева, В. А. Ильина, Н. В. Камардина, А. В. Костыря, С. Г. Кошкарева,

A. И. Кириллова, А. С. Сесицкая; под общ. ред.

B. А. Ильиной. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 150 с.

21. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны: учебно-методическое пособие / под ред. В. А. Ильиной. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2015. — 188 с.

22. Кириллова А. И. Реализация государственной политики на начальном этапе советизации среди бы-стринских эвенов. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. — 223 с.

23. Костыря А. В., Ильина В. А. Региональный компонент исторического образования для основной ступени обучения в школах Камчатского края: учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. общеобразоват. учреждений — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. — 344 с.

24. Кошкарева С. Г. Советская концессионная политика на Северо-Востоке страны в 1920-1945 гг. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 155 с.

25. Плохих С. В., Ковалева З. А. История Дальнего Востока. Владивосток, 2002 [электронный ресурс] — URL: http://azbook.net/book/292-istoriya-dalnego-vostoka-rossii/1-soderzhanie.html (дата обращения: 25.03.2017).

26. Кузнецова Ф. С. История Сибири: учебное пособие для 7 класса. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. — 253 с.

27. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки. Учебно-методическое пособие, Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство Камчатское отделение, 1992. — 189 с.

28. Сесицкая А. С. Государственный архив Камчатского края как источник по изучению истории Камчатки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. — 197 с.

29. Цепляева Н. С., Гоголева Т. Ю., Корсун Р. П., Давыдов В. В. История родного края: Учеб. пособие для 7 кл. Магадан, 2004. — 120 с.

30. Юрченко В. А. Региональная историография: российский опыт // Регионология. — 1993. — № 3 [электронный ресурс] — URL: www.baumanki. net/show-document/1-108775/c7bef616aabb27acd6de 703854e2f4c2/3/ (дата обращения: 25.03.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.